ГЛАВНАЯ // ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА // УЛИЦЫ

Невский проспект

Невский проспект - главная и самая знаменитая магистраль Санкт-Петербурга. Она связывает Дворцовую площадь с площадью Александра Невского. Её длина - 4,5 километра. Здесь расположены церкви разных христианских конфессий: протестантская, католическая, православная, реформаторская, армяно-григорианская.

История появления Невского проспекта. Невский проспект в XVIII веке

Невский проспект от Мойки к Адмиралтейству
Невский проспект от Мойки к Адмиралтейству

Невский проспект не сразу стал центральной улицей города. Изначально его трасса состояла из двух отдельных дорог. Будущий Невский проспект складывался как главная въездная дорога в Санкт-Петербург с юга - из Москвы и Великого Новгорода.

С самого начала жизни Санкт-Петербурга в город с юга вела только одна дорога - Новгородский тракт, проходящий по трассе современного Лиговского проспекта. Тогда дорога доходила до самой Невы к селу Спасское (сейчас район Смольного монастыря), далее шла по берегу реки вплоть до Адмиралтейства. Этот путь быль не лёгким, дорогу часто размывало.

Рядом с Адмиралтейством, сразу после его основания в 1704 году, появился Адмиралтейский луг, а за ним - Морская слобода. Она расположилась между Адмиралтейским лугом и Мойкой. Адмиралтейский луг не застраивали, так как он служил гласисом для Адмиралтейства. Такое пустое пространство было необходимо для крепости (а Адмиралтейство изначально было не только верфью, но и и крепостью) для того, чтобы враг не мог подойти к ней незамеченым.

В 1705 году на левой стороне будущего Невского проспекта, примерно на участке домов №2-16 был построен Морской рынок. Он возник здесь по желанию местных мастеровых, которые пожаловались губернатору А. Д. Меншикову на отсутствие в слободе заведения по продаже съестных припасов и питья. На Морском рынке торговали не только продуктами, но и дровами, сеном.

Рядом с рынком, на участке дома №55 по набережной Мойки, был построен по типовому проекту для именитых дом адмирала Корнелия Крюйса. Он руководил строительством Адмиралтейства и был президентом Адмиралтейств-коллегии, поэтому поселился рядом с ним. Именно вокруг дома Крюйса и росла Морская слобода, адмирал жил рядом с моряками и рабочими Адмиралтейства. Этот особняк стал одним из первых жилых зданий на Невском проспекте. Его главный фасад был обращён на Мойку, а в сторону будущей улицы выходила глухая стена с чёрным ходом для прислуги.

Судьба дома Крюйса историками трактуется по разному. В. М. Бузинов в книгие "Дворцовая площадь. Нефоральный путеводитель" утверждает, что он был разобран ради строительства трактира "Петровское кружало". В доказательство он приводит жалобу адмирала генерал-полицмейстеру Антону Девиеру. Крюйс пишет, что пока он был в военных походах его дом у Зелёного моста, напротив дома архитектора Леблона, разобран, на его месте строится трактир. По всей видимости, городские власти решили присоединить участок Крюйса к рынку, пока его владелец отсутствовал [2, с. 25, 26].

В 1710 году был основан Александро-Невский монастырь. Появилась необходимость связать место его строительства с Морской слободой. Но так как строительные работы в монастыре начались только в 1712 году, именно тогда и начали прокладывать трассу от него до Новгородского тракта. А в 1710 году начали прокладывать прямую трассу, першпективу от Адмиралтейства до Новгородского тракта по наикратчайшему расстоянию. Её назвали Большой першпективой. В первую очередь обустраивали участок от Адмиралтейства до Мойки, через Морскую слободу. На карте Петербурга легко заметить, что между Невским и Лиговским проспектами прямой угол. Так наметилось направление Невского проспекта.

Отрезок от монастыря строился с 1712 по 1718 год, изначально назывался "Невская першпектива", по названию монастыря. Первое упоминание о ней в официальных документах указ Петра I от 2 октября 1718 года. В нём говорится о дороге к Невскому монастырю. Большая першпектива поначалу застраивалась медленно, так как Пётр I видел центр города на Васильевском острове. А вот Невская першпектива была более оживлённой, там отводили земли рабочим и служителям монастыря.

Часто в путеводителях упоминается история о том, что просеку стали пробивать одновременно с двух сторон, планируя соединиться на Новгородской дороге. Невский проспект должен был стать прямым как стрела. Однако точно соединиться не удалось. В результате образовался единственный поворот, в районе площади Восстания. Эту байку доводят до убедительности тем, что Пётр I якобы даже распорядился высечь нерадивых строителей на получившемся изгибе дороги. Легенда не соответствует действительности, так как две части будущего Невского проспекта прокладывались в разное время и до 1738 назывались по разному.

Кроме Морской слободы, ещё в петровское время на Невском проспекте возникла Переведенская слобода. Она находилась между Мойкой и речкой Кривушей (канал Грибоедова). В слободе жили работные люди, переведёные в Петербург из разных мест. В 1710 году на углу Невского проспекта и Кривуши была построена часовня, а в 1712-м - небольшая деревянная церковь Рождества Богородицы. В первой четверти XVIII века через Переведенскую слободу от Большой першпективы была проложена 1-я Переведенская (ныне Казанская) улица.

