Летний сад

Я к розам хочу,
В тот единственный сад
Где лучшая в мире стоит из оград.

А. Ахматова.

Летний сад Петра I. Летний сад в XVIII веке

Летний сад - самый старый сад Санкт-Петербурга. Он возник не на пустом месте. Ещё в XVII веке здесь, в месте вытекания Фонтанки из Невы, располагалась мыза Усадица, принадлежащая шведскому майору Э. Б. Коноу. Рядом с ней, чуть южнее - деревня Первушина (на шведских картах - Перузина), которая принадлежала сестре матери майора. Последняя была дочерью Б. С. фон Стеенхаузена, который в 1638 году получил обширные приневские земли от шведской королевы Кристины. Говорили, что до семьи Коноу деревней владел новгородский помещик Первуша Елагин, от которого и произошло название местности.

При освоении берегов Невы Пётр I пользовался преимущественно уже освоенными территориями. Так произошло и с его новой летней резиденцией, для которой удачно подошёл успевший зарасти ельником регулярный голландский сад шведского офицера [4, с. 39].

Уже весной 1704 года Пётр I писал боярину Стрешневу указание прислать в Петербург цветы для своей усадьбы. Пётр сам нарисовал план будущего парка. Сперва он засаживался только однолетними цветами, то есть "летником". Потому и назвали его Летним. Изначально сад занимал примерно четверть своей современной площади.

Для Петра I на берегу Невы был оборудован усадебный деревянный дом - будущий Летний дворец. Его строительство было доверено Ивану Матвеевичу Угрюмову, который работал здесь с декабря 1705 года. Он же разбивал в Летнем саде цветники. В 1706 году Пётр I приказывал привести сюда из Гамбурга каштановые деревья, а из Любека - кусты сирени и цветочные семена [2, с. 99].

Пётр I не мыслил своего сада без фонтанов. В 1705 году царь приказал архитектору Угрюмову приготовить сваи и колёса для механизма, который бы проводил к ним воду из Безымянного Ерика (Фонтанки). Фонтаны в Летнем саде начали появляться в следующем году, стали первыми в России. Они создавались в разное время по проектам русских и зарубежных мастеров. Их отделывали мрамором, пудостским камнем, тосненской плитой, гранитным ракушечником и туфом. При подачи воды из Фонтанки струи фонтанов получались слишком малыми, Пётр I искал способы их увеличить.

В июне 1706 года Петр I велел Угрюмову: "Всё строение с сего берегу снесть и дворы на другую сторону малой речки" [Цит. по: 3, с. 38].

Первые скульптуры появились в Летнем саде в 1707 году. Они были перенесены сюда из замка Станислава Лещинского под Львовом [3, с. 43]. Спустя три года датский посланник Юст Юль писал в своём дневнике о том, что в Летнем саде стоят уже более 30 больших мраморных статуй, "в том числе бюсты покойного короля Польского Собесскаго и его жены" [там же].

После пересылки из Львова южных плодовых деревьев летом 1708 года в Летнем саде была построен большая деревянная оранжерея. В октябре здесь было посажено 60 дубов.

Историк К. В. Малиновский в книге "Санкт-Петербург XVIII века" пишет, что первый садовник появился в Летнем саде в 1709 году. Им стал Иоганн Эфман, который в документах называется "Иваном Яковлевым" и прослужил в Летнем саде до 1731 года [3, с. 45]. В других источниках указывается, что садовыми работами первым здесь руководил голландец Ян Роозен. По Малиновскому Ян Роозен занимался Летним садом с 1710 по 1726 год. Здесь следует отметить, что голландский садовник был приглашён для работы над Летним садом не случайно. Пётр I любил именно голландские регулярные сады, которые в противовес французским делились на несколько самостоятельных частей с собственной композицией. Другой их отличительной чертой было несимметричное расположение дворца. Эти черты стали характерны и для петербургского Летнего сада.

18 августа 1710 года архитектор Доменико Трезини начал строительство двухэтажных "людских покоев" вдоль Фонтанки.

В людских покоях находились канцелярия кабинет-секретаря А. Макарова, казарма караульных солдат, стрелков, матросов, столяра, портных, голландского часовщика и других. Там же жил управляющий имуществом Екатерины I князь Фёдор Прозоровский. В людских покоях хранились голландские картины и изразцы, китайская посуда, мебель, платья императрицы. Некоторые комнаты по сути были дворцовыми покоями. В них располагались Янтарный кабинет, анатомическая коллекция Рюйша, библиотека Петра I. Для этой библиотеки, состоящей более чем из 2 000 томов, в мастерской столяра Семёнова были изготовлены специальные шкафы разных размеров и форм. Позже библиотека и анатомическая коллекция переехали в Кикины палаты.

