Костёл Святой Екатерины

адрес
Невский пр. 32-34
АрхитекторВаллен-Деламот Ж. Б., Ринальди А.
годы постройки1763-1782
Костёл святой Екатерины

Строительство

Фасад католической церкви с домами для христианских бенедиктинских монахов

Первый католический костёл в Санкт-Петербурге появился в 1710 году. Он представлял из себя небольшой деревянный храм, расположенный в Греческой слободе, примерно на участке дома №3 по Аптекарскому переулку. Эта постройка сгорела во время опустошительного пожара 24 июня 1737 года. Восстанавливать костёл на прежнем месте оказалось невозможным. Найти новый участок католическая община быстро не смогла. Дело дошло до Кабинета министров, который 10 июля 1738 года принял решение о выделении для католической общины участка на Большой Першпективной дороге (будущий Невский проспект) [4, с. 30].

Большая Першпективная дорога в XVIII веке ещё не была главным столичным проспектом, являлась только лишь въездным шоссе в город. Её окрестности оставались окраиной Петербурга. Именно это, а не желание угодить иностранцам, было причиной выделения на першпективе участков для иноверческих храмов. Католики выбрали для себя территорию напротив деревянного Большого Гостиного Двора.

Указ о строительстве нового костёла был подписан императрицей Анной Иоанновной 13 сентября 1738 года. Его надлежало возводить каменным, в глубине двора и без колокольни. Кроме того, к указу добавлялось: "Ежели к отправлению церковной службы тем католикам необходимо колокола потребны, то позволить им содержать внутри церкви один небольшой колокольчик не для благовесту но для их церемонии" [Цит. по: 4, с. 31].

Автором первого проекта католического костёла стал архитектор Пьетро Антонио Трезини, составивший его после 1740 года. Проект в стиле барокко был утверждён Сенатом в 1746 году. Однако приступить к его реализации сразу не удалось из-за нехватки финансов. Помощь из-за границы оказалась недостаточной. Для сбора средств в 1750 году была издана гравюра проекта П. Трезини, которая могла бы заинтересовать богатых западных католиков но и это не помогло. Пока собор не был построен, службы велись во временной церкви, организованной в одном из жилых корпусов. Первый из них был возведён в первой половине 1740-х годов.

Барочный проект католического храма так и не был реализован. Со временем изменилась архитектурная мода, на смену барокко пришёл классицизм. Из первого проекта впоследствии был применён приём соединения двух церковных домов с собором арками. П. А. Трезини уехал из России в 1751 году. На строительстве католического костёла его сменил французский зодчий Жан Батист Валлен-Деламот.

Проект фасада католической церкви

Новый проект католического храма был составлен Валлен-Деламотом в 1761 году. Он очень сильно отличается от того, что впоследствии было построено. Из-за этого у многих историков сложилось мнение, что труд француза был скорректирован другим архитектором. Но документально это никак не доказано. С первого раза Валлен-Деламоту не удалось сделать проект достаточно классическим, всё-таки достаточно сильной была инерция барокко. Поэтому архитектор сделал второй вариант фасада.

Строительство храма велось с 9 июня 1763 года. 16 июля была проведена официальная церемония его закладки, во время которой чертёж фасада был одобрен Екатериной II. Подписанный императрицей проект не сохранился (или не найден). При этом очевидно, что проект 1761 года вовсе не тот, которым пользовались строители. Валлен-Деламот смог его кардинально переработать. На церемонии закладки первый камень от имени царицы заложил церемониймейстер двора граф Франц Санти, от церкви - приор отец Иероним Пауло. Это событие было отмечено выпуском памятной медали.

Первоначально костёл планировалось освятить в честь покровителя основателя Санкт-Петербурга святого Петра. Но благодаря покровительству Екатерины II главный алтарь было решено посвятить Святой Деве Екатерине, мученице Александрийской.

Первоначальная составленная Валлен-Деламотом смета строительства была равна 105 000 рублям. Но денег не хватало, их расходование часто вызывало споры. В 1766 году императрице была направлена жалоба, в которой утверждалось, что деньги на возведение храма используются настоятелем в личных целях. Позже оказалось, что строительство ведётся с нарушением правил. Отчасти эта претензия была верна, так как 27 ноября 1778 года в соборе рухнули строительные леса. К счастью, это произошло ночью, когда на них не было рабочих.

В 1779 году строительные работы возглавил итальянский архитектор Антонио Ринальди. После отъезда Ринальди из России стройку завершил И. Минчаки.

