Франческо Бартоломео Растрелли

Растрелли Франческо Балтоломео
Растрелли Франческо Балтоломео

Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году, в Париже. Его отец, Бартоломео Карло Растрелли, архитектор и скульптор, в 1716 году приехал с семьёй в Россию, так как после смерти короля Людовика XIV для него во Франции не оказалось работы. В контракте, подписанном Бартоломео Растрелли 19 октября 1715 года, указывалось, что "господин Растрелли Флоренский обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном своим и учеником своим и работать там в службе его царского величества три года..." [Цит. по 1, с. 208]. Таким образом в 16 лет Франческо оказался в Санкт-Петербурге, который по размаху строительства тогда превосходил все города Европы.

В дореволюционной и советской литературе архитектора часто называют Варфоломеем Варфоломеевичем. Такое прозвище ему дали те, кому было непривычно или неприятно использовать иностранные имена. Сам же зодчий подписывал почти все документы по-французски: "de Rastrelli" или "Fransois de Rastrelli", то есть Француа де Растрелли. На итальянский же манер правильно будет его называть Франческо Бартоломео Растрелли.

Первым адресом итальянцев стал флигель бывшего дома Кирилла Наршыкина на Второй Береговой улице. Летом 1717 года они переехали в дом на Первой Береговой улице (ныне Шпелерной), который ранее принадлежал вдове старшего брата Петра I царице Марфе Матвеевне.

Франческо Бартоломео Растрелли учился мастерству у своего отца. До 1970-х годов считалось, что он уезжал в Италию или Францию на учёбу. Но подстверждающих это документов не существует. Скорее всего, этой поездки не было. Растрелли-младший был подмастерьем Растрелли-старшего. Через много лет, составляя перечень всего им сделанного, он причислит к своим работам и те, которыми руководил его отец. В петровское время Франческо помогал отцу создавать модель Стрельнинского дворца, вместе с ним занимался отделкой интерьеров во дворцах Апраксина и Шафирова.

Стоит отметить, что Бартоломео Карло Растрелли всё же был больше скульптором, чем архитектором. Вероятно, в их совместной работе ярко проявлялся архитекрурный талант сына, который умело развивал и направлял в нужное русло отец.

В 1721-1727 годах Франческо Бартоломео Растрелли выполнил свою первую работу - дворец Антиоха Кантемира. Итальянский мастер впоследствии станет в России самым заметным архитектором эпохи барокко. Но эта его работа хоть и талантливая, но работа ученика. Дворец Кантемира был построен в стиле североевропейской архитектуры, а не итальянской или французской.

Семья Растрелли не потеряла заказчиков и после смерти Петра I. Даже враг Меншикова князь Долгоруков заказывал у них проект своего дворца.

Талант итальянца Растрелли не пропал и при взошедшей на русский престол племяннице Петра I Анне Иоанновне. Она истосковалась по роскоши и требовала для себя всего самого изысканного. Бартоломео Карло Растрелли умело этим воспользовался, поехав вместе с сыном на аудиенцию к новой императрице в Москву ко дню её коронации 28 апреля 1730 года. После встречи с архитектором она заказала ему строительство своего дворца (Анненгофа) в Кремле, а затем и в Лефортово. Растрелли-старший руководил строительством, а Растрелли-младший составлял проекты.

В 1732 году Франческо Бартоломео Растрелли поручили построить манеж на пустыре между Невским проспектом и Большой Морской улицей. Заказ даёт Бирон, фаворит императрицы Анны Иоанновны. Параллельно с этим семья Растрелли занимается проектированием новых Летнего и Зимнего императорских дворцов.

Примерно в это же время архитектор женился на некой девице Уоллес. Молодая семья поселилась в доме Бартоломео Карло Растрелли. В начале марта 1733 года у Растрелли родился сын Иосиф Яков, в последних числах 1734 года - дочь Елизавета Катерина де Растрелли, а в конце октября 1735 года - дочь Элеонора.

Бирон стал первым частным заказчиком архитектора. Осенью 1734 года он предложил Франческо Бартоломео Растрелли заняться возведением дворца в Курляндии, на что зодчий с удовольствием согласился. Это стало его первой крупной самостоятельной работой. Дворец Бирона в Руентале - самое раннее из сохранившихся творений Растрелли, созданное в 1736-1739 годах. В этом проекте Растрелли впервые для себя создал въездную башню-колокольню, что позже повторил в проекте Смольного монастыря.

