Исаакиевский мост

Адрес
Нева
Вид вниз по Неве от Понтонного моста, построенного между Исаакиевской церковью и Кадетским корпусом

Наплавной (плашкоутный) Исаакиевский мост - первая переправа через Неву в Санкт-Петербурге. При Петре I мосты через Неву в пределах города не строили. Спустя два года после смерти основателя Петербурга по желанию светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова от его дворца на Васильевском острове на противоположный берег Невы был перекинут мост. Его торжественное освящение состоялось 26 июля 1727 года.

В первой половине XVIII века построить постоянный мост через широкую Неву технически было практически невозможно. Поэтому переправой служил мост, состоящий из барок-плашкоутов, поверх которых настилалось деревянное перекрытие. Такой мост называют плашкоутным. Он удерживался вбитыми близ берега сваями и несколькими корабельными якорями. Два пролёта были разводными - для провода судов их отводили в сторону. На постройку Исаакиевского моста было отпущено:

"барок ис покупных в Ладоге дватцать девять, барочных досок разных мер три тысячи сто семдесят семь, кокор тритцать пять, брёвен длиною трёх сажень двести девятнатцат, четырёх сажень семьсот семьдесят девят" [Цит. по: 3, с. 393].

Первый Исаакиевской мост наводился под руководством первого русского кораблестроителя, поручика Бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка Филиппа Петровича Пальчикова.

Название Исаакиевскому мосту дала небольшая деревянная церковь Исаакия Далматского, находящаяся на левом берегу Невы. В 1730-х годах её сменил высокий каменный храм, который позже был разобран. Во второй половине XVIII века новый Исаакиевский собор занял то место, которое сейчас занимает четвёртое по счёту здание Исаакиевского собора.

В том же 1727 году после кончины Екатерины I престол занял новый император Пётр II. По одной из версий попавший в опалу князь Меншиков поспешил распорядиться разобрать переправу через Неву, дабы воспрепятствовать вывозу имущества из своего дворца. Это ему не помогло. Имущество конфисковали, а самого князя навсегда выслали из Петербурга. Более правдоподобным выглядят сведения, ссылающиеся на указ Верховного тайного совета от 16 августа 1727 года. Согласно этому указу осенью Исаакиевский мост был разобран, на его месте устроили перевоз [2, с. 39].

Племянница Петра I Анна Иоанновна, став императрицей, 4 марта 1732 года повелела Пальчикову заново навести Исаакиевский мост [там же]. Правда к тому времени конструкций первой переправы уже было не найти. Поэтому в спешке по всему городу собрали имеющиеся разнокалиберные плавсредства, использовав их вместо стандартных барок. В скором времени новый Исаакиевский мост был готов, о чём Пальчиков рапортовал уже 30 мая 1732 года. Конечно, такой мост не был надёжным. В следующем году шторм разметал его по частям, некоторые барки затонули.

Движение по Исаакиескому мосту было платным. С карет и колясок парами взималась плата в 5 копеек, с одноколок и экипажей в одну лошадь - 3 копейки, с воза - 2 копейки, "с кучеров и лакеев, как и с пеших по 1 копейке; с 10 мелких скотин по 2 копейки" [2, с. 40]. За проход каждого судна брали по 1 рублю.

Третий Исаакиевский мост в 1733 году строили "листовых судов" мастер Соловьёв и "лекарский помощник" Стеклов. Для него изготовили новые особо прочные барки-плашкоуты. С той поры Исаакиевский мост наводился каждую весну, осенью его убирали.

Два пролёта Исаакиевского моста были разводными. Их уводили в сторону для пропуска мачтовых судов. Переправу разводили также при спуске со стапелей Адмиралтейства кораблей, дабы либо они сами, либо поднимавшиеся при спуске волны не повредили мост.

Указом от 10 мая 1738 года плата за проход и проезд по Исаакиевскому мосту была повышена. Дабы это обстоятельство не снизило сборы, были упразднены три перевоза через Неву: от Зимнего дворца, от Крюкова канала и от Галерного двора. Правом бесплатного проезда пользовались дворцовые кареты, дворцовые курьеры, пожарные и воинские части. На собранные таким образом "мостовые" деньги в Петербурге был построен Никольский собор. В 1754 году в день рождения престолонаследника великого князя Павла Петровича плата за проезд по Исаакиевскому мосту была отменена.

С 1779 года переправу через Неву возводили и зимой после ледостава. Для провода барок к месту строительства во льду приходилось прорубать каналы.

Развод Исаакиевского моста ежедневно контролировал дежурный офицер Адмиралтейской коллегии, являвшийся одновременно и начальником караула. Иногда во время разводов моста случались чрезвычайные происшествия. 4 октября 1809 года два морских офицера Н. А. Хвостов и Г. И. Давыдов решили не ждать окончания прохода барж по Неве и решили перейти по разведённой переправе. С Исаакиевского моста им удалось перепрыгнуть на баржу, но при попытке взобраться на другую сторону моста они сорвались и утонули. Этот случай долго обсуждался петербургской публикой. Г. Р. Державин по такому поводу удосужился написать стихотворение "В память Давыдова и Хвостова".

Постройка берегового устоя для нового Исаакиевского моста со сторооны Сенатской площади

Каменные устои Исаакиевского моста были сооружены в 1819-1821 годах под руководством инженеров А. А. Бетанкура и В. К. Треттера. Тогда же переправа была реконструирована. Новая усовершенствованная конструкция плашкоутов с подкосами позволила увеличить грузоподъёмность и сократить их количество. Об этих работах напоминает памятная надпись на береговом устое, который находится напротив дома №13 по Университетской набережной.

После окончания строительства первого постоянного моста через Неву (Благовещенского) в 1850 году Исаакиевский мост передвинули выше по течению реки. Он занял то место, которое ныне занимает мост Дворцовый. В апреле 1879 году на нём установили несколько экспериментальных электрических фонарей, спроектированных П. Н. Яблочковым.

Наплавная плашкоутная переправа просуществовала здесь до 1912 года, когда на её месте начали строить постоянный Дворцовый мост. При этом барки передвинули на старое место, вернув Исаакиевский мост на место своего "рождения".

Он продолжал освещаться керосиновыми фонарями, запас керосина для которых хранился в одном из плашкоутов. 11 июня 1916 года от искр проходящего мимо парохода загорелся бак с керосином, что послужило причиной крупного пожара. Ветер быстро перекинул огонь на весь Исаакиевский мост, который таким образом был практически полностью уничтожен. В огне лопнули удерживающие барки тросы, из-за чего горящие конструкции по течению доплывали до Благовещенского моста и тлели у его устоев.

Восстанавливать наплавной Исаакиевской мост не стали. С того времени о нём напоминают лишь каменные устои на Университетской и Адмиралтейской набережных.

Источники

1 Антонов Б. И.: «Мосты Санкт-Петербурга». Издательство «Глагол», 2002 - 192 стр.
2 Канн П. Я.: «Площадь Труда». Издательство «Лениздат», 1981 - 120 стр.
3 Малиновский К. В.: «Санкт-Петербург XVIII века». Издательство «Крига», 2008 - 576 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"