Воронцовский дворец

адрес
Садовая ул. 26
АрхитекторРастрелли Ф. Б.
годы постройки1749-1757
Воронцовский дворец
Аксонометрический план Санкт-Петербурга

Первыми владельцами этого участка между рекой Фонтанкой и Садовой улицей были кабинет-секретарь Петра I Алексей Макаров и секретарь князя Меншикова Алексей Волков. Для них здесь были построены типовые усадьбы, проект которых разрабатывал архитектор Доменико Трезини [1, с. 74].

В 1744 году вице-канцлером Российской империи был назначен Михаил Илларионович Воронцов. Он участвовал в дворцовом перевороте, в результате которого к власти пришла дочь Петра I Елизавета. Воронцов был в родственных связях с Романовыми: жена канцлера Анна Скавронская приходилась двоюродной сестрой императрице. Для столь значимого человека потребовалось соответствующее представительство. Воронцову были переданы участки Макарова и Волкова. Весной 1749 года придворный зодчий Франческо Бартоломео Растрелли начал составлять проект нового дворца.

Растрелли создал типичный для себя дворец в стиле барокко, фасад которого украшен пучками колонн и богатой лепниной. Архитектор впервые в своей практике здесь ввёл барельефы мужских голов в узоры наличников окон. Позже этот приём он использовал при оформлении стен Зимнего дворца.

Воронцовский дворец расположился главным фасадом к Садовой улице. Чугунная ограда перед усадьбой была выполнена по рисункам Растрелли. Со стороны Фонтанки был создан большой регулярный парк. Первоначально в центре главного корпуса располагалась арка для въезда во внутренний двор. Позже её заложили и организовали на её месте Главный вестибюль. Кроме дворца зодчим здесь был построен целый комплекс зданий. Со стороны Фонтанки находился одноэтажный корпус с террасой с видом на реку. Растрелли так описал это своё творение:

"Это здание возведено вблизи большой Перспективы, фасад со стороны большого двора длиной 55 туазов [109 метров], посредине этого фасада - большой въезд для карет, где с каждой стороны имеется большой портик с колоннами дорического ордера; в одном из этих портиков имеется большая парадная лестница с двойным маршем, внутренние стены расписаны фресками весьма искусным живописцем из Болоньи; большой зал также расписан фресками того же мастера. Апартаменты состоят из более чем 50 покоев, включая галерею, библиотеку и часовню. Снаружи - большой сад и средний двор, окружённый очень хорошо расположенными апартаментами. По сторонам большого двора построены двухэтажные флигели для служб, кухонь и для квартир прислуги; кроме того отдельное здание для конюшен и каретных сараев; целиком каменное" [Цит. по 2, с. 309].

Под мастером из Болоньи Растрелли понимал живописца Анджело Карбони.

Интерьер церкви Рождества Иоанна Предтечи в Пажеском корпусе

В Воронцовском дворце всё обустраивалось по наивысшему разряду. Внимание архитектора уделялось всему, даже самым мелким деталям. Плафоны для парадного зала были привезены из Италии от Тьеполо.

Осенью 1758 года были завершены работы по отделке помещений. Долгий срок строительства объясняется финансовыми трудностями Воронцова. В прошении на имя императрицы он писал: "Истинно вам доношу, что я через строение совсем банкротом стал". А ведь кроме трат на строительство, канцлер имел расходы и на многочисленные балы и маскарады. Не смотря на все трудности, строение было завершено. В "Санкт-Петербургских ведомостях" сообщалось:

"23 ноября 1758 г. освящена церковь в новопостроенном доме гр. М. И. Воронцова. Её Императорское Величество изволило кушать у его сиятельства и пожаловало его своим канцлером, а для новоселья вручила ему указ на 40 000 рублей" [Цит. по 1, с. 322].

Воронцовский дворец получил второе название - Канцлерский дом. Воронцов прожил здесь всего пять лет.

После прихода к власти Екатерины II Воронцов не мог рассчитывать на денежные поступления из казны. Содержать дворец он уже не был в состоянии. Екатериной II он был "по нездоровью" сослан в Европу. Перед отъездом за границу в 1763 году, граф продал дворец в казну за 217 600 рублей.

Воронцовский дворец

Воронцовский дворец стал использоваться как гостевой дом. Здесь останавливались брат короля Фридриха II Генрих Прусский, принц-адмирал Нассау-Зиген, граф Иван Андреевич Остерман. Во время отсутствия гостей дворец не пустовал. "Санкт-Петербургские ведомости" в январе 1770 года писали:

"Через сие объявляется, что в доме покойного графа М. Л. Воронцова против Гостиного двора будут по воскресеньям и четвергам продолжаться маскарады до великого поста, и каждая персона имеет за вход платить по рублю".

В 1798 году Павел I принял титул великого магистра Мальтийского ордена и сделал усадьбу Воронцова его главной резиденцией. Воронцовский дворец стал именоваться Замком мальтийских рыцарей. Над воротами со стороны Садовой улицы был помещён белый мальтийский крест. В 1798-1800 годах в комплексе дворца по проекту Д. Кваренги была построена Мальтийская капелла. Здесь хранились орденские драгоценности и кресло великого магистра. При жизни Павла I здесь регулярно проходили собрания ордена. В левом крыле дворца проект Кваренги предусмотрел православную церковь во имя святого Иоанна Иерусалимского.

При Александре I деятельность Мальтийского ордена в России была прекращена, усадьба снова перешла государству. Флигели дворца были отданы купцам для устройства торговых лавок в аренду сроком на 25 лет. Одна из них, лавка И. П. Лисенкова, была известна среди любителей книг, в ней часто бывал А. С. Пушкин. В этом же флигеле в 1832-1833 годах жил архитектор А. К. Кавос.

В 1810 году в Воронцовский дворец из дома №20 по Миллионной улице переехал Пажеский корпус. Второй этаж здания заняли спальни воспитанников. В 1827 году архитектором А. Е. Штаубертом здание было приспособлено для нужд учебного заведения. Оказались утраченными богатые дворцовые интерьеры.

Внутренний двор Воронцовского дворца

В 1817 году императором Александром I было решено обустроить бывший дворец Воронцова для своего младшего брата великого князя Михаила Павловича. Проект реконструкции усадьбы составлял Карл Росси. Новый фасад здания архитектор решил в стиле строгого классицизма. Кроме реконструкции дворца, Росси распланировал всю прилегающую к нему территорию. В его проекте сад за дворцом был укорочен, на его месте зодчий задумал две площади, соединённые между собой прямой улицей. Этот проект не был реализован. Позже дворец Михаила Павловича был построен в другом месте.

После революции Пажеский корпус был закрыт, во дворце стал заседать клуб левых эсеров. 7 июля 1918 года здесь проходил бой между эсэрами и большевиками, решившими ликвидировать центр эсэровской партии. По зданию вели открытый огонь из орудий, стоявших на галерее Гостиного двора, на Невском проспекте и Садовой улице.

Осенью 1918 года Воронцовский дворец отдали для нужд Красной Армии. Здесь постоянно размещались военные учебные заведения. Во время гражданской войны во дворце были организованы курсы командного состава Красной Армии, а в 1920-1930-х годах - пехотное училище имени Кирова. С 1955 года в здании Воронцовского дворца располагается Суворовское военное училище.

В 1998 году проводилась реставрация здания Мальтийской капеллы.

Источники

1 Овсянников Ю. М.: «Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси». Издательство «Искусство-СПб», 2001 - 632 стр.
2 Малиновский К. В.: «Санкт-Петербург XVIII века». Издательство «Крига», 2008 - 576 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"