Шкиперский проток

Караульный дом Галерной гавани

21 сентября 1721 года вышел именной указ о начале строительства в устье Чёрного (Глухого) протока на Васильевском острове "фортеции" - Галерной гавани Гребного порта. Проект этого комплекса сооружений составил Доменико Трезини, руководил строительством командующий Галерным флотом М. Х. Змаевич. По задумке Трезини здесь был вырыт прямоугольный бассейн, соединённый с Финским заливом 400-метровым каналом. Чёрный проток, начинавший своё течение в районе болот Смоленского поля, был засыпан. У залива были построены две деревянные дозорные башни - кроншпицы.

Осенью 1723 года сюда перевели с Фонтанки 94 галеры. В 1724 году в гавань были переведены ещё 90 построенных в Адмиралтействе судов, а в казармах разместили команду из 2000 человек. На берегу бассейна построили эллинги для галер. Их строительством занимался И. К. Коробов в 1728 году. Он же руководил здесь строительными работами после смерти Трезини в 1734-1740 годах. Осенью 1729 года территория гавани была обнесена палисадом из вертикально поставленных брёвен. В 1736 году его дополнили земляным валом и рвом.

С 1744 года в гавани работал С. И. Чевакинский, по чьему проекту в 1753-1754 годах были перестроены галерные сараи. В 1750-1754 годах камнем были облицованы стены канала. Эти работы выполнил вероятно каменных дел мастер М. А. Башмаков. Им же были перестроены в камне кроншпицы.

В 1808-1812 годах по проекту А. Д. Захарова берега канала были укреплены гранитными набережными со спусками. В 1825-1826 годах по проекту П. Жигалёва на месте старого деревянного был построен новый каменный одноэтажный караульный дом (Шкиперский проток, 21). В 1830х годах Захаровым было осуществлено строительство Малого бассейна. В 1854 году вместо прежних устройств для подъёма судов был установлен паровой кран. В 1864 году он получил мощный фундамент и облицованную гранитом площадку.

Во второй половине XIX века в Галерной гавани проходили испытания новой техники для флота. В 1880-1881 годах на территории гавани разместился Пироклисиновый завод. Вблизи него в 1894 году по проекту инженеров Куториха и Яковлева построили водонапорную башню. В 1896-1897 годах на берегу бассейна было построено каменное двухэтажное пожарное депо. В 1904-1905 годах караульный дом был частично надстроен вторым этажом. В 1904-1906 годах для Пироксилинового завода построили сушильню для пороха, котельную, пороховую мастерскую.

В XX веке в Галерной гавани проходили испытания отечественный гидросамолётов. В 1906 году участок Гребного порта на берегу залива был передан Невскому яхт-клубу. Его территория была отделена кирпичным забором. На его углу в 1910 году была установлена беседка, работы архитектора А. В. Кенеля.

В 1950х годах проводилась реставрация кроншпицев. В настоящее время в Малых бассейнах находится спортивный клуб "Галерная гавань". Восточный кроншпиц используется как спасательная станция.


Комментарии

 
#2 Андрей Прудников 22.07.2007 19:46
Я помню в начале 70х по левому берегу Галерной гавани (она же Гребной канал)была свалка бракованых изделий, вероятно с завода "Прибой".Туда съезжался народ за радиодеталями.Свалка охранялась,но периодически её надо было очищать,и часть её,уже очищенную от наиболее ценных (для страны!)деталей выволакивали в свободный доступ.Удивляюсь,что тогда не было(или я просто не знал этого?)погони за драгметаллами,к оторые содержаться в каждой радиолампе!
Ездили туда мы на 90м автобусе,которы й ходил мимо нас до самого Шкиперского протока.
 
 
#1 Юрий 22.07.2007 19:46
Меня заинтересовала водонапорная башня. В каком году она перестала функционировать по прямому назначению? Что там было после. Что там сейчас. Кому она принадлежит теперь. Как установили авторство строителей? Может можно найти чертежи этой башни?
 

Добавить комментарий



Новые картины и фото