Адмиралтейский луг
Дворцовая площадь возникла как часть гласиса, открытого пространства перед Адмиралтейством, основанном в 1704 году. С той поры здесь существовал луг, где не редко пасли скот. Называли его Адмиралтейским.
Рядом с верфью тут же стали селиться высшие морские чины. В 1705 году на расстоянии 200 сажен от Адмиралтейства по проекту Доменико Трезини был построен дом генерал-адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина. Через два года рядом поселился адмиралтейств-советник А. Кикин. В 1712 году дом Апраксина был перестроен в камне, в 1716 году здание было вновь переделано, на это раз по проекту архитектора Леблона.
Западную часть луга, близ трассы будущего Невского проспекта, с 1705 года занимал Морской рынок. Он возник по желанию местных мастеровых, которые пожаловались губернатору А. Д. Меншикову на отсутствие в Морской слободе заведения по продаже съестных припасов и питья. На рынке торговали не только продуктами, но и дровами, сеном.
Рядом с рынком, на участке дома №55 по набережной Мойки, был построен по типовому проекту для именитых дом адмирала, президента Адмиралтейств-коллегии Корнелия Крюйса. В разных источниках по разному говорится о судьбе этого дома. Он или сгорел в 1710 году, или был разобран ради строительства трактира "Петровское кружало".
После казни Кикина в 1718 году его особняк заняла Морская академия.
Весной 1721 года на Большой Першпективной дороге (Невском проспекте) была высажена аллея. Она разделила Адмиралтейский луг на две части. Западная впоследствии стала Адмиралтейской площадью, а восточная постепенно превратилась в Дворцовую.
В 1728 году по завещанию дом Апраксина перешёл Петру II. Молодой император здесь так и не поселился, он переехал с правительством в Москву. Дом Апраксина всё это время пустовал, с 1731 года стал перестраиваться под резиденцию императрицы Анны Иоанновны. Её проектированием занимался Б. К. Растрелли с сыном. Для размещения новых помещений был выкуплен соседний участок, принадлежащий Морской академии. К 1735 году здесь был построен новый Зимний дом Анны Иоанновны, главным фасадом выходящий к Адмиралтейству.
Площадь рядом с Зимним дворцом предполагалось окружить колоннадой, в центре которой должна была быть установлена бронзовая статуя Анны Иоанновны работы Б. К. Растрелли. Для этого площадь очистили от появившихся здесь случайных деревянных построек вплоть до самой аллеи. Рядом с южным торцом Зимнего дворца на краю Адмиралтейского луга оставили лишь несколько служебных построек. Среди прочего отсюда был перенесён построенный в 1732 году по проекту Ф. Б. Растрелли деревянный манеж. К 10 ноября 1738 года он был открыт "на показанном от берейтера Шидерера месте подле конюшенных мазаночных домов" на берегу "новозачатого" Екатерининского канала (участок дома №28 по Невскому проспекту) [3, с. 249].
Адмиралтейский луг использовался как площадка для парадов и народных гуляний. Например, 27 января 1740 года здесь состоялся смотр императорской гвардии. Войска проследовали по Невскому проспекту к Зимнему дворцу с музыкой и развевающимися знамёнами. Тогда же во дворце для знати был устроен маскарад, а для простого народа на луг выставили угощения - жареных быков, фонтаны красного и белого вина.
Пространство рядом с императорской резиденцией требовало соответствующего ухода. В 1750 году началось мощение Адмиралтейского луга дёрном и булыжником. С этого времени "луг" в строгом понимании этого слова исчез.
Зимний дворец, который существует сейчас, строился с 1754 по 1762 год по проекту Ф. Б. Растрелли. Он же составлял план примыкающей к нему площади. В одном варианте архитектор предполагал оградить её от Адмиралтейского луга монументальной оградой с тремя воротами. В другом проекте Растрелли размещал здесь круглую площадь с находящемся в центре памятником Петру I. По периметру площади предполагалось разместить галереи. В плане от 12 июля 1753 года на круглой площади планировалась лишь колоннада. В последнем варианте 1762 года здесь предполагался лишь памятник Петру I с окружающими его художественной оградой и четырьмя зелёными партерами. С южной стороны площади, устроенной по окружности амфитеатром, архитектор предлагал устроить ограду из столбов и сдвоенных колонн, с воротами со стороны Адмиралтейства. Таким образом, Дворцовая площадь стала бы обособленным двором, как двор Екатерининского дворца в Царском Селе.
