Египетский мост соединяет берега Фонтанки в створе Лермонтовского проспекта. Это один из первых цепных мостов в Петербурге. Идея конструкции таких переправ родилась на рубеже XVIII и XIX веков одновременно в разных странах. Тогда в строительстве инженерных сооружений начали активно внедрять железные конструкции, которые в отличие от традиционного чугуна работают не только на сжатие, но и на растяжение. Именно это свойство железа позволило родиться идее подвесить на железные цепи мостовое полотно.
Первым цепным висячим мостом в Петербурге в 1823 году стал Екатерингофский мост (одна из первых подобных переправ в Европе), не дошедший до наших дней. В том же 1823 году приступили к сооружению Пантелеймоновского моста, а вскоре было решено перекинуть через Фонтанку ещё один висячий мост, названный Египетским.
Выбор названия моста вполне традиционен для первой четверти XIX века, когда в моде было искусство Древнего Египта. Архитектурные детали в характерном для Египта стиле были свойственны позднему классицизму. Их в своём творчестве применял Тома де Томон, проектируя фонтаны со сфинксами у подножья Пулковской горы. В тот же период А. Менелас возвёл Египетские ворота в Царском Селе. В 1830-х годах на берегу Невы напротив Академии художеств были установлены знаменитые сфинксы.
Когда началось проектирование Египетского моста осталось неизвестным. Но зато сохранились сведения, что 6 февраля 1825 года главнокомандующий путей сообщения и публичных зданий герцог А. Вюртембергский напоминал о необходимости скорейшего окончания проектирования. Этим занимался инженер В. А. Христианович при консультации Г. М. Треттера [2, с. 66]. Они же, кстати, перед этим возводили цепной Пантелеймоновский мост. Они же затем возводили пешеходные висячие мосты: Банковский, Почтамтский, Львиный.
17 апреля Треттер предоставил герцогу А. Вюртембергскому два варианта чертежей с пояснительными записками. Они отличались сметами: 148 500 и 158 500 рублей. Эти суммы показались начальству слишком большими. Был заказан третий вариант, который отличался от предыдущих тем, что мост проектировался строго перпендикулярно берегам Фонтанки, без учёта направления прилегающих улиц [3, с. 81].
Строительство Египетского моста началось 9 августа 1825 года с забивки свой под береговые устои. До 25 августа в грунт было забито 264 сваи длиной 8,52 и 10,65 метров. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. Гранитные устои были выполнены из камней, которые ранее использовались для облицовки канала вокруг Михайловского замка. Строительство планировалось завершить до конца года, но из-за запоздания каменных работ, завершившихся в начале ноября, монтаж железных конструкций перенесли на следующий год.
Металлические конструкции и скульптуры были изготовлены на заводе К. Н. Берда По своей сути конструкция цепного Египетского моста являлась облегчённой копией конструкции Пантелеймоновского - его усовершенствованной версией. Здесь было три поддерживающие цепи, а не пять. Чугунные порталы моста были украшены росписями в египетском стиле и иероглифами. Отдельные элементы орнамента были позолочены.
Рядом с мостовыми устоями на чугунных пьедесталах были установлены чугунные сфинксы работы скульптора Петра Павловича Соколова. Изначально на заводе было изготовлено две пробных фигуры. Они долгое время оставались лишними, но сохранились. В 1971 году их отреставрировали и установили на пристани близ Каменноостровского моста. На головах у сфинксов крепились шестигранные фонари. П. П. Соколов является автором и других известных петербургских мостовых скульптур - грифонов Банковского моста и львов моста Львиного. Другое его знаменитое произведение - статуя "Девушка с кувшином" в Царском Селе.
Движение по Египетскому мосту было открыто 25 августа 1826 года, в восемь часов пополудни. Этому событию придавалось большое значение. Ещё за месяц до окончания строительства был разработан торжественный церемониал открытия переправы. Длина цепного Египетского моста составляла 54,8 метра, ширина - 11,7 метров, высота порталов - 6,5 метров [3, с. 82].
Египетский мост неофициально называли "поющим". "Петербургская газета" 18 января 1901 года писала:
20 января 1905 года через Египетский мост проходил кавалерийский эскадрон, а навстречу ему - 11 саней с возницами. Мост затрещал и рухнул. В воде оказались все кроме двух всадников и трёх лошадей. Подоспевшие пожарные помогли пострадавшим выбраться на берег. Позже в полиции выяснилось, что пострадал один кавалерист, женщина и девочка. Погибших к счастью не оказалось. Газета "Новости дня" так описала это событие:
Обрушение Египетского моста многим показалось более чем странным. Ведь последние его ремонты дважды проходили в 1904 году, и один раз - в январе 1905 года. После обследования конструкций появилась официальная причина происшествия - плохое качество железа и наличие в металле одного из звеньев цепи внутренней раковины. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде. В школьных учебниках обрушение Египетского моста с тех пор приводится как доказательство эффекта резонанса. А в воинском уставе "благодаря" аварии появилась новая команда "идти не в ногу", которая отдаётся строю перед началом движения по любому мосту. Тем не менее, точной причины происшедшего так и не найдено. Есть свидетельства, что солдаты передвигались по Египетскому мосту не сойдя с лошадей, а значит в ногу они идти не могли, соответственно не могли создать эффекта резонанса.
Существует и ненаучная, мистическая версия причины обрушения Египетского моста. В одном из близлежащих домов якобы жила женщина, которую в свою время обманул один из гвардейских офицеров. Увидев в окне проезжающих по мосту военных, женщина воскликнула: "Чтоб вам, военным, провалиться!". Тут же это и случилось.
Как бы то ни было, из аварии были сделаны необходимые выводы. В начале XX века были разработаны новые системы висячих мостов, в которых применяли уже не цепи, а ванты (гибкие многопроволочные канаты), выдерживающие гораздо большую нагрузку.
После аварии на месте Египетского моста остались гранитные мостовые устои и сфинксы на пьедесталах. Рядом, в створе Усачёва переулка (ныне переулок Макаренко), в том же году был построен деревянный семипролётный мост. Многими этот мост отмечался как крайне неудобный, так как транспорту приходилось с Лермонтовского проспекта сворачивать на узкую набережную. Известно, что перед постройкой нового Египетского моста рассматривалось семнадцать различных его вариантов. Например, ещё в 1913 году инженер А. И. Пшеницкий и архитектор М. С. Лялевич предлагали свой проект. Но его реализации помешали начало Первой мировой войны и последующая Революция 1917 года.
В 1954-1956 годах инженером В. В. Демченко, архитекторами В. С. Васильковским и П. А. Арешевым был построен новый Египетский мост. Его сдали в эксплуатацию 30 декабря 1955 года, а временную деревянную переправу в 1956 году разобрали. Чугунные сфинксы на мостовых устоях были сохранены, к ним добавили стилизованные торшеры-обелиски.
В 1989 году один из сфинксов был сбит в воду машиной. Фигуру отреставрировали и поставили на место. В 2004 году прошла реставрация одной и ремонт остальных скульптур. Выяснилось, что головы сфинксов ранее были вызолочены. В ходе реставрации позолота сфинксов была восстановлена. Торжественное открытие скульптур после реставрации произошло 27 мая 2004 года.
Длина Египетского моста составляет 44 метра, ширина - 27 метров.