После смерти Владимира Ильича Ленина, в январе 1924 года, сразу же появились планы по сооружению памятника вождю Революции. Первым, откликнувшимся на общественную инициативу художником, стал Владимир Алексеевич Щуко. Вместе с молодым архитектором Владимиром Гельфрейхом уже к концу января он создал ряд эскизов памятника. Предполагалась его установка на особняка балерины Кшесинской, Ленин много раз выступал перед петроградцами. Этот монумент, задуманный в духе конструктивизма и давлеющий над всем окружающим пространством, создан не был. В трудные годы гражданской войны осуществить столь масштабный проект было невозможно.
На одном из траурных заседаний, посвящённых памяти В. И. Ленина, депутаты городского Совета приняли решение о сооружении памятника на местные средства. После долгих споров и обсуждений его было решено поставить у Финляндского вокзала, на том месте, где 3 апреля 1917 года Ленин впервые выступил перед многотысячной толпой рабочих и солдат, призывая к борьбе за социалистическую революцию.
Уже в 1924 году перед самым входом в вокзал началась работа по закладке памятника В. И. Ленину. Под наблюдением академика архитектуры И. А. Фомина был заложен фундамент из бутовой плиты. Из Шувалова доставили глыбу чёрного гранита, на поверхности которого высекли: "Ленину".
Первоначально планировалось поставить памятник лицом к Финляндскому вокзалу, чтобы Ленин как бы "встречал" гостей Ленинграда. Однако, уже в 1924 году И. А. Фомин предложил преобразовать пространство между вокзалом и Невой, создав на этом месте новую большую площадь. Её, естественно, назвали площадью Ленина. Соответствующий проект был вскоре утверждён. Проектом были запланированы работы по прокладке аллеи в сторону реки, а сам памятник Ленину теперь должен был смотреть на Неву.
Торжественная церемония закладки монумента состоялась 16 апреля 1924 года (по старому стилю - 3 апреля), то есть в тот самый день, когда Ленин вернулся в Петербург из эмиграции. По такому случаю все здания на привокзальной площади украсили зелёными гирляндами и алыми флагами. Под звуки "Интернационала" и артиллерийский салют в основание фундамента заложили бронзовую посеребренную доску с надписью:
РАБОЧИМИ ГОРОДА ЛЕНИНГРАДА
ЗДЕСЬ ПОСТАВЛЕН ПАМЯТНИК
ВЕЛИКОМУ ВОЖДЮ, ДРУГУ И УЧИТЕЛЮ
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОЛЕТАРИАТА
В. И. УЛЬЯНОВУ-ЛЕНИНУ
16 АПРЕЛЯ 1924 ГОДА"
В этот же день ленинградским Обществом архитекторов и Обществом архитекторов-художников был объявлен всесоюзный конкурс на лучший проект памятника В. И. Ленину. В его жюри вошли известные скульпторы и архитекторы Р. Бах, Л. Ильин, И. Гинцбург, Н. Лансере, В. Лишев и другие. Условия конкурса объясняли, что изображение вождя Революции должно быть не отвлечённым, символическим, аллегорическим, а портретным. Добавлялось, что частью монумента должно было стать изображение броневика, послужившего трибуной для Ленина. Шесть самых видных советских мастеров были приглашены специально, среди них были В. Щуко и В. Гельфрейх.
В августе в Академии художеств состоялась выставка конкурсных проектов. Всего их было представлено более 60.
Ни один из предоставленных на конкурс проектов жюри не удовлетворил. Экспертная комиссия решила: "Ни один из проектов памятника не подходит для намеченной цели. Нужно констатировать, что не нашлось скульптора. который бы сумел представить Ленина таким, каким он был и каким желает его видеть ныне в художественном изображении ленинградский пролетариат". [Цит. по: 2, с. 28]
На второй конкурс были приглашены многие из участвовавших в первом состязании мастеров - В. Щуко, В. Гельфрейх, С. Евсеев, М. Манизер, И. Фомин, А. Белогруд, И. Лангбард и В. Разумовский. Но комиссия решила отменить второй конкурс и поручить ответственное задание получивших хорошие отзывы на выставке В. Щуко, С. Евсееву и В. Гельфрейху.