Памятник Петру здесь так и не появился, хотя под него успели забить сваи. Памятник отлили в 1746 году, но конная скульптура не понравилась императрице Елизавете Петровне. Спустя значительное время он был установлен напротив Михайловского замка. Не был реализован и проект превращения площади в закрытый двор.
В 1762 году было завершено строительство Зимнего дворца. Петром III был отдан приказ приготовить здание к открытию к Пасхе. Приказ был выполнен, но луг перед дворцом остался загромождённым грудами строительного мусора. Здесь оставались избушки рабочих, шалаши, сараи, кучи битого кирпича, песка и камня. Для наискорейшего освобождения площади от всего этого мусора Петром III было принято неординарное решение. Через полицию всем петербуржцам было сообщено, что всё что находится на площади может быть забрано отсюда совершенно бесплатно. В итоге на площадь собрались тысячи горожан, с нетерпением расхватывающих остатки стройматериалов. Площадь была расчищена всего за несколько часов.
Формирование Дворцовой площади
Окрестности Адмиралтейского луга в это время представляли себя пепелище. В 1761 году горела Переведенская слобода, огонь дошёл до берега Мойки. Правивший всего несколько месяцев Петр III привести город в порядок не успел. Восстановлением столицы занялась свергнувшая его Екатерина II. В 1762 году была организована "Комиссия каменного строения Санкт-Петербурга и Москвы", сотрудником котором стал молодой "архитектурии гезель" Алексей Васильевич Квасов. Составленный им к середине 1764 года генеральный план Санкт-Петербурга отрезал от луга целый квартал, отделивший от него трассу Невского проспекта. Так была обозначена новая восточная сторона Адмиралтейского луга в виде дуги. В следующем году он получил новое официальное название - Дворцовая площадь.
Екатерина II продолжала использовать Дворцовую площадь для устройств массовых мероприятий. 13 и 16 июня 1766 года здесь состоялись две "карусели". В то время так называли некое подобие рыцарских турниров с участием ряженых. Специально для этого действа ещё не застроенную южную часть площади задекорировали в более парадный вид. Напротив Зимнего дворца построили амфитеатр для зрителей, куда допускали всякого прилично одетого горожанина. Карусели состояли из четырёх кадрилей: славянской, римской, индийской и турецкой. Кадрилью тогда называли не только танец, но и вообще, пары наряженных участников карусели. Во главе славянской кадрили выступил граф Иван Петрович Салтыков, римской - граф Григорий Орлов, индийской - князь Н. И. Репнин, турецкой - граф Алексей Орлов.
Весьма скоро началась застройка западной стороны Дворцовой площади. Я. Штелин писал об этом:
"Согласно обновлённому плану города, на пустовавшем до сих пор Адмиралтейском лугу были заложены первые дома и осенью уже частично подведены под крышу. Желающим были указаны места для постройки, так и предписаны фасады домов. Тогда сплошь и рядом говорили, что господин главный директор по строительной части или президент придворной Канцелярии от строений генерал-лейтенант Бецкой заказал в Париже чертёж этого фасада, как будто никто, кроме его парижского архитектора, не мог сочинить это безобразие бессмысленно высоких домовых ворот и разорванных из-за этого лучших этажей и анфилад комнат" [Цит. по: 3, с. 367, 368].
Он же:
"В этом году поднялось много каменных домов, особенно на бывшем Адмиралтейском лугу, с камнем в центре фасада по опубликованному парижскому образцу, с домовыми воротами выше второго этажа, ненужной высоты которых достаточно для удобного въезда двух полных парадных карет друг над другом. Это мнимое и внешнее украшение разорвало во всех новых домах анфиладу или связь комнат во втором, или главном, этаже. Некоторые строители и владельцы собственных домов, чувствовавшие этот внутренний изъян и желавшие устранить его, делали поэтому приказанный наружный фасад, а внутри сохраняли полный главный этаж с окном в верхней половине фальшивых высоких ворот" [Цит. по: 3, с. 370].
