Площадь Труда

Аксонометрический план Санкт-Петербурга

На месте площади Труда до основания Санкт-Петербурга существовала небольшая деревня. Её название окончательно забыто, но известно, что здесь были "пять дворов и сем душ мужского пола, сена косили 90 копен, а хлеб сеяли 18 коробей" [Цит. по: 1, с. 87, 88].

При основании Петербурга Пётр I располагал новые постройки на уже обжитых местах. Этому месту досталась участь стать Каторжным двором. Его близость к Адмиралтейству обосновывалась необходимостью использования труда каторжан на галерах, где вёсла приводились в движение ручным способом. О закладке Каторжного двора один из первых строителей города Яковлев докладывал князю Меншикову 22 июля 1706 года. Строительные работы велись здесь и спустя шесть лет.

Южную сторону будущей площади Труда в 1717-1720 годах ограничил Адмиралтейский канал. В нём в первое время хранили лес для строительства кораблей, а затем по каналу до Адмиралтейства справляли лес от острова Новая Голландия. Тогда же восточную границу этой территории обозначил Крюков канал. По оси Галерной улицы через Крюков канал был перекинут Галерный мост, а по оси Адмиралтейского канала - Мастерской. Эти переправы были деревянными, но обшиты досками так, что выглядели будто каменные. Вероятно, они были подъёмными.

В 1719 году в Петербург были высланы цепи для арестантов и ремонтировались уже успевшие пришедшими в негодность арестантские казармы. До 1732 года Каторжный двор находился в ведении Адмиралтейства, а после был передан полиции. С 1736 по 1742 год здесь вёлся капитальный ремонт строений, а сразу после этого Каторжный двор был переведён на Васильевский остров.

Позади частной застройки невской набережной, на восточной стороне Крюкова канала в 1721 году появился Канатный двор.

К югу от будущей площади Труда на берегу Крюкова канала в 1756 году были построены казённые винные склады. 8 августа 1766 года Екатерина II основала на их месте хлебные склады. Хранимый здесь хлеб должен был использоваться правительством для снабжения малоимущего населения по приемлемым для него ценам. Но в нужное время хлеба часто не было. Он или "сгорал", или его "съедали мыши" - так казёнными запасами пользовались местные служащие. Местоположение складов также оказалось крайне неудобным, так как малоимущее население жило в совсем других районах, да и зерно с мукой привозили в Петербург на Калашниковскую набережную у Александро-Невской лавры.

Одним из жителей этой местности в 1774-1789 годах был знаменитый писатель Д. И. Фонвизин. Он жил в доме, который располагался на месте дома №1 по площади Труда. Здесь Фонвизиным была написана комедия "Недоросль".

К 1807 году Крюков канал на всём своём протяжении получил гранитные подпорные стенки набережных. Их созданием руководил знаменитый каменотёс Самсон Суханов. К этому времени площади как таковой здесь всё ещё не существовало, застройка подходила вплотную к Крюкову и Адмиралтейскому каналам. На плане 1809 года на месте бывшего Канатного двора показаны казармы работников Адмиралтейства и дом купцов Роговиковых.

Примыкающий к Неве участок Крюкова канала был засыпан при строительстве первого постоянного моста через Неву - Благовещенского. Его начали возводить в 1842 году. 6 ноября был создан специальный комитет, в обязанности которого кроме надзора за строительством переправы входило и благоустройство близлежащей территории. Составление проектов новых обывательских зданий при этом было поручено архитектору Н. Е. Ефимову. Комитет был ответственным за создание в 1842-1845 годах на месте Адмиралтейского канала нового Конногвардейского бульвара. А в 1843 году, по сведениям из книги П. Н. Столпянского, здесь было решено устроить новую предмостную площадь.

Историк П. Я. Канн в книге "Площадь Труда" утверждает, что площади как таковой не было и в 1840-х годах. Действительно, а атласе Н. Цылова за 1849 год здесь показана Благовещенская улица, но никак не площадь. Хотя открытое пространство тут появилось после засыпки водных протоков и перестроек на восточной стороне бывшего Крюкова канала, несколько отодвинувших застройку вглубь квартала.

Благовещенская церковь

Архитектурной доминантой площади стала церковь Благовещения Пресвятой Богородицы - полковой храм Конногвардейского полка. Её закладка состоялась 2 июля 1844 года, проект церкви составил архитектор К. Тон. Торжественное освящение храма состоялось 20 марта 1849 года.

Северную, самую узкую часть площади Труда, заняли частные постройки. В 1844-1847 годах здесь был построен дом Вонлярлярских (дом №2). Дом А. Ф. Кларка (№1) приобрёл существующий сейчас облик ещё в 1830-х годах, позже его надстроили дополнительным этажом. Несмотря на то, что комплекс складов на острове Новая Голландия существовал с 1760-х годов, его корпуса на углу Крюкова и Адмиралтейского канала были построены только в 1848-1849 годах. Этот угол Новой Голландии также стал частью архитектурной мозаики площади Труда.