В декабре 1737 года умер от холеры сын архитектора Иосиф Яков. 6 января 1738 года - дочь Элеонора.

В 1737 году Бирон стал герцогом Курляндским. Ему потребовалась ещё более роскошная резиденция, создание которой вновь было доверено Франческо Бартоломео Растрелли. Заказчик не был стеснён в финансовых средствах, что позволило архитектору полностью раскрыть свой талант. Дворец в Митаве строился с 1738, по 1741 год, до отправки Бирона в ссылку.

Смольный монастырь, Смольный собор
Смольный монастырь, Смольный собор

В 1738 году Растрелли наконец стал обер-архитектором с жалованием в 1 200 рублей в год. То, чего так желал Бартоломео Карло Растрелли при приезде в Россию, добился его сын спустя 22 года. При этом Растрелли-младший получил служебную квартиру в бывшем Зимнем дворце Петра I.

После сметри Анны Иоанновны в судьбе семьи Растрелли ничего не должно было измениться. Регентом малолетнего царевича Иоанна Антоновича стал хорошо им знакомый Бирон. Не повлияла на их судьбу и перемена власти в ноябре 1740 года. Регентшей стала мать царевича Иоанна принцесса Анна Лепопольдовна, при которой власть получил Миних. Этот немец также благосклонно относился к Растрелли, как и Бирон.

По указанию Миниха Франческо Бартоломео Растрелли бросил недостроенный дворец в Митаве и прибыл в Петербург. Несмотря на то, что архитектор писал прошение об оплате его работы в Курляндии, Миних не желал тратить казённые деньги на дворцы Бирона. Поэтому эта работа Растрелли осталась без оплаты.

В Петербурге зодчий начал проектирование нового дворца для Анны Леопольдовны. Но завершать этот проект он не спешил, так как мимо него не прошли слухи о возможной скорой смене власти. Так и произошло. В результате очередного дворцового переворота на престол взошла дочь Петра I Елизавета.

При новой власти из России выметается всё немецкое. Связи Растрелли с Бироном и Минихом не остались незамеченными приближёнными императрицы. В начале 1742 года Елизавета Петровна приказала графское достоинство Растрелли в России не признавать, задержать выплату его жалования, никаких поручений по строительству ему не давать.

В такой ситуации любой иностранец уехал бы из России. Но не Франческо Бартоломео Растрелли. Он понял, что его талант не может не быть востребован Елизаветой Петровной. Она, как и Анна Иоанновна, любила ту роскошь, которую создавал стиль барокко. Строительство дворцов при дочери Петра стало настоящей политикой. Вслед за ней обустраивать свои резаиденции стремились и её приближённые. А непревзойдённым мастером стиля барокко в России был только Растрелли. Другие зодчие здесь в то время были или слишком молоды, или не столь мастеровиты.

Растрелли не ошибся. Сначала императрица доверила ему довести до конца строительство Летнего дома, начатого им при Анне Леопольдовне. В этот Летний дворец поселилась сама Елизавета. В 1744 году архитектор принял участие в строительстве Аничкова дворца, начатого Земцовым. После смерти Земцова в 1743 году дворцом занимался Г. Дмитриев, но он не мог удовлетворить вкус императрицы.

В 1744 году Елизавета Петровна отправилась в путешествие по Малороссии, родине её фаворита Алексея Разумовского. 29 августа она прибыла в Киев. В этом древнем городе она повелела строоить храм в честь Андрея Первозванного и путевой дворец для своих следующих визитов. Проектирование этих объектов было поручено архитектору Шеделю, который через год предоставил на высочайшее рассмотрение проекты. Их императрица не одобрила, передав проектирование Растрелли. Он составил чертежи, но на само строительство у него не было времени. Руководство работами доверили архитектору Ивану Фёдоровичу Мичурину. В процессе строительства ему пришлось столкнуться с многочисленными трудностями, которые не учёл Растрелли.

