Невский проспект

Невский проспект - главная и самая знаменитая магистраль Санкт-Петербурга. Она связывает Дворцовую площадь с площадью Александра Невского. Её длина - 4,5 километра.

Невский проспект до Невского проспекта

Невский проспект появился на карте Санкт-Петербурга всего через несколько лет после основания города. Он складывался как главная въездная дорога в Санкт-Петербург с юга - из Москвы и Великого Новгорода.

С самого начала жизни Санкт-Петербурга в город с юга вела только одна дорога - Новгородский тракт, проходящий по трассе современного Лиговского проспекта. Примерно в районе Кирочной улицы дорога делилась на несколько троп. Одна из них вела на запад в сторону деревни Первушина и усадьбы шведского офицера Конау - к устью Безымянного Ерика (Фонтанки). Очевидно, что именно ей поначалу пользовались для подвоза продовольствия к основанному 5 ноября 1704 года Адмиралтейству. Этот путь быль не лёгким, дорогу часто размывало.

Дорога приводила к гласису перед Адмиралтейством, который назывался Адмиралтейским лугом. Его не застраивали, так как такое пустое пространство было необходимо для крепости (а Адмиралтейство изначально было не только верфью, но и крепостью) для того, чтобы враг не мог подойти к ней незамеченным. Здесь, в начальной части будущего Невского проспекта, жизнь начала кипеть ещё до появления главной улицы города. Между Адмиралтейским лугом и Мойкой расположилась Морская слобода, в которой жили рабочие верфи.

Реконструированный план местности вокруг Морского рынка близ Адмиралтейства

В 1705 году примерно на участке домов №2-16 был построен Морской рынок. Он возник здесь по желанию местных мастеровых, которые пожаловались губернатору А. Д. Меншикову на отсутствие в слободе заведения по продаже съестных припасов и питья. На Морском рынке торговали не только продуктами, но и дровами, сеном. Через Морскую слободу к Морскому рынку была проложена Большая Морская улица.

Рядом с рынком, на участке дома №55 по набережной Мойки, был построен по типовому проекту для именитых дом адмирала Корнелия Крюйса. Он руководил строительством Адмиралтейства и был президентом Адмиралтейств-коллегии, поэтому поселился рядом с ним. Дом Крюйса был главным в Морской слободе, адмирал жил рядом с моряками и рабочими Адмиралтейства. Этот особняк стал одним из первых жилых зданий на Невском проспекте. Его главный фасад был обращён на Мойку, а в сторону будущей улицы выходила глухая стена с чёрным ходом для прислуги.

Судьба дома Крюйса историками трактуется по разному. В. М. Бузинов в книге "Дворцовая площадь. Неформальный путеводитель" утверждает, что он был разобран ради строительства трактира "Петровское кружало". В доказательство он приводит жалобу адмирала генерал-полицмейстеру Антону Девиеру. Крюйс пишет, что пока он был в военных походах его дом у Зелёного моста, напротив дома архитектора Леблона, разобран, на его месте строится трактир. По всей видимости, городские власти решили присоединить участок Крюйса к рынку, пока его владелец отсутствовал [2, с. 25, 26].

Поводом к появлению трассы Невского проспекта стали успехи русской армии в Северной войне со Швецией. После победы под Полтавой и взятия Выборга, то есть к 1710 году, стало понятно, что шведы к Санкт-Петербургу близко уже не подойдут. Именно тогда Пётр I начал реализовывать проект по переносу на берег Невы столицы. Город, до того представлявший из себя ряд слобод вокруг крепости и верфи, начал превращаться в большое поселение, готовиться к приёму царского двора, правительства. Для этого Петром I был предпринят ряд мер.

В 1710 году был основан Александро-Невский монастырь. Появилась необходимость связать место его строительства с Морской слободой, а заодно и создать удобный въезд в Петербург с юга. Именно тогда начали прокладывать прямую трассу, то есть "першпективу", от Адмиралтейства до Новгородского тракта по наикратчайшему расстоянию. На карте Петербурга легко заметить, что между Невским и Лиговским проспектами прямой угол. По версии П. Н. Столпянского направление новой магистрали было обусловлено тем, что именно здесь река Фонтанка (тогда Безымянный Ерик) была наиболее узкой и удобной для наведения переправы. Такое же удобное место было в районе Обуховского моста, но оно было дальше от Новгородской дороги, и оттуда пришлось бы прокладывать дорогу в основном через болота [10, с. 12]. Так наметилось направление Невского проспекта. Его назвали Большой першпективной дорогой. В первую очередь обустраивали участок от Адмиралтейства до Мойки, через Морскую слободу.

Отрезок от монастыря строился с 1712 года, когда началось его активное строительство, в течение шести лет. Он изначально назывался "Невская першпективная дорога", по названию монастыря. Первое упоминание об этой дороге в официальных документах - указ Петра I от 2 октября 1718 года. В нём говорится о дороге к Невскому монастырю.

Строителям Большой першпективной дороги пришлось столкнуться со сложным для прокладки дороги грунтом. При одной из реконструкций магистрали между улицами Восстания и Марата выяснилось, как боролись первые строители Невского проспекта с болотом. В зыбкий грунт они забивали стойки, поперёк которых связками крепили брёвна от днищ барок. По этим днищам настилали доски. Отрезок Невской першпективной дороги оказался самым тяжёлым. По нему неоднократно прокладывали гати, а затем также укрепили днищами барж. [13, с. 6, 7]

Большая першпектива поначалу застраивалась медленно, так как Пётр I видел центр города на Васильевском острове. А вот Невская першпектива была более оживлённой, там отводили земли рабочим и служителям монастыря.

Часто в путеводителях упоминается история о том, что просеку стали пробивать одновременно с двух сторон, планируя соединиться на Новгородской дороге. Невский проспект должен был стать прямым как стрела. Однако точно соединиться не удалось. В результате образовался единственный поворот, в районе площади Восстания. Эту байку доводят до убедительности тем, что Пётр I якобы даже распорядился высечь нерадивых строителей на получившемся изгибе дороги. Легенда не соответствует действительности, так как две части будущего Невского проспекта прокладывались в разное время и до 1738 назывались по разному.

Прокладка новой дороги позволила Петербургу перешагнуть через Мойку, которая до того являлась естественной границей города. Новой границей Санкт-Петербурга стала Фонтанка. Между Мойкой и речкой Кривушей (канал Грибоедова) в 1710 году была основана Переведенская слобода. Здесь жили работные люди, переведённые в Петербург из разных мест. При этой слободе, на углу Большой першпективной дороги и Кривуши, в 1712 году появилась небольшая деревянная церковь Рождества Богородицы - первый храм на Невском проспекте.

Город рос не только по оси Большой першпективной дороги, поэтому она стала соединяться с другими районами молодого Петербурга. В 1713 году с Большой першпективой Литейным проспектом был соединён Литейный двор, основанный за два года до этого. В первой четверти XVIII века через Переведенскую слободу от Большой першпективы была проложена 1-я Переведенская (ныне Казанская) улица.

В 1715 году направление Большой першпективы в пределах Адмиралтейского луга было скорректировано для того, чтобы она выходила на центр Адмиралтейства, который незадолго до этого был акцентирован башней со шпилем. При этом был снесён ряд дворов. Большая першпектива к тому времени представляла из себя узкую просеку в болотистом лесу. По мнению П. Н. Столпянского именно в 1715 году из Москвы были вызваны пленные шведы, которые вскоре превратили её в удобное шоссе [10, с. 13]. П. Н. Петров в своей книге "История Санкт-Петербурга" утверждает, что это было сделано раньше:

"Обделка "Проспективой дороги" нашего Невского проспекта выполнена только к 1713 году, руками пленных шведов, в первый год после сдачи при Переволочне, рассеянных по всем городам, а потом собранных большей частью в Петербурге". [Цит. по: 11, с. 71]

Тогда же на Большой першпективной дороге началось строительство мостов. До того путешественникам, по всей видимости, приходилось пользоваться паромными переправами. Они значительно снижали пропускную способность дороги. Поэтому, даже несмотря на нелюбовь Петра I к мостам, их пришлось наводить. В 1715 году был построен первый мост через Фонтанку. Ещё через год - мосты через Мойку [1] и Кривушу.

