Новая Голландия

Мойки р. наб., 103

1765-1780

Арка Новой Голландии
Арка Новой Голландии

Комплекс зданий Новой Голландии расположен на искусственном острове, ограниченным Крюковым каналом, Адмиралтейским каналом и рекой Мойкой. Остров появился в 1717 году, когда были закончены работы по сооружению каналов.

На острове по указанию Петра I был построен деревянный дом, в котором царь отдыхал при посещении располагающегося рядом Галерного двора. Окружающая местность напоминала ему Голландию, поэтому царский дом стали называть "Голландским домиком", а остров - Новой Голландией. Вокруг здания посадили плодовые деревья, выкопали небольшой пруд.

19 февраля 1731 года главный архитектор Адмиралтейских строений И. К. Коробов получил приказ строить на Новой Голландии деревянные склады для хранения корабельного леса. Строительство началось летом 1732 года и завершилось к 1738 году, когда по периметру острова было построено семь корпусов. Хранившийся здесь лес использовали при строительстве кораблей в Адмиралтействе. К 1750-м годам эти склады пришли в ветхость и были снесены.

Проектирование новых складов было поручено ученику Коробова С. И. Чевакинскому. В 1765 году он представил проект, предусматривавший хранение брёвен по новой "голландской" технологии - стоймя с небольшим наклоном. Складской комплекс был рассчитан на хранение леса для 15 кораблей. Каменные корпуса было предложено вновь расположить по периметру острова. Вырытый ещё при Петре I пруд превращался в прямоугольный бассейн, который становился шире, соединялся с Мойкой и Крюковым каналами двумя протоками шириной 8,6 метров. Таким образом, Новая Голландия была разделена на два острова - Коломенский и Покровский.

Архитектурное оформление складского комплекса поручили архитектору Ж. Б. Валлен-Деламоту. Для того, чтобы избежать однообразия длинных зданий, зодчий предложил обработать их фасады крупным рустом и устроить в них высокие арочные окна.

Аксонометрический план Санкт-Петербурга
Аксонометрический план Санкт-Петербурга

Императрица утвердила проект Нового Голландии 13 апреля 1765 года, той же весной 400 каменщиков приступили к строительству. Работами руководил инженер И. К. Герард. Летом 1766 года он потерял проект, о чём свидетельствует объявление в газете "Санкт-петербургские ведомости" за 16 июня:

"Находящейся в Адмиралтейской службе инженер Герард, учинённой Архитектором Деламотом, апробированной и подписанной коллегиею фасаду план строющимся в новой Голландии каменным лесным сараям, шед по дороге обронил. Того ради ежели кто оной нашёл, тот бы объявил государственной Адмиралтейской коллегии в экспедиции Интендантской без всякаго опасения" [Цит. по: 1, с. 436].

Сооружение знаменитой арки Новой Голландии началось в 1770 году, велось восемь лет. Вскоре оказалось, что она собрана с ошибками из-за чего через пять лет арку пришлось разобрать и построить к 1784 году заново. Высота арки Новой Голландии - 23 метра, ширина пролёта - немного более 8 метров. Каждый из складывающих арку гранитных блоков весит до 4 тонн.

В 1780 году Герарда сменил архитектор М. Ветошников. К осени 1784 года были возведены склады вдоль Мойки. В дальнейшем строительство шло с перерывами. В начале XIX века склады со стороны двора были надстроены вровень с внешним фасадом. Лишь в 1848-1849 годах было окончено строительство корпуса на углу Адмиралтейского и Крюкова каналов. Берег острова со стороны Адмиралтейского канала был обнесён стеной.

Высота каменных складов по мере приближения к арке Новой Голландии незаметно увеличивается. Всего на острове 26 складских корпусов, их длина составляет 260 метров.

С 1805 года адмиралтейским архитектором служил А. Д. Захаров. В 1805-1811 годах в Новой Голландии он переделывал двухэтажные каменные склады в трёхэтажные, а в 1808 году просил выделить средства на возведение "тёплых караулен для лесных содержателей и магазина для хранения инструментов". Тогда же зодчий предлагал облицевать берега окружающих остров каналов гранитным камнем и устроить булыжные мостовые. [2, с. 141]

В 1828 году на территории Новой Голландии по проекту архитектора военного ведомства А. Е. Штауберта была построена Морская тюрьма. Сам архитектор во время проектирования назвал строение "Башней". За время её существования обиходное название видоизменялось, в конце концов в народе её стали называть "Бутылка". Выражение "не лезь в бутылку" связано именно с этим зданием, то есть оно звучит как совет вести себя благоразумно чтобы туда не попасть.

Хранимый в Новой Голландии лес перевозился к верфи по Адмиралтейскому каналу, который в то время был прокопан до Адмиралтейства.

В советское время Новая Голландия была занята воинскими частями. В 1990-х предпринимались попытки продать остров иностранным инвесторам, но из-за долгих переговоров с военным министерством сделки срывались. В начале 2000-х годов директор Мариинского театра Валерий Гергиев просил передать остров в городскую собственность чтобы разместить там новую сцену театра, но и в этом было отказано. Под юрисдикцию Санкт-Петербурга Новая Голландия была отдана только в ноябре 2004 года.

В настоящее время ведётся реконструкция комплекса зданий Новой Голландии в общественный культурно-развлекательный центр.


Источники:
ИсточникСтраницыДата обращения
1) (Стр. 435‚ 436) 16.11.2013 г. 17:18
2) (Стр. 141) 23.08.2014 г. 14:35

Комментарии

 
#19 Валентина 14.12.2007 22:00
Случайно попала на ваш сайт очень много интересной информации.О Новой Голландии практически ничего не знали .хотя здесь служи муж.Спасибо.
 
