В 1718-1720 годах между рекой Мойкой и Невой был прорыт канал, названный Зимней канавкой. Через него было перекинуто несколько переправ. Одна из них появилась в створе Большой Миллионной улицы (ныне Миллионной). Здесь был сооружён деревянный разводной мост.
В середине XVIII века мост был перестроен в постоянный трёхпролётный. Из-за соседства с Немецкой слободой с 20 апреля 1738 года официально он назывался Немецким. Однако это название появлялось только на карте, переправу называли мостом старого Зимнего дворца.
В 1783 году здесь был сооружён каменный "горбатый" мост. Сюда он был перенесён с Марсова поля, после того как там был засыпан Красный канал. Новая каменная переправа был названа Миллионным мостом.
На плане Санкт-Петербурга 1828 года этот мост назван Преображенским. Это связано с тем, что рядом находились казармы Преображенского полка. С 1829 года появилось название "Зимний мост". 1-м Зимним мостом переправа начала называться с 1940 года. В это же время был построен ещё один мост через Зимнюю канавку (на набережной реки Мойки), из-за чего ввели нумерацию: 1-й и 2-й Зимние мосты.
Длина 1-го Зимнего моста составляет 19,4 метра, ширина - 21,2 метра.