Эрмитажный театр (Дворцовая наб., 32)

адрес
Дворцовая наб. 32
АрхитекторКваренги Д.
годы постройки1783-1787
Эрмитажный театр
Первый Зимний дворец

В 1708 году на этом участке Дворцовой набережной был построен первый деревянный Зимний дом Петра I. Своим задним фасадом он был обращён к Немецкой (ныне Миллионной улице), главным - к двум наезженным дорогам вдоль Невы. Простоял деревянный дом Петра I недолго, так как после побед в Северной войне царь окончательно решил сделать Петербург столицей. А значит его дом должен соответствовать этому статусу. Кроме того, деревянное жилище стало тесным, подрастали дочери Петра Анна и Елизавета.

В феврале 1711 года было принято решение о строительстве здесь нового здания. Старое было разобрано и перенесено на Петровский остров. Новый дворец оказался выдвинутым в сторону Невы относительно старого и перекрыл старую дорогу вдоль Невы. Отдавая приказ о строительстве, Пётр велел: "Средней дороге не быть". Если бы она осталась, то превратилась бы в типичную для средневекового города узкую улицу-проезд. Таких проездов Пётр в Петербурге иметь не желал. В Петербурге такой стала лишь улица Репина на Васильевском острове.

Примерно в середине теперешнего Эрмитажного театра начали бить сваи. За строительством следил лично князь Меншиков. На стройке трудились пленные шведы, солдаты и даже лучшие работники Адмиралтейства. Каменный дворец закончили возводить к концу ноября, оставались лишь некоторые работы по его внутренней отделке.

Первый каменный Зимний дворец Петра I был создан по чертежам Доменико Трезини. Он был сложен из плоского красного кирпича, типичного для датской архитектуры. Но в отличие от европейских традиций, русский царь пожелал покрасить здание белой краской.

План первого Зимнего дворца Петра I во многом повторял первоначальный план дворца Меншикова. В нижнем этаже располагались склады припасов и комнаты прислуги. В верхних жила семья царя. Рядом с дворцом установили шесть фонарей - первых в Санкт-Петербурге.

Свадьба Петра I и Екатерины

19 февраля 1712 года в Зимнем дворце состоялся торжественный пир по случаю бракосочетания Петра I и Екатерины I. Это событие осталось запечатлено на гравюре А. Зубова, которая даёт представление о внутреннем убранстве дворца. Стены зала для свадебного пира украшали привезённые из Фландрии шпалеры с лесными пейзажами. Потолок был расписан под облачное небо с фигурами четырёх ветров по углам. К двум балдахинам были подвешены свадебные короны и паникадила из слоновой кости и чёрного дерева. Их изготовил своими руками царь, на что потратил две недели упорного труда [4, с. 105]. В простенках между окнами видны два больших зеркала. Спустя 12 лет, узнав о измене Екатерины, Пётр в гневе разбил одно из них.

Дворец стоял не вплотную к воде, а царь желал заходить в дом прямо с лодки. Тогда в 1718 году рядом с ним, между Невой и Мойкой, по трассе существовавшего здесь переулка был прокопан новый канал. Так как он вёл к Зимнему дворцу, канал был прозван Зимней канавкой.

Первый каменный дом для Петра оказался тесен уже к осени 1715 года. Стал большим штат придворных дам при Екатерине I и двух дочерях. 29 октября родился долгожданный сын Пётр, скончавшийся ещё в младенчестве. Тогда царь повелел архитектору Маттарнови строить для себя новый дом.

Строительные работы начались весной 1716 года, когда начали бить сваи и укреплять берег реки. Второй каменный Зимний дворец Петра I передвинули ближе к Неве, окончательно покончив со "Средней дорогой". Новое здание строилось очень похожим на типовой городской дом для именитых - в два этажа на высоком цоколе, с центральным ризалитом в четыре окна и треугольным фронтоном над ним, с высокой крышей с переломом.

8 июня 1719 года царь велел Матторнови продолжить строительство, возвести новые помещения вдоль набережной. Готовое к тому времени здание должно было стать западным ризалитом большого дворца. Осуществить этот замысел Маттарнови не успел. Он умер 2 ноября. Его сменил Доменико Трезини. Для защиты дома Петра от строительного шума, его восточная стена была сделана глухой, без окон.

Вид старого Зимнего дворца с Зимней канавкой

В ещё не достроенный Зимний дворец царская семья переехала 25 ноября 1720 года [4, с. 106]. 27 декабря здесь состоялась первая ассамблея. Шесть помещений нового дворца были отделаны голландской плиткой, как это было в доме Меншикова. За этими работами следили отец и сын Растрелли. Спустя 40 лет Франческо Бартоломео писал, что именно он руководил строительством. Это следует признать неправдой, архитектор хотел приписать себе чужие заслуги.

В мае 1722 года Трезини запрашивал 150 000 кирпичей для стройки. В том же году он хлопотал о выдаче денег резчикам по камню. Первым делом строители возводили центральную часть дворца с парадным вестибюлем, затем его восточный корпус. Только после завершения работы над ними, они присоединили новые корпуса к построенному Маттарнови дому. Строительные работы были полностью закончены летом 1724 года.