В 1713 году с Большой першпективой Литейным проспектом был соединён Литейный двор. В 1715 году построен первый мост через Фонтанку. Тогда же направление Большой першпективы было скорректировано для того, чтобы дорога выходила на центр Адмиралтейства. При этом был снесён ряд дворов.

На участках современных домов №1 и 3 с 1716 года находилось подворье Александро-Невского монастыря.

В 1716 году был построен первый деревянный мост через Мойку [1], хотя некоторые источники говорят об упоминаниях о этой переправе ещё в 1710 году [3]. Все мосты через Мойку тогда выкрашивались в разные цвета. Эта переправа по цвету перил стала называться Зелёным мостом. Тогда же был построен первый мост через речку Кривушу.

В 1716-1720 годах Морской рынок был перенесён на участок между Мойкой и Большой Морской улицей (дом №15). Это было сделано в целях пожарной безопасности, рядом с Адмиралтейством торговать сеном и дровами посчитали опасным. Проект нового каменного здания разрабатывал Г. И. Маттарнови, оно стало известно как Мытный двор. Здесь брали "мыт" - пошлину с товаров. В 1719 году после смерти Маттарнови здание достраивал Н. Ф. Гербель. Поначалу здесь велась торговля только съестными припасами. Но постепенно лавки занимались купцами, торгующими и другими товарами. Мытный двор всё горожане всё чаще называли Гостиным двором.

Одновременно с этим Гербелю было поручено выправить хаотичную застройку района между Большой Морской улицей и Мойкой, провести в Морской слободе новые улицы.

В 1718-1725 годах Невскую першпективу пересёк Лиговский канал, прорытый параллельно старой Новгородской дороге.

Весной 1721 года Большая першпективная дорога с обеих сторон была обсажена двумя рядами берёз. По свидетельству офицера из свиты герцога Голштинского, прибывшего в Санкт-Петербург в июне 1721 года:

"С самого начала мы въехали на длинную и широкую аллею, вымощенную камнем и по справедливости названную проспектом. Она проложена только за несколько лет и исключительно руками пленных шведов. Несмотря на то, что деревья, посаженные по сторонам в три или четыре ряда, ещё не велики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой её содержат (пленные шведы каждую субботу чистят её), и делает чудесный вид, какого я никогда не встречал..." [Цит. по: 5, с. 94, 95]

30 августа 1724 года состоялся перенос мощей Святого князя Александра Невского в Александро-Невский монастырь. По этому случаю генерал-полицмейстер Антон Девиер сделал подарок - на начальной части Большой першпективы вечером зажгли первые фонари. Они были поставлены через каждые 50 сажен (106 метров), заправлялись конопляным маслом. Про масляные фонари Николай Васильевич Гоголь в своей повести "Невский проспект" писал:

"Далее, ради Бога, далее от фонаря, и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастье ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим маслом".

Большая першпектива была главной дорогой, подъездом к центру Петербурга. Именно по ней, как говорилось в указе от 1726 года, "всегда как приезд, так и въезд чужестранным и российским подданным отовсюду в Санкт-Петербурге имеется". В 1720-х годах она была вымощена камнем. Под фонарями были установлены скамьи для отдыха прохожих. Мощение Невского проспекта булыжным камнем возлагалось на владельцев примыкающих к нему участков. В их обязанности входило мостить улицу на всю длину своего участка до её середины.

Невский проспект у Екатерининского канала
Невский проспект у Екатерининского канала

Проезд по першпективе был платным. Платили в том числе булыжными камнями и строительными материалами. Они в то время в Санкт-Петербурге были в дефиците. Служителями Александра-Невского монастыря была определена следующая плата за проезд по дороге к своей обители: с верхового - 3 копейки, с телеги - 5, а с кареты, в зависимости от числа лошадей, от 10 до 30 копеек.

Среди нереализованных планов первой четверти XVIII века числится канал, который по замыслам Петра I должен был дать проход с моря к Гостиному Двору на углу Большой першпективы и Мойки. Он должен был пройти как раз по трассе проспекта.

Чтобы першпектива открывалась к центральному Троицкому собору Александро-Невской лавры, Пётр I повелел проложить новую дорогу (сейчас улицы Гончарная и Тележная). В результате Невская першпектива стала "Старо-Невской", название в обиходе до сих пор. Новая дорога, параллельная Старо-Невской, открылась в 1730 году.

Во второй половине 1731 года для торжественной встречи вступившей на престол Анны Иоанновны на Невском проспекте у Мойки были построены триумфальные ворота в виде трёхпролётной арки с башенкой. Они возводились по проекту И. К. Коробова, были украшены золочёной резьбой и скульптурой. Ещё одни триумфальные ворота были построены М. Г. Земцовым у Аничкова моста. Их назвали Адмиралтейские и Аничковские соответственно.

В 1728-1730 годах на першпективе появились первый храм (немецкая церковь Святого Петра) и два дома при нём, построенные по проекту архитектора Доменико Трезини. Почти сразу же свой участок получила и голландская община (дом №20). Участки немецкой и голландской общины в 1730-х годах были отделены Большой и Малой Конюшенными улицами.

Перспектива Невского проспекта
Перспектива Невского проспекта

В 1733-1737 годах было построено новое каменное здание церкви Рождества Богородицы. Оно было увенчано высоким шпилем, перекликающимся со шпилем Адмиралтейства. Когда сюда в 1730-х годах была перенесена Казанская икона Божией Матери, храм стали называть Казанской церковью.