Торговля сеном и дровами на Морском рынке возле Адмиралтейства представляла большую опасность для верфи как источник возможных пожаров. Поэтому в 1716-1720 годах рынок был перенесён на участок между Мойкой и Большой Морской улицей (дом №15). Проект нового каменного здания разрабатывал Г. И. Маттарнови. При новом рынке существовал и Мытный двор, где брали "мыт" - пошлину с товаров. Поначалу здесь велась торговля только съестными припасами. Но постепенно лавки занимались купцами, торгующими и другими товарами. Морской рынок горожане всё чаще называли Гостиным двором.

Работа пленных шведов по благоустройству Большой першпективы увенчалась посадкой весной 1721 года четырёх рядов берёз. По свидетельству офицера из свиты герцога Голштинского, прибывшего в Санкт-Петербург в июне 1721 года:

"С самого начала мы въехали на длинную и широкую аллею, вымощенную камнем и по справедливости названную проспектом. Она проложена только за несколько лет и исключительно руками пленных шведов. Несмотря на то, что деревья, посаженные по сторонам в три или четыре ряда, ещё не велики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой её содержат (пленные шведы каждую субботу чистят её), и делает чудесный вид, какого я никогда не встречал..." [Цит. по: 5, с. 94, 95]

Проезд по першпективе до монастыря был платным. Служителями обители была определена следующая плата: с верхового - 3 копейки, с телеги - 5, а с кареты, в зависимости от числа лошадей, от 10 до 30 копеек. Размер платы был весьма велик. Это оправдывали большие расходы на содержание магистрали. Ежегодно в трясину укладывали новые днища барж, которые к следующей весне полностью погружались в болотистый грунт. Укрепление дороги проводили заново, на что и требовались получаемые с проезда деньги.

Путешественники платили в том числе булыжными камнями и строительными материалами. Они в то время в Санкт-Петербурге были в дефиците. Благодаря этому в 1720-х годах дорогу удалось замостить булыжным камнем. Мощение Невского проспекта также возлагалось на владельцев примыкающих к нему участков. В их обязанности входило мостить улицу на всю длину своего участка до её середины.

30 августа 1724 года состоялся перенос мощей Святого князя Александра Невского в Александро-Невский монастырь. По этому случаю генерал-полицмейстер Антон Девиер сделал подарок - на начальной части Большой першпективы вечером зажгли первые фонари. Они были поставлены через каждые 50 сажен (106 метров), заправлялись конопляным маслом. Под фонарями были установлены скамьи для отдыха прохожих. Про масляные фонари Николай Васильевич Гоголь в своей повести "Невский проспект" писал:

"Далее, ради Бога, далее от фонаря, и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастье ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим маслом".

Среди нереализованных планов первой четверти XVIII века числится канал, который по замыслам Петра I должен был дать проход с моря к Гостиному Двору на углу Большой першпективы и Мойки. Он должен был пройти как раз по трассе проспекта.

Благодаря такому вниманию к благоустройству Большой першпективы она ещё при Петре I стала главной въездной дорогой, подъездом к центру Петербурга. Так продолжалось и при правлении его супруги Екатерины I. Именно по этой першпективе, как говорилось в указе от 1726 года, "всегда как приезд, так и въезд чужестранным и российским подданным отовсюду в Санкт-Петербурге имеется". Тогда же рядом с Аничковым мостом появились караульный дом со шлагбаумом. Здесь проверяли документы у всех въезжающих в город, что было связано с беспокойством Екатерины I за своею безопасность.

Дорога в этот период не рассматривалась как главная магистраль Петербурга. Так как центр города Петром I задумывался на Васильевском острове, то главной улицей должен был бы стать Большой проспект Васильевского острова. После смерти императора развитие Петербурга шло по инерции, а возвращение Петром II столицы в Москву вообще на некоторое время замедлило рост города. Но некоторые планы всё-таки продолжали реализовываться.

В 1728-1730 годах на першпективе появились (немецкая церковь Святого Петра) и два дома при нём, построенные по проекту архитектора Доменико Трезини. Почти сразу же свой участок получила и голландская община (дом №20). Участки немецкой и голландской общины в 1730-х годах были ограничены Большой и Малой Конюшенными улицами.

Немецкая кирха стала первым зданием, поставленным на некотором отдалении от красной линии будущего Невского проспекта. Соседние дома образовали перед ними своеобразные пропилеи. Впоследствии такой приём использовался при строительстве здесь всех других храмов, что значительно обогатило художественную значимость ансамбля Невского проспекта.

Дальнейшее быстрое развитие Петербурга в целом и Большой першпективы в частности стало возможным благодаря императрице Анне Иоанновне, которая снова перенесла столицу на берег Невы. Во второй половине 1731 года для её торжественной встречи на дороге у Мойки были построены триумфальные ворота в виде трёхпролётной арки с башенкой. Они возводились по проекту И. К. Коробова, были украшены золочёной резьбой и скульптурой. Ещё одни триумфальные ворота были построены М. Г. Земцовым у Аничкова моста. Их назвали Адмиралтейскими и Аничковскими соответственно.

Казанской иконы Божьей матери церковь

Главной высотной доминантой Большой першпективной дороги в 1733-1737 годах стала колокольня новой каменной церкви Рождества Богородицы. Она было увенчана высоким шпилем, перекликающимся со шпилем Адмиралтейства. Когда сюда в 1730-х годах была перенесена Казанская икона Божией Матери, храм стали называть Казанской церковью.

Несмотря на все усилия по благоустройству, Невский проспект в то время некоторым представлялся довольно пустынной дорогой. К. Р. Берк свидетельствовал:

"Из Итальянского сада и Сибирского приказа мы возвратились в город по Перспективной улице. Она проложена от Адмиралтейства и уходит далеко за город. Домами она застроена лишь в наименьшей своей части, прочая часть состоит из берёзовой аллеи - где прорубленной, а где насаженной и представляющей собой чрезвычайно красивый больвар... На Перспективной улице, как было сказано, мало примечательных зданий, помимо каменной русской церкви, которая пока не достроена, но будет, по-видимому, красивой" [Там же].

Относительно перевода Гостиного двора за Мойку большинство историков утверждают, что это произошло после пожаров 11 августа 1736 года и 23 июня 1737 года, когда сгорела большая часть застройки вокруг Адмиралтейства. Огнём было уничтожено и здание рынка. Эту популярную версию опровергает историк К. В. Малиновский, который в своей книге "Санкт-Петербург XVIII века" цитирует указ Сената от 24 апреля 1735 года:

"имеющийся на Адмиралтейском острову Морской рынок перевесть немедленно на порожнее место, показанное от Полицмейстерской канцелярии, идучи к Невскому монастырю по правую сторону перспективной дороги, а на том новом рынке места Санктпетербургским купецким людям отводить от Полицмейстерской канцелярии, от Камер-Конторы и от Ратуши, с общаго согласия, полинейно, чем в которой линии торговать" [Цит. по: 6, с. 275].

Ещё одним доказательством более раннего переноса торговли служит свидетельство посетившего Петербург в 1736 году П. фон Хавена:

Большой деревянный Гостиный двор
"Но самое примечательное - мелочные лавки, которые стоят на Перспективе, числом несколько сот, в таких можно купить всевозможные товары, которые только можно пожелать. Они построены четырёхугольником с закрытым ходом вокруг них. Место, которое они окружают, устроено для складов. При этом вблизи находятся две рыночные площади, полные лавок, где продают железо, лён, пеньку, телеги и тому подобное. Кроме как в этих лавках ничего не купить на всей Дворцовой стороне" [Цит. по: 6, с. 275, 276].