Летний дворец и Летний сад

Немецкий путешественник в 1710 году так описывал Летний сад:

"Эта резиденция - маленький домик в саду (на самом берегу реки), выстроенный на голландский манер, пестро раскрашенный, с позолоченными оконными рамами и свинцовыми [переплётами]. Рядом стоит маленький птичник, в котором щебечут всевозможные маленькие птицы. Кроме того, в саду построена изящная беседка из мелкого штакетника. Рядом стоит большой дом для придворных служителей и корабельная кухня Его Величества. В глубине сада виден большой дом, внутри фонтан, который приводится в действие большим колесом. Рядом маленький зверинец с цаплями, журавлями, колпиками и птицами подобного вида. За фонтаном виден ещё дом для нескольких слуг и кордегардия, которая состояла только из нескольких солдат. Наконец, вокруг построена оранжерея и несколько маленьких домиков. Сад сам по себе довольно большой и хорошо разбит, но я не увидел в нём никаких особенных редкостей, кроме несколько хорошо исполненных статуй и бюстов из белого мрамора, особенно польского короля Яна Собесского и его супруги, затем королевы Христины из Швеции и ещё нескольких других бюстов. Посреди сада находится большой бассейн, выложенный каменными плитами, в центре которого грот, из которого бьёт фонтан. И в оранжерее растут также несколько апельсиновых, лимонных, лавровых деревьев, гвоздичных кустов и прочего, которые, как говорят, привезены сюда из Польши" [3, с. 46, 47].

В январе 1711 года относительно людских покоев и Летнего дворца Пётр I распорядился:

"1) Зачатые палаты зделать двойные вверх по чертежу... а другие палаты на месте нынешних хором буде не поспеют будущим летом, то хотя б фундамент зделать, а хоромы перенесть в новое место, что близ Калинкина... На новом месте близ Калинкина устроить по чертежу" [3, с. 71].

Фундамент каменного Летнего дворца начали сооружать в мае 1711 года [там же]. С южной стороны строительной площадки к тому времени уже был выкопан гаванец, вода подходила вплотную к стенам. То есть здание с трёх сторон омывалось водой, войти в него можно было только с лодки.

На одной линии с Летним дворцом архитектором Г. И. Маттарнови в 1714 году было поставлено три открытых галереи ("люстгаузы"). Здесь отдыхали в непогоду. В средней из галерей находилась мраморная статуя богини Венеры. Эту скульптуру подарил Петру I папа Климент XI. По указу царя Венеру охранял часовой, дабы её никто не повредил. Венера стала первым в России публичным изображением обнажённого женского тела. Галереи, так же как и Летний дворец, стояли на самом берегу Невы. Берег был укреплён сваями. Позже он был отодвинут вглубь реки.

В 1711-1716 годах для осушения территории был прорыт Лебяжий канал, отделивший Летний сад от Потешного луга (ныне Марсово поле). В краеведческой литературе встречаются сведения о том, что эта водная протока была прорыта на месте речки Лебединки, вытекавшей когда-то из местного болота [2, с. 96]. Примерно по середине Летнего сада от Лебяжьего канала до Фонтанки в 1716 году был прорыт ещё один "Поперешный" канал. Территория к северу от него стала Первым, к югу - Вторым Летним садом. В это же время соединили реки Мойку и Фонтанку. С тех пор Летний сад находится на острове. Третьим Летним называлась территория южнее Мойки, включая современный Михайловский сад. Так как Дворцовой набережной ещё не существовало, то проходили в Летний сад со стороны Потешного луга, с которым рукотворный остров соединял разводной мост.

По по замыслу Петра I Летний сад должен был быть украшен аллегорическими скульптурами. Все скульптуры подбирались на четыре темы: природа мироздания (1), коллизии из "Метаморфоз" Овидия (2), идеальная модель Земного мира (3) и реальное его воплощение (4). Для осуществления данного плана в Венецию и Рим были посланы специальные агенты: П. Беклемишев, Ю. Кологривов и С. Рагузинский. С 1716 года ими закупались как античные скульптуры, так и произведения конца XVII - начала XVIII века. Многие скульптуры были изготовлены под заказ. К 1725 году в Летнем саде было установлено более ста бюстов и статуй, к 1736 году их было уже более двухсот. Их авторами являются такие скульпторы, как Д. Бонацца, П. Баратта, А. Тарсиа, Д. Зорзони, А. Корсини и многие другие итальянские мастера.

Пьедесталов для скульптур и бюстов иногда не хватало. В таких случаях их изготавливали из дерева и, равно как многочисленные садовые лавки, красили белилами.

Некоторые скульптуры поступали в Летний сад с утратами и повреждениями. Для их восстановления потребовалось пригласить реставратора, которым в марте 1717 года стал Джованне Пассина (Иван Фашин). Он проработал в Петербурге менее года, скончался 8 июля 1718 года. 1 августа на должность реставратора с тем же окладом был принят его сын Марко Пассина, упоминаемый в документах до 1722 года.

К 1728 году в Летнем саде насчитывалось 79 мраморный статуй, 46 мраморных бюстов, 13 свинцовых позолоченных статуй и бюстов. Зимой их укрывали специальными холщевыми мешками.

