Александро-Невская лавра

адрес
Монастырки р. наб. 1
АрхитекторТрезини Д. А.
годы постройки1712-1790

Место, где находится Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, в начале XVIII века было занято деревней Вихтула, которую на русский лад иногда называли Викторией. Считалось, что именно здесь, при впадении Чёрной речки (ныне Монастырки) в Неву, 15 июля 1240 года произошла битва дружины князя Александра Невского со шведами.

Идея строительства нового монастыря впервые возникла у Хутынского архимандрита Феодосия (Яновского), передавшему свою мысль князю Меншикову. От последнего, согласившегося отдать часть своих владений под монастырь, идея перешла к Петру I [4, с. 66]. Новая столица требовала наличия при ней священных реликвий. Одну из них, мощи святого князя Александра Невского, Пётр решил поместить в новой обители.

После взятия Выборга императором была осмотрена местность и дано название будущему монастырю - Свято-Троицкий Александро-Невский. В июле 1710 года архимандритом Феодосием при стечении народа здесь был установлен деревянный крест с надписью: "Повелением Царского Пресветлого Величества на сем месте имеет создатися монастырь" [Цит. по 1, с. 89]. На правом берегу Чёрной речки было решено строить монастырские строения, на левом берегу - партикулярные, то есть частные.

Проектировка монастырского комплекса была поручена Доменико Трезини. Причём в данном случае поручена была именно проектировка, но не строительство. Наблюдение за всеми строительными работами поручили Христофу Конрату. В 1712 году здесь стали появляться первые деревянные строения: заложены деревянная Благовещенская церковь и часовня. Вокруг них возникла монастырская слобода. 25 марта 1713 года церковь была освящена. Первым настоятелем монастыря стал архимандрит Феодосий.

Вид Александро-Невского монастыря

Для удобной связи с Адмиралтейской частью города от монастыря до Новгородского тракта в 1712-1713 годах силами монахов была проложена просека, ставшая впоследствии частью Невского проспекта. Александро-Невский монастырь задумывался Петром I не только как духовное учреждение. Здесь он предполагал устроить приют для инвалидов Северной войны и душевнобольных, госпиталь. Эти заведения здесь так и не были открыты. Но в 1720 году при монастыре открылась типография, а в 1721 году - школа. Школа позднее преобразовалась в семинарию, а затем - в Духовную академию. Её выпускниками в разное время стали композитор Пётр Турчанинов, святой Иоанн Кронштадтский.

Благовещенская церковь Александро-Невской лавры

Проект монастыря Трезини подготовил в 1715 году: были готовы чертежи и проектная модель. Через год этот проект был утверждён Петром I и использован художником Зубовым при создании одной из изображающих Петербург гравюр. В архиве Меншикова сохранилось его распоряжение:

"Указ господину архитектору Трезину. По указу Его Царского Величества велено в... монастыре святого Александра Невского начать построение ныняшнего лета, а по доношению архимандрита Феодосия, что к заложению в начале церкви архитектора не имеет, и того ради предлагаем, что надлежит... ехать в упомянутый монастырь Вам и по предложению вышереченного архимандрита Феодосия церковь заложить...
апреля 28 дня 1717 года" [Цит. по 1, с. 90].

Сразу после этого распоряжения начали рыть канавы под фундамент. Трезини только составил проект. Из-за его занятости другими работами руководство строительством монастыря поручили саксонцу Кристофу Конрату. Первым стали строить правое монастырское крыло: Благовещенскую церковь (заложена 21 июля) и Духовской корпус.

В 1716 году при монастыре было основано Лазаревское кладбище (ныне некрополь XVIII века), при котором в 1717 году была построена каменная церковь Святого Лазаря.

В 1717 году в церкви Святого Лазаря была похоронена сестра Петра I Наталья. В Лазаревском некрополе впоследствии были похоронены В. Шереметев, Ф. Уваров, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, Д. Кваренги, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон, К. Росси, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский.