То есть перенос торговли ближе к границе города, очевидно, был осуществлён ещё до пожаров, что стало естественным шагом в развитии Санкт-Петербурга. Ведь и указ о застройке магистрали от Адмиралтейства до Фонтанки был издан в мае 1736 года, опять же, до пожара. Для его реализации архитектором Главной Полицмейстерской канцелярии, коим тогда был М. Г. Земцов, были подготовлены проект застройки и рисунок фасада типовых жилых домов. Последующие вскоре пожары только ускорили реализацию задуманного.

Ради пожарной безопасности в июне 1737 года Анной Иоанновной был издан указ:

"...за Мьею речкою по проспективной на погорелых местах, для осторожности от пожарного случая, отныне впредь вместо новозачатого обывательми деревянного строения, и которые ещё не зачали, всем строить каменное строение на погребах в одно жильё неотменно, и для того зачатыя строении велеть разобрать" [Там же].

Реализация указа императрицы была возложена на созданную 10 июля 1737 года "Комиссию о санктпетербургском строении". 20 апреля 1738 года комиссией было дано название семнадцати главным городским магистралям, в том числе Большой першпективе, которая стала Невской Проспективной улицей. Это название было закреплено лишь за участком трассы в Адмиралтейской части, то есть только до Мойки. 20 апреля 1739 года такое название распространилось уже на дорогу до современной площади Восстания. Вскоре Невской Проспективной улицей стали называть весь проезд от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. Таким образом, название своё проспект получил не от реки Невы, а от монастыря.

Первый период. Барочный Невский проспект

Комиссия включила Невский проспект в знаменитый "Адмиралтейский трезубец" - три улицы-луча, ориентированные на шпиль башни Адмиралтейства. Именно тогда между Невским и Вознесенскими проспектами была проложена Средняя першпектива (ныне Гороховая улица). Обычно в таких случаях главной магистралью становится средний луч. Но в Санкт-Петербурге так не получилось.

Тогда же от Невской першпективы за Фонтанкой проложили новые дороги - Головин переулок (ныне улица Рубинштейна) и Преображенскую (ныне Марата) улицу. Рядом с переведёнными подальше от Адмиралтейства деревянными торговыми рядами проложили Садовую улицу.

Комиссией район першпективы был отдан под застройку торговыми заведениями и частными домами. Раздача мест напротив Гостиного двора производилась по указу от 20 августа 1739 года [6, с. 276]. Здесь предполагалось возведение только каменных домов, но для новых деревянных на каменных погребах зданий немецкой и голландской общин было сделано исключение. Их ломать не стали. 12 декабря было повелено:

"Назначенныя по плану под строение места и улицы апробуются, токмо в первой Коломне по Невской перспективой места под каменные дома отдавать желающим, а оставшия за тем места, кои добровольно застроены не будут, раздавать, и тем, которым надлежит каменные домы строить, с числа душ; а понеже некоторое каменное строение, по обеим сторонам той проспективой уже застроено на погребах, того ради и всё по оной проспективой домы строить на погребах ж, в один, а кто пожелает и в два апартамента, а имеющиеся по той проспективной против церкви Рождества Пресвятыя Богородицы деревянные анбары, в которых содержатся с казёных заводов стекляныя вещи, перенесть на иное место, по прежнему нашему указу немедленно, и вместо оных будущим летом построить каменныя на погребах от Канцелярии от строений, где назначено на плане" [Цит. по: 6, с. 276, 277].

При Анне Иоанновне была предпринята попытка соединить две части Невского проспекта в единое целое, исправить то, что Большая и Невская першпективы вышли к Новгородскому тракту в разных местах. Для того, чтобы в его перспективу попадал купол Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря, часть дороги от Лиговского проспекта до лавры проложили заново. Новая трасса, которая стала Новой Першпективной улицей, была проложена параллельно старой (Старой Невской Першпективной улице). Но прежняя гать хорошо утрамбовалась. Монастырю не с руки было ломать свой хозяйственный двор и переносить Святые ворота. В итоге дорогу вернули на своё место. Но среди петербуржцев неофициальный топоним "Старо-Невский проспект" продолжает существовать до сих пор. На месте Новой Першпективной улицы впоследствии появились Гончарная и Тележная улицы.

В 1741 году на трон вступила дочь Петра I императрица Елизавета Петровна. Для её торжественной встречи были перестроены Адмиралтейские триумфальные ворота. Их переместили на перекрёсток Невского проспекта и Большой Морской улицы. Автором новых ворот стал П. А. Трезини. Он их выполнил из в виде ротонды, увенчанной фигурой Славы, с проездом на четыре стороны. В 1751 году Адмиралтейские триумфальные ворота и ворота у Аничкова моста были разобраны из-за ветхости. На их месте планировалось построить новые каменные. К работам по их возведению был привлечён архитектор Ф. Б. Растрелли. Однако строительство так и не было начато.

При Елизавете Петровне сузилась начальная часть Невского проспекта. На углу проспекта и Мойки со значительным выступом за красную линию улицы в 1741 году был построен каменный дом придворного портного И. Г. Неймана. С таким же выступом несколько позже был возведён Временный Зимний дворец.

Дом архитектора Земцова

Среди указов дочери Петра I имеется и указ "О запрещении с.-петербургским жителям развешивать что-либо на берёзках на Невской перспективе". Очевидно, что ряды берёз вдоль дороги использовались местными жителями в хозяйственных целях. На ветках сушилось бельё, висела одежда. Кое-где на них была натыкана и посуда - горшки да кувшины [10, с. 29].

Существующие к тому времени немногочисленные деревянные постройки вдоль дороги ютились в беспорядке. В связи с этим с 10 мая 1745 года начинает выходить ряд указов, завершающихся повелением "о перестройке и переносе до 1 мая 1747 года в С.-Петербург по Невской першпективе всех обывательских домов, выстроенных не по утверждённым планам по близости к улице" [Там же].

Каменная застройка Невского проспекта велась в основном по проектам архитектора Земцова. Благодаря именно его стараниям возник ряд особняков напротив Гостиного двора. Между Мойкой и Переведенской слободой Земцовым был создан целый жилой комплекс, включивший в себя сразу три особняка, стоявших на проспекте "единым фасадом". Интересным решением фасада выделялся и вышеупомянутый дом Неймана. Построенные по проектам М. Г. Земцова дома на Невском проспекте делались достаточно нарядными. Их фасады оформлялись в стиле барокко, который теперь искусствоведы назвали бы "аннинским". Среди них особо ярким был дом голландской общины на углу Невского проспекта и Мойки.

С увеличением объёма жилой застройки на Невском проспекте увеличивалось и количество торговых заведений. К деревянным торговым рядам Гостиного двора в 1740-х годах добавились лавки соседних Милютинских и Серебряных рядов.

Вид Невского проспекта от Аничкова моста с домом И. И. Шувалова

Барочная архитектура Невского проспекта при императрице Елизавете Петровне обогатилась творениями придворного зодчего Франческо Бартоломео Растрелли. На углу Невского проспекта и Фонтанки им было завершено строительство Аничкова дворца (начал его М. Г. Земцов). В 1752-1756 годах на углу Невского проспекта и Мойки по проекту Растрелли был построен дворец Строгановых. Это единственное здание на проспекте сохранившее свой внешний вид практически неизменным. Чуть ранее, в 1750-1751 годах в квартале между Невским проспектом, Садовой, Итальянской улицами и Шуваловым переулком (Малой Садовой улицей) архитектором Чевакинским была построена усадьба с дворцом фаворита Елизаветы Петровны графа И. И. Шувалова.

Отдельно следует отметить тот факт, что главные фасады всех этих дворцов не выходили на Невский проспект. Аничков дворец М. Г. Земцовым был запроектирован так, что его главный фасад направлен на Фонтанку. Главный фасад Строгановского дворца обращён на Мойку, а Шуваловского - на будущую Итальянскую улицу. На першпективу выходили его служебные постройки. Очевидно, что Невский проспект в 50-х годах XVIII века оставался только въездной дорогой в Петербург, он ещё не воспринимался как главная парадная магистраль столицы. Этому же вторит существование на магистрали четырёх иноверческих храмов и даже позументной фабрики, что не было бы возможным на главном проспекте столицы.

