История домов №3 и 5 по Большой Морской улице
Участок дома №3-5 по Большой Морской улице первоначально состоял из двух отдельных частей. В феврале 1766 года участок дома №3 был получен архитектором Алексеем Васильевичем Квасовым, распланировавшим в 1760-х годах весь квартал между Большой Морской улицей, Невским проспектом и Дворцовой площадью. Сразу после получения участка он начал на нём строительство трёхэтажного дома с двумя дворовыми флигелями. В 1772 году Квасов умер, так и не увидев свой дом достроенным. В дальнейшем домом владела вдова Квасова, их сын капитан Василий и дочь Авдотья. Помещения здесь сдавались в наём. В доме работали книжная лавка, часовая мастерская, слесарь, парикмахер, повивальная бабка. В имении Квасовых устраивались аукционы.
В 1797 году сын Квасова продал свой участок немецкому мастеру Карлу Готлибу Шпуту (или Штуту). На то время кроме лицевого корпуса на участке имело дворовое каре, располагавшееся вокруг второго хозяйственного двора. Всего в здании было 29 "покоев" [2, с. 178].
В 1801 году в доме №3 начала работу кондитерская Валлота и Вольфа. Последний позже являлся одним из владельцев кондитерской в соседнем доме Котомина.
Следующим владельцем участка в 1804 году стал медный мастер Вецель. Авторы книги "Большая Морская улица" утверждают, что в 1810-1850-х годах им владели купец Иван Антонов, затем мещанин Воронков, а в 1854 - купец Яков Диль [1, с. 41]. М. Н. Микишатьев уточняет эти сведения, ссылаясь на справочник от 1835 года, в котором уже упоминается купец 3-й гильдии Яков Иванович Диль [2, с. 178]. К 1861 году домом №3 владел гвардии поручик Александр Андреевич Татищев [2] (или Александр Александрович [1]), а с 1867 - Леонид Александрович (позже ставший генерал-лейтенантом).
К середине XIX века за главным корпусом появились дворовые флигеля, но при этом был снесён каретник. При Татищевых здание надстроили четвёртым этажом, создали новый фасад в стиле классицизм. Здесь открылась гостиница "Бель-Вю", принадлежавшая семь Рено. В 1880 году в отеле останавливались И. С. Тургенев и Дж. К. Джером, позже - тенор Л. В. Собинов.
После смерти Леонида Александровича участок перешёл во владение его наследникам вдове Екатерине Ильиничне и сыновьям Илье и Леониду. В 1894 году дом №3 осматривала комиссия, которая выясняла возможность перестройки здания для размещения в нём Департамента железнодорожных дел сохранной казны и редакции "Вестника финансов и торговли". Результатом стал вывод, что выкупать дом не имеет смысла, выгоднее платить за наём помещений. Спустя четыре года первый этаж здания всё-таки перестраивался по проекту техника-архитектора Н. Васильева. Заказчиком, очевидно, стал ресторан "Бель-Вю".
Семье Рено принадлежала и соседняя (в доме №6) гостиница "Франция". "Бель-Вю" работал до 1909 года, когда здание купило правление Азовско-Донского банка. Намерение о покупке было известно за два года до этого.
Участок дома №5 долгое время после распланирования квартала оставался не застроенным. В 1781 году он был отдан купцу Тимофею Мартыновичу Антропову, при котором здесь было построено первое каменное строение. Спустя пять лет оно было продано купцу Василию Ивановичу Лукину. Не исключено, что этот дом тоже был построен по проекту А. В. Квасова. До 1792 года в нём жил художник М. Ф. Дамам-Демартре. В 1813 году владелец дома построил каменную лестницу и сломал старые деревянные переходы.
С 1834 по 1854 годы хозяином дома №5 числился купец и портной мастер Иосиф Петрович Петерс. При этом 1833 годом датирован проект надстройки здания четвёртым этажом, составленный архитектором А. Буржуа. Для И. П. Петерса также делал два проекта перестроек архитектор А. Робен, но они не имеют датировки. Они предполагали надстройку четвёртого этажа на дворовых флигелях.
Л. И. Бройтман и Е. И. Краснова считают владельцем дома №3 до конца 1860-х годов поручика Александра Мясникова, от которого участок потом достался жене полковника Екатерине Константиновне Штрандман [1, с. 43]. М. И. Микишатьев ссылается на проект переделок дворовых построек, в котором владельцем дома числится ротмистр Константин Карлович Штрандман. Этот документ был подписан в 1859 году архитектором А. Гемилианом. Тогда же для К. К. Штрандмана выполнил проект зонта-навеса Е. Ферри-де-Пиньи, который упоминает заказчика как "адъютанта состоящего при Санкт-Петербургском Военном генерал-губернаторе" [2, с. 182, 183]. Супруга этого офицера, Екатерина Константиновна, стала владеть домом №3 не позже 1883 года, так как тогда она являлась заказчицей ремонта, при котором деревянные перекрытия над проездом во двор заменялись металлическими балками. За два года до этого архитектор М. Рылло расширял торговые помещения первого этажа.