После отъезда Христофа Конрата в Москву 1 июля 1720 года строение монастыря поручили Теодору Швертфегеру. Швертфегером был составлен новый проект главного монастырского храма. Трезини предусмотрел собор расположенным так, что главный фасад смотрел в сторону Невы, а вход на восток. Тем самым нарушались правила строительства православного храма, по которым вход с храм должен быть с запада, а алтарь на востоке. По всей видимости, именно это заставило Петра I приказать архитектору пересмотреть план Трезини. Кроме того, для приданию монастырскому ансамблю большей симметрии Швертфегер разместил в юго-западной части набережной линии ещё один храм. Сад, который Трезини планировал между монастырём и Невой, Швертфегер поместил к западу от обители.

После Швертфегера строительство в разное время продолжали П. М. Еропкин, М. Д. Расторгуев, И. Е. Старов.

В 1717-1723 годах на месте деревянной Благовещенской церкви по проекту Трезини построили каменный храм. Это здание сейчас является самой старой постройкой на территории лавры. 12 сентября 1724 года здесь освятили придел Александра Невского на втором этаже, а 25 марта 1725 года - Благовещенский придел на первом.

Александро-Невский монастырь

Освящение придела Александра Невского в Благовещенской церкви входило в общий план мероприятий, входящих в церемонию переноса мощей Святого князя Александра Невского из Владимира в Александро-Невский монастырь. Данное событие стало чрезвычайно заметным в жизни города. Процессию с мощами святого князя близ Усть-Ижоры встречал на ботике Петра I лично император.

Благовещенская церковь стала местом захоронений значительных людей и царственных особ. Здесь находится прах Анны Леопольдовны, Алексея Разумовского, Александра Суворова, Наталья Алексеевна (сестра Петра I).

В 1724 году при монастыре был разбит сад, построены оранжереи. Просека от Новгородского тракта была обсажена берёзами. Напротив Благовещенской церкви был построен наплавной, а позднее подъёмный мост. К 1725 году завершены работы над тремя уступами главной линии (Духовской) монастырского комплекса.

Работы над южной частью монастырского комплекса начались в конце 1727 года, когда до карниза были выведены стены собора [2, с. 232]. Начинал их Т. Швертфегер. После прихода к власти императрицы Анны Иоанновны строительством монастыря заведовали Швертфегер, подполковник Военной коллегии Аничков, М. Г. Земцов, П. М. Еропкин.

Возведение главного Троицкого храма то прекращалось, то вновь возобновлялось. К 1740-м годам особой комиссией недостроенное здание было признано непригодным для использования.

Южную часть монастыря в 1742 году продолжил возводить Пьетро Антонио Трезини. До 19 сентября 1744 года укладывался фундамент. В докладе об окончании этих работ Трезини указывал, что строителям мешала плохая дождливая погода. Дождь шёл практически ежедневно с 16 августа, но всё-равно фундамент был сделан "с добрым порядком". В следующем июне императрица Елизавета Петровна повелела наконец-то заложить храмы и назвать их в честь благоверного князя Фёдора и Иоанна Златоуста. Возведение стен Фёдоровской церкви было завершено в июне 1747 года. Её облик практически полностью повторил формы Благовещенской церкви.

П. А. Трезини уехал из России в 1751 году. К этому времени три построенных флигеля Фёдоровского корпуса были покрыты пильными досками и покрашены в красный цвет. Тогда же была переделана в двухскатную без перелома кровля трёх флигелей Духовского корпуса. Строительство продолжалось по проектам Трезини, но под руководством других людей: каменных дел мастеров Эркуле Казасорпа, Иоганна Георга Вейса, Антонио Антониетти. Последний возводил Семинарский и Просфорский корпуса, Митрополичий дом. С 1 июля 1753 года руководство строительством Александро-Невского монастыря осуществлял Игнатио Росси. Возведение Фёдоровского корпуса и Фёдоровской церкви завершили в 1754 году.