Ещё одно произведение Растрелли, Временный Зимний дворец, появился на Невском проспекте в 1754 году на участке домов №13 и 15. Сюда переехала императрица Елизавета Петровна на время строительства нового Зимнего дворца на Дворцовой площади. Длина фасада временной императорской резиденции составила более 300 метров. Она перекрыла выход к Невскому проспекту Большой Морской улицы. И здесь главный фасад, а таковым следует признать тот, за которым находились апартаменты императрицы, выходил не на першпективу, а на реку Мойку.

Несмотря на уплотнившуюся застройку, Невский проспект оставался обсаженным берёзами. Канцелярия от строений следила за состоянием аллеи. Так, в марте 1744 года оказалось, что "на Адмиралтейском острову из посаженных берёзок по першпективым Невской против казённых мест и Средней на лугу находитца посохлых в разных местах двести семдесят дерев вместо которых требует, чтоб посадить вновь, а в прошедшие времена таковые берески пересадкою производились каторжными неволники при показании знающих садовых учеников, определённых от Садовой конторы" [Цит. по: 6, с. 325].

За 40-е и 50-е годы XVIII века Невский проспект впервые получил цельный архитектурный облик. Хоть он и не застраивался ансамблями, но благодаря небольшому количеству работавших здесь архитекторов и применяемым типовым проектам обывательской застройки облик магистрали оказался весьма гармоничен.

Жителями домов на Невском проспекте в середине XVIII века становились в основном богатые купцы. Но рядом с ними жили архитекторы Земцов и Растрелли, придворные повар и портной, адъютант генерала. Здесь же поселились барон Сергей Григорьевич Строганов, фавориты императрицы Алексей Григорьевич Разумовский и Иван Иванович Шувалов.

Второй период. Классический Невский проспект

Опустошительный пожар 1761 года разорил Переведенскую слободу. Елизавета Петровна, скончавшись в декабре 1761 года, не успела навести в городе порядок. Петра III следующим летом сменила Екатерина II. Ей то и досталась задача по организации устранения пожарища за Мойкой. Императрица взялась за гораздо более масштабную задачу. 11 декабря 1762 года была учреждена Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Её архитектором стал А. В. Квасов, который вскоре создал Генеральный план развития Санкт-Петербурга. Согласно ему Невский проспект получил новые кварталы между Адмиралтейским лугом и Морскими улицами.

Самое узкое место Невского проспекта - участок от площади Восстания до Суворовского проспекта. Этот отрезок магистрали появился в 1760-х годах, соединив наконец две изначально разные улицы. При этом часть "Старо-Невского" от Лиговского до Суворовского проспекта стала самостоятельной улицей, теперь называемой 1-й Советской.

C приходом к власти императрицы Екатерины II изменилась мода на архитектуру. Место барокко занял классицизм. Именно в этом стиле А. В. Квасов создал два типовых проекта жилых зданий, которые были применёны во вновь застраиваемом квартале. По его проектам на рубеже 1760-х и 1770-х годов были построены дома с №4 по 16. В те же годы были застроены участки домов с №1 по 11.

Архитектор Растрелли новой властительницей был отстранён от дел и заменён приглашённым в Санкт-Петербург французским зодчим Ж. Б. Валлен-Деламотом. Он стал причастен к проектированию здания Вольного экономического общества (дом №2). По его же проекту в 1761-1785 годах строилось новое каменное здание "Большого Гостиного Двора". Для удобства проезда к этому торговому комплексу, занимающее целый квартал здание было отодвинуто от красной линии проспекта на 18 метров. Здесь Невский проспект самый широкий - 58 метров. Перед началом строительства Гостиного Двора был засыпан Глухой проток, на месте которого проложили Гостиную (Думскую) линию.

Под руководством Валлен-Деламота, а затем Антонио Ринальди в 1763-1783 годах шло строительство костёла Святой Екатерины. Он стал самым старым и большим католическим храмом в России. Считается, что именно француз стал автором проекта дома петербургского генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина (№15).

Невский проспект у Гостиного двора

Ещё одним автором зданий на Невском проспекте при Екатерине Алексеевне стал архитектор Юрий Матвеевич Фельтен. В 1771-1775 годах по его проекту была построена армянская церковь Святой Екатерины.

В 1770-х годах были застроены кварталы между Малой Конюшенной улицей и Екатерининским каналом (дома №26 и 28), между Шуваловым переулком и Караванной улицей (дома №56 - 64).

Слово "першпектива" окончательно переродилось в "проспект" в 1770-х годах. Топоним "Невский проспект" впервые появился на петербургских картах в 1776 году. Но в конце XVIII века существовало ещё несколько вариантов: Большой Невский проспект, 1-я Адмиралтейская перспектива и 1-я Адмиралтейская улица. 2-й и 3-й считались Гороховая улица и Вознесенский проспект. На плане 1812 года Невский проспект обозначен как Знаменский.

Ещё одним новшеством Невского проспекта 70-х - 80-х годов XVIII века стали каменные мосты через Фонтанку, Екатерининский канал и Мойку. Тогда же в тёсаный "дикий камень" (так тогда называли гранит) оделись тротуары Невского проспекта. Вскоре, по свидетельству современника, плиты были "в средине кругло протоптаны от бесчисленного множества пешеходцев". [Цит. по: 12, с. 30]

При Павле I предпринималась попытка превратить Невский проспект в бульвар. Это описал аббат Жоржель, гостивший в Петербурге с декабря 1799 года по май 1800 года:

"Улица, называемая Невский проспект, идёт от Адмиралтейства... Она так широка, что 12 карет в ряд могут проехать по ней. Во время моего пребывания в Санкт-Петербурге Павел I велел разбить на этом великолепном проспекте во время сильнейших морозов две аллеи для пешеходов, причём каждая состояла из двух рядов деревьев; эти аллеи тянутся на пол-лье от Мойки до Фонтанки; каждая из этих аллей имеет 8 футов в ширину и окружена оградой, раскрашенной в разные цвета; пространство между аллеями образует улицу; по ней могут проехать 6 карет в ряд. Деревья, посаженные со всеми своими ветвями, имеют от 15 до 20 футов в вышину, они вырваны и пересажены с корнями и землёй, из которой они извлечены, в смерзшийся снег. Для них вырыты ямы в 4-5 футов глубиной, причём обледенелые земли разбивали ударами заступа... Понадобилась власть императора, чтобы приказать, осуществить и довести до конца подобные работы; на них были ежедневно заняты 10 000 человек. На наследника, великого князя Александра, была возложена обязанность наблюдать за ними и довести работы до конца к назначенному императором сроку - в продолжение одного месяца... Я был свидетелем этого чуда власти и видел, как Его Величество прогуливался верхом во главе многочисленной свиты посреди большой улицы, окаймлённой аллеями, наслаждаясь сознанием того, что его приказания исполнены" [Цит. по: 8, с. 129].
Вид Аничкова дворца с принадлежащим ему строением

На рубеже XVIII-XIX веков застройка Невского проспекта перешла за Фонтанку. Многими из участков вдоль Невского проспекта за Фонтанкой стали владеть купеческие семьи: Яковлевы (№69, 96, 94, 112), Меняевы (№90-92, 116), Лопатины.

XIX век добавил к жилой и торгово-развлекательной функции Невского проспекта научно-просветительскую. В 1796-1801 годах по проекту Е. Т. Соколова на углу с Садовой улицей было построено здание первой в России публичной библиотеки. Неподалёку окончательно оформился административный центр, место работы Городской думы. Главным акцентом здесь стала построенная в 1799-1804 годах по проекту Д. Феррари башня, ставшая ещё одной высотной доминантой магистрали.

Образовавшаяся после сноса Временного Зимнего дворца лакуна была застроена только при Александре I. Эта территория была поделена на участки в 1802 году и отдана в частные руки с обязательством её немедленной застройки. Это и произошло в 1803-1804 годах, когда были выстроены однотипные похожие друг на друга дома с №5 по №13.