Церемония освящения храма была проведена 7 октября 1783 года. При этом внутри него ещё отсутствовало декоративное убранство. В 1784 году на стене под хорами заложили мраморную доску в память о торжественной закладке костёла. На ней выбита надпись на латинском языке, которая переводится на русский язык следующим образом:

"Храм этот во время царствования Екатерины II Иоанн Андрей Аркетти ариепископ халцедонский, посол специальных поручений в государстве Россия апостольского престола дня 7 октября 1783 года, в 9 году папской службы Пия IV к 21 году царствования Екатерины II в присутствии всего города торжественно освятил. Кроме того, в праздник римской кафедры в святой год божий, 1784, префект петербургского католического костёла передал торжественно первому архиепископу могилевскому Станиславу Сестренцевичу паллию. Эту памятную доску положили: Михаил Ростоцкий. Синдики: Ян Баптиста Ливио, Антонио Ринальди, Франц Лакруа, Франц Мольнер, Георгий Людвиг Олри, Андрей Пирлинг" [Цит. по: 4, с. 87].

История

Костёл святой Екатерины

Костёл святой Екатерины стал самым старшим и самым большим католическим храмом в России. Его фасад сохраняет "фирменный знак" Антонио Ринальди - две скрещенные ветви. На высоком парапете установлены фигуры евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна, а также фигуры ангелов с крестом.

Престол для храма был заказан в Италии за 6 000 рублей, которые передали Иосиф и Доминик Бранки в 1781 году. Он был освящён одновременно с храмом. На стене за престолом висело подаренное Екатериной II большое полотно (3х6 метров) с изображением символического венчания Святой Девы Екатерины. Её написал Якоб Меттенлейтер не раньше своего приезда в Петербург в 1786 году.

Заметным украшением интерьера костёла святой Екатерины являются восемь фигур апостолов. Они установлены в 1783 году, исполнены из жжёного гипса. Их автор неизвестен, вероятно фигуры делали несколько мастеров. В алтарной части находятся статуи святых Петра и Павла. Над входом в часовню Благовещения - святой Андрей, над входом в ризницу - святой Иуда Фаддей. Напротив святого Андрея в трансепте - святой Варфоломей, напротив Фаддея - вероятно святой Иаков Младший. Ещё одной парой изображённых в костёле апостолов являются, вероятнее всего, святые Иаков Зеведеев и Матфей.

В 1798 году в храме похоронили последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, который провёл в Петербурге последние 11 месяцев своей жизни. Для этого захоронения была выделена часть подвального помещения под восточной частью трансепта, образовавшую склеп размером 3х4 метра.

Над папертью на четырёх небольших колоннах были устроены хоры. Вероятно, поводом к их появлению стала установка в 1801 году большого органа.

В костёле святой Екатерины с 1803 года находился переносной алтарь, выполненные Иоанном Андреем Телотом в 1719 году. Его купила фирма "Дазер и Пирлинг" и 1 сентября 1803 года подарила церкви.

В 1813 году здесь был похоронен генерал армии Наполеона француз Жан Виктор Моро, который перешёл на сторону коалиции и после смерти Кутузова возглавил союзные войска.

Изначально амвон в храме располагался при соединении трансепта с нефом под статуей апостола Иакова Зеведеева. Современник так его описал в 1829 году:

"Деревянный амвон расписан под мрамор, украшен резьбой, спереди находится изображение Спасителя, окружённое ангелочками, по бокам четыре евангелиста; его поддерживают два ангела на массивном резном столбе ручной работы. На амвоне висит деревянное распятие. Над амвоном возвышается балдахин, украшенный резьбой, бахромой и кистями из дерева, вокруг головки ангелов; на вершине балдахина два ангелочка поддерживают крест. Под балдахином фигура Святого Духа, покрытая серебром" [Цит. по: 4, с. 109].

До наших дней частично сохранился амвон конца XIX столетия.

Внутренний вид римско-католической церкви святой Екатерины

При ремонте в 1829-1830-х годах колонны внутри храма обработали искусственным мрамором. Тогда же обновили главный престол, переосвящение которого состоялось 2 октября 1830 года при участии архиепископа Могилевского. Вероятно, в то же время за престолом вдоль стены установили деревянные белые скамьи с позолотой. Справа от престола располагался малый, посвящённый Иисусу, украшенный образом "Добрый пастырь". Слева - ещё один малый престол с образом Иоанна Крестителя. Автор указанных картин не известен, они находились в костёле до 1890-х годов.