Морской рынок был перенесён за ручку Кривушу согласно указу Сената от 24 апреля 1735 года. Так определилось место Гостиного Двора:

"имеющийся на Адмиралтейском острову Морской рынок перевесть немедленно на порожнее место, показанное от Полицмейстерской канцелярии, идучи к Невскому монастырю по правую сторону перспективной дороги, а на том новом рынке места Санктпетербургским купецким людям отводить от Полицмейстерской канцелярии, от Камер-Корнторы и от Ратуши, с общаго согласия, полинейно, чем в которой линии торговать" [Цит. по: 6, с. 275].

Невский проспект в то время представлялся довольно пустынной дорогой. К. Р. Берк свидетельствовал:

"Из Итальянского сада и Сибирского приказа мы возвратились в город по Перспективной улице. Она проложена от Адмиралтейства и уходит далеко за город. Домами она застроена лишь в наименьшей своей части, прочая часть состоит из берёзовой аллеи - где прорубленной, а где насаженной и представляющей собой чрезвычайно красивый больвар... На Перспективной улице, как было сказано, мало примечательных зданий, помимо каменной русской церкви, которая пока не достроена, но будет, по-видимому, красивой" [Там же].

Указ о застройке магистрали от Адмиралтейства до Фонтанки был издан в мае 1736 года. Для его реализации архитектором Главной Полицмейсерской канцелярии, коим тогда был М. Г. Земцов, были подготовлены проект застройки и рисунок фасада типовых жилых домов.

До конца 1730-х годов район Большой и Малой Морских улиц оставался застроенным стихийно, в основном деревянными домами. Для регулярной планировки территории необходимо было сносить эти дома и строить новые, однако их владельцы не соглашались на переезд. 11 августа 1736 года и 23 июня 1737 года здесь случился пожар, в результате которого выгорела практически вся Адмиралтейская часть. Только после этого район стал пригоден для прокладки новых прямых улиц. Вместе с частными домами сгорел и Мытный двор. Первый историк Петербурга Богданов так пишет об этом:

"Сей гостиный или мытный двор в 1736 году, загоревшись внутри, весь сгорел и от оного пожара развалился, понеже оный строен был весьма стенами тонко, потолки, двери и затровы были деревянные и от сильного огня распалися, а на последки и остатки разобрали".

Ради пожарной безопасности в июне 1737 года Анной Иоанновной был издан указ:

"...за Мьею речкою по проспективной на погорелых местах, для осторожности от пожарного случая, отныне впредь вместо новозачатого обывательми деревянного строения, и которые ещё не зачали, всем строить каменное строение на погребах в одно жильё неотменно, и для того зачатыя строении велеть разобрать" [Там же].

После разрушительных пожаров для застройки города 10 июля 1737 года была создана "Комиссия о санктпетербургском строении". 20 апреля 1738 года комиссией было дано название семнадцати главным городским магистралям, в том числе Большой першпективе, которая стала Невской Проспективной улицей. Это название было закреплено лишь за участком трассы в Адмиралтейской части, то есть только до Мойки. 20 апреля 1739 года такое название распространилось уже на дорогу до современной площади Восстания. Вскоре Невской Проспективной улицей стали называть весь проезд от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. Таким образом, название своё проспект получил не от реки Невы, а от монастыря.

Комиссией район першпективы был отдан под застройку торговыми заведениями и частными домами. Раздача мест напротив Гостиного двора производилась по указу от 20 августа 1739 года [6, с. 276]. Здесь предполагалось возведение только каменных домов, но для новых деревянных на каменных погребах зданий немецкой и голландской общин было сделано исключение. Их ломать не стали. 12 декабря было повелено:

"Назначенныя по плану под строение места и улицы апробуются, токмо в первой Коломне по Невской перспективой места под каменные дома отдавать желающим, а оставшия за тем места, кои добровольно застроены не будут, раздавать, и тем, которым надлежит каменные домы строить, с числа душ; а понеже некоторое каменное строение, по обеим сторонам той проспективой уже застроено на погребах, того ради и всё по оной проспективой домы строить на погребах ж, в один, а кто пожелает и в два апартамента, а имеющиеся по той проспективной против церкви Рождества Пресвятыя Богородицы деревянные анбары, в которых содержатся с казёных заводов стекляныя вещи, перенесть на иное место, по прежнему нашему указу немедленно, и вместо оных будущим летом построить каменныя на погребах от Канцелярии от строений, где назначено на плане" [Цит. по: 6, с. 276, 277].

Комиссия включила Невский проспект в знаменитый "Адмиралтейский трезубец" - три улицы-луча, ориентированные на шпиль башни Адмиралтейства. Именно тогда между Невским и Вознесенскими проспектами была проложена Средняя першпектива (ныне Гороховая улица). Обычно в таких случаях главной магистралью становится средний луч. Несмотря на это, в Петербурге главной стала Большая, а не Средняя першпектива, вероятно из-за своей роли - въездной дороги в город.

Тогда же от Невской першпективы за Фонтанкой проложили новые дороги - Головин переулок (ныне улица Рубинштейна) и Преображенскую (ныне Марата) улицу. Рядом с переведёнными подальше от Адмиралтейства деревянными торговыми рядами (будущий Большой Гостиный двор) проложили Садовую улицу, а по другую сторону этих рядов построили Серебрянные и Милютинские ряды. Садовая улица тогда не пересекала Большую першпективу, а отходила от неё на юг.

