Участок, на котором находится Михайловский (Инженерный) замок, в начале XVIII века был частью Летнего сада - основанной Петром I царской усадьбы. Здесь, рядом с местом соединения Мойки и Фонтанки, в 1740-х годах был построен Летний дворец Елизаветы Петровны.
В первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября 1796 года, вышел указ: "для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома". Император не желал жить в Зимнем дворце. Он предпочёл жить на том месте, где родился. Для укрепления веры в необходимость данного шага был пущен слух. Будто солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием. Юноша сказал часовому: "Иди к императору и передай мою волю - дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила". Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя - Михайловский.
Проектирование нового здания Павел I поручил архитектору Василию Ивановичу Баженову, наставнику императора в архитектуре. Предварительный план будущего строения нарисовал сам Павел.
Закладка Михайловского замка состоялась 26 февраля 1797 года в присутствии Павла I. Баженов не мог присутствовать на ней из-за болезни. Для церемонии был изготовлен специальный кусок итальянского мрамора с надписью "В лето 1797-е месяца февраля в 26 день положено основание сему зданию Михайловского замка..." [Цит. по: 1, с. 144] Для участников закладки приготовили кирпичи из полированной яшмы. По эскизу Винченцо Бренны изготовили серебряный молоток, лопатки и позолоченные блюдца с золотыми и серебряными монетами. Закладную известь императору подавал архитектор Егор Соколов, императрице - Винченцо Бренна, великим князьям и княжнам - чиновник интендантской службы Григорий Баженов (однофамилец архитектора).
4 марта 1797 года объявлено новое решение: "Строение Михайловского дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику Бренне" [Цит. по: 1, с. 145]. Винченцо Бренна, в отличие от Баженова, согласился строить дворец "в великом поспешании". Он был не архитектором, а только лишь декоратором. Поэтому при управлении строительством в точности следовал проекту Баженова. Весной 1795 года Бренна сломал руку, поэтому чертежи сам делать не мог.
В помощниках Бренны числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. С их помощью были составлены чертежи и переданы императору с обращением: "Ваше Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок согласно основам и правилам искусства..."
Император вносил в проект собственные предложения и требовал их исполнения. Так внутренний двор здания стал восьмиугольным. Это, вероятно, должно было напоминать всем, что Павел I является гроссмейстером Мальтийского ордена, имеющего как раз восьмиугольную форму. В восточной части замка императором было приказано соорудить широкую парадную лестницу, которая вела лишь в небольшую караульную комнату.
Павел I торопил и ускорял строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь были направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников.
"Особой экспедиции для строения" было приказано завершить вчерне строительные работы к 1797 году. Из-за этого приходилось работать круглосуточно. В тёмное время суток строители, чьё количество было доведено до 6 000 человек, пользовались факелами.
Для ускорения работ сюда были переброшены строительные материалы, предназначенные для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села, дворца в Пелле и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора - фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца - наборный паркет.
На фризе юго-восточного фасада расположена надпись: "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ". Существует легенда, что смерть Павла I была предсказана, якобы количество лет императора будет равно количеству букв в тексте этого изречения. Было предсказание или нет - сказать точно невозможно, но факт совпадения налицо. Тимпан фронтона того же фасада содержит барельеф "История заносит на свои скрижали славу России", созданный скульптором П. Стаджи.
Ради скорейшего украшения интерьеров Павел I отменил пошлину на ввозимые из-за границы предметы, предназначенные для Михайловского замка. Два плафона Большого Тронного зала были сделаны из единого полотна "Аллегория блаженства царствования императрицы Елизаветы Петровны", написанного художником Д. Валериани для Большого зала в Екатерининском дворце. Его перенесли в Михайловский замок в 1800 году, разрезали на две части ("Аллегория Победы" и "Аллегория Мира") и вставили в новые подрамники.
В отделке помещений Михайловского замка принимали участие скульпторы П. Стаджи, П. Трискорни, художники Д. Скотти, А. Виги, Я. Меттенлетер и многие другие.
Пространство вокруг дворца было коренным образом преобразовано. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался только для членов императорской семьи. За воротами находилась широкая прямая аллея. По сторонам аллеи расположились здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Аллея заканчивалась у трёхэтажных павильонов (кордегардий), за которыми начинались предзамковые укрепления.
C 1798 года облицовывались окружающие Михайловский замок каналы. 30 апреля подряд на облицовку был отдан петрозаводским купцам Ефиму и Филиппу Бекреневым (отцу и сыну). Вокруг дворца берега выкладывались "диким камнем", а вокруг парадных мест - тосненскою цокольною плитой. 2 августа 1799 года Ефим Бекренев обязался выложить камнем канал между замком и Летним садом. Работы предполагалось завершить к октябрю следующего года.
Тогда же перед главным фасадом Михайловского замка создавалась площадь Коннетабля (плац-парад главнокомандующего армией). Площадь предназначалась для так любимых Павлом I военных учений и парадов. Она тоже окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре площади - памятник Петру I. За памятником - ров и три моста. Средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов. Он вёл к главному входу.