Старое здание Казанской церкви в 1801-1811 годах сменилось новым грандиозным храмом, возведённым по проекту архитектора А. Н. Воронихина. Новый Казанский собор связал в единый ансамбль весь окружающий его район и стал самым значительным сооружением на Невском проспекте. У колоннады Казанского собора образовалась площадь, позже украшенная памятниками Кутузову и Барклаю-де-Толли. Другими новостройками начала XIX века на Невском проспекте стали торговые ряды у Аничкова дворца (дом №39), портик Перинной линии.

Бульвар на Невском проспекте долго не просуществовал. Сказались неблагоприятные зимние условия, в которых сажали деревья. К тому же, ширина проезжей части значительно уменьшилась, что мешало потоку транспорта. Часть бульвара на Невском проспекте можно увидеть на картине И. И. Теребенёва, созданной в 1814 году. А в 1820 году В. П. Свиньин так описал освободившийся от бульвара Невский проспект:

"В прошедшем мае месяце Невский проспект, как некиим очарованием, принял новый, несравненно лучший вид, явился прекраснейшею улицею, в коей единственно нуждалась великолепная столица для торжественных случаев и выездов. Как будто по мановению жезла исчез высокий булевар, разделявший его на две равные половины, и теперь уже на месте сем разъезжают экипажи по гладкой мостовой. Справедливость требует однако ж заметить, что если булевар сей стеснял лучшую в столице улицу, то заключал для пешеходов и некоторые выгоды, коих не представляют тротуары, сделанные ныне по обеим сторонам улицы. Во-первых, пешеходец, идя по нём, не был обеспокоиваем встречею с экипажем, коих теперь должен он беречься при всяком переходе мимо ворот под домами; во-вторых, взор его любовался ровно обеими сторонами улицы, и наконец с булеваром исчезнет любопытная отличительность сей улицы, нередко случавшаяся весною, т. е., что на одной стороне катались ещё в санях, а по другой неслась пыль столбом от карет и дрожек! Но главная цель, для коей, вероятно, был он устроен, чтобы пешеходец во всякое время мог найти здесь приятное и спокойное гулянье, - оставалась невыполненною: ни весною, ни осенью, когда всего более нужно удобство уклониться от грязи, - нельзя было почти ходить по булевару. В сем отношении нынешние тротуары несравненно превосходнее - быв вымощены плитами, они всегда сухи, даже после самого сильного дождя...
Зелень дерев, коими усажено пространство между Полицейским и Аничковым мостами, по обеим сторонам улицы у тротуаров (числом около 500 лип), придаёт не мало красот сей единственной улице. Сверх того, они не будут допускать пыль проникать в домы. Пятьдесят фонарей с реверберами, привешенных на чугунных столбах изящной формы (вылитых на заводе г. Кларка, при рисункам инженер-майора Базена), будут разливать яркий свет на сем пространстве улицы. Каждый из сих столбов имеет три сажени в вышину и поставлен на гранитном пьедестале вышиною около 1,5 аршин" [Цит. по: 8, с. 351, 352].

Езда по булыжной мостовой доставляла для проезжающих по Невскому проспекту неудобства - грохот и тряску. В 1825 году власти Петербурга решили это исправить. От Адмиралтейства до Знаменской площади Невский проспект был оборудован "колёсопроводами" - толстыми досками или брусьями, по которым двигались экипажи. Полностью проблему это не решило, так как во время обгона всё равно приходилось выезжать на камни.

В том же 1825 году в Комитет городских строений поступило предложение о создании мостовых, замощённых деревянными брусками. Рационализатором выступил действительный статский советник Василий Петрович Гурьев. После опробации новой мостовой на Большой Морской и Миллионной улицах в 1832 году Невский проспект от Адмиралтейства до Фонтанки замостили деревянными брусками (шестиугольными шашками). Их называли "торцы", а замощённую ими мостовую - торцевой. После этого Гурьев перешёл из Министерства финансов на работу в Комитет городских строений и гидравлический работ.

Последние здания со строгим классическим фасадом появились на Невском проспекте в 1830-х годах. Тогда было построено новое здание Голландской церкви. Завершил формирование классического облика магистрали архитектор Карл Росси. По его замыслу Невский проспект стал обогащён ансамблями Михайловской улицы и Александринской (ныне Островского) площади, главной доминантой которой стал Александринский театр.

В 1830-1835 годах была создана "Панорама Невского проспекта" В. С. Садовникова - наиболее точное изображение главной улицы Петербурга от Адмиралтейства до Фонтанки. Панорама запечатлела Невский проспект таким, каким его видел Александр Сергеевич Пушкин. Его строки "люблю твой строгий стройный вид" отлично характеризуют сложившуюся к тому времени застройку главной петербургской магистрали.

Невский проспект не случайно оказался запечатлён на панораме именно в 1830-х годах. К этому времени он стал по настоящему главной столичной магистралью. За главным проспектом Петербурга следили особо, применяли новейшие способы его благоустройства. Например, с 1835 года на Невском проспекте стали устанавливать новые газовые фонари.

Третий период. Капиталистический Невский проспект, эклектика

С открытием в 1847 году движения поездов с Николаевского (ныне Московского) вокзала, когда поезда начали ходить до Колпино (до Москвы первый поезд отправился в 1851 году), цена территории за Фонтанкой многократно возросла. Здесь началось строительство большого количества доходных домов и гостиниц. Практически в обязательном порядке в первом этаже устраивались торговые помещения. Появлению вокзала обязаны также и открывшиеся во многих домах на Невском проспекте, равно как и во всей округе, большое количество меблированных комнат. Эти заведения в наше время назвали бы "мини-отелями".

Николаевский вокзал стал местом "производства" большого количества путешественников, которых надо было развести по разным районам города. Частный извоз перестал справляться с таким потоком клиентов, что привело к появлению городского общественного транспорта. В 1847 году по Невскому проспекту начал ходить один из первых маршрутов омнибуса, называемого современниками "сорок мучеников". Поездка на таком экипаже не отличалась комфортом. Однако, благодаря дешевизне, омнибус пользовался популярностью среди горожан. Проезд в один конец стол 10 копеек.

Невский проспект у Аничкова моста

К значительному увеличению потока транспорта на магистрали городские власти подготовились заранее. Казанский мост был расширен до ширины проспекта ещё в 1805-1806 годах при строительстве Казанского собора. В 1841-1842 годах соответствующие работы производили на Зелёном и Аничковом мостах. А к 1849 году последний из них приобрёл современный облик - на нём появились знаменитые "Укротители коней" скульптора-анималиста П. К. Клодта. С тех пор он стал одним из символов Санкт-Петербурга.

При развитии района за Фонтанкой к Невскому проспекту вывели новые улицы. В 1850-х годах здесь появились Надеждинская (ныне Маяковская), в 1870-х годах - Пушкинская улицы.

Фасады домов в стиле строгого классицизма во второй половине XIX века перестали удовлетворять своих хозяев. Большинство зданий тогда "переоделись" в фасады в стиле эклектики, неоренессанса, необарокко. Увеличилась их высота, с двух до четырёх-пяти этажей. Первым подобным опытом в 1832-1838 годах стала перестройка немецкой церкви святого Петра. Но архитектор А. П. Брюллов так удачно вписал в классический контекст новое здание в стиле ранней готики (романтизма), что диссонанса в сложившийся архитектурный ансамбль оно не внесло. Следующей в 1847-1848 годах стала перестройка дворца Белосельских-Белозерских. Применённое здесь А. И. Штакеншнейдером эффектное необарокко стало вторить Строгановскому дворцу, который также занимает участок на углу Невского проспекта и реки.

Следующие же переделки зданий Невского проспекта вообще никак не согласовывались с уже имеющимся здесь архитектурным контекстом. 9 мая 1848 года Невский проспект обогатился торговым комплексом нового для Петербурга формата - "Пассажем" (дом №48). Его фасад был выполнен в стиле неоренессанс.

Активно менялся облик окон первых этажей. Здания Невского проспекта оборудовались большими окнами-витринами, за которыми работали магазины, рестораны, кафе. Первое кафе на Невском проспекте было открыто ещё в 1841 году в доме №24. Входы в здания оформлялись перекрывающими тротуары чугунными навесами. К ним в 1860-1861 годах добавилась часовня Христа Спасителя перед портиком Перинной линии, спроектированная А. М. Горностаевым.