Невский проспект, вид от Аничкова моста
Невский проспект, вид от Аничкова моста

В 1741 году на трон вступила дочь Петра I императрица Елизавета Петровна. Для её торжественной встречи были перестроены Адмиралтейские триумфальные ворота. Их переместили на перекрёсток Невского проспекта и Большой Морской улицы. Автором новых ворот стал П. А. Трезини. Он их выполнил из в виде ротонды, увенчанной фигурой Славы, с проездом на четыре стороны. В 1751 году Адмиралтейские триумфальные ворота и ворота у Аничкова моста были разобраны из-за ветхости. На их месте планировалось построить новые каменные. К работам по их возведению был привлечён архитектор Ф. Б. Растрелли. Однако строительство так и не было начато.

При Елизавете Петровне определилось самое узкое место Невского проспекта. На углу проспекта и Мойки со значительным выступом за красную линию улицы в 1741 году был построен каменный дом придворного портного И. Г. Неймана. С таким же выступом несколько позже был возведён Временный Зимний дворец. Так была искусственно заужена часть Невского проспекта от Адмиралтейства до Мойки, она стала самой узкой на всём протяжении трассы.

С приходом к власти Елизаветы Петровны Невский проспект начинает активно застраиваться дворцами. На углу Невского проспекта и Фонтанки в 1741 году началось строительство Аничкова дворца. В 1750-1751 годах в квартале между Невским проспектом, Садовой, Итальянской улицами и Шуваловым переулком (Малой Садовой улицей) архитектором Чевакинским была построена усадьба с дворцом фаворита Елизаветы Петровны графа И. И. Шувалова. В 1752-1754 годах на углу Невского проспекта и Мойки по проекту Растрелли был построен дворец Строгановых. Это единственное здание на проспекте сохранившее свой внешний вид практически неизменным.

Временный Зимний дворец появился на Невском проспекте в 1754-1755 годах на участке домов №13 и 15. Сюда переехала императрица Елизавета Петровна на время строительства нового Зимнего дворца на Дворцовой площади. Длина фасада временной императорской резиденции составила более 300 метров. Она перекрыла выход к Невскому проспекту Большой Морской улицы.

Несмотря на появившуюся плотную застройку, Невский проспект оставался обсаженным берёзами. Канцелярия от строений следила за состоянием аллеи. Так, в марте 1744 года оказалось, что "на Адмиралтейском острову из посаженных берёзок по першпективым Невской против казённых мест и Средней на лугу находитца посохлых в разных местах двести семдесят дерев вместо которых требует, чтоб посадить вновь, а в прошедшие времена таковые берески пересадкою производились каторжными неволники при показании знающих садовых учеников, определённых от Садовой конторы" [Цит. по: 6, с. 325].

Временный Зимний дворец
Временный Зимний дворец

В середине XVIII века была предпринята попытка изменить направление Невского проспекта. Для того, чтобы в его перспективу попадал купол Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря, часть дороги от Лиговского проспекта до лавры проложили заново. Новая трасса, которая стала Новой Першпективной улицей, была проложена параллельно старой (Старой Невской Першпективной улице). Из-за того, что жизнь продолжала бурлить только на Старо-Невском проспекте, дорогу вернули на своё место. Но среди петербуржцев неофициальный топоним "Старо-Невский проспект" продолжает существовать до сих пор. На месте Новой Першпективной улицы впоследствии появились Гончарная и Тележная улицы.

25 декабря 1761 года во временном Зимнем дворце скончалась Елизавета Петровна. Здесь же была проведена присяга новому императору - Петру III. Уже в следующем апреле императорский двор переехал в Зимний дворец на Дворцовой площади.

В 1761-1785 годах по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота строилось новое каменное здание "Большого Гостиного Двора". Для удобства проезда к этому торговому комплексу, занимающее целый квартал здание было отодвинуто от красной линии проспекта на 18 метров. Здесь Невский проспект самый широкий - 58 метров. Перед началом строительства Гостиного Двора в 1758 году был засыпан Глухой проток, на месте которого проложили Гостиную (Думскую) линию.

Под руководством Валлен-Деламота, а затем Антонио Ринальди в 1763-1783 годах шло строительство костёла Святой Екатерины. Он стал самым старым и большим католическим храмом в России.

При строительстве каменной набережной Екатерининского канала, начавшемся в 1764 году, Невский проспект был перекрыт. Петербуржцы вынуждены были пользоваться временным мостом, который располагался весьма неудобно - за Казанским собором, то есть приходилось делать изрядный крюк. Такое расположение временной переправы позволило горожанам предположить, что и новая каменная набережная будет сделана "не по уму". К возведению каменного постоянного Казанского моста приступили весной 1766 года.

Невский проспект у Гостиного двора
Невский проспект у Гостиного двора

В 1765 году было принято решение о застройке начальной части Невского проспекта обывательскими домами. Застройка коснулась части Адмиралтейского луга. При этом впервые был выведен контур пространства Дворцовой и Адмиралтейской площадей. Невский проспект получил новые кварталы между Адмиралтейским лугом и Морскими улицами. Проект застройки разработал архитектор Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы А. В. Квасов. По его проекту были построены дома с №4 по 16. К проектированию дома №2, возведённом в 1768-1775 годах, был причастен Ж. Б. Валлен-Деламот.