Уже к середине XVIII первые построенные корпуса Александро-Невского монастыря обветшали. В июле 1748 года Канцелярия Александра-Невского монастыря требовала построить новую деревянную колокольню. В аварийном состоянии находились жилые покои:

"В полатах а особливо в ризничих жить невозможно, в которых от потолку подмаска валица, чего ради и потолок столбами подперт... и в кельях мазанках построенных с начала монастыря, в которых почти все монашествующие живут, верхние и нижние переклады и потолки весьма погнили и жестоко нагнулись да и стены весьма ненадёжны, чего ради ежели б во многих местах не имелось подпоров, то б давно и розвалилось всё а подмаска многократно падала и ныне падет, понеже везде бывает от ветхости теча немалая и жить во оных кельях весьма опасно дабы не учинилось падения... а кроме показанных келейных мазанок для жительства братии других в будущую зиму келей не имеется" [Цит. по: 2, с. 337].
Внешний вид Троицкого собора Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Когда главный собор был почти достроен, 29 марта 1753 года императрица приказала разобрать его вплоть до фундамента. Разборку завершили к августу 1755 года [2, с. 338].

В 1756-1758 годах западную часть монастыря обозначил Митрополичий (Архиерейский) дом. Автором его проекта часто называют М. Д. Расторгуева, так как его фамилия обозначена на чертежах. Но судя по другим документам, Михаил Дмитриевич Расторгуев был всего-лишь архитектурным учеником, в обязанности которого входило копирование проектной документации. Самостоятельным проектированием он никогда не занимался, и умер в 38 лет в том же чине [2, с. 341]. Здания Просфорного (северо-западного) и Семинарского (юго-западного) корпусов построены к 1762 году. Немного позже к западному фасаду Благовещенской церкви был пристроен двухэтажный павильон с лестницей, ведущей на второй этаж.

Сооружение циркумференции вокруг монастырского двора началось в 1756 году. Его проектированием занимался итальянский архитектор Джузеппе Венероне, который перед этим создал проект нового главного собора. Строительство циркумференции было поручено Антониетти, который в мае 1769 года вернулся на родину. Его место 1 июля 1769 года занял архитектор Пауль Йозеф Шпекле.

Отделка внутреннего убранства Фёдоровской церкви была завершена к 1766 году. В 1770 году в первом её этаже была освящена церковь во имя Иоанна Златоуста, а во втором - во имя Фёдора Святославовича.

Спустя более чем пол века с начала строительства монастыря его служители всё ещё испытывали недостаток в служебных постройках. В феврале 1771 года архиепископ Санкт-петербургский Гавриил писал кабинет-секретарю Г. Н. Теплову о том, что храмов на территории монастыря предостаточно, а вот для ризницы и библиотеки места совсем нет. Для решения этой проблемы он попросил: "...на углу, которой к Чорной речке, место назначенное для верхней церкви отделать для ризницы, а внизу кельи ризничему, так чтоб из них вход в ризницу был. В другом углу верхней и нижней этаж отделать для библиотеки" [Цит. по: 2, с. 453]. Положительный ответ на такой запрос был получен в октябре следующего года.

Возведение циркумференции было завершено в 1774 году. Территория монастыря стала замкнута почти полностью, брешь оставалась лишь на месте главного храма. Новый проект соборной церкви был составлен архитектором И. Е. Старовым и в феврале 1776 года представлен Екатерине II. После сооружения фундамента 30 августа 1778 года произошла закладка Свято-Троицкого собора в присутствии императрицы. Его строительство началось в мае следующего года.

В 1783-1785 годах по проекту Старова были построены въездные ворота с надвратной церковью во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Кроме того, Старовым была перепланирована площадь перед лаврой - площадь Александра Невского. Здесь им были построены два одноэтажных дома, сохранившихся до наших дней.

30 августа 1790 года состоялось освящение Свято-Троицкого собора. Тогда же в него из Благовещенской церкви была перемещена рака с мощами Александра-Невского.

Авторство скульптурного убранства храма принадлежит Ф. И. Шубину. После постройки Свято-Троицкий собор ни разу не подвергался ремонту, никогда не менял внутренний облик.

Свято-Троицкий собор хранит несколько картин известных живописцев: "Образ Благовещения Пресвятой Богородицы" Рафаэля Менгса, "Спаситель Благословляющий" Антониса ван Дейка, "Воскресение Христово" Питера Пауля Рубенса.

18 декабря 1797 года по повелению императора Павла I монастырь получил статус лавры (наивысший статус для монастыря).