О появлении в Летнем саде нравоучительных скульптур-фонтанов в 1735 году Якоб Штелин написал так:

Шведский садовник Шредер, отделывая прекрасный сад при Летнем дворце, между прочим, сделал две куртины или небольшие парки, окружённые высокими шпалерами, с местами для сидения. Государь часто приходил смотреть на его работу и, увидевши сии парки, тотчас вздумал сделать в сем увеселительном месте что-нибудь поучительное. Он приказал позвать садовника и сказал ему: "Я очень доволен твоею работою и изрядными украшениями. Однако, не прогневайся, что я прикажу тебе боковые куртины переделать. Я желал бы, чтобы люди, которые будут гулять здесь в саду, находили в нём что-нибудь поучительное. Как же бы нам это сделать?" - "Я не знаю, как это иначе сделать, - отвечал садовник, - разве ваше величество прикажете разложить по местам книги, прикрывши их от дождя, чтобы гуляющие, садясь, могли их читать". Государь смеялся сему предложению и сказал: "Ты почти угадал; однако читать книги в публичном саду неловко. Моя выдумка лучше. Я думаю поместить здесь изображения Езоповых басен"... [Цит. по 1, с. 77]

В Летнем саде разместили более шести десятков фонтанов, украшенных скульптурными персонажами басен Эзопа. У входа находилась скульптура самого баснописца. У каждого фонтана находилась табличка, разъясняющая содержание басни.

Находясь в Англии, в 1717 году Пётр I купил изобретённый Томасом Соверном мощный паровой насос. Этот агрегат царь решил использовать для подачи воды к фонтанам Летнего сада. По такому поводу Пётр писал обер-комиссару Петербурга князю А. М. Черкасскому, руководившему строительными работами в Летнем саду:

"Присланную медную машину, которая гонит огнём воду, вели скорее собирать у фонтанны Летнего дома по чертежу мастера, который с тою машиною прислан, дабы я при возвращении своему увидел её действо" [Цит. по 2: с. 101].

По всей видимости паровая машина не выполняла возложенную на неё функцию. Поэтому пришлось искать другие способы подвода воды к фонтанам. В феврале 1719 года обер-комиссар Канцелярии городовых дел князь А. М. Черкасский приказал:

"близ Летнего дому Его царского величества за Малою речкою [то есть за Фонтанкой] построить на сваях мазанку в которой будет машиною лошадьми подымать воду по чертежу архитекта Андрея Трезина" [Цит. по 3: с. 198].

Первоначально снабжавший фонтаны водоподъёмный механизм работал на конной тяге. Для его работы в июне 1719 года были куплены пять лошадей. Спустя два года водовзводное колесо вращали 14 лошадей [3, с. 199]. Но обеспечить должного напора воды этот механизм тоже не смог. Поэтому в 1719-1720-х годах из Невы наискозь в Фонтанку был прокопан канал, который подводил к водовзводным колёсам воду из Невы, а не из Фонтанки, течение в которой было не столь быстрое. Для пропуска воды из этого канала через Фонтанку был сооружён акведук. О нём свидетельствует протокол Канцелярии от строений:

"... в прошлых годех на Фантанной речке близ Летняго дому Ея императорского величества построено водовзводное колесо для поднятия воды ис канала что от Невы реки на каменную аранжерею для действия фантан и кашкад в саду Летняго дому Ея императорского величества, и оное водовзводное колесо не действует, понеже строится выше того водовзводная башня и от того водовзводного колеса парусныя Ея императорского величества и Партикулярной верфи и протчие суда с маштами на оную верфь для починки приводить невозможно, понеже чрез речку Фантанную зделан ход вод [то есть акведук] и оттого чинитца немалая остановка, а судам в съёме машт повреждение, також и каналом судам на Партикулярную верфь проходить невозможно, понеже то водовзводное колесо построено на самом канале, и чтоб помянутое старое водовзводное колесо и зделанной чрез речку ход вод снять в скором времени, дабы в приводе на оную верфь вышеобъявленных судов с маштами и в проходе каналом судам и в проводе лесов на Партикулярную верфь помешателства не было приказали вышереченное водовзводное колесо и машину старую, которую тем колесом вода подымалась, и чрез тое Фантанную речку трубу, которой вода шла в басейн, и тот басейн разобрать" [Цит. по 3: с. 199, 200].

Из этого протокола становится ясно, что вода подавалась в бассейн на крыше оранжереи, откуда по трубам поступала в фонтаны.

Для увеличения напора подводимой к фонтанам воды в начале 1720-х годов началось строительство канала, через который бы вода попадала из Дудергофского озера, находящегося на 70 метров выше уровня Финского залива, к Летнему саду. От озера вода по реке Дудергофке доходила до рукотворного канала, названного Лиговским (по реке Лиговке), далее текла до накопительных бассейнов в районе современной улицы Некрасова (раньше она называлась Бассейной). Оттуда по трубам она направлялась к водовзводным башням.