Временный Зимний дворец был разобран в 1767 году. Остались лишь его каменные части: театр и кухня, Тронный зал. Помещение бывшего Тронного зала отдали под мастерскую Э. М. Фальконе, где скульптор работал над памятником Петру I. В 1768-1771 годах для петербургского генерал-полицмейстера Чичерина здесь был построен новый дом (№15).

В 1771-1775 годах по проекту Ю. М. Фельтена построен комплекс зданий Армянской церкви Святой Екатерины (дома №40-42). В 1770-х годах были застроены кварталы между Малой Конюшенной улицей и Екатерининским каналом (дома №26 и 28), между Шуваловым переулком и Караванной улицей (дома №56 - 64).

Слово "першпектива" окончательно переродилось в "проспект" в 1770-х годах. Топоним "Невский проспект" впервые появился на петербургских картах в 1776 году. Но в конце XVIII века существовало ещё несколько вариантов: Большой Невский проспект, 1-я Адмиралтейская перспектива и 1-я Адмиралтейская улица. 2-й и 3-й считались Гороховая улица и Вознесенский проспект. На плане 1812 года Невский проспект обозначен как Знаменский.

При Павле I предпринималась попытка превратить Невский проспект в бульвар. Это описал аббат Жоржель, гостивший в Петербурге с декабря 1799 года по май 1800 года:

"Улица, называемая Невский проспект, идёт от Адмиралтейства... Она так широка, что 12 карет в ряд могут проехать по ней. Во время моего пребывания в Санкт-Петербурге Павел I велел разбить на этом великолепном проспекте во время сильнейших морозов две аллеи для пешеходов, причём каждая состояла из двух рядов деревьев; эти аллеи тянутся на пол-лье от Мойки до Фонтанки; каждая из этих аллей имеет 8 футов в ширину и окружена оградой, раскрашенной в разные цвета; пространство между аллеями образует улицу; по ней могут проехать 6 карет в ряд. Деревья, посаженные со всеми своими ветвями, имеют от 15 до 20 футов в вышину, они вырваны и пересажены с корнями и землёй, из которой они извлечены, в смерзшийся снег. Для них вырыты ямы в 4-5 футов глубиной, причём обледенелые земли разбивали ударами заступа... Понадобилась власть императора, чтобы приказать, осуществить и довести до конца подобные работы; на них были ежедневно заняты 10 000 человек. На наследника, великого князя Александра, была возложена обязанность наблюдать за ними и довести работы до конца к назначенному императором сроку - в продолжение одного месяца... Я был свидетелем этого чуда власти и видел, как Его Величество прогуливался верхом во главе многочисленной свиты посреди большой улицы, окаймлённой аллеями, наслаждаясь сознанием того, что его приказания исполнены" [Цит. по: 8, с. 129].

Невский проспект - главная магистраль Санкт-Петербурга. Невский проспект в XIX веке

Бульвар на Невском проспекте
Бульвар на Невском проспекте

В 1796-1801 годах по проекту Е. Т. Соколова на углу Невского проспекта и Садовой улицы было построено здание первой в России публичной библиотеки. В 1799-1804 годах по проекту Д. Феррари построена башня при городской думе.

На рубеже XVIII-XIX веков граница Петербурга постепенно переходит за Фонтанку. Земля за рекой приобретается под частную застройку. С начала XIX века многими из участков вдоль Невского проспекта за Фонтанкой владели купеческие семьи: Яковлевы (№69, 96, 94, 112), Меняевы (№90-92, 116), Лопатины.

В 1801-1811 годах по проекту архитектора А. Н. Воронихина построен новый Казанский собор. Этот храм связал в единый ансамбль весь окружающий его район. Он стал самым значительным сооружением на Невском проспекте. У колоннады Казанского собора образовалась площадь, позже украшенная памятниками Кутузову и Барклаю-де-Толли.

На углу Невского проспекта и Фонтанки в 1803-1805 годах по проекту Д. Кваренги были построены торговые ряды, в которых позже разместили Кабинет Его Императорского Величества (дом №39).

В 1805-1806 годах перед Перинными рядами был построен портик, закрывающий их со стороны Невского проспекта.

Организованный Павлом I бульвар долго не просуществовал. Сказались неблагоприятные зимние условия, в которых сажали деревья. К тому же, ширина проезжей части значительно уменьшилась, что мешало потоку транспорта. Часть бульвара на Невском проспекте можно увидеть на картине И. И. Теребенёва, созданной в 1814 году. А в 1820 году В. П. Свиньин так описал освободившийся от бульвара Невский проспект:

