Литейный мост

Адрес
Нева
Панорама строительства Литейного моста

С 1786 года Литейную часть города с Выборгской стороной связывал Воскресенский наплавной мост, находившейся в створе проспекта Чернышевского (тогда Воскресенского). В 1803 году его поставили напротив Летнего сада, назвав Петербургским. Напротив Воскресенского проспекта поставили новый наплавной мост, который наводился до 1849 года.

В 1849 году был разобран Литейный двор, благодаря чему удалось вывести к Неве Литейный проспект. Воскресенский мост был переведён в створ Литейного проспекта и также стал называться Литейным.

Поводом к сооружению здесь постоянного моста стал срыв плашкоутной переправы бурным ледоходом 4 апреля 1865 года. Долгое время шли споры о трассе такого моста, между Адмиралтейским и Городским островом или между Литейной частью и Выборгской стороной. Только в 1869 году городская дума высказалась за второй вариант трассы, после чего была начата организация архитектурного конкурса на строительство моста. В экспертную комиссию по руководству проектированием и строительством вошли архитекторы В. А. Львов, Ц. К. Кавос и Л. Н. Бенуа.

Вид на Литейный мост в Петербурге

К моменту объявления начала конкурса, 22 апреля 1871 года, городской думе уже было предложено несколько вариантов проектов от в том числе и иностранных фирм. В итоге в конкурсе приняло участие семнадцать проектов. 11 декабря 1872 года городская дума отдала первое место проекту под девизом "Вестминстер", выполненному английской фирмой. Но Министерство путей сообщения оказалось против такого исхода конкурса, создало свою экспертную комиссию и в результате признало победителем проект инженер-полковника А. Е. Струве (члена этой комиссии) и инженер-капитана А. А. Вейса. Их проект предусматривал шесть пролётов с поворотным крылом у левого берега Невы. Струве предлагал использовать для возведения переправы английский и немецкий металл, несмотря на то, что отечественный материал не уступал по качеству.

В 1875 году последний раз был наведен плашкоутный Литейный мост. 30 августа состоялась закладка новой переправы, после чего плашкоуты опять передвинули в створ Воскресенского проспекта. Их перестали наводить после окончания строительства постоянного Литейного моста.

Условия строительства были крайне сложными. Именно здесь Нева имеет наибольшую глубину - 24 метра. За время работ случилось две аварии с человеческими жертвами. 16 сентября 1876 года из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон, где в результате погибли пять человек. 9 сентября 1877 года при сооружении фундаментов под речные опоры произошёл взрыв в кессоне, унёсший жизни ещё девяти человек.

При возведении переправы был применён ряд новшеств. Так в качестве материала для несущих конструкций была выбрана сталь, а не чугун как при строительстве Николаевского моста. В результате пролёты арок были увеличены в полтора раза.

Литейный мост

Стоимость строительства составила 5 100 000 рублей, что в полтора раза превысило сметную стоимость.

Ширина Литейного моста была равна 24,5 метра, ширина разводного пролёта - 19,8 метров. Масса металлических пролётный строений - 5 902 тонны. Его разводная часть первоначально приходила в движение при помощи обыкновенного ворота и восьми рабочих [2]. Позже здесь установили водяную турбину мощностью всего 36 лошадиных сил, подсоединённой к городскому водопроводу. Путь для судов открывался уже через 20 минут [1].

Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года. За проведённую работу А. Е. Струве был пожалован чин генерал-майора. Литейный мост стал второй постоянной переправой через Неву в Санкт-Петербурге вслед за Николаевским мостом. В 1903 году Литейный мост переименовывали в Александровский (мост Александра II), в 1917 году вернули прежнее название.

Несмотря на то что в целом художественные качества Литейного моста оказались невелики, внимание могут привлечь перила. Они представляют собой высокохудожественное литьё по рисунку К. К. Рахау. Рисунок перил изображает русалок, держащих в руках герб Санкт-Петербурга. Таких гербов на Литейном мосту 546 штук. Чугунные перила были поставлены на все неразводные пролёты. На разводном же были установлены простые лёгкие ограждения. Их отлили на заводе Кахуна.

Литейный мост был первым, и долгое время оставался единственным, получившим электрическое освещение. Электрические фонари на нём установили в 1879 году. Этому поспособствовало то, что к моменту открытия Литейного моста старые осветительные фирмы не успели заключить контракт на его освещение. Их опередило "Товарищество электротехнического освещения П. Н. Яблочков-изобретатель и К", которое и ввело в практику уличный электрический свет.