Летний дворец Петра I

Так как воду Лиговского канала надо было перебрасывать через Фонтанку, пришлось учитывать нахождение поблизости Партикулярной верфи. Акведук мешал проводке судов с мачтами к верфи, поэтому воду пришлось вести окольным путём. Через Фонтанку она проводилась по первому акведуку южнее Мойки, а затем по второму через Мойку. Чертёж водовзводных башен для этих целей в 1723 году создал инженер Герман ван Болес. По собственной инициативе такой чертёж создал и "архитектурии гезель" Михаил Земцов, но его вариант принят не был. В 1725 году ван Болес внёс в проект акведука через Фонтанку изменение. Для большей прочности при изрядной ширине реки он стал не одно- а двухпролётным. В следующем году оба акведука были построены, а водовзводные башни оборудовались на протяжении ещё трёх строительных сезонов. Старый, мешавший Партикулярной верфи акведук, был разобран в 1727 году.

На территории Летнего сада строились оранжереи и увеселительные павильоны, дополнительные служебные постройки. В 1718 году по проекту Ж. Б. Леблона неподалёку от Летнего дворца был устроен Птичник. Здесь жили не только птицы (чёрные аисты, орлы, журавли, лебеди, голуби, пеликаны), но и редкие животные. В 1737 году здесь числился даже страус. Под надсмотром садового инспектора Стеллиха тогда находился целый зоопарк, в котором содержались: одна львица, один бобёр, пять белых медведей, одна росомаха, шесть песцов, одна лисица, одна куница, два барсука.

Рядом с Птичником, там где сейчас находится памятник Крылову, был устроен Дельфиновый каскад. Так называли фонтан, украшенный вазами в виде дельфинов. С июля 1737 года по проекту Растрелли в западной части Летнего сада четыре года сооружался Амфитеатр с каскадом. Его окружала стена стриженой зелени, перед которой стояли бюсты римских императоров. Напротив каскада в цветочном партере работал "Коронный" фонтан, украшенный позолоченными свинцовыми маскаронами и раковинами.

До начала 1720-х годов на углу Невы и Лебяжьей канавки стояла баня. На её месте в мае 1721 года было решено строить Летний дворец царицы Екатерины Алексеевны. Соответствующий проект составил архитектор Стефан ван Звитен. Спустя три года, когда дворец ещё не был достроен проект был дополнен галереей. В ней разместилась вторая в Летнем саду картинная галерея. Летний дворец Екатерины Алексеевны был готов к 1726 году.

На территории Первого Летнего сада был вырыт овальный пруд. В его центре находился островок с беседкой, которую Пётр I мог посещать во время раздумий. От края пруда до беседки царя на небольшой лодке перевозил один из придворных карликов.

Южная часть Второго Летнего сада была занята искусственным прудом, где разводили разные породы рыб. Чаще всего сюда запускали карпов, потому и пруд стал именоваться Карпиевым. Кроме рыб здесь некоторое время жил и ручной тюлень.

На территории Второго Летнего сада М. Г. Земцовым был устроен Лабиринт - сложная система дорожек, окружённая стенами из кустов. Дорожки к Лабиринту проложили по мосткам. Здесь были оборудованы фонтаны-шутихи, под струи которых часто попадали посетители Летнего сада. Окончательный готовый вид Лабиринт принял в 1725 году.

Считается, что основной функцией Второго Летнего сада было выращивание плодовых деревьев, ягодных кустарников. Здесь также находились цветочные оранжереи и теплицы. Второй Летний сад часто называли "огородом" [2, с. 97].

Вид реки Фонтанки от Грота и Запасного дворца

На берегу Фонтанки был с 1714 года строился Грот - садовый павильон с колоннами и высоким куполом. Над ним работали А. Шлютер, Г. Маттарнови, Н. Микетти, Ж. Б. Леблон, М. Г. Земцов, а также резных дел мастера Ганс Конрад Оснер и Конрад Ган.

Ф. В. фон Бергхольц в июне 1723 года так описал Летний сад и Грот:

"Я должен признать, что за два года он очень похорошел и, прежде всего, обогатился многими превосходными мраморными статуями. Особенно Грот необычайно хорошо украшен сплошь настоящими большими и редкими раковинами, ветками кораллов и многими подобными вещами, которых видишь здесь невероятное множество, и которые все чрезвычайно хорошо подобраны и соединены. В этом Гроте также находятся различные красивые статуи, наряду с множеством маленьких фонтанов и органом, который приводится в действие водой и очень мило играет" [Цит. по: 3, с. 204].

Оформление Грота было завершено к 1725 году. Павильон был разделён на три помещения, в каждом из которых находился фонтан. При их работе звучала органная музыка. Стены Грота были отделаны серым туфом, большими раковинами из Средиземного моря, природными камнями и толченым стеклом. Над центральным помещением возвышался стеклянный купол, под которым находился фонтан с позолоченной фигурой Нептуна в колеснице, запряженной морскими коньками. После смерти Петра I в Грот из Галереи переместили обнажённую Венеру. Позже она оказалась в Таврическом дворце, а ныне экспонируется в Эрмитаже. По сути Грот стал первым музеем скульптуры в России. Согласно описи 1737 года здесь находилось 26 скульптур, в том числе 19 антиков [3, с. 205].

На границе 1-го и 2-го Летнего садов были построены каменные оранжереи. Здесь выращивали южные растения, среди них - тропические молочаи, апельсины, лимоны, тюльпаны и ливанские кедры. Летом эти растения выставляли на аллеи сада.