"В прошедшем мае месяце Невский проспект, как некиим очарованием, принял новый, несравненно лучший вид, явился прекраснейшею улицею, в коей единственно нуждалась великолепная столица для торжественных случаев и выездов. Как будто по мановению жезла исчез высокий булевар, разделявший его на две равные половины, и теперь уже на месте сем разъезжают экипажи по гладкой мостовой. Справедливость требует однако ж заметить, что если булевар сей стеснял лучшую в столице улицу, то заключал для пешеходов и некоторые выгоды, коих не представляют тротуары, сделанные ныне по обеим сторонам улицы. Во-первых, пешеходец, идя по нём, не был обеспокоиваем встречею с экипажем, коих теперь должен он беречься при всяком переходе мимо ворот под домами; во-вторых, взор его любовался ровно обеими сторонами улицы, и наконец с булеваром исчезнет любопытная отличительность сей улицы, нередко случавшаяся весною, т. е., что на одной стороне катались ещё в санях, а по другой неслась пыль столбом от карет и дрожек! Но главная цель, для коей, вероятно, был он устроен, чтобы пешеходец во всякое время мог найти здесь приятное и спокойное гулянье, - оставалась невыполненною: ни весною, ни осенью, когда всего более нужно удобство уклониться от грязи, - нельзя было почти ходить по булевару. В сем отношении нынешние тротуары несравненно превосходнее - быв вымощены плитами, они всегда сухи, даже после самого сильного дождя...
Зелень дерев, коими усажено пространство между Полицейским и Аничковым мостами, по обеим сторонам улицы у тротуаров (числом около 500 лип), придаёт не мало красот сей единственной улице. Сверх того, они не будут допускать пыль проникать в домы. Пятьдесят фонарей с реверберами, привешенных на чугунных столбах изящной формы (вылитых на заводе г. Кларка, при рисункам инженер-майора Базена), будут разливать яркий свет на сем пространстве улицы. Каждый из сих столбов имеет три сажени в вышину и поставлен на гранитном пьедестале вышиною около 1,5 аршин" [Цит. по: 8, с. 351, 352].

Езда по булыжной мостовой доставляла для проезжающих по Невскому проспекту неудобства - грохот и тряску. В 1825 году власти Петербурга решили это исправить. От Адмиралтейства до Знаменской площади Невский проспект был оборудован "колёсопроводами" - толстыми досками или брусьями, по которым двигались экипажи. Полностью проблему это не решило, так как во время обгона всё равно приходилось выезжать на камни.

В том же 1825 году в Комитет городских строений поступило предложение о создании мостовых, замощённых деревянными брусками. Рационализатором выступил действительный статский советник Василий Петрович Гурьев. После опробации новой мостовой на Большой Морской и Миллионной улицах в 1832 году Невский проспект от Адмиралтейства до Фонтанки замостили деревянными брусками (шестиугольными шашками). Их называли "торцы", а замощённую ими мостовую - торцевой. После этого Гурьев перешёл из Министерства финансов на работу в Комитет городских строений и гидравлический работ.

В 1830-1833 годах построено новое здание для Голландской церкви. В 1832-1838 годах по проекту А. П. Брюллова возведено новое здание Немецкой церкви святого Петра.

Вид на Михайловскую улицу
Вид на Михайловскую улицу

В 1834 году к Невскому проспекту была проложена Михайловская улица, вошедшая по замыслу К. Росси в единый ансамбль с Михайловской площадью. К этому же времени Росси создал и ансамбль выходящей одной стороной к проспекту Александринской (ныне Островского) площади, главной доминантой которой стал Александринский театр.

В 1830-1835 годах была создана "Панорама Невского проспекта" В. С. Садовникова - наиболее точное изображение главной улицы Петербурга от Адмиралтейства до Фонтанки. Панорама запечатлела Невский проспект пушкинского времени, в его строгом классическом виде. С той поры лишь с незначительными изменениями дошли до нашего времени фасады домов №4, 6, 8, 10, 13, 18, 19, 20, 27, 30. В их строительстве принимали участие такие архитекторы как А. В. Квасов, В. П. Стасов, П. П. Жако.

С 1835 года на Невском проспекте начинают появляться новые газовые фонари.

С постройкой в 1840-х годах Николаевского (ныне Московского) вокзала цена этой территории многократно возросла, здесь началось строительство большого количества доходных домов. Практически в обязательном порядке в первом этаже устраивались торговые помещения. Появлению вокзала обязаны также и открывшиеся во многих домах на Невском проспекте, равно как и во всей округе, большое количество меблированных комнат. Эти заведения в наше время назвали бы "мини-отелями".

В 1847 году по Невскому проспекту начали своё движение омнибусы.

В 1846-1848 годах на Н был соединён Литейный двор. В 1715 году построен первый a title=евском проспекте появилось торговое заведение нового типа - "Пассаж" (дом №48).

К 1851 году свой современный вид приобрёл Аничков мост, на котором были установлены четыре фигуры укротителей коней работы скульптора К. П. Клодта.

В 1850-х годах к Невскому проспекту была выведена Надеждинская улица (ныне Маяковская).

Дворец Белосельских-Белозерских
Дворец Белосельских-Белозерских

Фасады домов в стиле строгого классицизма во второй половине XIX века перестали удовлетворять своих хозяев. Большинство зданий "переодеваются" в стиле эклектики, неоренессанса, необарокко. Увеличивается их высота, с двух до четырёх-пяти этажей. Первым подобным опытом в 1847-1848 годах стала перестройка дворца Белосельских-Белозерских. В 1870-х годах был перестроен дом №26, а затем и дома №27, 60, 64, 66. В 1880-х годах архитектор П. Ю. Сюзор перестроил дома №49, 54, 63, 77, 79. В это же время архитектор М. А. Макаров работал над домами №80, 96, 98, 100, 112. В начале XX века свой облик поменяли дома №11, 23, 102, 104, 116.