В 1870-х годах был перестроен дом №26, а затем и дома №27, 60, 64, 66. В 1880-х годах архитектор П. Ю. Сюзор перестроил дома №49, 54, 63, 77, 79. В это же время архитектор М. А. Макаров работал над домами №80, 96, 98, 100, 112. Тогда же изменил свой облик дом №16.

27 августа 1863 года на Невском проспекте открылась конно-железная дорога (конка). Газета "Голос" писала по этому поводу:

"... Во вторник 27 августа, видели мы первые поезда железно-конной дороги Невского проспекта. Красиво, легко, чисто, быстро - любо смотреть. Желаем от души успеха этому прекрасному и полезному предприятию" [Цит. по 3, с. 207].

К многочисленным петербургским отелям в 1875 году добавилась самая дорогая гостиница на Невском проспекте - "Европейская" (дом №36).

На Невском проспекте появилась первая в России телефонная станция. Летом 1882 года она появилась в доме №26.

В 1883 году Невский проспект начал освещаться электрическими фонарями. Найти свободное место для электростанций было непросто. В итоге их установили на баржах у Полицейского и Аничкова мостов. Мощности тех электростанций хватило лишь на то, чтобы осветить участок трассы от Большой Морской улицы до Аничкова моста. В 1895 году во дворе дома №27 была сооружена третья электростанция. В 1890-х годах весь Невский проспект освещался электрическим светом.

В 1880-х годах на Невском проспекте появилась паровая железная дорога. От Знаменской площади в сторону Александро-Невского монастыря, и далее за город, вагончики тянул по рельсам небольшой паровичок.

Беллетрист М. Михайлов во второй половине XIX века писал: "Под выражением "жить на Невском проспекте" понимают обыкновенно обширную и великолепную квартиру с соответствующей ей обстановкою, богатой мебелью, роскошным входом, блестящим экипажем, толпою слуг, - поэтому для удовлетворения требованиям такой жизни нужно более 10 тысяч годового дохода". Он же добавлял, что это, конечно, не относится "к тем жильцам, которые гнездятся на задних дворах громадных домов проспекта". [Цит. по: 12, с. 60]

Дом Вавельберга

На рубеже XIX-XX веков страна переживала бурный экономический рост. Для него требовались финансовые инвестиции, которым бы способствовала развитая банковская система. Количество банков в стране, а в первую очередь в Петербурге, росло как на дрожжах. Многие дома в начале Невского проспекта скупались банкирскими домами и перестраивались для своих нужд. При этом здесь строились совершенно новые здания, не повторявшие облик снесённых. Банкирам в этом помогали и крупные торговые фирмы. В начале XX века были полностью перестроены дома №1, 7-9, 12, 21, 58, 62. Среди них - единственные на проспекте здания в новом стиле модерн, дома Зингера и Елисеевых. Дом №14 снесли перед самой Первой мировой войной, достроить новое здание не успели, оставив на Невском проспекте долгострой. Дома №30 и 38 перестраивались под нужды банков без кардинальных изменений фасадов.

В новом XX столетии продолжали активно перестраиваться и жилые здания. Свой облик поменяли дома №11, 23, 102, 104, 116.

Таким образом, современный облик Невского проспекта дошёл до нас в основном таким, каким он стал во время правления Александра III и Николая II. Из 63 показанных на панораме Садовникова зданий было перестроено 25 зданий.

На фотографиях Невского проспекта рубежа XIX можно видеть огромное количество прохожих, экипажей, извозчиков, конок. Фасады большинства зданий скрылись за рекламными вывесками. Закона об охране произведений архитектуры тогда ещё не существовало. Вот что писалось, например, о портике Перинной линии:

"Портик Луиджи Руска, на виду у самой Думы, у Невского - возмутительнейше испорчен налепленными на колонны вывесками, пристроенными между колонн витринами и подло привинченными к колоннам фонарями. Реклама глупая и грубая испортила старинное сооружение" [9].
Невский пр., 28

Движение по Невскому проспекту к началу ХХ века стало таким интенсивным, что возникло предложение проложить под ним линию метрополитена, соединив ей Адмиралтейство с Николаевским вокзалом. Тогда Городская дума не смогла реализовать такой план.

Летом 1901 года по Петербургу начали движение электрические омнибусы - прообраз современных троллейбусов. Один из первых маршрутов связал Дворцовую и Знаменскую площади. Когда потребовалось пустить по Невскому проспекту трамваи, пришлось вновь укреплять переправы через Мойку и Фонтанку. Строительство трамвайной линии вело Петербургское отделение русского электротехнического общества. Главным инженером строительства стал Г. О. Графтио. Движение трамваев было открыто в ноябре 1907 года. Их маршрут был тем же, что и у омнибусов.

В 1900-1910-х годах в 17 домах Невского проспекта открываются кинематографы. 16 из них - на участке трассы от Фонтанки до Знаменской площади. Единственные исключения в смысле размещения - кинозалы "Аврора" в доме №60 и "Светлая лента" (позже "Баррикада") в доме №15. Зрителям показывали не только художественные фильмы, но и документальное кино, киножурналы. До появления массового телевидения кинотеатры выполняли его функцию.

Крупным землевладельцем на Невском проспекте стал купец В. И. Соловьёв. Ещё в 1870 году в доме №96 он открыл свой первый магазин на главной петербургской магистрали. В 1900-1910-е годы он приобрёл дома №47, 51, 59, 61. Во всех из них, также как и в доме №71, работали "Соловьёвские" магазины.

Невский проспект на рубеже веков был сосредоточением издательской деятельности, часто направленной в революционное русло. В домах №90-92 работало товарищество "Знание", в доме №68 находились редакция и контора газеты "Новая жизнь". Первое возглавлял М. Горький, вторую - В. И. Ленин. В доме №102 печатались журнал "Вестник жизни" и сатирический журнал "Адская почта". В доме №110 работало издательство "Зерно". Кроме того в офисах на Невском проспекте печатались леволиберальная газета "День" (дом №69), консервативное "Слово" (№92), журнал Суворина "Исторический вестник", газеты "Новое время" и "Вечернее время" (дома №40 и 52), меньшевистская "Наша заря" (дом №100), литературный журнал "Современник" (дом №43), журнал "Сатирикон" (№9, а затем №88). Свободными от политическим тем были "Венский шик" (издавался в доме №80), "Дамский мир" (дои №88), "Столица и усадьба" (№28), "Модный свет" (№82), газета "Копейка" (№74) и другие.

В 1911 году был проведён очередной эксперимент по созданию удобного покрытия для проезжей части улицы. Часть невского проспекта от Большой Конюшенной улицы до Казанского моста оборудовали металлическими листами. Результат оказался отрицательным: грохот колёс, скольжение копыт лошадей и их падения. Из-за этого экипажи часто объезжали проезжую часть и оказывались на тротуарах. Неудобств не испытывали лишь автомобили на резиновых шинах, чья скорость в то время была ограничена 12 верстами в час. Спустя несколько месяцев Невскому проспекту вернули торцевое покрытие.

На крыше дома №19 в 1912 году была установлена первая в Петербурге световая реклама.

К 1917 году на Невском проспекте работали 29 банков и кредитных организаций из 64 существовавших в Петербурге, 10 из 14 банкирских домов, 22 из 29 банкирских контор. Но дело было не только в их количестве. На Невском проспекте имели свои представительства крупнейшие финансовые предприятия страны: Волжско-Камский, Русско-Азиатский и многие другие банки [12, с. 58].

Современный Невский проспект

Октябрьская революция 1917 года коренным образом изменила судьбу Невского проспекта. Уже в следующем октябре его переименовали. В честь прошедшего вооружённого восстания он стал называться проспектом 25-го Октября.