Боковые престолы изначально не были мраморными. С восточной стороны висел образ "Благовещение Девы Марии", с западной - "Распятие". Над западным престолом располагалось изображение "Божией Матери Страдающей" с мощами (чьи это были мощи неизвестно). В 1842 году итальянский каменщик Фердинанд Галеотти пожертвовал для монтажа в боковом престоле мраморного алтаря 1 000 рублей. Перед этим он за свой счёт заказал его в Италии и привёз в Петербург. В костёле святой Екатерины его установили только в 1850 году, так как аналогичный хотели поместить и напротив. Второй боковой престол подарил храму Юлиан Карпович. Его тоже изготовили в Италии из белого и серого мрамора, установили в 1858 году. После установки новых алтарей было решено обновить образа. Новые картины "Матерь Божия Розария" и "Распятие" исполнил польский живописец Тадеуш Горецки.

В 1829 году в соборе святой Екатерины венчался архитектор О. Монферран. В январе 1837 года в храме состоялась свадьба Ж. Дантеса и Е. Гончаровой - сестры супруги А. С. Пушкина. В 1858 году здесь отпевали О. Монферрана, тогда же в соборе перезахоронили привезённые из Парижа останки польского короля Станислава Лещинского.

Князем Лейхтенбергским храму в 1851 году была подарена большая люстра на 250 свечей. Из-за своего большого веса она упала, вешать обратно её не стали. Люстра была продана в 1868 году за 5 000 рублей. Вместо неё были приобретены четыре более лёгких светильника.

Первоначальный деревянный пол костёла святой Екатерины в 1883 году был заменён керамической плиткой фирмы Виллерой-Бош. При ремонте церкви в 1890 году в её помещения провели электричество.

По мнению Р. Ханковска костёл с самого начала украшала только орнаментальная живопись, за исключением четырёх фигур евангелистов в парусах купола [4, с. 119]. Добавления к ним появились только в конце XIX века, когда было решено расписать купол и неф. Для этого в 1896 году был объявлен конкурс, условия для которого выдвинул ряд петербургских архитекторов во главе с Н. Л. Бенуа. На конкурс поступило только две работы. Один из авторов не выполнил обязательных условий конкурса, поэтому работу отдали второму соискателю - Г. Гримму. Но и его проект не был осуществлён, так как, по всей видимости, он не устроил администрацию костёла.

Так как конкурс результатов не дал, было решено обратиться к польским мастерам: художникам Войцеху Герсону, Казимиру Алхимовичу, Тадеушу Попелю и Антонию Пиотровскому. Росписи и повторяющиеся элементы декора выполнил И. Чаевич.

Одновременно с обновлением живописного убранства костёла в нём проводилась модернизация системы отопления. Прежняя хорошо прогревала только его нижнюю часть, тогда как сверху воздух был весьма прохладным. Из-за этого под потолком возникал пар, оставлявший на стенах мокрые пятна. Летом 1896 года переустройство системы отопления взяло на себя "Общество по устройству отопления и вентиляции в зданиях Лукашевич и К". Смонтированное к зиме оборудование позволило обогревать здание равномерно.

Прихожанами костёла святой Екатерины в разное время были А. Мицкевич, О. де Бальзак, Т. Готье, А. Дюма, Ф. Лист.

При храме долгие годы работали школа-интернат для дворянских детей, женская гимназия, бесплатная начальная школа для девочек, сиротский приют, благотворительное общество.

Хоры

3 февраля 1918 года советская власть объявила об отделении церкви от государства. Тогда же начались конфискации церковного имущества. У католической общины были отобраны учебные помещения, часть церковной утвари. 10 октября 1919 года были национализированы доходные дома на Невском проспекте. Всё это привело к резкому снижению доходов общины. Многие священники подверглись репрессиям. После появления 22 февраля 1922 года декрета об изъятии церковных ценностей ситуация ещё более усугубилась. Сокровищницу костёла святой Екатерины спас от национализации прелат Константин Будкевич. 25 февраля 1922 года он тайно вывез в помещения польских делегаций на Галерной улице самые ценные предметы. В течение следующих трёх дней, пешком, дабы не привлекать к себе внимание, в польское представительство были перенесены остальные части сокровищницы. Оттуда имущество костёла отправилось за пределы России. 13 марта 1923 года Константин Будкевич был арестован. На судебном процессе в Москве его обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу. Вскоре приговор был приведён в исполнение.

В 1922 году в Польшу перенесли останки Станислава Лещинского, а в 1938 году - останки Станислава Августа Понятовского.

Здание костёла святой Екатерины было признано памятником, поэтому оно охранялось государством и не было снесено. В 1920-х годах в бывшем храме проводились ремонтно-реставрационные работы. Но сделаны они были на крайне низком профессиональном уровне.

На рубеже 1931-1932 годов подвальные помещения костёла занял овощной склад Райпищеторга.