В 1860-1861 годах перед портиком Перинной линии по проекту А. М. Горностаева была построена часовня Христа Спасителя.

27 августа 1863 года на Невском проспекте открылась конно-железная дорога (конка). Газета "Голос" писала по этому поводу:

"... Во вторник 27 августа, видели мы первые поезда железно-конной дороги Невского проспекта. Красиво, легко, чисто, быстро - любо смотреть. Желаем от души успеха этому прекрасному и полезному предприятию" [Цит. по 3, с. 207].

В 1870-х годах от Невского проспекта проложили Пушкинскую улицу - самую молодую улицу в этом районе.

В 1875 году на Невском проспекте открылась одна из лучших петербургских гостиниц - "Европейская" (дом №36).

В 1883 году Невский проспект начинает освещаться электрическими фонарями. Найти свободное место для электростанций было непросто. В итоге их установили на баржах у Полицейского и Аничкова мостов. Мощности тех электростанций хватило лишь на то, чтобы осветить участок трассы от Большой Морской улицы до Аничкова моста. В 1895 году во дворе дома №27 была сооружена третья электростанция. В 1890-х годах весь Невский проспект освещался электрическим светом.

Невский проспект в XX веке и в наше время

Невский пр. №7-9 (Дом Вавельберга)
Невский пр. №7-9 (Дом Вавельберга)

В конце XIX века страна переживала бурный экономический рост. Для него требовались финансовые инвестиции, которым бы способствовала развитая банковская система. Количество банков в стране, а в первую очередь в Петербурге, росло как на дрожжах. Многие дома в начале Невского проспекта скупались банкирскими домами и перестраивались для своих нужд. При этом здесь строились совершенно новые здания, не повторявшие облик снесённых. Банкирам в этом помогали и крупные торговые фирмы. В начале XX века были полностью перестроены дома №1, 7-9, 12, 21, 58, 62. Среди них - единственные на проспекте здания в новом стиле модерн, дома Зингера и Елисеевых. Дом №14 снесли перед самой Первой мировой войной, построить новое здание не успели, оставив на Невском проспекте пустырь. Дома №30 и 38 перестраивались под нужды банков без изменения фасадов.

Летом 1901 года по Петербургу начали движение электрические омнибусы - прообраз современных автобусов и троллейбусов. Один из первых маршрутов связал Дворцовую и Знаменскую площади. В ноябре 1907 года по Невскому проспекту вместо конок пошли трамваи. Их маршрут был тем же, что и у омнибусов. Строительство трамвайной линии вело Петербургское отделение русского электротехнического общества. Главным инженером строительства стал Г. О. Графтио.

В 1900-1910-х годах в 17 домах Невского проспекта открываются кинематографы. 16 из них - на участке трассы от Фонтанки до Знаменской площади. Единственное исключение в смысле размещения - кинозал "Аврора" в доме №60. Зрителям показывали не только художественные фильмы, но и документальное кино, киножурналы. До появления массового телевидения кинотеатры выполняли его функцию.

Крупным землевладельцем на Невском проспекте стал купец В. И. Соловьёв. Ещё в 1870 году в доме №96 он открыл свой первый магазин на главной петербургской магистрали. В 1900-1910-е годы он приобрёл дома №47, 51, 59, 61. Во всех из них, также как и в доме №71, работали "Соловьёвские" магазины.

В 1904-1908 годах реконструировался мост через Мойку.

Невский пр. №28 (Дом Зингера)
Невский пр. №28 (Дом Зингера)

В 1911 году был проведён очередной эксперимент по созданию удобного покрытия для проезжей части улицы. Часть невского проспекта от Большой Конюшенной улицы до Казанского моста оборудовали металлическими листами. Результат оказался отрицательным: грохот колёс, скольжение копыт лошадей и их падения. Из-за этого экипажи часто объезжали проезжую часть и оказывались на тротуарах. Неудобств не испытывали лишь автомобили на резиновых шинах, чья скорость в то время была ограничена 12 верстами в час. Спустя несколько месяцев Невскому проспекту вернули торцевое покрытие.

На крыше дома №19 в 1912 году была установлена первая в Петербурге световая реклама.

Октябрьская революция 1917 года коренным образом изменила судьбу Невского проспекта. Уже в октябре 1918 года его переименовали. В честь октябрьского вооружённого восстания 1917 года он стал называться проспектом 25-го Октября. Все храмы Невского проспекта были закрыты, здания стали использоваться в других целях. Казанский собор стал музеем истории религии и атеизма. В Немецком соборе святого Петра открылся бассеин, а костёл святой Екатерины стал обыкновенным складом. В 1929 году была разобрана находящаяся у Гостиного Двора часовня Христа Спасителя, как нарушавшая единый архитектурный ансамбль в створе Думской улицы.

5 октября 1929 года в доме №72 открылся первый в СССР звуковой кинотеатр. Сейчас здесь работает кинотеатр "Кристалл Палас". В 1930 году в доме №100 открылся кинотеатр "Колизей". Огромное, по современным меркам, количество кинотеатров обуславливалось тем, что они служили не только аттракционом, но и средством информирования горожан о важных событиях. В них показывали не только художественные фильмы, но документальное кино, выпуски новостей. С появлением в обыденной жизни советских граждан телевидения эта функция кинотеатров исчезла, многие из них, в том числе на Невском проспекте, были закрыты.

