1-й (Первый) Инженерный мост

Адрес
Мойка
1-й Инженерный мост

Первый мост через Мойку у её истока из Фонтанки был построен во второй половине XVIII века по проекту Ф. Б. Растрелли. Эта крытая деревянная переправа соединяла территорию Летнего дворца Елизаветы Петровны с Летним садом, имела соответствующее название - Летний переходный, или просто Летний мост. Первоначально Летний мост располагался прямо напротив главного входа в Летний сад, в 1780-х годах был перемещён к набережной реки Фонтанки.

При преобразовании пространства вокруг Марсова поля архитектор К. Росси предусмотрел строительство в истоке реки Мойки нового моста. Новая переправа была построена на месте старой деревянной в 1828-1829 годах по проекту инженеров П. П. Базена и Э. К. Клапейрона. Она представляла из себя однопролётное чугунное сооружение, первоначально также называвшееся Летним мостом. В плане 1829 года она обозначалась как Новый Чугунный мост, что было связано с использованным материалом.

Здесь был использован типовой проект инженера В. И. Гесте, впервые применённый в 1806 году при строительстве Полицейского моста. Новшеством при строительстве этой переправы через Мойку стало то, что в чугунных тюбингах были прорезаны специальные проёмы, уменьшающие их вес. Особенностью стало также то, что мост опирался на гранитные стенки набережных Мойки, а не на специальные устои. Тротуары были вынесены за пределы проезжей части, укреплены металлическими кронштейнами.

1-й Инженерный мост

Краевед Г. Зуев в книге "Течёт река Мойка" утверждает, что мост был назван Инженерным уже в 1829 году, сразу после его открытия и одновременно с переименованием Михайловского замка в Инженерный. 1-м (Первым) Инженерным он стал в 1832 году [1, стр. 48]. Другие источники говорят о том, что переименование состоялось во второй половине XIX века. В любом случае, название моста связано с находящимся рядом Инженерным замком. 2-й Инженерный мост, расположился немного ниже по течению Фонтанки.

Рисунок перил моста принадлежит архитектору Л. И. Шарлеманю, он является копией рисунка южной ограды Летнего сада, созданной на три года раньше. Фонари 1-го Инженерного моста служат своеобразным памятником победе в войне 1812 года. В их оформлении использованы воинские доспехи и оружие (шлемы, щиты, копья и боевые топоры).

Основную часть конструкций для 1-го Инженерного моста изготовили на Александровском чугунолитейном заводе и в мастерских машиностроительной фирмы Берда. Первоначально его длина составляла 20,05 метров, ширина - 9,5 метров.

Долгое время 1-й Инженерный мост эксплуатировался без капитального ремонта. В 1946 году в связи с его аварийным состоянием движение по нему закрыли. В 1951 году состояние моста признали опасным, приняли решение о его капитальном ремонте. Данный ремонт производился в 1952-1954 годах по проекту инженера Б. Б. Левина. Чугунные конструкции были заменены на стальные, опирающиеся на железобетонные устои. Под опоры были подведены дополнительные сваи. Архитектурное оформление восстанавливалось в 1955 году по проекту архитектора А. Л. Ротача. Очередная реконструкция 1-го Инженерного моста проводилась в 2002 году.


Оцените статью

1 1 1 1 1 Рейтинг 0%

Источники

1 Зуев Г. И.: «Течёт река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта». Издательство «Центрполиграф», 2012 - 640 стр.
2 Антонов Б. И.: «Мосты Санкт-Петербурга». Издательство «Глагол», 2002 - 192 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"

Комментарии

Юрий
13 сентября 2008
После последней реконструкции мост открылся 24 мая 2003 года. Была отреставрирована прекрасная решетка перильных ограждений. Решетка состоит из коротких копий, соединеных поверху и понизу двумя метеллическими рейками. Столбы имеют вид стилизованных ликторских пучков с укрепленными на каждом из них композиций из перекрещенных мечей и щитов с изображениями головы Горгоны Медузы. Кроме того, был восстановлен металлический фриз, утраченный в годы войны. В результате, внешний вид моста обогатился и принял законченный исторический вид.
Юрий Константинович.

Добавить комментарий

Внимание! Из-за большого количества спама на сайте работает режим премодерации комментариев. С момента его создания до публикации на сайте может пройти несколько часов. Прошу отнестись к этому с пониманием.
Защитный код
Обновить