Согласно ленинскому плану монументальной пропаганды на Невском проспекте рядом со зданием Городской думы в первую годовщину Октябрьского переворота был установлен деревянный бюст Ф. Лассаля. Его авторами стали молодой скульптор В. А. Синайский и архитектор Л. В. Руднев. В 1922-1923 годах памятник переделали в розовом граните. После реконструкции бюста в 1938 году его отправили на хранение в Русский музей.

Тяжёлое бедное время гражданской войны в один миг лишило Невский проспект былого лоска. Дома не отапливались. В конце 1919 года прекратилось трамвайное движение. Долгое время не ремонтируемая торцевая мостовая пришла в негодность. Осенью и зимой 1919-1920 года Невский проспект не очищался. К марту прекратило действовать уличное освещение... В. Каверин так описал опустевшую главную улицу города:

Так вот он какой! Не так величествен, как представлялось в воображении, даже, пожалуй, скромен - и пуст! Окна магазинов заколочены, кое-где стёкла разбиты, панель не подметена... Но главное - пуст! [Цит. по: 12, с. 139]

Однако, жизнь в Петрограде продолжалась. По инициативе М. Горького в доме №64 открылось издательство З. И. Гржебина, которое должно было наводнить советскую Россию доступной литературой по естествознанию, технике, истории, искусству. В доме №15 открылся Дом искусств, ставший пристанищем в бедные годы гражданской войны для многих писателей, поэтов, художников и артистов.

В 1919 году на Невском проспекте появился первый музей - Строгановский дворец. С 1924 года он был филиалом Эрмитажа, затем закрылся, здание использовалось под офисы разных учреждений. Аничков дворец по началу стал Музеем города, а в 1937 году - Дворцом пионеров и школьников.

Постепенно жизнь Невского проспекта налаживалась, но уже протекала в совсем другом, отнюдь не капиталистическом русле. Все храмы Невского проспекта постепенно закрылись, здания стали использоваться в других целях. Казанский собор в 1932 году стал музеем истории религии и атеизма. В Немецком соборе святого Петра открылся бассейн, а костёл святой Екатерины стал обыкновенным складом. В 1929 году была разобрана находящаяся у Гостиного Двора часовня Христа Спасителя, как нарушавшая единый архитектурный ансамбль в створе Думской улицы. Александро-Невская лавра с 1939 года стала Музеем городской скульптуры.

При начале регулярного радиовещания в 1924 году на Невском проспекте установили два первых репродуктора. В конце 1920-х годов был отреставрированы все фасады зданий Невского проспекта.

Продолжала совершенствоваться транспортная функция Невского проспекта. В 1926 году в Ленинграде было организовано автобусное движение. Первый автобусной маршрут прошёл по Невскому проспекту. Как до того омнибус и конка, он связал Дворцовую и Знаменскую площади. Но при этом он сворачивал на Гороховую улицу и Загородный проспект. Время его движения по маршруту составляло всего 20 минут. 25 января 1930 года на углу Невского и Литейного проспектов начал работать первый автоматический светофор. В 1930-х годах было принято решение о запуске по Невскому проспекту движения троллейбусов. 21 октября 1936 года от площади Александра Невского начал регулярные рейсы троллейбусный маршрут №1.

5 октября 1929 года в доме №72 открылся первый в СССР звуковой кинотеатр. Сейчас здесь работает кинотеатр "Кристалл Палас". В 1930 году в доме №100 открылся кинотеатр "Колизей".

Смена частной собственности на государственную позволило архитекторам вновь работать с Невским проспектом как с единым целым. В 1920-х годах мастерская И. А. Фомина разрабатывала проект его озеленения. Из-за большого транспортного потока возродить бульвар здесь посчитали невозможным. Деревья остались напротив Гостиного двора, в Екатерининском сквере. Но озеленение пересекающих Невский проспект улиц было усилено. Тогда же с фасадов зданий исчезла назойливая реклама, были сняты мешающие пешеходам навесы у входов в здания. Перестроенным под витрины первым этажам зданий советские архитекторы постарались вернуть первоначальный облик. Отдельное внимание было уделено окраске зданий. До революции они были окрашены в основном тёмными красками, их сменили более светлыми.

Летом 1938 года торцевое мощение Невского проспекта от Адмиралтейства до площади Восстания заменили асфальтобетоном. Тогда же капитальной реконструкции подверглись подземные коммуникации, было обновлено мощение тротуаров. Фонари с одним светильником сменили новые - с тремя лампами.

Советский Невский проспект продолжал быть центром производства книг и периодичной печатной продукции. "Концерном редакций" уже с 1918 года славился "Дом книги", в котором работало Петрогосиздат, позже ставшее знаменитым Лениздатом. С ним соседствовали Лендетгиз и Academia. Разные помещения на проспекте занимало издательство "Прибой", ленинградское отделение РОСТА (позже ТАСС), редакции многих ленинградских газет и журналов.

Не уменьшалось количество работающих на Невском проспекте театров, а в годы НЭПа их становилось только больше. Здесь располагались "Пиковая дама" (дом №86), "Музкомедия" (№56), "Свободный театр" (№72), "Красный театр" (№16), "Театр актёрского мастерства" (№20), "Маленький театр" (№102), "Театр переживаний" (№108), кукольный театр "Деммени" (№52). Некоторые их них просуществовали считанные месяцы, другие работают до сих пор.

Новое строительство на Невском проспекте в советское время практически не велось. В 1936 году был возведён лом №141, а спустя ещё три года на месте недостроенного банковского здания всего за 53 дня было построено здание школы (дом №14) - единственное школьное здание на Невском проспекте.

Многие здания Невского проспекта пострадали во время Великой Отечественной войны. Некоторые были разрушены попаданием артиллерийского снаряда. Первая бомбардировка произошла в ночь на 6 сентября 1941 года, когда снаряд попал в дом №119. Тогда были убиты или ранены 38 человек. 22 сентября бомба разрушила до основания несколько корпусов Гостиного двора. 28 ноября пострадал дом №68. На крыши домов падали зажигательные бомбы. В течение лишь одного дня 12 ноября 1941 года на Невский проспект их было сброшено 800! Самый крупный пожар случился 12 января, когда загорелся Гостиный двор. Пожар не прекращался трое суток.

Из-за отсутствия топлива и электроэнергии прекратил движение общественный транспорт. Последним не выдержал трамвай, остановившийся в конце декабря. Ольга Берггольц вспоминала:

"А слева от Московского - до самой Александро-Невской лавры - цепь обледеневших, засыпанных снегом, тоже мёртвых, - как люди, мёртвых - троллейбусов. Друг за другом, вереницей, несколько десятков. Стоят. И у Лавры на путях цепь трамваев с выбитыми стёклами, с сугробами на скамейках. Тоже стоят". [Цит. по: 12, с. 170]

Вместе с тем, милиционеры продолжали следить за соблюдением правил дорожного движения. Не закрывалась Государственная Публичная библиотека

За первую блокадную зиму на Невском проспекте образовался слой снега толщиной до одного метра. Под ним скопились груды мусора. 8 марта 1942 года началась масштабная уборка города, на что было мобилизовано всё его трудоспособное население. 15 апреля по чисто убранному проспекту вновь побежали трамваи. Той же весной возобновили работу Дом книги и Академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский), Дворец пионеров.

13 января 1944 года, в первый день операции по снятию блокады, Невскому проспекту вернули историческое название.

Мирная жизнь возобновилась только после окончательного разгрома фашистов под Ленинградом 27 января 1944 года. Архитектор Я. О Рубанчик в очерке "Невский проспект" так описал царившую здесь атмосферу последнего года войны:

"Невский проспект чист и опрятен. Звенят трамваи, и регулировщики управляют движением. С песнями проходят отряды девушек из МПВО. В изрытых щелями скверах проспекта шумливых ребят из детского сада... сменяют отряды бойцов Всеобуча, тренирующихся в штыковом бое и метании гранаты. На машинах проезжают на фронт группы автоматчиков в стальных касках. На лучших зданиях Невского, на решётках скверов портреты героев Ленинградского фронта - их знает весь город... Проспект живёт полной жизнью, отдавая всё фронту". [Цит. по: 12, с. 189]

Большинство домов Невского проспекта пострадало от отсутствие тепла. В первые послевоенные годы была проведена их масштабная реставрация. Первым, к осени 1944 года, был отремонтирован изуродованный снарядами и взрывной волной от взорвавшейся рядом бомбы дом №27. Но в некоторых случаях здания полностью перестраивались. Так вместо разрушенного бомбой жилого дома №68 на Невском проспекте появилось новое советское административное здание Куйбышевского райсовета. От поздних наслоений избавились фасады домов №32, 34, 40, 42, 86, 88.