Творческой группе было понятно, что броневик нельзя было изобразить целиком. Так он стал бы центральной фигурой, чего нельзя было бы допустить. Поэтому авторы решили показать только одну из двух башен броневика. С. А. Евсеев позже писал:
Почему мы обратились к ней? Вероятно, потому, что всегда полезно бывает то, чего не удаётся добиться в последующих исканиях, - живая мысль, первое свежее восприятие темы, непосредственное ощущение образа.
Мы отказались от того, чтобы изобразить броневик целиком, и решили показать только его главную часть - башню с её деталями. Башню врезали в камень-монолит. В результате мы добились композиционного решения в нынешнем его виде". [Цит. по: 2, с. 30, 31]
В приведённой выше цитате скульптор упомянул статуэтку, которая была создана в январе 1924 года. Сергей Александрович Евсеев видел несколько раз Ленина, в том числе на балконе особняка Кшесинской. Поэтому он смог изобразить Владимира Ильича в позе, характерной для выступления Ленина перед аудиторией.
После показа эскизов специальной комиссии было решено вылепить модель памятника в натуральную величину из глины. Для этого выделили театральную скульптурную мастерскую, куда привезли зеленоватую пулковскую глину. Всего её понадобилось около 13 тонн. Фигуру высотой 4 метра 26 сантиметров вылепили за три месяца.
К маю 1926 года была завершена работа над гипсовыми моделями статуи и башни броневика. Посетившие мастерскую многочисленные делегации положительно высказались о работе творческой группы, в том числе и члены специальной комиссии, в которую входили С. М. Киров и Н. М. Шверник.
Теперь надо было отлить монумент из бронзы. В Ленинграде тогда это можно было осуществить только на заводе "Красный выборжец", где была создана мастерская художественного бронзового литься, и где уже успели отлить фигуры Володарского и Плеханова.
Для отливки фигуры Ленина потребовалось более 9 тонн бронзы. Материала не хватало, поэтому пришлось перелить большое количество снарядных гильз. Памятник отливался в специальной земляной форме под руководством Э. П. Гаккера.
Одновременно с отливкой фигуры Ленина шла работа по добыче блоков серо-чёрного гранита. Их привезли в Ленинград с диабазовых месторождений около Онежского озера. После тщательной полировки камни сложили в постамент высотой 5 метров 12 сантиметров.
Работы по установке и отделке памятника В. И. Ленину были завершены за месяц до 9-й годовщины Октябрьской революции. До торжественной церемонии открытия он стоял укрытым брезентовым чехлом.
Памятник Владимиру Ильичу Ленину у Финляндского вокзала был торжественно открыт 7 ноября 1926 года. К этому дню окружавшую его площадь украсили по эскизам Щуко - транспарантами, флагами и гирляндами. Чехол с монумента был снят под звуки "Интернационала" и артиллерийский салют.
Памятник В. И. Ленину оказал большое влияние на формирование всего окружающего его пространство. Деcятиметровый памятник требовал открытого пространства, тогда как установлен он был на маленькой привокзальной площади. В 1927 году от памятника к Неве проложили новую улицу - аллею В. И. Ленина, таким образом осуществив замысел архитектора Ильина. Теперь памятник Ленину был хорошо виден с Невы.
Во время Великой Отечественной войны памятник В. И. Ленину был укрыт деревянной опалубкой с железными кольцами. Внутри "бронежилета" насыпали песок, а основание монумента укрыли земляной насыпью. Освобождён из этих "оков" памятник был в апреле 1945 года.
При очередной реконструкции площади Ленина монумент было решено передвинуть на новое место, в центр благоустроенной территории. Летом 1945 года для фундамента был вырыт котлован глубиной около 5 метров. В ночь с 14 на 15 октября перенос памятника осуществляла бригада восстановительного поезда под руководством начальника поезда М. М. Боченкова. При проведении работ оказалось, что памятник весит не 180 тонн, как считалось раньше, а больше. Из-за просчёта веса скульптуры не выдержали лебёдки. Но всё же на следующий день перенести монумент удалось. При этом фигура Ленина была установлена на новый постамент, превышающий старый на 1,5 метра [1, с. 107].