В 1900 году в доме №5 работала редакция газеты "Северный курьер" - орган легальных марксистов. 20 мая здесь дважды бывал В. И. Ленин. К 1901 году дом Штрандман находился в аренде у "жены Придворного Артиста Елизаветы Балтазаровны Флиге". Тогда на четвёртом этаже дома №3 было устроено фотоателье, проект которого разработал архитектор А. Зограф. Над правой части здания им была сделана стеклянная кровля. На следующий год В. В. Шауб проектировал торговые помещения первого этажа с большими окнами-витринами. В 1907 году в доме №3 жил известный писатель Пётр Дмитриевич Боборыкин.
Здание Азовско-Донского коммерческого банка
Наиболее подробной краеведческой работой, описывающей здание Азовско-Донского банка, является труд Михаила Николаевича Микишатьева, ставший частью его книги "Прогулки по Центральному району. От Дворцовой до Фонтанки". Он тщательнейшим образом обработал архивные материалы, произвёл детальный архитектурный анализ фасада [2].
Азовско-Донской коммерческий банк был основан в 1871 году в Таганроге. Открыть свой филиал в столице он пытался с 1886 года, но разрешение на это получил только в начале ХХ века. Правление Азовско-Донского банка было переведено в Петербург в 1904 году. Первоначально оно размещалось в доме №26 по Невскому проспекту. Капитал финансового учреждения стремительно рос, поэтому было принято решение о строительстве своего собственного здания. Приобретение банком дома №5 у наследников Штрандман (баронессы Елены Константиновны Розен и жены камергера Магдалины Константиновны Оом) состоялось 2 июня 1906 года [2, с. 184]. Сумма сделки составила 540 000 рублей.
Для проектирования собственного здания Советом банка был организован закрытый конкурс, о котором архитектурная общественность не была своевременно уведомлена. По всей видимости, таким образом лоббировалось решение о работе над проектом архитектора Фёдора Ивановича Лидваля. Дело в том, что член Правления (директор) банка Борис Абрамович Каменка жил в только что отстроенном Лидвалем доме на Каменноостровском проспекте (№1-3). Очевидно, заказчик был впечатлён этой первой работой молодого зодчего, поэтому и хотел работать именно с ним.
Условия конкурса определялась высота здания в четыре этажа (возможно, с несгораемой мансардой) при наличии подвала. Первый этаж должен был вместить в себя вестибюль, гардероб и уборные для посетителей. Именно на первом этаже планировалось создать двухсветный операционный зал с площадью не менее 900 кв. сажен (около 400 кв. м.). Здесь же нужно было спроектировать приёмную и четыре директорских кабинета. В подвале планировалось разместить не менее 300 сейфов с кабинами, кладовую и архив. Другие этажи согласно условиям конкурса отдавались под зал заседаний совета банка и зал заседания правления, кабинеты членов правления и приёмную при них, помещения для секретариата, инспекции, бухгалтерию на 120 человек с кабинетами главного бухгалтера и его заместителя, архив, кладовую канцелярских принадлежностей, брошюровочную, столовую с буфетом, экспедицию и почту.
В единый комплекс также должны были войти четырёхкомнатная квартира с кухней управляющего домом, три помещения для дворников, швейцаров, котельная, склад угля, прачечная, мужские уборные на всех этажах и одна дамская уборная. Последний пункт красноречиво показывает, в начале ХХ века мужчин в офисах было гораздо больше, нежели чем женщин.
Здание должно было строиться из огнеупорного материала, с фасадом из естественного камня. Выбор стиля фасада оставался на усмотрение архитектора.
Условия конкурса были составлены 8 августа, тогда как крайний срок предоставления проектов был назначен на 15 ноября того же 1906 года. Логично предположить, что нужный банку архитектор был знаком с ними до официальной публикации. Несмотря на такие сжатые сроки, в правления банка поступили проекты архитекторов М. А. Сонгайло и Карла Маккензена. Уже после 15 ноября правление банка договорилось с Императорским Санкт-Петербургским обществом архитекторов о формировании жюри для рассмотрения работ. В жюри вошли Л. Н. Бенуа, П. П. Марсеру, П. Ю. Сюзор и З. Я. Леви, а также в качестве "кандидатов" В. П. Цейдлер и В. П. Покровский "при секретаре" М. М. Перетятковиче.