Костёл святой Екатерины был закрыт 15 августа 1938 года. Тому официально были даны три причины: отсутствие духовенства, неполный состав приходского совета (из положенных 20 в совете было только 12 человек) и невыполнение распоряжения о ремонте здания.

Освободившееся здание вначале предлагалось использовать как кинотеатр. Но его переоборудование под эти цели потребовало бы больших финансовых затрат. Поэтому было найдено другое решение. 26 декабря 1938 года здание было передано Этнографическому музею под размещение в нём своих коллекций. Сразу же музей начал подготавливать зал для новой функции. 20 августа 1939 года было выдано разрешение на разборку мраморного алтаря и металлических балюстрад. 56 блоков белого и цветного мрамора и 22 мраморные ступени были переданы фабрике "Монумент-скульптура" для повторного использования. Частью мраморного алтаря являлось бронзовое распятие, отлитое по макету И. Витали. Неизвестной девушке удалось тайком его вынести и передать в единственный действующий тогда в Ленинграде костёл Лурдской Божией Матери.

В 1941 году костёл святой Екатерины был передан Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Его помещения стали использовать в качестве склада, куда перевезли книги из хранилищ, ранее находившихся во Владимирском соборе.

За годы войны здание пострадало от артиллерийского обстрела. Один снаряд попал в карниз главного фасада, а второй упал рядом с входом. Тогда же светильники из костёла святой Екатерины передали в Музей истории Ленинграда. В 1956 году четыре бронзовые золочёные люстры решили в храм не возвращать. Их повесили во дворце Белосельских-Белозерских, где тогда размещался районный комитет партии.

В 1946-1947 годах церковь отремонтировали. Но в 1947 году здесь вспыхнул пожар. Тогда сгорели деревянные элементы декора: паркет в алтарной части, двери в ризницу и часовню. Из-за высокой температуры осыпалась часть штукатурки, потрескались статуи двух святых, роспись над алтарной частью была полностью уничтожена. Пострадала роспись купола, орган.

Зал костёла святой Екатерины

У библиотеки средств на восстановление костёла святой Екатерины не было. Поэтому в дальнейшем его собственник неоднократно менялся, что также негативно влияло на состояние здания. В 1950 году бывший храм использовало в качестве склада издательство "Юридическая литература", в 1951 году - склад институт Арктики и Антарктики, в 1952 - склад Военно-Морского ведомства. Позже "Ленфильм" собирался устроить здесь склад реквизита. Одно время здание предлагалось переоборудовать под планетарий.

Министерство обороны отказалось от храма в 1962 году. Некоторое время здесь оставался склад, а спустя два года здание решили приспособить под лекторий Музея истории религии и атеизма. К концу 1960-х годов был составлен соответствующий проект. Но на предполагаемое тогда разделение здания на два этажа ГИОП не дала разрешения.

В конце 1970-х годов костёл святой Екатерины передали Ленинградской филармонии им. Д. Д. Шостаковича под органный концертный зал. Проект реставрационных работ был составлен специалистами СНПО "Реставратор" во главе с Антониной Тараненко. В бывшем храме предлагалось устроить сам органный зал, а подвальные помещения отдать под гардероб и технические нужды. В 1977 году были установлены строительные леса и началась консервация сохранившегося убранства в интерьерах здания.

Огромный урон интерьерам нанесли пожары в 1980 и 1984 годах, когда была уничтожена вся внутренняя отделка храма.

К 1991 году был составлен проект восстановления интерьеров костёла на конец XIX - начало ХХ веков. Однако падение советской экономики привело к отсутствию необходимых для ремонта средств.

В 1992 году костёл Святой Екатерины был передан римско-католическому религиозному объединению. Из-за этого старый проект реставрации перестал быть актуальным. Он был упрощён и приспособлен только для нужд церкви. 29 июля 1994 года архиепископом Тадеушем Кондрусевичем здесь было проведено богослужение, после чего костёл стал вновь доступен для верующих. В 1998 году сюда из костёла Лурдской Божьей Матери вернулось распятие. Открытие собора после реставрации состоялось 11 мая 2003 года.

Источники

1 Кириков Б. М., Кирикова Л. А., Петрова О. В.: «Невский проспект : Архитектурный путеводитель». Издательство «Центрполиграф», 2004 - 378 стр.
2 Буренина М. С.: «Прогулки по Невскому проспекту». Издательство «Литера», 2003 - 272 стр.
3 Жигало М. В., Тукиянен И. А.: «Самые известные храмы Санкт-Петербурга». Издательство «Олимп: Астрель: АСТ», 2007 - 285 стр.
4 Ханковска Р.: «Храм святой Екатерины в Санкт-Петербурге». Издательство «Чистый лист», 2001 - 239 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"