Гороховая улица

Гороховая улица впервые появилась на планах Санкт-Петербурга в 1710-х годах, когда архитектор Гербель занимался урегулированием застройки Морской слободы. Уже тогда от башни Адмиралтейства намечалась прокладка радиальных магистралей. Центральная из них была проложена в начале 1720-х годов. Тогда, согласно указу Петра I, был сломан ряд выходивших за красную линию новой улицы частных дворов.

После опустошительных пожаров 1736 и 1737 годов застройкой Адмиралтейского острова занималась Комиссия о Санкт-Петербургском строении. Архитекторы П. М. Еропкин, М. Г. Земцов и И. К. Коробов закрепили заложенную предшественником пространственно-планировочную структуру, утвердив трезубец магистралей. 20 апреля 1738 года Комиссия дала первые официальные названия петербургским улицам: "Вторую от Адмиралтейства першпективу, что идёт через Мойку речку мимо дворов графа Мусина-Пушкина Среднею першпективою" [Цит. по: 1, с. 4]. Тогда же, доходившая прежде только до Мойки улица, была продлена до границы города у Фонтанки.

К середине XVIII века Средняя першпектива стала официально называться Адмиралтейским проспектом. Она была застроена в основном каменными домами, замощена булыжником. Тротуары были выложены плитами из известняка, оборудованы стоками для воды. Проспект освещали масляные фонари.

Топоним "Гороховая улица" возник постепенно. Несмотря на существование официального топонима, отдельные части трассы петербуржцы называли по своему. Уже на плане Сент-Илера 1765-1773 годов она названа Гороховым проспектом. Относительно этого названия существует ничем не подтверждённая городская легенда. По версии историка Е. П. Карновича при Петре I на этой улице в своём доме открыл торговую лавку купец Горохов. Человек этот приехал в Россию из Германии. Его первая фамилия - Гаррах. Однако вскоре его российские коллеги переделали эту фамилию на более "русский" манер, в Горох. А когда разбогатевший Гаррах решил открыть свою лавку, он приобрёл официальную фамилию - Горохов. Дело купца стало процветать, улицу часто неофициально стали называть по имени владельца известного тогда торгового заведения.

Автор книги "Гороховая улица" краевед Л. И. Бройтман считает историю о немце Гаррахе неубедительной. Она пишет, что в исторических документах этот человек не упоминается. Лариса Ильинична в своей книге приводит и другие версии появления названия улицы. Она приводит в пример предание о купце Горохове, который в 1756 году якобы построил здесь первый каменный дом. Действительно, в Петербурге жил купец Никита Андреянович Горохов. Но к середине XVIII века фамилия его потомков преобразовалась в Дорошенков. Так что к наименованию Гороховой улицы это семейство не причастно. В документах 1750-х годов о купце Горохове вообще нет упоминаний: Л. И. Бройтман проверила купчие крепости, газеты, документы ближайших к улице храмов. Так что история появления названия Гороховой улицы до сих пор остаётся загадкой.

Пожалуй, самым известным зданием магистрали является дом №2, построенный в 1801 году по проекту архитектора Д. Кваренги и известный как дом Фитингофа. В 1828-1829 годах в одном из домов на Гороховой улице жил Н. В Гоголь.

Масляные фонари были заменены газовыми в 1838 году.

Гороховой улицей магистраль официально стала в 1848 году. Во второй половине XIX века она постепенно приняла облик типичной капиталистической магистрали. Она застраивалась доходными домами с дворами-колодцами. Первые этажи новых зданий часто целиком были отданы под торговлю. Ф. М. Достоевский описал Гороховую улицу устами Макара Девушкина в повести "Бедные люди":

"Шумная улица! Какие лавки, магазины богатые; всё так и блестит, и горит, материя, цветы под стёклами, разные шляпки с лентами. Подумаешь, что это всё так, для красы разложено - так нет же: ведь есть люди, что всё это покупают и своим жёнам дарят. Богатая улица! Немецких булочников очень много живёт в Гороховой; тоже, должно быть, народ весьма достаточный. Сколько карет поминутно ездит; как это всё мостовая выносит! Пышные экипажи такие, стёкла, как зеркало, внутри бархат и шёлк; лакеи дворянские, в эполетах, при шпаге. Я во все кареты заглядывал, все дамы сидят, такие разодетые; может быть, и княжны, и графини" [Цит. по: 1, с. 6].

Через Гороховую улицу проходили первые маршруты общественного транспорта. Именно по ней можно было из центра города доехать до Царскосельского (Витебского) вокзала, а значит улица была и правительственной трассой. Автобусный маршрут от Александровского сада до вокзала здесь начал ходить ещё в 1907 году.

Гороховая улица была в первую очередь купеческой. Но наряду с богатыми предпринимателями здесь жили дворяне, мастера художественных специальностей, деятели культуры. С 1914 по 1916 год на Гороховой улице жил Григорий Распутин. В начале XX века некоторые здания здесь перестраивались для крупных торговых фирм, страховых компаний, банков.

С 1918 года улицу стали называть Комиссарской. Это название она приобрела "благодаря" расположившейся в доме №2 Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК), которой руководил Ф. Э. Дзержинский. В 1927 года магистраль переименовали в улицу Дзержинского. Бывшие доходные дома в советское время остались жилыми, но в них появились коммунальные квартиры. Офисные здания заняли различные государственные учреждения.

На перекрёстке улиц Дзержинского и Герцена в 1930 году появился первый в Ленинграде автоматический "регулировщик" уличного движения. Сюда, на улицу Дзержинского с Невского проспекта, ещё в советское время был перенаправлен поток грузового транспорта, что заметно увеличило местный трафик, шум и загазованность.

В 1991 году Гороховой улице возвращено историческое название. В связи с большой транспортной нагрузкой было организовано одностороннее движение по участку магистрали от Адмиралтейства до Фонтанки.

Источники

1 Бройтман Л. И.: «Гороховая улица». Издательство «Крига», 2010 - 424 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"