18 ноября 1744 года умер Бартоломео Карло Растрелли. На следующий день Франческо Бартоломео донёс в Канцелярию от строений о готовности к отливке конной статуи Петра I, которую создал его отец. Архитектор взял на себя окончание создание монумента, что счёл своим долгом перед отцом.

В 1746 году Елизавета Петровна решила расширить Петергофский дворец, сохранив при этом старый дом Петра I. Работы в Петергофе были поручены Франческо Бартоломео Растрелли. Когда-то Леблон отстранил от архитектурных дел в Петербурге его отца, а теперь Франческо Бартоломео продолжал работу Леблона. Первый проект перестройки был готов уже 6 марта, 7 мая 1747 года - следующий. Окончательный вариант Растрелли создал к 23 января 1749 года. Строительство в Петергофе Растрелли вёл ещё три года.

При правлении Елизаветы архитектор выполняет огромный объём работ. При этом звания обер-архитектора ему не возвращали и жалование не увеличивали. Пришлось Растрелли схитрить - он объявил о своём отъезде из России. Только после этого, 4 ноября 1748 года Растрелли получил звание обер-архитектора с жалованием 1 500 рублей в год. По всей видимости, из России Растрелли уезжать и не собирался.

Работы Франческо Бартоломео в 1748 году [Цит. по 1, с. 267]:

  • проект и чертежи убранства помещений Петергофского дворца, где "все апартаменты внутри были украшены золочёной лепкой и живописью на плафонах в зале, галерее и парадной лестнице";
  • проект Смольного монастыря
  • строительство дворца в подмосковном селе Перово;
  • проект сооружения Андреевского собора в Киеве;
  • завершение строительства Аничкова дворца, проект убранства его покоев и мебели специально для этого дворца;
  • проект иконостаса Преображенского собора в Петербурге;
  • украшения для банкетных столов праздничных императорских обедов;
  • (вероятно в этот же год) проект путевого дворца в Киеве, дворец Шепелева на Миллионной улице.

В этом же году после пожара в Кунсткамере к Растрелли обратились с просьбой восстановить восковую фигуру Петра I. Зодчий согласился, воссоздав труд своего отца по сохранившимся старым формам.

С Растрелли в разное время сотрудничали архитекторы С. И. Чевакинский, К. И. Бланк, И. Ф. Мичурин, А. П. Евлашев, В. И. Баженов. Со стороны архитекторов не сохранилось ни одной жалобы на Растрелли.

Зимний дворец (Эрмитаж)
Зимний дворец (Эрмитаж)

В 1748 году императрица Елизавета издала указ о начале строительства Смольного монастыря и поручила это Франческо Бартоломео Растрелли. Строительство велось с 1749 года, в 1751 году из-за Семилетней войны воплощение проекта пришлось прекратить. Однако и уже созданное является одним из самых значительных творений архитектора.

В 1749 году Растрелли начинает принимать участие в строительстве Большого (Екатерининского) дворца в Царском Селе. Первоначально работы заключались лишь в переделке старого здания, однако с 1752 года архитектор начинает новую перестройку всего комплекса. Екатерининский дворец стал одним из самых грандиозных дворцовых комплексов XVIII века. Отдельным пунктом в перечне своих работ Растрелли отметил и царскосельский павильон Эрмитаж. Он же создал здесь и павильон Грот.

В 1749-1757 годах Растрелли строил дворец для канцлера М. И. Воронцова.

С 1752 по 1754 года по проекту Растрелли строился дворец Строгановых. Граф Строганов оказался единственным заказчиком, который кроме денежного вознаграждения одарил архитектора щедрым подарком. Он заказал портрет Растрелли у художника П. Ротари, приехавшему в Петербург, чтобы написать портреты членов императорской семьи.

Строгановский дворец
Строгановский дворец

16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издаёт указ о начале строительства нового Зимнего дворца, строительство которого было поручено Франческо Бартоломео Растрелли. Из проектов переустройства Зимнего дома Анны Иоанновны вырос проект строительство новой императорской резиденции. Построенный на Дворцовой площади дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко, символом этого стиля.

Перед началом строительства Зимнего дворца для Елизаветы Петрованы всего за несколько месяцев 1755 года была построена временная резиденция, обустройством которой занимался также Растрелли.