О внешнем облике третьего Зимнего дворца Петра I можно судить по сохранившимся с того времени гравюрам. Его центральный ризалит украшен колоннами, которые Трезини на практике не применял. Выходит так, что он строил здание придерживаясь проекта Маттарнови. На аттике здания находились три барочных картуша. Боковые были украшены барельефами двуглавого орла под императорской короной, а центральный - изображением несущейся в лучах Солнца колесницей Аполлона.

Зимний дворец Петра I был самым заметным строением на левом берегу Невы. Мебель для него покупалась в Англии и Голландии. Стены украшались шпалерами, произведёнными во Франции и на петербургской фабрике. Пётр I коллекционировал картины, которые приобретались за границей [2, с. 9].

В сохранившемся за новым зданием втором Зимнем дворце Петра I с 1723 по 1726 год проходили заседания Сената. 22 февраля 1725 года здесь было принято решение о создании Российской Академии наук. Отсюда Сенат переехал в здание Двенадцати коллегий.

28 января 1725 года здесь умер Пётр I. Для прощания с императором во втором этаже центрального корпуса, над парадным вестибюлем, была обустроена "прощальная зала". Прежде это был тронный зал. В ней стоял гроб с телом Петра. Уже после похорон, в июне 1725 года, Франческо Бартоломео Растрелли установил здесь восковую фигуру Петра I, выполненную Бартоломео Карло Растрелли. Спустя год восковую персону перенесли в Кунсткамеру.

После смерти Петра во дворце продолжила хозяйствовать его вдова Екатерина I. Царский двор веселился, росло число слуг. Стали необходимы новые помещения.

20 мая 1726 года начались работы по перестройке дворца. Для возведения новых корпусов сломали старый, находящийся во дворе, Зимний дом. Екатерина I повелела "старые палаты, которые стояли посреди двора в два апартамента, по каналу в один апартамент, разобрать, и материалы, что выберутся, употреблять... в новое строение" [Цит. по: 3, с. 78].

Новое здание было выстроено в форме каре. Вдоль Зимней канавки, Немецкой улицы и соседней бывшей усадьбы Скляева выросли двухэтажные корпуса. Со стороны двора оба этажа этих корпусов были снабжены обходными галереями. Высота новых построек была на 1 метр и 10 сантиметров выше дворца. Возможно, Трезини рассчитывал в будущем довести до этой высоты и корпуса на берегу Невы. Двор был вымощен голландским кирпичом, разбиты цветники.

Новые апартаменты были готовы в ноябре 1726 гола, 14 ноября сюда переехала царская семья. Но уже 6 мая 1727 года Екатерина I ушла из жизни. Дворец перестал быть царской резиденцией. Императрица Анна Иоанновна сразу же после восшествия на престол повелела расширить здание. Для неё Трезини пристраивал новые покои к западному флигелю, увеличив ширину здания до 20 метров. Но Анна Иоанновна здесь так и не поселилась, разместившись во дворце адмирала Апраксина. Помещения заняли придворные итальянские певцы и часовщик. Правительницей Анной Леопольдовной бывшая комната денщиков Петра I была передана Растрелли в качестве рабочей мастерской.

В середине 1730-х годов К. Р. Берк писал:

"Этот дом, называемый сейчас Старым Зимним двором, не имеет ничего, что бы отличало резиденцию столь великого монарха. Он стоит очень стеснённо, а именно: с востока стеной к стене с частным домом; с юга проходит улица, откуда въезжают через не слишком большие ворота; с запада - узкий канал, проходящий у самой стены, и с севера река Нева, где ширина берега едва 15 шагов и имеется лишь простая деревянная лестница. Архитектурные украшения есть только на фасаде, выходящем на Неву, да и они не особенно дорогие. Колонны кирпичные, а скульптура под окнами и статуи и морской венок (знак любви Петра I к морскому делу) вверху на фасаде - всё это деревянное. Если что-то и может быть названо дорогим - так это железная крыша, которая, правда, в местах, где проржавела, постепенно была снята и заменена дранкой, как и всех других [крыш] в городе. Во внутреннем дворе есть портики, идущие вдоль дворца и совершенно лишённые украшений" [Цит. по: 3, с. 155]

Дочь Петра I Елизавета, будучи при власти, разместила во дворце роту Преображенского полка, которая помогла ей взойти на престол. Пётр III вновь поселил здесь музыкантов и других придворных служителей.

В 1749 и 1764 годах в Зимнем дворце Петра I проводились ремонтные работы, при которых переделывались его помещения.