С 1721 года, когда были закончены основные работы по благоустройству, Летний сад был официальной царской резиденцией. В Летнем саду Пётр I не редко устраивал праздники, здесь он проводил знаменитые петровские ассамблеи. Широко известные в России выражения "штрафная" и "пей до дна" начались как раз на этих ассамблеях. Именно тогда опоздавшему стали подносить "штрафной" кубок вина, который он должен был выпить "до дна".

О начале очередного праздника жителей города оповещали пушечными выстрелами с бастионов Петропавловской крепости. Гости прибывали в Летний сад по Неве, высаживались из лодок на деревянную пристань. За пристанью находились аллея и две площадки. На Дамской площадке устраивались танцы, а на Шкиперской стояли столы с шахматами, шашками, табаком и вином. В Летний сад запрещалось проходить в серых кафтанах и с бородой.

Торжественный зал

Для проведения торжественной церемонии бракосочетания старшей дочери Петра I Анны и герцога Голштинского в 1725 году срочно, всего за четыре месяца, была построена "Зала славных торжествований". Её спроектировал архитектор Земцов. Зала разместилась на насыпном берегу Невы. Свадебная церемония была омрачена смертью Петра I, хотя она всё же состоялась 21 мая 1725 года. Единственным торжественным мероприятием в тот день стали залпы из пушек с яхты "Анна".

Зала славных торжествований представляла из себя деревянный особняк на каменном фундаменте. Её стены были выкрашены в белый цвет, снаружи белилами, внутри - мелом, а кровля - в красный. В её художественном оформлении принимал участие французский художник Луи Каравак. Кроме самой двусветной "залы" в здании были ещё четыре комнаты. В одной из них находилась лестница, по которой можно было подняться на крышу. Парадный вход здания был украшен высоким двухмаршевым крыльцом с мраморными скульптурами и вазами.

В Зале славных торжествований хранилась коллекция собранных Петром I картин. В ней имелись полотна Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Сальма и других известных живописцев. До своей смерти Пётр I успел заказать картины некоторым русским художникам. Несмотря на его смерть, заказ был выполнен. В Зале поместили картины "Куликовская битва" А. А. Матвеева, "Полтавская баталия" И. И. Никитина, "Гангутское сражение" И. Адольского. По сути, это место стало первым художественным музеем России.

После смерти Петра I в Людских покоях некоторое время жил его внук Пётр II, там же располагался архив придворной конторы.

При императрице Анне Иоанновне в Летнем саде устраивали медвежьи, волчьи и кабаньи травли. Животные носились по саду, ломая скульптуру и вытаптывая растения. По окончанию "забавы" трупы животных отдавали в петербургские мясные ряды. Именно при Анне Иоанновне появилась традиция прятать на зимнее время скульптуры в деревянные ящики.

По предложению графа фон Миниха в 1732 году зала славных торжествований была перенесена во Второй Летний сад к Карпиеву пруду. После этого здание потеряло свой первоначальный торжественный вид. Его переоборудовали под театр, названный в документах как "комедия деревянная". Оно простояло на берегу пруда до разборки в июне 1747 года.

На освободившемся берегу Невы Анна Иоанновна приказала построить для себя ещё один Летний дворец, в котором бы разместились 28 комнат и один большой парадный зал. Одним из условий императрицы было сооружение такого крыльца, которое бы стало одновременно и причалом. Соответствующий проект составил Ф. Б. Растрелли, реализовали его И. Бланк и каменных дел мастер И. Вайс. Дворец возвели чрезвычайно быстро, всего за два месяца.

При Анне Иоанновне во Втором Летнем саде стреляли по мишеням, а в Третьем "гоняли оленей и зайцев". Коллекции скульптуры внимания уделялось мало. В январе 1741 года её хранитель Иоганн Антони Цвенгоф докладывал:

"1. В первом и втором Его императорского величества в садах у имеющихся тамо стоящих мраморных статуй, которые покрыты холстяными мешками и рогожными чехлами, никакого караулу не имеется. 2. А сего генваря 16 дня в первом саду в нощи с одной статуи покраден холщевой мешок, рогожный чехол, зделанной ис трёх рогож, да в прошлом годе покрадено ж со оных статуй шесть мешков, о чём Канцелярии репортовано. 3. Також во оных садах в летнее время ходят множество всякого чина люди и ломают своеволно у помянутых статуй персты и протчие мелкие вещи. А в зимнее время не токмо всякого подлаго ходят народа денно и ночно и ездят на лошадях в санях и тем ломают и повреждают у оных статуй мелкие вещи. 4. Да к тому ж из оных садов без караулу опасно, дабы из некоторых стоящих вещей ночным временем из оных садов не вывожено было, понеже имеютца пустые места без караулов, из которых без всякого опасения можно вывесть; четыре мраморных педесталов взяты из оных садов без всякого ведома и ежели б усмотрены оные были мною в церкви святых апостолов Петра и Павла, то б принужден был репортовать, что оные покрадены. И дабы повелено было во оных садах для караула ко оным статуям от Канцелярии от строеней определить салдат человека четыре, дабы денно и ночно от оных надсматривано было и дабы без ведома моево никуда из оных вещей не отпускали" [Цит. по: 3, с. 254].