В 1800 году в Благовещенской церкви хоронили Александра Васильевича Суворова. Многие присутствующие сомневались, пройдёт ли под сводом лавры высокий балдахин катафалка с гробом. Как говорит легенда, сомнения развеял уверенный голос одного из ветерана суворовских походов: "Не бойтесь, пройдёт! Он везде проходил". Лаконичную надпись на могильной плите придумал лично генералиссимус: "Здесь лежит Суворов".

Надвратная церковь Александро-Невской лавры

С 1806 года в нижнем этаже Фёдоровской церкви начали производить захоронения. Здесь хоронили грузинских и имеритинских царевичей, многие управлявшие монастырём духовные лица.

В 1818-1821 годах в Благовещенской церкви произошли перестройки, связанные с расширением Духовского корпуса лавры. В 1821 году архитекторов В. П. Петровым были сооружены каменные ворота со стороны реки Монастырки.

Из-за тесноты Лазаревского кладбища рядом с ним было основано новое место захоронения, которое стали называть Ново-Лазаревским. Здесь, ныне в некрополе XIX века, похоронены: Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Ф. М. Достоевский, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. А. Иванов, Б. М. Кустодиев, В. И. Демут-Малиновский, Б. И. Орловский, П. К. Клодт, В. П. Стасов, В. Ф. Комиссаржевская, Н. К. Черкасов.

В 1840 году подверглись переделке храмы Фёдоровской церкви. В первом этаже была устроена церковь благоверного князя Фёдора, во втором - церковь во имя святого Николая Чудотворца. Верхняя церковь прихожанами стала называться Никольской домовой, в отличие от Никольской кладбищенской церкви.

К востоку от лавры первоначально планировалась разбивка сада. Но в 1861 году здесь было основано ещё одно монастырское кладбище - Никольское. Здесь похоронены адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский.

В 1868-1871 годах по проекту епархиального архитектора Григория Карпова на средства купца Н. И. Русанова была построена Никольская (кладбищенская) церковь. В цокольном этаже этого храма была устроена семейная усыпальница Русановых. В 1869-1873 годах по проекту Н. П. Гребёнки на Ново-Лазаревском кладбище была построена Тихвинская церковь.

К началу XX века на территории Александро-Невской лавры насчитывалось 16 церквей. В 1920 году весь комплекс был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Несмотря на это, в дальнейшем во многих бывших церковных помещениях были размещены различные мастерские.

В 1922 году мощи Святого князя Александра Невского были перенесены в музей религии и атеизма (Казанский собор), а серебряная рака отдана в Эрмитаж. Из Благовещенской церкви были изъяты все ценности. В 1930 году на основе некрополя был основан Музей городской скульптуры. С 1932 года ему стала принадлежать надвратная церковь. В 1933 году Благовещенская церковь была закрыта. Её первый этаж был передан Музею городской скульптуры, а второй в 1935 году был разделён на отдельные помещения. Тихвинская церковь Ново-Лазаревского кладбища была передана почте.

В 1948-1949 годах оба этажа Благовещенской церкви занял Музей городской скульптуры. Свято-Троицкий собор возвращён церкви 5 апреля 1956 года.

В 1960-х годах при реконструкции Невской набережной было значительно сокращено Никольское кладбище. Позже здесь были похоронены историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Никольское кладбище в настоящее время является единственным действующим местом захоронения при Александро-Невской лавре.

В 1988 году началась комплексная реставрация Благовещенской церкви. Мощи Александра Невского вернулись в Свято-Троицкий собор в 1989 году. В здании бывшей Тихвинской церкви разместили выставочный зал Музей городской скульптуры.

Источники:

  1. Овсянников Ю. М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси. - Издательство «Искусство-СПб», 2001 - 632 стр.
  2. Малиновский К. В. Санкт-Петербург XVIII века. - Издательство «Крига», 2008 - 576 стр.
  3. Жигало М. В., Тукиянен И. А. Самые известные храмы Санкт-Петербурга. - Издательство «Олимп: Астрель: АСТ», 2007 - 285 стр.
  4. Петров П. Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления. - Издательство «Центрполиграф», 2004 - 782 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"