8 июля 1945 года по Невскому проспекту прошли колонны вернувшихся с войны гвардейцев. 30 августа 1947 года по главной улице Ленинграда провезли возрождённый петергофский фонтан "Самсон".

В 1951-1952 годах всю проезжую часть Невского проспекта залили асфальтобетоном. Тогда же с трассы сняли трамвайные рельсы. В первое послевоенное десятилетие на Невском проспекте построили новые дома №175, 107, 184.

Гостиница «Европейская»

Возвращение исторического облика зданий Невского проспекта продолжилось и после Великой Отечественной войны. В 1960-х годах классический фасад был возвращён Гостиному двору, который в конце XIX века успел приобрести эклектичные черты. Фасад гостиницы "Европейская" со стороны Невского проспекта также был возвращён к россиевскому варианту. К сожалению, это не удалось сделать с фасадом отеля со стороны Михайловской улицы. Вместе с тем, в 1965 году был предложен проект, согласно которому первые этажи находящихся здесь зданий могли быть перестроены по типовому проекту. На их месте появились бы обыкновенные советские окна-витрины магазинов. Проект встретил серьёзное сопротивление ленинградской общественности и не был реализован.

Отдельное внимание было уделено ночному освещению Невского проспекта. В 1967 году на фасаде дома №52/14 была установлена первая в СССР реклама "бегущая строка" - световое панно из 9000 лампочек. А в 1970-х годах было разработано единое художественное решение подсветки зданий, газосветной цветной рекламы.

В 1967-1968 годах в доме №30 был открыт вестибюль станции метрополитена "Невский проспект", в здании "Большого Гостиного Двора" - станция метро "Гостиный Двор". В доме №71 в нижних этажах бывшего доходного дома был открыт наземный вестибюль станции метро "Маяковская". В 1960-х годах был сооружён подземный переход на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы, в связи с этим в домах №50 и 52/14 была устроена пешеходная галерея.

При прокладке линии метрополитена значительно пострадал дом №27. Его пришлось разобрать и собрать заново. Здание изменило свой фасад и было "приподнято" на полтора метра.

К 1970-м годам городские власти решили начать комплексный ремонт старых петербургских кварталов. На Невском проспекте масштабной реконструкции подвергся квартал с домами №73-79. Здесь были снесены некоторые дворовые флигели, за счёт чего плотность застройки уменьшилась в половину. Жители этих домов получили просторные дворы со скверами. В первых этажах отремонтированных зданий открылись кафе, ателье, магазины. Такого же принципа ремонта придерживались при реконструкции огромного дома №66.

В конце советской эпохи разрабатывались планы по дальнейшему улучшению инфраструктуры Невского проспекта. Разрабатывались проекты подземных пешеходных переходов на перекрёстках с Литейным проспектом, улицами Марата и Маяковского, на площади Александра Невского. Лиговский проспект планировалось пропустить под Невским, развязав таким образом уже тогда сильно загруженный транспортный узел. Эти планы не успели реализовать из-за дороговизны [7].

Смена социалистической экономики на капиталистическую вновь повлияла на судьбу многих зданий центра города, в том числе на Невском проспекте. Если централизованное управление городским хозяйством позволяло комплексно следить за ансамблем главной петербургской магистрали, то частные владельцы стали действовать сугубо в своих интересах. Были полностью разобраны дома №15, 55, 59, 68, 114 и 116. На их месте построены новые здания с частичным или полным воссозданием исторического фасада. Во всех случаях против уничтожения зданий на Невском проспекте активно выступали градозащитные организации ("Живой Город"), самостоятельные активисты. В прессе и в интернете появлялись сведения, что дома владельцами сознательно доводились до аварийности или признавались такими незаконно, что разборка зданий велась без разрешительной документации. Облик некоторых зданий в начале 2010-х годов был искажён за счёт сооружения мансард (дома №3, 64).

На рубеже XX и XXI веков к Невскому проспекту вышли две пешеходные зоны. В 1997 году таковой стала Малая Конюшенная улица (первая в Петербурге), а в 2000 году - Малая Садовая улица.

C 1999 по 2004 год велось мощение гранитными плитами тротуаров Невского проспекта от Адмиралтейства до площади Восстания. Тогда же велась реконструкция трассы. На Невском проспекте меняли коммуникации, обновляли инженерные сети. В 2005-2006 годах фасады практически всех зданий украсила художественная подсветка.

В 2008 году на участке от Адмиралтейства до площади Восстания была создана выделенная полоса для общественного транспорта. Тротуары от площади Восстания до площади Александра Невского сменили асфальтовое покрытие на гранитное.

Жить на Невском проспекте современным богачам престижно, но не удобно. Поэтому они предпочитают иметь здесь квартиры "для престижа", но жить в других местах, например на Крестовском острове. При огромном проезжающем по Невскому проспекту потоке транспорта невозможно проветривать комнаты, этому мешает чрезвычайная загазованность воздуха. Выходящие на магистраль окна слишком быстро становятся грязными. Большой проблемой для обитателей кварталов центра Петербурга является вопрос парковки автомобилей. Небольшие внутренние дворы-колодцы и относительно узкие соседние улицы позволяют разместиться здесь слишком малому количеству машин.

Старые кинотеатры на Невском проспекте в 2000-х годах не выдержали конкуренции с многозальными комплексами в новых торговых центрах. Закрылись "Баррикада", "Паризиана", "Кристалл Палас", "Колизей". Остались лишь "Художественный" и "Аврора".

В настоящее время Невский проспект продолжает быть местом, где проводятся массовые праздничные мероприятия. В Новый Год, День Победы в Великой Отечественной войне (9 мая) и День Города (27 мая) проспект от Фонтанки до Дворцовой площади превращается в пешеходную зону.

Источники

1 Кириков Б. М., Кирикова Л. А., Петрова О. В.: «Невский проспект : Архитектурный путеводитель». Издательство «Центрполиграф», 2004 - 378 стр.
2 Буренина М. С.: «Прогулки по Невскому проспекту». Издательство «Литера», 2003 - 272 стр.
3 Бузинов В. М.: «Дворцовая площадь : неформальный путеводитель». Издательство «Центрполиграф», 2006 - 301 стр.
4 Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д.: «Петербург в названиях улиц». Издательство «АСТ», 2010 - 752 стр.
5 Овсянников Ю. М.: «Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси». Издательство «Искусство-СПб», 2001 - 632 стр.
6 Столпянский П. Н.: «Петропавловская крепость и другие историко-художественные очерки». Издательство «Центрполиграф», 2011 - 331 стр.
7 Малиновский К. В.: «Санкт-Петербург XVIII века». Издательство «Крига», 2008 - 576 стр.
8 Шульц мл. С. С.: «Невская перспектива. От Адмиралтейства до Мойки». Издательство «Издательство Сергея Холодова», 2004 - 912 стр.
9 Корконосенко Н.: «Невский проспект: ключ к возрождению // Ленинградская панорама. - 1990. - №9. - С. 10-11». Издательство «», - стр.
10 Денисов Ю. М.: «Приложение к альбому "Панорама Невского проспекта В. С. Садовникова"». Издательство «Аврора», 1974 - стр.
11 Петров П. Н.: «История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления». Издательство «Центрполиграф», 2004 - 782 стр.
12 Чеснокова А. Н.: «Невский проспект». Издательство «Лениздат», 1985 - 208 стр.
13 Севастьянов С. Ф.: «Площадь Восстания». Издательство «Лениздат», 1987 - 94 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"