После смерти Анны Иоанновны правительница Анна Леопольдовна в апреле 1741 года повелела Летний дворец Анны Иоанновны снести и устроить на его месте галерею. Но здание это простояло ещё несколько лет, так как Анну Леопольдовну успела сменить дочь Петра I Елизавета. В мае 1743 года Елизавета Петровна внесла в устройство Летнего сада следующие коррективы:

"В первом саду у мосту, которой ис перваго во второй сад где фонтаны шутихи, зделать... чтоб вода не снизу, но сверху того моста пускаема была... в куртинах, где яблонные деревья, посадить сахарной горож, бобы и огурцы; во втором саду в фаболах фигуры в подобие мышей снять, а вместо их поставить какие нибудь другие пристойные фигуры; в третьем саду Золотые хорому и при них мылня были б во всякой исправности как при жизни Петра Великаго были... Золотую палату что в третьем саду выкрасить крышу красною, стены кругом зелёною, а столбы и протчия деревянныя украшения белою красками" [Цит. по: 3, с. 326].

Перемена направления струй воды в фонтане-шутихе, очевидно, связана с тем, что императрице и её фрейлинам не понравились потоки холодной воды, попадавшие под кринолины их платьев. После постройки за Мойкой Летнего дворца Елизаветы Петровны (1741-1743 годы) туда из Первого и Второго Летнего сада были перенесены некоторые мраморные статуи и деревья.

Летний дворец Анны Иоанновны в июне 1747 года был разобран и перенесён в Екатерингоф. В том же 1747 году у двух входов в Летний сад наконец-то появился караул из четырёх солдат гвардейских полков. Они препятствовали не только кражам драгоценных металлов, но и попаданию на территорию сада скота, который до того спокойно гулял по аллеям и портил растения.

С мая 1752 года по указу императрицы Елизаветы Петровны в Летнем саду по праздничным и воскресным дням разрешались прогулки прилично одетых посетителей [3, с. 327]. Согласно этому указу прогулки должны были контролироваться караульными, а также специальными инженерными и садовыми командами. Караульные следили за порядком, а инженеры и садовники быстро чинили обнаруженные неисправности в фонтанах и зелёных насаждениях. Уже 7 июля был отмечен инцидент, когда капрал "незнаемо какого чина человека бил палкою без позволения присланного с той командою обер афицера" [Цит. по: 3, с. 328].

Порядок в Летнем саду нарушали не только посетители, но и суровая петербургская природа. Влажный климат быстро изнашивал не только деревянные, но даже каменные постройки. А 16 июля 1754 года "... имеющаяся в первом саду близ болшого Грота подъёмная машина деревянная которая воды подымала вверх насосами в фантаны сего июля 8 числа после полудни в третьем часу совсем как была упала в реку Фантанку" [Цит. по: 3, с. 329].

При Екатерине II дни для прогулок стали более частыми. С мая 1773 года в Летнем саде стали гулять воспитанницы Смольного института, их впервые вывезли за пределы учебного заведения. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" тогда отмечала, что девушек сопровождала "толпа глазеющих гуляльщиков", которые вели с девицами беседы о "разных материях" и отмечали их "благородную незастенчивость".

Ограда Летнего сада

В 1760-х годах обустраивали Дворцовую набережную. Перед этим, в 1763 году, были снесены почти все строения со стороны Невы и Фонтанки, невский берег отодвинули от сада на 50 метров. Созданная широкая набережная открыла беспрепятственный доступ в Летний сад:

"Наличная к Неве реке сторона по случаю исправления каменного берега ныне без решётки, почему в тот сад всякого звания люди свободно летом и зимою входят и опасно, чтоб нехорошаго состояния от людей не могло причиниться в том саду какого либо вреда и похищения как уже пред сим плитки и покрадены, да и вид от Невы безо всего нехорошей кажет, зимой же и совсем же в тот сад пущать не для чего" [Цит. по: 3, с. 428].

Для исправления сложившейся ситуации 8 июня 1770 года Контора строения Её Императорского Величества домов и садов приказала архитектору И. Д. Фоку и подпоручику Д. М. Вуншу исполнить проект и смету ограды Летнего сада. Проект был утверждён императрицей 29 сентября. Впоследствии в него вносились изменения, но общая идея осталась прежней. В связи с отставкой Игнацио Росси, руководившем созданием каменной Дворцовой набережной, в январе 1772 года его работу, равно как и руководство установкой Невской ограды доверили архитектору Ю. М. Фельтену и надворному советнику Микулину. В том же году началось создание ограды.

