Особняк М. В. Кочубея

адрес
Конногвардейский бул. 7
АрхитекторБоссе Г. Э.
годы постройки1853-1857
Особняк М. В. Кочубея

Участок дома №7 по Конногвардейскому бульвару впервые был застроен в 1790-х годах. Тогда здесь появился двухэтажный на подвалах особняк с фасадом в строгом классическом стиле.

В 1852 году новым владельцем участка стал действительный статский советник князь Михаил Викторович Кочубей.

Известный петербургский архитектор Гаральд Эрнестович Боссе по заказу князя осуществил перестройку находящегося здесь здания. 12 августа 1853 года выполненный Боссе проект фасада особняка был утверждён в Петергофе императором Николаем I и передан для наблюдения в Главное управление путей сообщения и публичных зданий.

Строительство дома закончилось в 1857 году. В этом проекте зодчий решил архитектурную задачу в соответствии с эстетическими требованиями своего времени. Особняк был построен в модном в то время флорентийском стиле и стал известен в городе как «Дом с маврами», так как его ограду украсили четыре бюста негров и негритянок с лицами из чёрного и одеждой из белого мрамора. Интересно, что в таком же стиле Боссе немного ранее оформил особняк для старшего брата заказчика - Л. В. Кочубея (ул. Чайковского, 30).

На Конногвардейский бульвар дом выходил двухэтажным фасадом, внизу располагался жилой подвал, перекрытый сводами. Со стороны двора особняк Кочубея был трехэтажным. Фасад украшали гранитный цоколь, три балкона и чугунный навес на колоннах. Дом отапливался духовыми печами, имел водопровод и ванны, что было большим инженерным достижением того времени.

Парадная лестница особняка М. В. Кочубея решена в стиле английского ренессанса. Те же мотивы наблюдаются в Дубовом кабинете на первом этаже. Приёмная на втором этаже была оформлена Боссе "в стиле Ринальди" - падуги и потолок в ней покрывала изящная лепка. Не менее пышно отделаны Танцевальный зал, Белый зал, Красная гостиная. Последнее помещение украшено лепным фризом с восемью живописными вставками, изображающими олимпийских богов в образе детей.

Каждый живописный плафон в особняке М. В. Кочубея посвящён одному из богов античного пантеона - Дионису (Вакху). "Вакханалия" украшает Парадную столовую, "Дионис и Ариадна на острове Наксос" - Приёмную, "Меликерт, превращённый в морское божество" (Меликерт - сводный брат Диониса) - Танцевальный зал. Предполагается, что последнее полотно исполнил венецианский художник XVIII века Себастьяно Риччи (или является копией с его картины).

Кабинет с эркером Боссе задумал оформить в мавританском стиле, но это не было осуществлено.

Красный зал в особняке М. В. Кочубея

В декабре 1867 года участок со всеми строениями был куплен у князя Кочубея купцом первой гильдии Федором Родоконаки. Проект перестройки дома для нового владельца составил академик архитектуры Карл Федорович Мюллер. В 1868 году им был составлен и осуществлен проект надстройки второго этажа над флигелем во внутреннем дворе и постройки хозяйственных помещений в парадном дворе. Тогда же на месте Зимнего сада появилась Парадная столовая.

В 1917 году здание занял военный трибунал, после чего его интерьеры были полностью переделаны. Были зацементированы каналы вентиляции и духовых печей, приспособлены под нужды трибунала подвалы и подсобные флигели. В 1960-е годы в особняке Кочубея была размещена косметическая поликлиника, под полами дворцовых помещений были проведены трубы водоснабжения, непосредственно на декоре стен расположены сантехнические приборы.

Особняк М. В. Кочубея в 1987 году был взят под охрану как памятник архитектуры.

В 1990 году в результате первого открытого конкурса на лучшую программу использования здания, оно было передано в долгосрочную аренду ЗАО «ИКАР». Спустя три года началась его реставрация. Качество реставрации и её быстрота (все работы заняли три года) возвратили особняку роль значительного культурного центра Санкт-Петербурга. Это первый петербургский памятник архитектуры, восстановление которого было проведено не из государственного бюджета и с высоким качеством, по достоинству оцененным Государственной комиссией во время приемки здания.

Источники

1 Андреева В. И.: «Гаральд Боссе. Архитектурное и графическое наследие». Издательство «Палаццо», 2012 - 224 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"