Как и следовало ожидать, ни один из представленных проектов не был принят. Главной проблемой для конкурсантов стало условие размещения операционного зала в первом этаже. В таком случае обычно его выводили на главный фасад или перекрывали стеклянным куполом. Ни один их этих вариантов заказчика не устроил. Вместе с тем, 23 февраля 1907 года была создана комиссия по постройке здания, а 2 мая Совет банка единогласно утвердил проект Ф. И. Лидваля. Освещение операционного зала по его задумке было организовано за счёт сплошных стеклянных стен, выходящих в узкие световые дворы и укрытых от внешнего пространства стеклянными же кровлями большого уклона.
Большинство краеведческих источников указывают 1908-1909 годы как время строительства первой очереди (дома №5) здания Азовско-Донского коммерческого банка. М. И. Микишатьев в книге "Прогулки по Центральному району. От Дворцовой до Фонтанки" скорректировал эти сведения. Он доказал, что строительные работы начались ещё в 1907 году [2, с. 210]. 15 декабря совет банка слушал доклад о необходимости приобрести соседнее здание рядом с уже строящимся. К тому же, строительная документация была утверждена 2 июня 1907 года, а строительные работы должны были начаться весьма скоро после этого. 31 октября 1907 года Совет банка посещал строящийся объект, состояние которого определили как "вполне удовлетворительное".
Приобретение соседнего дома №3 заставило внести в утверждённый проект некоторые изменения. Из-за объединения внутренних дворов появилась необходимость передвинуть на главном фасаде въезд во двор. На месте, где до того предусматривалось создание проезда, появилась лестница, которая помогла связать помещения двух ранее отдельных зданий. Прежняя лестница была ликвидирована, её место заняли уборные.
Интересно, что при формировании архитектурного убранства фасада Лидваль увязал своё произведение с фасадом соседнего здания Главного штаба. Он в точности воспроизвёл пояс меандра над рельефным циклом первого этажа и отделяющий первый этаж от второго.
Переезд в новое банковское здание состоялся 30 июля 1909 года. На строительство банк потратил 658 558 рублей 50 копеек не считая стоимости выкупа участка.
Сведения о подрядчиках, принявших участие в строительстве первой очереди здания Азовско-Донского банка, не сохранились. Но М. Н. Микишатьев нашёл тех, кто работал над второй очередью. Можно предположить, что они работали и в первом случае. Снос старых построек и возведение нового здание вчерне осуществлял инженер В. А. Барри. Земляными, бетонными и изоляционными работами, поставкой балок для фундамента занималась фирма "Бюро Вега". Облицовку фасада гранитом осуществило Восточно-Финляндское гранитное общество. Гранит был добыт в месторождении Ковантсари на реке Вуоксе. На уровне первого этажа были размещены барельефы "Азия" и "Африка". Их выполнил скульптор В. В. Кузнецов. Инженерное оборудование для отопления и вентиляции поставила Компания Санкт-Петербургского металлического завода. Проект освещения и электрооборудования осуществлял техник Я. В. Голант.
Пока строился первый корпус, старый дом №3 использовался банком для размещения своих служащих. Но рост оборотов заставил расширить здание. 29 марта 1912 года Городской управой был утверждён проект перестройки дома №3, "высочайшее соизволение" он получил 16 июня. Завершены строительные работы по второй очереди были в 1913 году.
После 1917 года коммерческие банки были ликвидированы. В 1920-1930 годах в здании размещались Ленинградская областная контора Торгбанка, сберегательная касса, учреждения промышленности цветных металлов (Главмедь и Главцинкосвинец), областной союз потребительских обществ, Управление хлебопечения, Главкондитер, Ленкультторг, Военторг и другие учреждения.
В 1944-1947 годах проводилась реставрация здания. 20 июня 1947 года здесь открылась Междугородная телефонная станция, а в следующем году - Центральный переговорный пункт, самый большой в Ленинграде. В 1964 году в этом пункте состоялся первый разговор между Ленинградом и Москвой посредством автоматической телефонной связи. Тогда же здесь начал работать первый в СССР монетный междугородный телефонный автомат. Ещё одним новым опытом тогда стала передача фототелеграфным способом из Москвы макета вёрстки газеты "Правда", по которому отпечатали тираж.
Интерьеры бывшего операционного зала корректировались в 1970-х годах, в основном в части осветительного оборудования. В 1980 году была проведена тщательная реставрация интерьеров. Светильникам возвратили прежний облик. Во второй половине 1980-х годов резко возрос поток желающих воспользоваться услугами переговорного пункта. Это стало поводом для очередной реконструкции помещений, перестройке операционного зала. Было увеличено количество переговорных кабин. При этом большая часть подлинных деревянных перегородок, барьеров, облицовочных панелей была ликвидирована. Тогда же производилась перепланировка помещений.