В середине 1750-х годов семья Франческо Бартоломео Растрелли переселилась на Невский проспект, в дом Саблукова (ныне дом №48). К этому времени дочь архитектора Елизавета вышла замуж и вместе с супругом обитала в доме своего отца. Большая семья требовала больших денег. Растрелли помогали многочисленные частные заказы. Он строил дворец Чоглокова, дом Вильбоа, загородную дачу Сиверса, дом Шепелева.

В 1758 году по проекту Франческо Бартоломео началось строительство Гостиного двора на Невском проспекте.

Воронцовский дворец
Воронцовский дворец

Несмотря на постоянную занятость, денег всё-таки не хватало. Ведь должность обер-архитектора требовала ещё и присутствие на маскарадах два раза в неделю. Постоянно дорожали товары, а жалование оставалось прежним. Некоторые из помещений арендуемого дома, а может быть и целые флигеля, Растрелли сдавал в субаренду. В 1760 году в "Санкт-Петербургских ведомостях" публиковались объявления о продаже картин и лошадей. Архитектор продавал свои ценности.

В 1760 году отношения Растрелли с императрицей охладились из-за медленной реализации руководимых им проектов. Зодчий не был в этом виноват. Большие деньги в это время тратились на ведение войны. Финансирование петербургских строек было слишком скудным. 15 и 26 января 1758 года Сенат снимал со строек Зимнего дворца и Смольного монастыря кузнецов, ибо некому было оковывать колёса пушек. Но Елизавету Петровну это мало волновало. Вскоре было приостановлено и строительство Гостиного двора. Трудности заключались в неприятии проекта купцами, которые посчитали его слишком дорогим. Денег не хватало и на этой стройке. В 1761 году строительство Гостиного двора возобновилось, но уже по другому проекту.

25 декабря 1761 года скончалась Елизавета Петровна, так и не успев поселиться в Зимнем дворце. Строительство императорской резиденции было завершено уже при Петре III. Он оказался единственным из правителей, наградивших Растрелли за труды. Он пожаловал архитектору звание генерала-майора и орден Святой Анны.

Пётр III правил совсем не долго. Уже летом 1762 года к власти пришла Екатерина II. При новой императрице итальянцу перестали давать важные заказы. Его стиль барокко вышел из моды. 10 августа Растрелли был отправлен в отпуск "для пользования болезни в Италию на год с выдачей полного жалования без вычету" с разовой выдачей ему 5 000 рублей.

Спустя год Франческо Бартоломео Растрелли вернулся в Петербург. Здесь он узнал об отъезде из России Ивана Ивановича Шувалова и канцлера Воронцова, а так же о том, что приглашённый в Петербург французский архитектор Валлен-Деламот переделывает интерьеры Зимнего дворца. 23 октября 1763 года императрица подписала указ об отставке обер-архитектора, назначив ему пенсию 1 000 рублей в год.

В Петербурге у Растрелли не осталось заказчиков. Но в Курляндию вернулся из ссылки Эрнст Иоганн Бирон. В конце марта 1764 года жена и дочь Растрелли уезжает к герцогу, так как тот решил завершить строительство дворца в Митаве. В августе за ними отправился Франческо Бартоломео.

В 1766 году по настоянию своего сына Бирон пригласил для работы в своей резиденции молодого датского архитектора Северина Иенсена.

2 февраля 1767 года умерла жена Растрелли.

24 февраля 1769 года Франческо Бартоломео Растрелли направился в Италию для закупки в Венеции, Флоренции и Милане картин италянских живописцев. В следующем году он привёз в Петербург для продажи 33 полотна. Одновременно с этим он направил в Академию художеств прошение об избрании его почётным вольным общником. 9 января 1771 года Академия удовлетворила такую просьбу.

Франческо Бартоломео Растрелли умер в 1771 году. В последние годы жизни Растрелли любил повторять: "архитектора здесь ценят только тогда, когда в нём нуждаются". Точная дата смерти и место его захоронения до сих пор остаются неизвестными.

Годы жизни:1700 - 1771

Источники:
ИсточникСтраницыДата обращения
1) (Стр. 205-371) 29.02.2012 г. 00:49
2) (Стр. 57-64) 03.11.2012 г. 12:13