Гранитные блоки готовились вплоть до 1784 года под руководством каменных дел мастера Т. И. Насонова, получавшего необходимую документацию от архитектора П. Е. Егорова. Для ограды использовали 36 "столбов дикого морского камня", добытого в каменоломне близ села Путилова, находящегося в предместьях Петербурга. Столбы превращались в колонны каменотёсами села Путилова Шлиссельбургского уезда, а решётка изготавливалась в 1773-1777 годах тульскими мастерами на заводе купца Денисова. К устройству фундамента приступили в 1774 году. В 1778 году решётка была установлена, после чего в декабре И. Д. Фоку поручили создать проект медного украшения для больших и малых ворот Летнего сада. Отделка Невской ограды продолжалась ещё пять лет.

Часто автором проекта ограды Летнего сада называют Ю. М. Фельтена. Приведённые выше сведения, полученные из книги К. В. Малиновского "Санкт-Петербург XVIII века", дают другую версию. Автором ограды следует считать И. Д. Фока, который впоследствии руководил изготовлением металлических решёток для окон Зимнего дворца, проектировал ограду Троицкого собора, Симеоновской церкви, Итальянского дворца на Фонтанке.

Интересно, что венчающие столбы гранитные вазы и урны в первоначальном проекте не предусматривались. Их установили только в 1784 году.

Существует легенда, которая рассказывает об одном англичанине. Он был очень богат, много слышал про Санкт-Петербург, и однажды на склоне лет решил обязательно его посетить. В одну из белых ночей его яхта доплыла до Санкт-Петербурга, остановилась у Летнего сада. Посмотрев на ограду, англичанин решил вообще не сходить на берег, так как по его словам ничего более прекрасного он уже увидеть всё равно не может. Через некоторое время яхта взяла обратный курс.

Другая легенда рассказывает о том, что в 1930-х годах американцы предлагали продать им ограду Летнего сада за сотню новых паровозов.

Летний сад после наводнения 1777 года. Летний сад в XIX веке

Летний сад. Аллея со стороны Лебяжьего канала

Со второй половины XVIII века Летний сад стал приобретать пейзажные черты. Менялась мода, согласно которой деревья перестали обрезать, закрывались оранжереи, исчезали фонтаны. В июле Екатерина II писала Вольтеру:

"Я страстно люблю теперь сады в английском вкусе, кривые линии, пологие скаты, пруды в форме озёр, архипелаги на суше, и я глубоко презираю прямые линии. Я ненавижу фонтаны, которые мучают воду, чтобы заставить её течь наперекор её природе" [Цит. по: 3, с. 431].

10 сентября 1777 года наводнением Летнему саду был нанесён значительный ущерб [Там же]. Оказалась разрушена фонтанная система, повреждены многие скульптуры, сломаны деревья. В процессе реконструкции Летнего сада фонтаны было решено не восстанавливать. Многие постройки также не были восстановлены, среди них Лабиринт и Грот. Овальный пруд и поперечный канал были засыпаны. Грот стали использовать как склад для разбитых скульптур и садового инвентаря. Акведук через Фонтанку разобрали в 1781 году, спустя два года за ветхостью были сломаны и галереи. Ещё через три года исчезли Золотые палаты и все оставшиеся фонтаны. Деревья и кустарники больше не подстригали. Они всё больше разрастались, делая Летний сад больше похожим теперь уже на пейзажный парк. Беллерман так описал состояние сада в 1780-х годах:

"Что придаёт ценность этому месту, так это множество мраморных статуй... Но как я был удивлён, когда я увидел большинство из них повреждёнными, без носа, пальцев рук и ног, вообще, большинство покрытыми грязью и поросшим мхом. Мне совершенно непонятно, как в месте, где не трубят ни о чём ином, как об искусстве, эти частью прекрасные плоды искусства могут стоять здесь столь заброшенные. Даже если монархиня не слишком заботится о них, поскольку у неё есть свой Эрмитаж и Царское Село, то, по крайней мере, министр должен делать это. В качестве причины мне ссылались на то, что производится полная переделка этого сада в парк, поэтому это место кажется заброшенным; сад токже столь сильно пострадал от наводнения и бури в 1777 году, что пожалуй, нельзя даже думать о частичном ремонте" [Цит. по: 3, с. 431, 432].

В 1798-1799 годах на берегу Лебяжьего канала по проекту Г. П. Пильникова была устроена видовая терраса. В 1820-х годах вокруг неё установили парапет.

Наводнение 1824 года тоже нанесло Летнему саду большой урон. Окончательно разрушился Грот, на месте которого по проекту К. Росси был построен Кофейный домик. Росси сохранил стены и план старого Грота при его перестройке в павильон. Установленные на стенах барельефы были выполнены по эскизам скульптора В. И. Демут-Малиновского. Росси также добавил к пристани Летнего сада на Лебяжьей канавке большие античные курильницы, которые отлили из чугуна по рисунку архитектора.

До революции в Кофейном домике работала кондитерская итальянца Джузеппе Пьяццо.

