История и фотографии домов в Санкт-Петербурге: дворцы, храмы, жилые и общественные здания, промышленная архитектура. Рассказы о строительстве, интересные факты о владельцах и архитекторах, легенды и мифы старинных петербургских особняков и церквей.
Самой первой городской постройкой Петербурга является Петропавловская крепость. Самый старый жилой дом - домик Петра I. Самое высокое здание - самый северный и самый высокий небоскрёб Европы "Лахта-центр". Его высота составляет 462 метра. Самый длинный фасад принадлежит зданию Главного Штаба на дворцовой площади, его длина около 580 метров.
Сегодня, завершая серию прогулок по Старо-Петергофской дороге, мы будем говорить об Автове. Собственно говоря, этот район уже трудно отделить от города – он своими границами вошел в город и четкой границы, наверное, сегодня не определишь. Со мною вместе сегодня, как и во время всех наших прогулок по Старо-Петергофской дороге, Наталья Перевезенцева. Сегодня она завершит наше путешествие по Старо-Петергофской дороге.
Я предлагаю начать путешествие по Александровскому саду. Путешествие это будет неспешным, а потому – и достаточно продолжительным. Дело в том, что история сада достаточно любопытна, и хотелось бы рассказать петербуржцам о ней поподробней.
Итак, мы продолжим наше путешествие по Александровскому саду. В прошлый раз я рассказывал вам о его закладке и об установленных в нем бюстах и статуях - точнее, лишь о трех бюстах: Жуковскому, Глинке и Гоголю. А сегодня речь пойдет о бюстах Лермонтову и Горчакову, своеобразном памятнике Пржевальскому, а также о большом фонтане Александровского сада.
Ну что ж, сегодня мы завершим наш рассказ об Александровском саде. К началу XX века сад несколько утратил свой былой облик и традиции. Он еще сохранял чугунные скамьи и сетчатую решетку работы архитектора Мерца, но уже не использовались по назначению посыпанные красным песком дорожки для конных прогулок, да и аллеи стали слишком тенистыми для вечерних променадов. Во всяком случае, не собиралась уже на бывшем Адмиралтейском бульваре, чтобы гулять там на просторе, петербургская знать. Она проложила для себя новый маршрут вблизи Адмиралтейского сада – по Большой Морской. Там и совершалось ритуальное священнодействие, о котором столь красочно написал в своей книге воспоминаний «Шум времени» Осип Мандельштам...
Дом 16 на 7-й линии знают, наверное, все василеостровцы. Да и не только василеостровцы. Дом этот обращает на себя внимание своей высокой башней. Это пятиэтажный дом, обшитый облицовочной плиткой, с красивыми эркерами и самое главное, что запоминается всем, на фасаде этого дома по сей день существует надпись «Аптека доктора профессора Пеля». У нас сегодня пойдёт речь об этом доме. И мы пришли к нему вместе с председателем историко-краеведческого клуба «Васильевский остров» Мариной Григорьевной Козыревой.
Балтийский вокзал, скажем так, не самое привлекательное из сооружений Петербурга, которые встречают и провожают поезда. Вокзал состарился, требует обновления и ремонта, имеет достаточно длинную биографию, но об этом обо всем сегодня поведет рассказ Наталья Анатольевна Перевезенцева, которая занималась историей этого вокзала.
Виктор Бузинов: Сегодня у нас речь пойдет о Большом проспекте Петроградской стороны. Точнее о той его части, которая начинается у площади Льва Толстого и выходит к набережной реки Карповки. Вообще дома на этом отрезке Большого проспекта будто бы все выстроены на едином дыхании. Они почти все шестиэтажные, украшенные затейливыми фронтонами, башенками, стелами, и облицованные под гранит или под песчаник. Здесь на небольшом пространстве собрались многие архитекторы стиля модерн.
Итак, как я и обещал вчера, мы продолжим наше путешествие по Большому проспекту Петроградской стороны, а точнее по той его части, которая, начинаясь у площади Льва Толстого, упирается в набережную Карповки. Вот, как и вчера, мы вместе с Валерием Григорьевичем Исаченко расположились во дворе дома 100 по Большому проспекту. Сегодня у нас речь пойдет о четной стороне этого отрезка Большого проспекта. Ну и начнем мы, наверное, с дома 98.
Сегодня мы продолжим серию прогулок по окраинам – спальным районам Петербурга. Речь у нас пойдет о Дачном. У этого района имеются как бы три, а может быть, даже большее количество ипостасей. Здесь был, действительно, когда-то дачный район, вполне соответствующий названию местности, здесь когда-то находилась заводская окраина Петербурга, а во время войны этот район примыкал непосредственно к передовой линии фронта.