 
#18 Felika 18.04.2009 14:44
ого............
брела сегодня от Невского по Мойке просто так, прогуливалась, и увидела ЭТО....шикарный остров, грандиозная стройка....на стенде было написано что ее планируют закончить 31.08.2010...... хотя дел там еще ого го сколько...
в общем - поразительное, невероятное, неумещающееся в объятья взора зрелище. :-*
 
 
#17 Герман 12.06.2009 12:29
а на сам остров сейчас никак не попасть? интересно было бы посмотреть изнутри...
или там сейчас строительная разруха?((
 
 
#16 Оксана 30.08.2009 15:32
При виде этого монументального строения теряется дар речи. Это просто завораживающее зрелище. Если есть возможность, лучше посещать это место вечером, поскольку складывается ощущение, будто попадаешь в иной мир.
 
 
#15 Кора 24.09.2009 02:52
А по-моему, все эти, с позволения сказать, "проекты" окончательно изуродовали весь комплекс зданий Новой Голландии. Разрушенная стена со стороны Адмиралтейского канала, развалины внутри острова... Той Новой Голландии, которой мы гордились и которую любили, уже не существует. И теперь как-то уже все равно, что там расположится - ТЦ или каток. Просто взяли и убили!
 
 
#14 Сергей 04.01.2010 17:02
Нынешнему человеку только и нужно, что развлечение. Столько развлекательных центров понастроено за последние годы и продолжают строится. Не слишком ли весело живём, господа? Перед революцией похожее настроение было. Как бы мы не качнули маятник истории опять в противоположную сторону...
 
 
#13 Marie 02.03.2010 07:52
Я не живу в Петербурге, тем не менее бываю там очень часто, с самого детства. Влюблена в него по уши...И как печально наблюдать все эти "видоизменения" в городе. Москва практически полностью потеряла свой облик, здания потеряны безвозвратно, дух города исчезает с каждым днем...А Питер.., если и его превратят в безликий город, отберут у него душу и ранят сердце? Неужели люди совсем не понимают что делают?..
 
 
#12 Кирилл 02.05.2010 07:22
Изумительно-потрясающий остров!!!С такой классной историей, жаль только что забросили восстановление( (((
Устроить бы экскурсию туда, на гидроциклах!!!) )))
 
 
#11 Кирилл 02.05.2010 07:24
Изумительно-потрясающий остров!!!С такой классной историей, жаль только что забросили восстановление( (((
Устроить бы экскурсию туда, ночью, на гидроциклах!!!) )))
 
 
#10 Анетта 03.05.2010 15:28
Собираюсь на днях в Питер и очень хочу посмотреть Новую Голландию, скажите, можно ли туда как-то попасть?
 
 
#9 Сергей 02.08.2010 07:21
Цитирую Marie:
Я не живу в Петербурге, тем не менее бываю там очень часто, с самого детства. Влюблена в него по уши...И как печально наблюдать все эти "видоизменения" в городе. Москва практически полностью потеряла свой облик, здания потеряны безвозвратно, дух города исчезает с каждым днем...А Питер.., если и его превратят в безликий город, отберут у него душу и ранят сердце? Неужели люди совсем не понимают что делают?..

Абсолютно с вами согласен. Но если старая Москва в недалеком будущем исчезнет (как мне кажется), то Петербург должен выстоять и сохранить свои шедевры.
 
 
#8 Александра 14.10.2010 08:11
Герман, на остров никак не попасть, только во время экскурсионного маршута провозят вглубь по каналу.
 
 
#7 М 22.01.2011 16:42
товарисчи, на остров, по данным разведки, попасть можно - только зимой по льду со стороны арки. опасно, если температуры не опускались ниже 5 градусов мороза. летом, наверное, кто лодку найдет, тоже можно))))) но времени осталось мало - потом будет вообще не попасть, как начнутся активные строительные работы.
 
 
#6 Виктор 22.05.2011 08:33
Обеими руками и ногами буду голосовать за проект, в котором предусмотрено восстановление и строительство разрушенных и недостроенных домов и арок по периметру всего острова. Остальные прожекты сдать в архив, а их авторов отправить на курсы повышения квалификации.
 
 
#5 Анетта 22.05.2011 09:13
Попасть туда можно... если не боитесь))Мы с друзьями просто под забором около ворот пролезли, тихонечко обошли будку сторожа и спокойненько осмотрели весь остров)) Правда лазили мы туда около четырёх часов утра, зато рассвет встретили на крыше одного из зданий))) В общем оно того стоило!!))
 
 
#4 elena 24.05.2011 16:25
Остров правда завораживает, очень грустно смотреть на то в каком состоянии постройки, очень бы хотелось туда попасть, нас подвезли только к воротам, лучше бы просто восстановили, а не сооружали новые торговые центры...
 
 
#3 Ольга 27.07.2011 14:35
а как туда попасть? Хотим с подругой съездить, а как добраться нигде не написано!)
 
 
#2 Леонид Кардашинский 29.08.2011 02:51
Побывал возле пруда внутри Новой Голландии.Смог сравнить состояние её зданий с их состоянием в конце 70-х годов,когда в одном из них помещалось отделение ЦНИИ им. А.Н.Крылова.Здания не обветшали и их внешний вид даже улучшился.Жаль,что не смог ознакомиться с принятым проектом реконструкции.Если возможно,опубли ковать этот проект,прошу сделать это в "Санкт-Петербургских Ведомостях"
 
 
#1 Екатерина 03.12.2011 18:25
поддерживаю тех, кто считает, что питер должен выстоять против засилья развлекательных и торговых центров и прочей нелицеприятной образины! но думаю, люди должны будут бороться за сохранение культурного наследия с теми, для кого оно не имеет никакого значения, а интересует только обогащение...
 

Добавить комментарий



Новые картины и фото