Дома Дворянского земельного банка

адрес
Адмиралтейская наб. 12
Адмиралтейская наб. 14
Черноморский пер. 9
Черноморский пер. 11
АрхитекторКракау А. И.; Бенуа Н. Л.
годы постройки1877-1880; 1912
Дома №12 и 14 по Адмиралтейской набережной

Участки домов №12 и 14 на Адмиралтейской набережной с начала XVIII века и до 1870-х годов принадлежали Адмиралтейству. После вывода отсюда верфи территорию продали под обывательскую застройку.

Соседний с западным павильоном Адмиралтейства участок (дом №14) первым приобрело Общество взаимного поземельного кредита. Проект возводимого здесь здания составил архитектор Николай Леонтьевич Бенуа, но он не был утверждён. Принят был проект профессора архитектуры Александра Ивановича Кракау, которому помогал всё тот же Н. Л. Бенуа. Фасады были решены в стиле раннего французского классицизма. Строительство началось в 1877 году, завершено в 1880-м. Общество заняло первый этаж, остальные три занимали сдаваемые в наём квартиры. 12 июня 1890 года дела общества были переданы Дворянскому земельному банку.

Участок дома №12 был застроен по проекту академика архитектуры, действительного члена Академии художеств Александра Васильевича Иванова. Первым хозяином нового здания стал маркиз, барон А. Ф. Паулуччи. На эскизе фасада сохранилась сделанная императором Александром III надпись: "Согласен и могу указать на пример хорошего вкуса" [Цит. по: 1, с. 140].

В 1880-х годах квартиры на втором, третьем и четвёртом этажах дома №12 занимала семья художника Константина Егоровича Маковского. Квартира на последнем этаже была оборудована под его мастерскую, которая иногда была концертным и танцевальным залом. Вход в мастерскую был оборудован через чёрную лестницу и тёмную кухню. Это усиливало эффект от огромного залитого светом зала. В парадных комнатах первого этажа жила семья художника, а в соседних помещениях - многочисленная прислуга.

Адмиралтейская наб. 12

В мастерской на Адмиралтейской набережной художник написал портрет своей жены Юлии Павловны, поясной портрет живописца И. Айвазовского. Здесь часто бывали И. И. Шишкин, Н. Н. Ге, И. Е Репин, А. П. Соколов. В гостях у Маковских были знаменитые певцы начала XX века Котони, Батистини, Маркони. Популярны были постановки "живых картин".

Сын художника Сергей Константинович описал праздничные балы и приёмы:

"Изредка устраивались у нас большие приёмы, о них потом долго не умолкали толки в Петербурге. Два раза ставились оперные спектакли - наверху в отцовской мастерской, - она обращалась в театральный зал. Аркой в комнату рядом открывалась сцена, лишняя мебель куда-то пряталась, длинный коридор, мимо жилых комнат, из нашей столовой к "чёрному ходу", и лестница в мастерскую завешивалась запасными бархатами и гобеленами, украшалась зимними растениями и устилалась коврами. Целую неделю перед тем дружно работали обойщики и плотники, ведь домашний строй был нарушен; приходилось и нам, детворе, потесниться немного. Квартира была поместительна, но не слишком велика, а набиралось в неё человек полтораста, - выездные лакеи с шубами и ротондами загромождали парадную лестницу" [Цит. по: 1, с. 144].

В начале XX века Маковские переехали в Париж. На их квартиры долго не находились арендаторы.

В 1911 году оба дома №12 и 14 стали принадлежать Государственному Дворянскому земельному банку. Он обеспечивал потомственных дворян долгосрочными кредитами под залог их землевладений. В 1912 году здания были перестроены, с той поры они имеют одинаковые фасады. Автор проекта перестройки неизвестен. В доме №14 работал Особый отдел Дворянского банка. В доме №12 кроме банка имелись квартиры для служащих. В 1913 году в нём была устроена домовая церковь.

После упразднения банка 25 ноября 1917 года первые этажи домов заняли различные учреждения. Квартиры стали коммунальными. Позже здесь располагались общежития.

Источники

1 Соловьёва Т. А.: «Адмиралтейская набережная». Издательство «Крига», 2007 - 176 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"