Эрмитажный театр и арка Зимней канавки

3 сентября 1783 года императрица Екатерина II подписала указ о строительстве на месте старого Зимнего дворца Петра I театра. Так как он возводился как часть единого комплекса с Малым и Большим Эрмитажами, то его назвали Эрмитажным театром. 23 сентября указ был дополнительно разъяснён И. И. Бецкому:

"Иван Иванович, на строение при эрмитаже каменного театра указали мы отпустить из Кабинета в Контору строения домов и садов наших три тысячи рублей; а Вам повелеваем: первое - строение театра сего приказать производить по планам и под надзиранием архитектора Кваренги, второе - стараться, чтобы оный в конце августа будущаго 1784 года непременно отделан был" [Цит. по: 3, с. 481]

Так автором проекта здания Эрмитажного театра стал архитектор Джакомо Кваренги. За год построить большое каменное здание, конечно, было невозможно. Поэтому 17 ноября 1784 года Екатерина II выделила на строительство ещё 36 960 рублей, что позволило завершить основные работы в следующем строительном сезоне.

В 1800 году Кваренги поселился в собственной квартире при Эрмитажном театра. Здесь же он умер через 17 лет. Зодчий так описал свою работу:

"Этот театр построен для приватного пользования Её Императорского Величества и её Двора. Он достаточно большой, чтобы иметь возможность показывать самые великолепные спектакли; и его службы ни в чём не уступают ни одному из самых известных театров. В этот театре нет никаких особых мест, весь этикет изгнан и каждый может садиться там, где ему нравится. Я воспользовался фигурой полукруга для амфитеатра по двум причинам. Первая, потому что она самая подходящая из всех других, чтобы позволить каждому из зрителей наслаждаться представлением; и вторая, потому что все сидят на виду друг у друга, и это очень приятное зрелище, когда весь зал заполнен. Я старался придать архитектуре театра характер благородства и простоты; и я не использовал ничего, кроме украшений наиболее сообразных и наиболее подходящих по теме. Колонны и стены облицованы фальшивым мрамором. Вместо розеток я поместил на коринфских капителях сценические маски, следуя образцам различных античных капителей, которые я приметил в Риме; особенно тех, которые я обнаружил в развалинах театра в Помпеях. Я поместил в десяти нишах зала и просцениума фигуры Аполлона и девяти муз; я велел поставить в квадратных клеймах над нишами бюсты и медальоны современных великих людей, которые отличались по театральной части; а именно двух самых знаменитых композиторов Джомелли и Буранелло, и среди поэтов Метастазио, Мольера, Расина, Вольтера, Суморокова и др. Я велел сделать сделать над авансценой и под оркестром коробовые своды из елового дерева, чтобы звук выходил более чистым. Фасад на Неву украшен статуями самых знаменитых греческих поэтов" [Цит. по: 3, с. 481, 482]
Эрмитажный театр

Эрмитажный театр Кваренги оборудовал залом-амфитеатром. Здесь Екатерина II смотрела спектакли в узком кругу своих придворных, сидела она обычно во втором ряду рядом с очередным фаворитом. Граф Эстергази так описывал посещение Эрмитажного театра Екатериной II:

"Императрица заняла место во втором ряду, пригласив рядом с собой графа Орлова. Старший внук сел впереди, Зубов возле меня... Дамы поместились в первом ряду, а остальное общество где кому вздумается. Пустых мест было довольно... Пока шла пьеса, императрица то и дело заговаривала то с тем, то с другим..." [Цит. по: 2, с. 32]

Не редко пьесы ставились для одного-двух человек. Например, комедию В. В. Капниста "Ябеда" Павел I смотрел вдвоём с сыном Александром.

В постановках Эрмитажного театра принимали участие не только профессиональные артисты. Например, в декабре 1889 года здесь была дана третья часть трилогии "Царь Борис". В спектакле были задействованы: великий князь Сергей Александрович, принц Ольденбургский, княгиня Васильчикова, князья Воронцовы-Дашковы, князь Мещерский и другие представители знати. Вместе с ними играли офицеры, ученики драматических училищ [2, с. 45].

В 1907-1917 годах в Эрмитажном театре находилась церемониальная часть министерства императорского двора и уделов.

Долгое время считалось, что Кваренги ничего не оставил от возведённых по проекту Маттарнови стен. Но в 1979 году археолог Е. Баженова открыла своды цокольного этажа дворца Петра I. Через шесть лет была начата реставрация Эрмитажного театра, когда и было окончательно выяснено, что нижний этаж здания сохранил каменную кладку начала XVIII века. Для строительства нового здания Кваренги использовал фрагменты стен Зимнего дворца Петра I: западный корпус, Большие сени и служебные помещения первого этажа центральной части здания. Со стороны Зимней канавки сохранился фасад длиной около 20 метров: фундамент, стены цокольного, первого и второго этажей.

13 мая 1992 года в отреставрированных залах открылся музей "Зимний дворец Петра I". Осенью 2000 года на стене Эрмитажного театра установили посвящённую Петру I мемориальную доску.

Источники

1 Овсянников Ю. М.: «Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси». Издательство «Искусство-СПб», 2001 - 632 стр.
2 Соловьёва Т. А.: «Дворцовая набережная». Издательство «Крига», 2005 - 176 стр.
3 Малиновский К. В.: «Санкт-Петербург XVIII века». Издательство «Крига», 2008 - 576 стр.
4 Шульц мл. С. С.: «Невская перспектива. От Адмиралтейства до Мойки». Издательство «Издательство Сергея Холодова», 2004 - 912 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"