Торжественное освящение нового замка состоялось 8 ноября 1800 года. 1 февраля 1801 года царская семья переехала в Михайловский замок.
Стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Резиденция Павла I оказалась самой дорогой постройкой XVIII века [2, с. 150].
Первый этаж предназначался наследнику престола Александру Павловичу с супругой, юго-западная часть - великому князю Николаю Павловичу, юго-восточная часть со стороны Фонтанки - обер-шталмейстеру И. И. Кутайсову, северо-западная часть - Павлу I. Со стороны плац-парадного двора находились помещения обер-гофмаршала А. Л. Нарышкина.
Из парадного двора Михайловского замка можно было попасть на четыре лестницы: Парадную, ведущие в церковь, в кордегардную и в жилые покои. В анфиладу дворцовых покоев второго этажа вела Парадная лестница с колоннами из полированного серого сибирского мрамора. Пройдя по ней можно было попасть в проходной аванзал, украшенный историческими картинами живописцев В. К. Шебуева и Г. И. Угрюмова. Далее следовала тронная зала, стены которой были обтянуты зелёным бархатом. За тронным залом находилась галерея Лаокоон, где висели исторические гобелены и стояли мраморные статуи. За галереей гости попадали в гостиную, затем в огромную мраморную залу, где дежурили кавалеры Мальтийского ордена. На втором этаже располагались также покои императрицы. Здесь находилась Рафаэлевская галерея, одну из стен которой покрывали ковры с вытканными копиями лучших картин Рафаэля Санти. Жилые покои императора находились по левую руку от церкви. С другой стороны церкви находились комнаты великого князя Константина Павловича. Они простирались до Воскресенского (Белого) зала, открывающего анфиладу парадных апартаментов.
Помещения третьего этажа занимали великие княжны.
Павел I так спешил с переездом, что не дождался даже просушки стен. Здание оставалось сырым и холодным. Историк Август Коцебу, описавший по поручению императора все помещения Михайловского замка, рассказывал:
Переезд в Михайловский замок позволил Павлу I приблизить к себе свою фаворитку Анну Петровну Лопухину. Она оставила дом своего мужа и поселилась в новом дворце под кабинетом императора. Он сообщался с её комнатами особой лестницей.
Всего через 40 дней после новоселья (в ночь с 11 на 12 марта 1801 года) император был убит в своей Парадной спальне.
После убийства царя придворные в спешке покидали Михайловский замок. Некоторых стал пугать его призрак, рождались легенды о звучащем в залах дворца голосе Петра Великого.
Работы по обустройству Михайловского замка были приостановлены. Из его помещений постепенно вывозились ценности в старые особняки и дворцы.
Михайловский замок императорским указом был передан Главному инженерному училищу в 1819 году. Отсюда его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название "Инженерный". В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка, каналы были засыпаны. Для нужд учебного заведения требовалась перепланировка помещений, что начало осуществляться в 1822 году. Руководство училища при этом обращало внимание только на потребности заведения. В больших залах Инженерного замка ставились перегородки, устраивались дополнительные проходы. Золочёная лепка забеливалась, местами уничтожалась или покрывалась толстым слоем штукатурки.
При оформлении музейных залов Нового Эрмитажа в 1840-х годах активно использовался мрамор из интерьеров Инженерного замка. В 1871 году по проекту К. А. Ухтомского в бывшей Парадной спальне была обустроена Малая церковь Инженерного училища. Большая Замковая церковь была разделена перекрытиями на три отдельных помещения. В 1891-1895 годах в галерею Лаокоона встроили лестницу.
Здесь в 1838-1843 годах учился и до 1841 года жил Ф. М. Достоевский. Инженерное училище в Михайловском замке также закончили герой Севастополя Э. И. Тотлебен, физиолог И. М. Сеченов, физик П. Н. Яблочков, композитор и учёный Ц. А. Кюи, писатель Д. В. Григорович.
С 1917 года Михайловский (Инженерный) замок стал занят различными советскими учреждениями, рядом с которыми продолжало работать инженерное училище.
Во время Великой Отечественной войны в восточную часть Михайловского (Инженерного) замка попала тяжёлая авиабомба. Тогда была полностью разрушена Парадная столовая, значительно пострадала крыша.
Интересные открытия были сделаны реставраторами при восстановительных работах в 1953 году. Именно тогда выяснилось истинное происхождение двух плафонов Большого Тронного зала. Для Михайловского замка с них были сняты копии, а оригиналы были использованы для восстановления Екатерининского дворца.
В 1988 году Музею истории города было предложено рассмотреть возможность использования помещений, которые освобождались после переезда из Михайловского замка института "Ленгипроэнерго". Получить здесь новые площади Музей истории города не успел. В 1991 году Русский музей выкупил треть помещений замка, а спустя четыре года выкупил его полностью. В настоящее время в залах открыты постоянные экспозиции. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты Воскресенский канал и Трёхпролётный мост.
1. Экскурсия в Михайловский замок2. Экскурсии во дворцы и особняки Санкт-Петербурга