Стоит отметить, что по упомянутому французскому чертежу здесь был построен только один дом.
По всей видимости, заказанный во Франции типовой эскиз фасада руководству города не угодил. 10 апреля 1768 года в "Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы" был объявлен именной указ о создании нового эскиза фасада зданий, строящихся на Дворцовой площади.
К этому времени спроектированная Квасовым дуга ещё пустовала. В 1772 году архитектор И. Старов представлял проект обрамления западной стороны Дворцовой площади полуциркульной колоннадой. 20 декабря 1778 года Екатерина II повелела преобразовать пустующее пространство. 26 января 1779 года был объявлен архитектурный конкурс. Проекты должны были поступить на рассмотрение не позднее мая. За лучшую работу назначили премию в "300 червонных". Победителем конкурса стал архитектор Фельтен. По его проекту на Дворцовой площади было выстроено три здания. Два из них принадлежали фавориту Екатерины II Александру Ланскому и его семье, а третий - Я. А. Брюсу.
После застройки западной стороны Дворцовой площади в апреле 1780 года Екатерина II ассигновала на вымостку Дворцовой и других площадей 22 065 рублей 11½ копеек.
Застройка восточной части Дворцовой площади к концу XVIII столетия начиналась торцом здания экзерциргауза. Рядом с ним стоял дом скульптора Иоганна-Готлиба Шварца - главного изготовителя мраморных архитектурных элементов отделки парадных залов Зимнего дворца: Невской анфилады, Большого Тронного зала [4, с. 196]. По соседству с участком Шварца располагался дом баронессы Александры Борисовны Строгановой, урождённой княгини Голицыной, вдовы тайного советника барона Григория Николаевича Строганова.
За домом Строгановой находился дом Екатерины Буландт, супруги чешского музыканта и композитора Антона Буландта. Здесь продавались музыкальные инструменты, устраивались популярные в Петербурге концерты. Часть помещений супруги сдавали внаём. В 1802 году у них останавливался итальянский профессор Черни, планировавший полёт над городом на аэростате. Соседом с Буландтами с 1797 года был купец Шарапов, позднее ставший надворным советником. Далее располагался участок купчихи Розы Каролины Молво, владелицы нескольких крупных продуктовых магазинов. От неё дом перешёл во владение супруги графа Сен-При.
Наиболее представительным зданием восточной части Дворцовой площади был дом князя Александра Борисовича Куракина, пожалованный ему при восшествии на престол Павла I. Фасад именно этого дома был прорезан по центру въездными воротами высотой в два этажа. За домом Куракина располагался дом купчихи Резвой, у которой в начале 1800-х годов его купил коллежский асессор Иван Маркелов. От него в 1821 году он перешёл в его жене. Далее находилось здание старого Пажеского корпуса, съехавшего отсюда в конце 1796 года. В конце 1790-х годов освободившееся здание было продано статскому советнику Грифсу. В 1821 году его вдова Ребекка Карловна Грифс содержала здесь "Трактир города Парижа". Последним в этом ряде зданий был дом доктора Кристофа Казимира (Христофора Яковлевича) Лерхе.
Участок Лерхе с юга ограничивал Водяный переулок, соединявший Дворцовую площадь с набережной реки Мойки. За этим переулком располагался дом золотошвея Моллера - последний из выходящих на Дворцовую площадь. Дальнейшая застройка выходила уже только на Луговую Миллионную улицу.
Дворцовая площадь известна как место политических демонстраций. С некоторой натяжкой, но первой такой демонстрацией можно назвать появление 7 августа 1787 года перед Зимним дворцом 400 мужиков "депутатов от общества четырёх тысяч работников, у производства при реке Фонтанной, с жалобой к Ея Императорскому Величеству на подрядчика Долгова". Этот подрядчик действительно притеснял рабочих, которые облицовывали гранитом берег Фонтанки. Несмотря на тяжёлый труд, они страдали от голода и нищеты. По словам современника они походили "скорее на мертвецов, нежели на людей, и без пищи и крова, со смертною бледностью на лицах, едва прикрытие какими-то лохмотьями, шатались, как привидения, по улицам". Рабочие пришли с челобитной, которую хотели передать лично императрице. Но Екатерина II к ним не вышла, посылала лишь переговорщиков. В конце концов дворцовой охраной было схвачено 17 человек, их сопроводили в уголовный суд, где рабочих осудили за "учинение скопа и заговора". После такого приговора остальные "демонстранты" ушли с площади самостоятельно.