Когда ещё только начиналось строительство Благовещенской церкви, практиковавшийся в Петербурге французский инженер А. Жоффрио предложил соединить Благовещенскую площадь с Мойкой новой улицей, которая выходила бы прямиком к Поцелуеву мосту, а далее продолжавшейся Никольской улицей. Таким образом, отсюда открывался бы вид на Никольский собор. Этот замысел поддержал архитектор Н. Е. Ефимов, однако интересный градостроительный замысел оказался нереализованным [4, с. 249]. От набережной Мойки Благовещенскую площадь отделили возведённые в 1840-х годах Морские Крюковские казармы (дом №5) и казармы Конногвардейского полка (дом №6).

Ещё одной заметной постройкой на Благовещенской площади стал дворец великого князя Николая Николаевича (сына императора Николая I), возведённый в 1853-1863 годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. Это здание специально поставлено с отступом от красной линии, дабы его фасад был лучше виден с площади.

Через Благовещенскую площадь проходили первые маршруты городского общественного транспорта. С 1847 года сюда от Знаменской площади (ныне площади Восстания) можно было доехать на омнибусе малинового цвета, за каждым маршрутом был закреплён свой цвет. После открытия Благовещенского моста маршрут был продлён до Тучкого моста. С 1863 года здесь проезжали вагоны конно-железной дороги.

Николаевский дворец

Судя по информации из Большой топонимической энциклопедии Санкт-Петербурга топоним "Благовещенская площадь" возник лишь в 1891 году [3]. Очевидно, что связан он с находившейся здесь Благовещенской церковью.

Перед Первой мировой войной в Петербурге открывалось множество новых фирм. Их офисы открывались в том числе на Благовещенской площади. Дом №1 приобрело нефтепромышленное и торговое общество "Мазут", а дом №5 стал своеобразным бизнес-центром. Кроме прочих, здесь работал офис "Художественно-керамического производства Гольдвейн и Ваулин". Продукция этой фирмы пользовалась большой популярностью, её изделия применялись как при оформлении интерьеров, так и фасадов зданий в стиле модерн. Вход в помещение правления здесь также был украшен оригинальными майоликовыми панно. В этом же здании размещались "Коммерческая скоропечатня", контора ежемесячного журнала "Отдых", магазин велосипедов "Триумф", магазин пишущих машинок "Денсмор". Рядом, в доме №3, располагался трактир "Херсонский".

В 1917 году Николаевский дворец был передан Петроградскому Союзу Профсоюзов, с тех пор он известен как Дворец Труда. Так же с октября 1918 года и место где он расположен - площадь Труда. В советское время облик площади коренным образом изменился - Благовещенская церковь была уничтожена в 1929 году. Официальной причиной сноса храма стала необходимость более удобной организации на площади транспортного движения. В 1929-1933 годах на месте старой казармы (дома №6) был построен новый жилой массив.

От площади Труда 20 октября 1936 года по улицам Ленинграда поехал первый троллейбус. На нём можно было доехать до Александро-Невской лавры.

Квартиру №33 дома №6 в 1940-х годах занимал народный артист СССР, композитор, академик, создатель балетов "Пламя Парижа", "Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник" Б. Ф. Асафьев.

В 1970-х годах был снесён дом №5, на его месте возведено новое строение с фасадом в формах, характерных для 1840-х годов. Автором его проекта стали архитекторы К. А. Шарлыгина, В. А. Зобов, Л. И. Осипова и инженер Н. Б. Ежова. При разборке старого дома находящееся здесь майоликовое панно фирмы Гольдвейна и Ваулина было перенесено в Музей истории Ленинграда. В августе 1976 года на площади Труда установили небольшой павильон из дюралюминия, в котором работала аппаратура, контролирующая состояние окружающей среды.

В 1999 году на площади Труда был открыт подземный пешеходный переход. Первоначально он должен был служить только целям развязки автомобильного и пешеходного движения в разных уровнях. Но в процессе обсуждения проекта было решено создать здесь аналог "Охотного Ряда" в Москве - подземный торговый комплекс с магазинами, кафе и ресторанами. Создать аналог известного московского торгового комплекса не удалось. Его масштабы не сравнимы с "Охотным Рядом", здесь не наблюдается необходимого потока посетителей. Сдаваемые в аренду торговые помещения часто пустуют.

Источники

1 А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев, А. Б. Рыжков и др.: «Большая топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга: 15000 городских имён». Издательство «ЛИК», 2013 - 1136 стр.
2 Столпянский П. Н.: «Петропавловская крепость и другие историко-художественные очерки». Издательство «Центрполиграф», 2011 - 331 стр.
3 Канн П. Я.: «Площадь Труда». Издательство «Лениздат», 1981 - 120 стр.
4 Пунин А. Л.: «Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Том I». Издательство «Крига», 2009 - 592 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"