Во время Великой Отечественной войны в один из пролётов моста попала бомба. Однако она не взорвалась, только пробив его.

В 1964 году открылся обновлённый Волго-Балтийский путь. Литейный мост перестал соответствовать новым условиям эксплуатации. В 1966-1967 годах проводилась реконструкция Литейного моста по проекту инженеров Л. А. Вильдгруде, К. П. Клочкова, Н. Д. Шипова и архитектора Ю. И. Синицы. Разводной пролёт был смещён к более глубокой части русла, его ширина увеличилась до 50 метров. Ширина переправы была увеличена до 34 метров. Развод моста стал осуществляться при помощи гидропривода. При этом исчез огромный бык разводного пролёта, на который опиралась старая конструкция. Переправа таким образом приобрела более гармоничные очертания.

У въезда на мост по обеим берегам реки была организована двухуровневая развязка. На мосте сохранили чугунные перила, для разводного пролёта их изготовили из более лёгкого сплава. Длина Литейного моста составила 396 метров.


Оцените статью

1 1 1 1 1 Рейтинг 0%

Источники

1 Антонов Б. И.: «Мосты Санкт-Петербурга». Издательство «Глагол», 2002 - 192 стр.
2 Годес Я. Г.: «Хранитель тысяч мостов // Ленинградская панорама. - 1987. - №2. - С. 35, 36». Издательство «», - стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"

Комментарии

zeus_777
24 марта 2012
в прошлом году сидел вблизи литейного моста, на плавучей пристани, где речные трамвайчики останавливаются. сижу любуюсь красотой родного города. вдруг подъезжает черная баржа и стоит - портит вид. стояла минут 5 где-то. вдруг послышался гром и из баржи вылетел салют. такой красоты на день города не увидишь...
Герда
26 февраля 2011
Недавно смотрела передачу про загадки Литейного моста.
Там говорилось, что по каким-то определенным дням (или ночам) над мостом зависает его образ. Типа мост - призрак )))
Правда ли это?
Mariya
25 февраля 2011
Здравствуйте! А правда ли то, что в районе литейного моста мистическим образом пропадают люди?
мармарис2010
29 июля 2010
конечно можно побывать внутри разводной части опоры и посмотретьмеханизмы.надо только подойтик механнику его можно позвать через постового и сказать что вам разрешил нач участка лукьянов.я когда работал механником этогомрста он кнам часто присылал.
Владимир
20 декабря 2009
Экскурсии внутрь опоры разводного пролета (со стороны левого берега) все-таки были (полагаю, случаются они и сейчас), но - неофициальные; удовольствие побывать рядом с огромным разводным механизмом, ниже уровня Невы, стоило 20 долларов.
Ника
05 ноября 2009
Нет такого!!!!!.....Внутрь моста не разрешается входить,во-первых это опасно,а во-вторых мост и все остальные мосты сейчас разводятся не для красоты,а для того,чтобы пропускать грузовые корабли!!!!сейчас не разрешается проплывать на телоходах под разводными пролётами,а вы хотите зайти и посмотреть все механизмы!!!Это ведь не заходите в какую-нибудь комнату где есть стены и полы,это всё почти открыто,над водой!!!!Поэтому об экскурсии и речи не может быть,сами понимаете!!!!А тем более Литейный мост,он очень тяжёлый!...Я пишу не то что мне пришло в голову,лишь бы написать,я просто это знаю 100%,потому что я работала у воды,возле этих мостов,и всё что с этим связанно!!!!!Вот так вот!!!!!
treloni
16 июля 2008
Добрый день! Слышала что есть экскурсия внутрь Литейного моста, где можно посмотреть механизмы, машинное и насосное отделения, узнать технологию развода мостов. В инете инфы очень мало, может кто знает как попасть на данный экскурс, стоимость и существуют ли сейчас такие интересные прогулки?
Юрий
29 марта 2008
Мост получил свое название от Литейного двора, построенного на левом берегу реки Нева еще в 1711 году.
Карл Карлович Рахау, по чьим рисункам отлиты секции перил, был архитектором, оставившем заметный след в формировании архитектурного облика Петербурга. В центре каждой секции перил моста находится картуш - щит с гербом нашего города.
Юрий Константинович.

Добавить комментарий

Внимание! Из-за большого количества спама на сайте работает режим премодерации комментариев. С момента его создания до публикации на сайте может пройти несколько часов. Прошу отнестись к этому с пониманием.
Защитный код
Обновить