При императоре Павле I на рубеже XVIII и XIX веков центр города переместился к Михайловскому замку на Марсово поле. Однако после смерти Павла Дворцовая площадь снова приняла центральное значение.
Император Александр I вслед за Екатерина II занялся благоустройством пространства близ Зимнего дворца. Один из построенных Фельтеном домов в 1811 году был приобретён для служб Генерального штаба, до того разбросанных по всему городу. Этот шаг вполне логичен в связи с подготовкой к войне с наполеоновской Францией. После победы в войне, дабы удержать занятые позиции в международной политике, императору надо было иметь под боком не только военное ведомство, но и министерство иностранных дел. Так как вопрос выделения денег на выкуп частных участков под новое строительство напрямую зависел от министра финансов Д. А. Гурьева, то очень кстати оказалось решение разместить в новостройке возглавляемое им министерство. Кроме того, дочь министра финансов являлась супругой министра иностранных дел К. В. Нессельроде. Конечно, обычно прижимистый Гурьев был заинтересован в создании для себя и своих дочери с зятем парадных апартаментов напротив Зимнего дворца. Благодаря этому из казны были выделены баснословные 3 600 000 рублей на покупку участков в восточной части Дворцовой площади.
Проект здания для Главного штаба и двух министерств в 1819 году был поручен архитектору Карлу Росси. Основной замысел архитектурного ансамбля зодчий увидел в прославлении побед русского оружия в войне 1812 года. На месте скупленных государством частных домов в 1819-1829 годах были возведены два протяжённых здания, объединённых триумфальной аркой. Последнюю увенчали колесница Победы и фигуры воинов олицетворяющие славу России. Длина дуги здания Главного штаба составила около 580 метров.
Пока Росси преобразовывал площадь, большой урон строительной площадке нанесло наводнение 1824 года. Обрушившуюся на Дворцовую площадь стихию описал знаток истории Петербурга Башуцкий:
Это, одно из самых крупных петербургских наводнений, во время которого смыло все деревянные торцевые мостовые с улиц. С тех пор Дворцовую площадь торцами не мостили. До 1930-х годов она оставалась замощённой булыжником, в нескольких местах площадь пересекали полосы из брусчатки.
Пока здания Главного штаба и министерств ещё достраивались, новый император Николай I принял решение увековечить память о своём старшем брате установкой в центре Дворцовой площади памятника в виде триумфальной колонны. Как справедливо заметил краевед М. Н. Микишатьев, именно триумфальная колонна смогла связать ампир здания Главного штаба и барокко Зимнего дворца. Ведь весь ансамбль Дворцовой площади основан на перекличке колоннад [5, с. 114]. Для создания памятника Александру I был выбран архитектор Огюст Монферран. 30 августа 1832 года в присутствии многотысячной толпы зрителей гранитный монолит был установлен на пьедестал, а ровно через два года 30 августа 1834 года состоялось официальное открытие Александровской колонны. Её установили примерно в 100 метрах от Зимнего дворца и 140 от Главного штаба.
После окончания строительства здания Главного штаба между ним и Миллионной улицей осталась старая застройка XVIII века: экзерциргауз и несколько жилых домов. Они ни коим образом не соответствовали новому парадному облику Дворцовой площади. Это прекрасно понимал Николай I, который уже в 1827 году приказал организовать конкурс на переустройство этого участка. Первоначально здесь предполагалось объединить под одним общим фасадов экзерциргауз и театр. Но конкурс тогда не дал результатов.
Вторая попытка найти способ завершения ансамбля Дворцовой площади была произведена спустя десять лет, когда в постройке театра надобность уже отпала. Итогом новых изысканий стало утверждение проекта архитектора А. П. Брюллова, по которому в 1840-1843 годах было построено здание штаба Гвардейского корпуса.
