В 1911 году газета "Санкт-Петербургские ведомости" опубликовала новость о том, что:
Комитетом Школы и Обществом архитекторов-художников в 1913 году был объявлен конкурс на создание эскиза проекта здания учебного заведения. Место для строительство зарезервировали в северо-западном углу Михайловского сада.
Конкурс возглавило жюри в составе М. С. Лялевича, Ф. И. Лидваля, М. М. Перетятковича и А. О. Таманяна. 23 января 1914 года первую премию жюри вручило проекту И. Ф. Беспалого, которым планировка мастерских и классов была выполнена наиболее рационально. Однако предлагаемый облик фасада не устроил конкурсную комиссию. Она решила, что Беспалый создал "недостаточно выразительный" для данного места облик здания. Доработать проект поручили архитектору Н. Е. Лансере. Он предложил оформить фасад здания в стиле модного в начале ХХ века петровского барокко, что было принято. Таким образом архитекторы вписали новую постройку в уже сложившийся ансамбль среди Спаса-на-крови, ограды Михайловского сада, Конюшенного двора и дома Адамини. Главный фасад в проекте был обращён не на набережную Екатерининского канала, как желала конкурсная комиссия, а в сторону реки Мойки.
Торжественная закладка здания Школы народного искусства состоялась 27 мая 1914 года. В ней участвовал император Николай II.
Декоративную отделку помещений школы осуществляли скульптор Я. Б. Троупянский и художник Е. Лансере. По его эскизам на фронтоне здания установили герб, в нишах во сторонам от главного входа разместили скульптурные композиции. Герб позже был утрачен.
Школа народного искусства проработала здесь недолго. Последний набор учащихся был произведён в сентябре 1916 года. После февральской революции Временное правительство разместило здесь казармы Павловского полка. А уже в первые годы советской власти здесь открылся техникум кустарной промышленности. При нём существовал даже собственный музей. Во второй половине ХХ века в здании Школы народного искусства разместилось общежитие слушателей факультета повышения квалификации Ленинградского технологического института целлюлозно-бумажной промышленности.
В начале 2000-х годов проводилась капитальная реставрация здания. Над главным входом была восстановлена надпись: "Школа народного искусства Ея Императорского Величества государыни императрицы Александры Фёдоровны". Вновь открывшаяся Школа народного искусства была взята под патронаж женой президента России Людмилой Путиной.