Постепенно совершенствовалась транспортная функция Невского проспекта. В 1926 году в Ленинграде было организовано автобусное движение. Первый автобусной маршрут прошёл по Невскому проспекту. Как до того омнибус и конка, он связал Дворцовую и Знаменскую площади. Но при этом он сворачивал на Гороховую улицу и Загородный проспект. Время его движения по маршруту составляло всего 20 минут. 25 января 1930 года на углу Невского и Литейного проспектов начал работать первый автоматический светофор. В 1930-х годах было принято решение о запуске по Невскому проспекту движения троллейбусов. В связи с этим торцевое покрытие проезжей части было заменено асфальтом.

В 1939 году всего за 53 дня был построено здание школы (дом №14) - единственное школьное здание на Невском проспекте.

Многие здания Невского проспекта пострадали во время Великой Отечественной войны. Некоторые были разрушены попаданием артиллерийского снаряда, но на большинство домов повлияло отсутствие тепла. В первые послевоенные годы была проведена их масштабная реставрация. Но в некоторых случаях здания полностью перестраивались. Так вместо разрушенного бомбой жилого дома №68 на Невском проспекте появилось новое советское административное здание Куйбышевского райсовета.

13 января 1944 года, в первый день операции по снятию блокады, Невскому проспекту вернули историческое название.

В 1951-1952 годах проезжую часть Невского проспекта залили асфальтобетоном. Тогда же с трассы сняли трамвайные рельсы.

На фасаде дома №14 в 1962 году восстановлена надпись с текстом блокадного времени: "Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна".

В 1967 году на фасаде дома №52/14 была установлена первая в СССР реклама "бегущая строка" - световое панно из 9000 лампочек.

Невский проспект в послевоенные годы мог радикально измениться. В 1965 году был предложен проект, согласно которому первые этажи находящихся здесь зданий могли быть перестроены по типовому проекту. На их месте появились бы обыкновенные советские окна-витрины магазинов. Проект встретил серьёзное сопротивление ленинградской общественности и не был реализован. В 1977 году планировалось создать проспекты-дублёры Невского со строительством здесь тоннелей, сносом рядовой петербургской застройки. Он не был реализован из-за дороговизны своего осуществления [7]. Главная магистраль Ленинграда так и не была подвергнута комплексной реконструкции. Но на Невском проспекте открылись станции метро и несколько подземных пешеходных переходов.

В 1967-1968 годах в доме №30 был открыт вестибюль станции метрополитена "Невский проспект", в здании "Большого Гостиного Двора" - станция метро "Гостиный Двор". В доме №71 в нижних этажах бывшего доходного дома был открыт наземный вестибюль станции метро "Маяковская". В 1960-х годах был сооружён подземный переход на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы, в связи с этим в домах №50 и 52/14 была устроена пешеходная галерея.

2000-е годы, так же как и начало XX века, значительно повлияли на многие здания Невского проспекта. Были полностью разобраны дома №15, 55, 59, 114 и 116. На их месте построены новые здания с воссозданием исторического фасада. В настоящее время разобран дом №68. Во всех случаях против уничтожения зданий на Невском проспекте активно выступили градозащитные организации ("Живой Город"), самостоятельные активисты. В прессе и в интернете появлялись сведения, что дома владельцами сознательно доводились до аварийности или признавались такими незаконно, что разборка зданий велась без разрешительной документации. Облик некоторых зданий в начале 2010-х годов был искажён за счёт сооружения мансард (дома №3, 64).

На рубеже XX и XXI веков к Невскому проспекту вышли две пешеходные зоны. В 1997 году таковой стала Малая Конюшенная улица (первая в Петербурге), а в 2000 году - Малая Садовая улица.

C 1999 по 2004 год велось мощение гранитными плитами тротуаров Невского проспекта от Адмиралтейства до площади Восстания. В этоже время велась реконструкция трассы. На Невском проспекте меняли коммуникации, обновляли инженерные сети. В 2005-2006 годах фасады практически всех зданий украсила художественная подсветка.

В 2008 году была проведена очередная реконструкция Невского проспекта. На участке от Адмиралтейства до площади Восстания была создана выделенная полоса для общественного транспорта. Тротуары от площади Восстания до площади Александра Невского сменили асфальтовое покрытие на гранитное.

В настоящее время Невский проспект продолжает быть местом, где проводятся массовые праздничные мероприятия. В Новый Год, День Победы в Великой Отечественной войне (9 мая) и День Города (27 мая) проспект от Фонтанки до Дворцовой площади превращается в пешеходную зону.

Ближайшие станции метро:Невский Проспект, Гостиный Двор, Маяковская, Площадь Восстания, Площадь Александра Невского

Источники:
ИсточникСтраницыДата обращения
1) 18.12.2011 г. 12:44
2) (Стр. 23-27) 29.01.2012 г. 13:18
3) 05.02.2012 г. 16:57
4) (Стр. 447‚ 448) 08.02.2012 г. 16:57
5) (Стр. 94‚ 95) 22.02.2012 г. 00:51
6) (Стр. 274-279) 04.11.2013 г. 13:46
7) 22.12.2013 г. 12:24
8) 16.02.2014 г. 20:10


Добавьте себе домой лета, ведь именно окна деревянные это за Вас сделают. | посуточная аренда квартир в Петербурге | USB Flash карты и флешки оптом: Флешки оптом.