Последним штрихом в создании парадного облика Дворцовой площади стала переоблицовка домов "депо карт" и Вольного экономического общества под единый фасад со зданием Главного штаба. Это было сделано в 1842-1845 годах архитектором Иваном Черником, который таким образом завершил замысел Карла Росси.
Дворцовая площадь была частью маршрута утренних прогулок императора Александра II. Он один, без охраны, проходил по Миллионной улице, Зимней канавке и набережной Мойки, по площади шёл к Зимнему дворцу. Так было и 2 апреля 1879 года. Когда царь повернул с Мойки на площадь у Певческого моста, к нему быстрым шагом направился высокий человек в шинели. Поравнявшись с Александром II, он выстрелил в него из пистолета. Выстрел оказался неудачным. Царь ловко петляя, уворачиваясь от последующих выстрелов побежал в сторону Министерства иностранных дел. Террорист успел выстрелить пять раз, после чего был сбит с ног подоспевшим жандармом. Человеком, покушавшимся на жизнь императора Александра II, был Александр Константинович Соловьёв, член радикальной организации "Земля и воля".
У западного фасада Зимнего дворца разбит сад. В 1900 году вокруг него была установлена высокохудожественная кованая железная ограда, которая получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Автором ограды был архитектор Роберт Мельцер.
9 января 1905 года в Петербурге, в том числе на Дворцовой площади, произошли события, вошедшие в историю России как Кровавое Воскресенье.
Булыжное мощение Дворцовой площади конечно же доставляло неудобство и для прохожих, и для проезжающих по ней экипажей. В 1911 году петербургский градоначальник предложил старшему городскому садовнику рассмотреть вопрос устройства на ней цветника. В следующем году журнал "Зодчий" опубликовал такую статью:
"Более 10 лет как в Управе возник проект переустройства Дворцовой площади, составил его архитектор Мельцер. Предполагалось площадь эту заасфальтировать, линию у тротуара засадить липами, разбить цветники, поставить фонтаны и, между прочим, снести бульвар от штаба к Дворцовому мосту, срезая закругление Александровского сада, и в этом месте устроить проезд. Проект получил Высочайшее одобрение, но до сих пор к осуществлению его не приступали. В настоящее время проект вновь обсуждается в Управе, причём городской садовник составил смету на полное переустройство площади в сумме 418 тысяч рублей" [Цит. по 1, с. 269].
Несмотря на все эти планы, при царской власти Дворцовая площадь так и осталась с булыжной мостовой.
Перед Первой мировой войной все здания на Дворцовой площади были окрашены в красно-кирпичные цвета. События 1917 года происходили именно на таком фоне. В 1940-х годах здания снова перекрасили в присущие им светлые тона.
Дворцовая площадь после 1917 года
Сразу после Февральской революции 1917 года Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов утвердил решение о "погребении погибших в дни переворота" на Дворцовой площади. Архитекторам дали задание решить в каком именно месте площади будет произведено захоронение и как будет выглядеть монумент над ним. Похороны были назначены на 10 марта. За три дня до этого в Совете выступил Алексей Максимович Горький, который предложил оставить Дворцовую площадь в покое и устроить захоронение на Марсовом поле. Этот вариант вызвал в Совете споры, в которых даже возникла идея устроить на месте Александровского сада новую "Площадь Свободы", там и похоронить погибших. Но от этой затеи отказались сразу, под давлением архитекторов было принято предложение Горького. Дополнительным аргументом стало то, что вокруг Александровской колонны вбито много свай и копать могилы там было бы крайне сложно.
Дважды на Дворцовой площади выступал Владимир Ильич Ленин. Первый раз это произошло 1 мая (18 апреля) 1917 года, когда он от имени ЦК партии большевиков говорил о значении пролетарского праздника Первое мая и задачах русской революции. Второй раз Ленин выступал с трибуны 19 июля 1920 года, когда на Дворцовой площади проходил митинг по случаю закладки памятника Карлу Либкнехту и Розу Люксембург. Этот монумент собирались установить в садике Зимнего дворца, рядом с уже находящимся там временным памятником Радищеву.
После 1917 года Гвардейская площадь вошла с состав Дворцовой.
