Индустриальный проспект

Индустриальный проспект значально задуман как часть центральной дуговой магистрали (ЦДМ) Ленинграда, в которую входят: Ленинский проспект, улица Типанова, проспект Славы, Ивановская и Народная улицы, проспекты Большевиков, Российский, Индустриальный, Шафировский, Непокорённых, 2-й Муринский, Испытателей, Богатырский.

Впервые он появился на Генеральном плане развития города, принятом в 1966 году. В проектной документации назывался Жерновским проспектом, так как прокладывался по территории деревни Жерновка. Согласно первого проекта детальной планировки (ПДП) Ржевки-Пороховых вдоль него предлагалось провести ветку метрополитена. В пределах района здесь могли появиться сразу шесть станций: у пересечения его с Шафировским проспектом, Анниковым проспектом (продолжение проспекта Маршала Блюхера), шоссе Революции, Ириновским проспектом, продолжением Заневского проспекта (ныне проспект Косыгина), продолжением Ново-Малиновской дороги (ныне Хасанская улица). Прокладка метро велась бы открытым способом с западной стороны магистрали под бульваром шириной в 25 метров.

В месте пересечения Индустриального проспекта с продолжением Заневского предусматривалось создание крупного перекрёстка с круговым движением транспорта, над которым мог быть построен центральный универмаг. Около проектируемой здесь главной площади района вдоль проспекта предусматривалось создание крупного общественно-делового центра.

Реализация первого ПДП Ржевки-Пороховых была отложена из-за недостаточно развитой на то время инженерной инфраструктуры города. Пока Ленинград наращивал мощности, к 1974 году был составлен второй ПДП района. Прокладка линии метро вдоль проспекта уже не предусматривалась.

Своё название магистраль получила 6 декабря 1976 года «в честь развития промышленности и индустриализации в нашей стране».

Прокладываться трасса Индустриального проспекта началась одновременно с началом реализации проекта застройки района Ржевка-Пороховые, и не позже 1977 года, так как именно тогда был сооружён Индустриальный мост через Охту [1, с. 166]. Изначально его границами были шоссе Революции и Хасанская улица.

Застройка жилых кварталов вдоль Индустриального проспекта началась с кварталов ограниченных им, проспектами Ириновским и Энтузиастов и улицей Передовиков. Уже в мае 1979 года здесь состоялись первые новоселья. В 1983 году у пересечения проспектов Индустриального и Ударников был построен первый в районе универсам (дом №34). До этого жителям Ржевки-Пороховых приходилось довольствоваться магазинами, оборудованными в первых этажах жилых зданий и временных небольших торговых павильонах.

В основном застройка Индустриального проспекта была завершена во второй половине 1980-х годов. Здесь были построены панельные дома 137-й серии, квартиры в которых считались тогда наиболее комфортными, и дома серии 504. Несколько зданий возведено по индивидуальным проектам из кирпича. Индустриальный проспект, как одна из главных магистралей Ржевки-Пороховых, был застроен домами повышенной этажности. Если в глубине кварталов находятся 9-этажные дома, то здесь расположены здания в 12-16 этажей.

Точечная уплотнительная застройка продолжается здесь до сих пор. Особенно активно новые дома появлялись в середине 2000-х годов. Тогда здесь были построены жилые дома №2 и 40, торговые комплексы «Июнь» и «О’Кей». Последний вошёл в состав квартала, который изначально задумывался композиционным центром всего района, но таковым так и не стал.

В 1982 году по Индустриальному проспекту был запущен троллейбусный маршрут (№43), который соединил Ржевку-Пороховые с Финляндским вокзалом.

Вдоль Индустриального проспекта ещё в советское время построены дома, в первых этажах которых предусмотрены помещения для торговых и общественных заведений. Так в доме №35 работают детская и взрослая библиотеки, помещения первого этажа дома №10, 15 и 27 заняты магазинами. В доме №10 в конце 1980-х годов работало первое в районе кафе «Конёк-Горбунок».

Торговых, а особенно культурно-досуговых центров в 1980-х годах в районе катастрофически не хватало. Центр бытового обслуживания населения (дом №31-33) не достроен до сих пор. Долгое время здесь, на пересечении Индустриального проспекта с проспектом Ударников оставался долгострой советских времён. Не удалось завершить это строительство и современным строителям на рубеже 2000-2010-х годов. Большое подспорье в организации досуга оказал жителям района торговый центр «Июнь» (дом №24), открытый 15 декабря 2006 года. Здесь работает кинотеатр, боулинг-клуб, фитнес-центр, огромное количество самых разных магазинов, бесплатная крытая парковка на 1100 мест. Между прочим, он признан лучшим проектом в номинации «торговая недвижимость» на всемирном конкурсе девелоперских проектов «Prix d’Excellence-2008».

Два типовых двухэтажных дома №17/1 изначально служили торговым целям. Когда-то здесь работала булочная. Её место в 1990-х годах занял ночной клуб «Candyman», впоследствии переоборудованный и переименованный в «La Plage». Здесь выступали известные отечественные и зарубежные исполнители. В 2000-х годах ночной клуб сменил магазин компьютерной техники «Кей». Рядом 11 декабря 2011 года открылся ресторан грузинской кухни «Пури», входящий в знаменитую ресторанную сеть Ginza Project.

31 августа 2005 года Индустриальный проспект был продлён до Шафировского, а 14 декабря 2005 года – соединён путепроводом с Российским проспектом. Таким образом, спустя почти 30 лет с начала строительства, проспект наконец-то стал полноценной частью ЦДМ Санкт-Петербурга.

Источники

1 Антонов Б. И.: «Мосты Санкт-Петербурга». Издательство «Глагол», 2002 - 192 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"