На месте современного Дворцового моста задолго до его появления существовал лодочный перевоз. После постройки постоянного Благовещенского моста (открыт в 1850 году), Петербургский биржевой комитет обратился к царю с просьбой переместить к Зимнему дворцу наплавной Исаакиевский мост, ранее соединявший Университетскую набережную и Сенатскую площадь. Перемещение Исаакиевского моста позволяло создать удобную транспортную артерию, которая бы обслуживала находящиеся на стрелке Васильевского острова учреждения Торгового порта.
Разрешение на перемещение моста было получено 5 августа 1853 года. Проект перестройки составил инженер И. К. Герард. Все работы были завершены к 10 декабря 1856 года. Они обошлись казне в 50 000 рублей. Переправе дали новое имя - Дворцовый мост, по находящимся рядом Зимнему дворцу и Дворцовой набережной.
Потребность в строительстве постоянного моста через Неву между Адмиралтейской и Университетской набережными возникла ещё в 1880-х годах. В 1882 году общественные организации обратились в городскую управу с просьбой заменить плашкоутный Дворцовый мост. Однако тогда городская управа не решилась на начало строительства.
В 1896 году было принято решение о перемещении Дворцового моста вниз по течению Невы на 53,25 метра. Это было связано с созданием сквера у западного фасада Зимнего дворца и последующим перемещением проезжей части ближе к Адмиралтейству. Соответствующие работы производились с зимы 1896 по 23 декабря 1897 года. Дворцовый мост занял трассу современного постоянного моста. По нему проложили трассу конной железной дороги.
Весной 1899 года старые плашкоуты Дворцового моста дали течь и затонули. Это событие ускорило принятие решения о замене переправы.
Решение о замене плашкоутного моста на постоянный было принято в 1900 году. В июле этого же года Комиссии по надзору над строительством Троицкого моста было предложено разработать техническое задание на проектирование новой переправы через Неву.
В апреле 1901 года был объявлен конкурс на строительство сразу двух мостов - Дворцового и Петра Великого. На конкурс поступило 27 эскизных проектов первого из них, 13 проектов принадлежало петербургским авторам. Все работы были продемонстрированы городской думе, по общему мнению они "не произвели должного впечатления". Конкурсная комиссия же вообще отклонила все проекты, за исключением одного - эскизного проекта фирмы "Батиньоль". Продать проект фирма отказалась и предложила заключить договор на строительство за 4 700 000 рублей. В результате был объявлен второй тур конкурса.
Первый тур конкурса дал возможность переосмыслить условия его программы. Было принято решение устроить разводной пролёт не у берега, как у всех существовавших тогда в Санкт-Петербурге мостов, а по центру русла. Во втором туре принимали участие исключительно отечественные предприятия. По заключению комиссии практически все они удовлетворили условиям технического проектирования.
После проведения второго тура конкурса встал вопрос о трассе моста. Расположение старой плашкоутной переправы было обусловлено наличием на стрелке Васильевского острова торгового порта. После его переезда на Гутуевский остров транспортный поток здесь многократно сократился. В результате возникли предложения о переносе трассы моста на новое место. Предлагалось построить его на месте старого Исаакиевского моста, напротив Зимней канавки, заключив её предварительно в трубу, напротив Мошкова переулка.
5 февраля 1911 года был подписан договор с Обществом Коломенских заводов, согласно которому сооружение моста и его испытания должны были быть закончены к 15 ноября 1913 года. При этим обязательным условиям стало использование только отечественных материалов силами только русских рабочих и инженеров.
Несмотря на подписание договора, окончательного проекта переправы не существовало. Первоначальный вариант проекта шестипролётного моста был отклонён архитекторами и мостостроителями, так как его автор А. П. Пшеницкий предлагал скопировать декор Троицкого моста. Существовал также проект, предусматривающий сооружение здесь двадцативосьмиметровых башен с подъёмными механизмами. Против этого проекта выступила Академия художеств.
В проектировании моста также принимали участие Л. Н. Бенуа, Р. Ф. Мельцер, М. М. Перетяткович. Дворцовый мост оказался самым сложным с инженерной точки зрения среди всех мостов через Неву.
Строительство моста по новому проекту А. П. Пшеницкого началось только в 1912 году. 17 апреля 1914 года из-за наводнения была повреждена одна из строившихся опор. Из-за начавшейся в августе 1914 года Первой Мировой войны начались перебои с поставкой металлических конструкций, стало не хватать рабочей силы. В результате, сроки строительства Дворцового моста были сорваны.
17 декабря 1916 года состоялась проверка конструкций моста на прочность. На мост въехали 34 грузовых автомобиля с грузом в каждом более 600 пудов. Комиссия, проводившая испытания, дала добро на открытие переправы. Движение по Дворцовому мосту открыли 23 декабря 1916 года. Но и тогда ещё не было завершено его художественное оформление. К этому времени установили лишь временные деревянные настил и перила.
Торжество по случаю открытия Дворцового моста было весьма скромным. В нём не принимала участие царская семья, которой было не до того. Продолжалась тяжёлая война, всего за неделю до открытия переправы убили Григория Распутина. На церемонию прибыла лишь десятая часть от всех приглашённых. Отсутствовал даже городской голова Делянов. Символическую ленту вместо него перерезал заместитель городского головы Демкин.
Длина Дворцового моста составила 260,1 метров, ширина - 27,75 метров. Масса металлических пролётных строений - 4 868 тонн, масса противовесов разводного механизма - 2 800 тонн [1].
В первую годовщину Октябрьской Революции 1917 года Дворцовый мост был переименован в Республиканский. Прежнее название ему было возвращено в январе 1944 года.
Деревянные ограждения моста были заменены чугунными лишь в 1939 году. Естественно, что их украсили советской символикой (проект скульптора И. В. Крестовского и архитектора Л. А. Носкова). Оставшиеся деревянные конструкции были сняты с моста только в 1977-1978 годах.
Несмотря на стремление архитекторов "приблизить" переправу к воде, мост всё равно закрывает более чем на половину высоты здания Кунсткамеры, Биржи, Адмиралтейства. Избежать этого при низких берегах Невы и соблюдении условий судоходства было невозможно.
Капитальные ремонты Дворцового моста проводились в 1967 и 1977 годах. Тогда его реконструировали по проекту инженеров Т. Д. Ивановой, В. И. Ботвинника и архитекторов Ю. И. Синицы и М. В. Винниченко. Была обновлена разводная часть, заменён настил, установлены новые фонари. Со средних опор убрали деревянные будки.
Следующий ремонт переправы был осуществлён летом 1997 года под руководством инженера Ю. Петрова. 14 ноября состоялось торжественное открытие художественной подсветки Дворцового моста, включённой в 16 часов 30 минут. Церемония "Дворцовый мост зажигает огни" была весьма торжественной. На Дворцовой набережной зажгли фейерверк, с Петропавловской крепости произвели пушечный залп, на мосту под музыку кружились дамы в кринолинах и кавалеры в камзолах. Дворцовый мост стал третьим после Троицкого и Лейтенанта Шмидта, получившим художественную подсветку.
Разведённые крылья Дворцового моста являются одним из символов Санкт-Петербурга. Во время проведения праздничных мероприятий их иногда используют в качестве экранов для проецирования документальных фильмов.
Последний капитальный ремонт переправы осуществлялся в 2013 году. Работы по замене пришедших в негодность конструкций проводились без полного закрытия движения транспорта.
Экскурсии на развод мостов в Петербурге, где мы увидим Дворцовый мост с воды воочию.