Большой вклад в образ Летнего сада внёс архитектор Людовик Шарлемань. В 1827 году по его проекту был построен деревянный павильон "Чайный домик". Им же годом ранее была сооружена ограда со стороны Мойки, а в 1830 году Шарлемань установил завершающие веерные дополнения к ограде Летнего сада. 12 апреля 1827 года газета "Северная пчела" писала:

"Летний сад обновлён самым приятным и удобным образом. Грунт поднят для уничтожения сырости и изглаживания рытвин, произведённых наводнением. Дороги во всех аллеях наново вымощены; пруд очищен, и в большом каменном гроте устроен кофейный дом, убранный великолепно. Кругом сада устроена новая аллея, по которой ездят верхом и в кабриолетах."
Памятник И. А. Крылову

Николаем I Летний сад был открыт для гулянья только "всем военным и прилично одетым, простому же народу, как-то мужикам, проходить через сад ... вообще запретить". Вход в Летний сад был платным, цены на услуги устанавливались достаточно высокими.

Летний сад был любимым местом многих известных людей. Здесь отдыхали В. А. Жуковский, П. И. Чайковский, И. А. Гончаров, М. П. Мусоргский, И. А. Крылов, В. В. Маяковский, А. А. Ахматова, Т. Г. Шевченко. В 1833 году недалеко от Летнего сада поселился Александр Сергеевич Пушкин. В саду он гулял и встречался с друзьями. Пушкин писал своей жене:

"Летний сад мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нём дома."

В 1830-е годы появилась традиция - устраивать в Летнем саду смотр невест. Эта традиция прожила вплоть до начала XX века.

10 сентября 1839 года в Летнем саду была установлена ваза из розового порфира, высотой 4,85 метров. Эту вазу подарил шведский король Карл XI императору Николаю I. Вазу выполнили мастера из города Эльфдалена, потому её назвали вазой из эльфдальского порфира. Она искусно собрана из пяти отдельных частей так, что выглядит единым целым.

12 мая 1855 года рядом с Чайным домиком был торжественно открыт памятник И. А. Крылову. Его автор - Пётр Карлович Клодт. Памятник планировалось установить перед Публичной библиотекой или Академией наук, однако Николай I не одобрил данное местоположение скульптуры. В итоге памятник оказался в Летнем саду.

4 апреля 1866 года во время утренней прогулки по Летнему саду на императора Александра II было совершено покушение. Террорист Дмитрий Каракозов стрелял почти в упор, однако оказавшийся рядом костромской мещанин Осип Комиссаров вовремя оттолкнул руку стрелявшего. В память о спасении Александра II на месте происшествия в 1866-1868 годах в ограду Летнего сада была встроена часовня по проекту Р. А. Кузьмина. Сначала она была деревянной, через год стала мраморной. На её стене висела мраморная доска с надписью: "Не прикасайся к помазаннику моему".

В начале XX века стали появляться планы реконструкции Летнего сада. Появились идеи засыпать Лебяжий канал, устроить в Летнем саде скетинг-ринг. Однако Министерство императорского двора, в ведении которого находился Летний сад, отказалось от таких преобразований.

Летний сад в XX веке. Летний сад в наше время

После 1917 года снова стали появляться планы переустройства Летнего сада, дабы здесь могла гулять совершенно любая публика. Однако средств на это не нашлось. Часовня в ограде Летнего сада закрылась в 1918 году.

В 1924 году Летний сад снова пострадал от разрушительного наводнения. Восстановительные работы начали только через десять лет. Тогда, в 1930-х годах, была разобрана часовня в ограде Летнего сада. Была предпринята попытка восстановить центральные ворота, но их поиски не увенчались успехом. Образовавшийся проём пришлось закрыть вновь изготовленным звеном ограды, а двое малых ворот для симметрии сместили к центру.

Во время блокады Ленинграда на территории Летнего сада разместили зенитные расчёты. В Кофейном домике устроили казарму, а в Чайном - склад боеприпасов и оружия. Скульптуры укрыли в земле. На территорию Летнего сада неоднократно падали бомбы и снаряды. Весной 1942 года цветники и газоны были отданы школьникам и учителям окрестных школ для разведения огородов. В связи с этим одна из аллей стала называться Школьной.

После окончания Великой Отечественной войны Летний сад был восстановлен. В Карпиевом пруду поселились лебеди. На территории сада стали гулять ленинградцы и гости города. Здесь играли симфонические и духовые оркестры, устраивались художественные выставки.

В 1970-х годах вандалами в Летнем саде было разрушено значительное количество бюстов и скульптур. С 1984 года оригинальные произведения искусства стали постепенно заменять на копии. Скульптуры страдают от вандалов и в настоящее время.

К настоящему времени в Летнем саде сохранилось 79 скульптур. В 1984 году была проведена реставрация Чайного домика, в котором разместили выставочный зал. Летний сад находится в ведении Русского музея.

Источники

1 Овсянников Ю. М.: «Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси». Издательство «Искусство-СПб», 2001 - 632 стр.
2 Зуев Г. И.: «Течёт река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта». Издательство «Центрполиграф», 2012 - 640 стр.
3 Малиновский К. В.: «Санкт-Петербург XVIII века». Издательство «Крига», 2008 - 576 стр.
4 Микишатьев М. Н.: «Прогулки по Центральному району. От Дворцовой до Фонтанки». Издательство «Центрполиграф», 2010 - 605 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"