30 августа 1918 года в подъезде восточного корпуса здания Главного штаба был убит председатель Петроградской чрезвычайной комиссии Моисей Соломонович Урицкий. Убийцей стал эсер Леонид Канегиссер, который мстил за расстрел чекистами его товарища. Уже в октябре того же года Дворцовую площадь назвали площадью Урицкого.
В 1918 году с постамента были снята ограда сада Зимнего дворца. Во время первомайского субботника 1920 года 7 000 рабочих, студентов и курсантов очистили западную часть площади Урицкого от каменных глыб и щебня, оставшихся от разрушенного год назад постамента. В помощь рабочим сюда была даже проложена узкоколейная железная дорога, на которой перемещались 100 вагонеток. Ограда позже была установлена вокруг парка имени 9 января.
Трудовой мотив с тех пор станет главным для всей демонстраций на главной площади Ленинграда. В советское время здесь проводились демонстрации в дни 1 мая и 7 ноября. Для выступлений на таких мероприятиях руководителей разных величин, у ворот Зимнего дворца сооружалась трибуна. Кроме уже упомянутого Ленина, с неё выступали Никита Сергеевич Хрущёв и другие советские лидеры (Зиновьев, Киров, Попков, Кузнецов, Толстиков, Козлов, Романов).
Летом 1924 года на Дворцовой площади состоялась уникальная шахматная партия. Роль белых фигур исполняли моряки, чёрных - красноармейцы. Кони были настоящие. Ходы выполнялись по командам И. Рабиновича и П. Романовского, отдававших их по телефону.
Весной 1932 года Дворцовую площадь заасфальтировали. При этом под ней проложили новые подземные коммуникации.
13 января 1944 года, в первый день операции по снятию Ленинградской блокады, Дворцовой площади возвращено историческое название.
К 60-летию Октябрьской революции (в 1977 году) было решено преобразить мощение Дворцовой площади. Архитекторами Б. Н. Булдаковым, Г. А. Бойковой, Ф. К. Романовским и художником В. А. Петровым был составлен проект, по которому площадь замостили прямоугольниками из брусчатки, которые разделили гранитными плитами. Розовый гранит добыли в карьере "Возрождение", а серий - из Каменногорского карьера [4, с. 241]. На 17 000 квадратных метрах образовалась "сетка" из 460 ячеек.
В 1994 году принималось решение об определении места нахождения вестибюля станции метро "Адмиралтейская". Для его размещения на углу Большой Морской улицы и Кирпичного переулка требовалось расселить находящийся там дом. Заслуженным архитектором России Сергеем Шмаковым был предложен альтернативный вариант. Он составил проект, в котором выход из метро был бы организован в Александровском саду и в первом этаже здания Главного штаба, рядом с Невским проспектом, из существующих там гранитных порталов. Перестроить первый этаж этого дома было бы гораздо дешевле. Но проект Шмакова принят не был, выход из метро в конце 2011 года появился там, где и планировался изначально.
С советского времени каждые Новый Год, 9 мая и в День города (27 мая) на Дворцовой площади проводятся массовые праздничные мероприятия. С большим размахом с 2000-х годов для школьных выпускников здесь стали проводить праздник "Алые Паруса".
1 декабря 2007 года на Дворцовой площади начал работать коммерческий ледовый каток. Его появление здесь вызвало бурные споры в общественности. Основными аргументами противников работы катка стали: нарушение архитектурного ансамбля Дворцовой площади и невозможность подойти близко к Александровской колонне. Каток просуществовал здесь весь зимний сезон, но в последующие годы уже не появлялся.
Источники:
- Бузинов В. М. Дворцовая площадь : неформальный путеводитель. - Издательство «Центрполиграф», 2006 - 301 стр.
- Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. - Издательство «АСТ», 2010 - 752 стр.
- Малиновский К. В. Санкт-Петербург XVIII века. - Издательство «Крига», 2008 - 576 стр.
- Шульц мл. С. С. Невская перспектива. От Адмиралтейства до Мойки. - Издательство «Издательство Сергея Холодова», 2004 - 912 стр.
- Микишатьев М. Н. Прогулки по Центральному району. От Дворцовой до Фонтанки. - Издательство «Центрполиграф», 2010 - 605 стр.