В 1716-1720 годах сюда, на участок между Мойкой, Невским проспектом и Большой Морской улицей, подальше от Адмиралтейства был перенесён Морской рынок. 11 августа 1736 года здесь случился пожар. В результате этого, а также пожара 1737 года, выгорела практически вся Адмиралтейская часть. Вместе с частными домами сгорел и Мытный двор. 13 февраля 1755 года архитектор Ф. Б. Растрелли предоставил императрице Елизавете Петровне проект временного Зимнего дворца. Его было решено построить на территории двух современных кварталов между Мойкой, Невский проспектом, Малой Морской улицей и Кирпичным переулком. Императрица утвердила проект 6 марта. Временная резиденция понадобилась ей из-за строительства нового Зимнего дворца на месте старого.
Во временном Зимнем дворце 25 декабря 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. Через несколько месяцев после присяги новому императору Петру III царская резиденция переместилась в новый Зимний дворец на Дворцовой площади. Петру III не суждено было надолго остаться на русском троне. Спустя всего пол года его место заняла Екатерина II.
Ставший ненужным временный Зимний дворец был почти полностью разобран в 1765 году. Ещё через два года часть освободившейся земли Екатерина II подарила генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга сенатору Николаю Ивановичу Чичерину. Николай Иванович приходился родным братом Денису Ивановичу Чичерину, в роте которого служили братья Орловы. После вступления на престол при поддержке Орловых Екатерины II, они не забыли своего сослуживца. Денис Иванович стал губернатором Сибири, а Николай - санкт-петербургским генерал-полицмейстером.
Новый четырёхэтажный дом для Николая Ивановича Чичерина начал возводиться летом 1768 года. Он стал одним из самых старых сохранившихся зданий на Невском проспекте. По времени постройки дом Чичерина опережают лишь Аничков и Строгановский дворцы. Объявление в "Санкт-Петербургских ведомостях" от 7 июля 1768 года гласит:
Автор проекта этого здания не известен. Предполагается, что им могли стать Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен или А. В. Квасов.
Большая часть строительных работ была произведена летом 1769 года. Отделка здания была завершена осенью 1771 года. Первое объявление о сдаче внаём помещений в новопостроенном доме было дано в "Санкт-Петербургских ведомостях" 25 декабря. О стоимости предлагалось спросить у дворецкого Ивана Ильина.
Н. И. Чичерин занимал покои третьего этажа. Первый этаж был отдан купцам, остальные помещения сдавались в наём. Среди прочих в первом этаже здания разместились овощная и книжная лавки. Сразу же здесь открылась первая в Петербурге частная Вольная типография немца И. М. Гартунга, находилась в доме Чичерина до конца 1770-х годов. В 1772-1777 годах помещения занимало Музыкальное общество.
Одним из обитателей дома Чичерина с январе 1780 года был архитектор Джакомо Кваренги, плативший за квартиру по 300 рублей в год [1, с. 32]. Дом №15 стал его первым петербургским адресом. Кваренги жил в доме Чичерина три года.
Николай Иванович лишился своей должности из-за нерасторопности во время наводнения 1777 года. Спустя пять лет он скончался. Его сыновья Александр, Василий и Дмитрий сразу же заложили дом в Опекунский совет за 30 000 рублей. Владельцем дома №15 был старший сын - Александр. При нём здесь был открыт Музыкальный клуб. Раз в неделю в клубе устраивались концерты и маскарады на которые члены клуба ходили бесплатно, остальные же платили за вход. Здесь можно было играть в карты, бильярд. Можно было поужинать в долг. Среди посетителей клуба были замечены А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, И. Е. Старов, Ф. И. Шубин, Д. Кваренги, Н. А. Львов и другие. Из-за начавшейся в 1787 году русско-турецкой войны многие члены клуба ушли на фронт. Расходы клуба стали превышать его доходы, в результате в 1792 году от был закрыт, клубное имущество распродано. Впоследствии музыкальный клуб в доме №15 открывался под другими названиями: "Музыкальное собрание", "Музыкальное общество", "Танцевальное собрание", "Благородное собрание".
В 1792 году Александр Николаевич Чичерин продал за 75 000 рублей участок князю Алексею Борисовичу Куракину, жившему здесь с 1782 года. Здесь прошло детство его детей, родившихся в браке с Натальей Ивановной Головиной - Бориса, Елены и Александры. Последняя много позже вышла замуж за внучатого племянника первого владельца дома генерал-адъютанта Петра Александровича Чичерина. В 1794 году к зданию был пристроен новый трёхэтажный флигель со стороны Мойки (дом №59). В первые годы правления Павла I Куракин служил генерал-прокурором, имел чин действительного тайного советника.
Здесь началась карьера крупного государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского, про которого Наполеон скажет Александру I, что отдал бы за такого советника любое европейское княжество. В биографии Сперанского эти события описаны следующим образом:
Молодому секретарю было позволено обедать за княжеским столом. Но он предпочитал принимать пищу вместе с прислугой. После отставки Алексея Борисовича Куракина Сперанский жил в доме №15 ещё несколько месяцев. 3 ноября 1798 года он женился на дочери английского священника Елизаветы Стивенс, после чего переселился в один из соседних домов на Большой Морской улице. В доме Куракина продолжали работать лавки. Одно из объявлений 1790-х годов сообщало:
Куракин продал свой дом в марте 1799 года [6, с. 460]. Возможно это связано с тем, что в конце царствования Павла I он вышел в отставку и не жил в Петербурге. Новым хозяином дома №15 стал херсонский купец Абрам Израилевич Перетц, крупнейший финансист, подрядчик при строительстве кораблей и поставщик соли. Про него говорили "Где соль, там и Перетц". Купец купил участок за 150 000 рублей, занимал только часть дома. В 1799-1801 годах парадные покои сдавались военному генерал-губернатору графу Петру Алексеевичу Палену. Отдельные покои занимала его супруга Юлианна Ивановна и сын Пётр. Граф Пален известен тем, что руководил заговором против Павла I. После государственного переворота он был выслан из Петербурга.
Сразу после покупки здания Перетц открыл в нём магазин по продаже экзотических напитков. В начале XIX века помещения дома №15 занимали Благородное собрание, Театральное общество. В Благородном собрании проводились учебные концерты недавно открытой бароном Демидовым консерватории.
Многие торговые сделки Перетц проводил совместно с купцом Андреем Ивановичем Косиковским, который был одним из богатейших петербургских купцов. Когда Абраму Израилевичу понадобилась большая сумма денег для крупной торговой операции, Косиковский предложил ему продать свой дом на Невском проспекте. Сделка состоялась в 1806 году, при этом магазин по продаже экзотических напитков оставался принадлежат Перетцу. Продаже здания в центре Петербурга поспособствовало и то, что бывшие покои Палена, получив дурную славу, очень долго не находили других арендаторов.
В 1807 году Андрея Ивановича Косиковского избрали городским бургомистром и председателем магистрата города. Во время войны с Францией купец являлся, вероятно, крупнейшим поставщиком зерна в армию. Только в 1813 году он поставил в армию зерна на 5,5 миллионов рублей, что позволило ему начать расширение своего дома. В 1814-1817 годах по проекту В. П. Стасова к зданию был пристроен четырёхэтажный корпус со стороны Большой Морской улицы (дом №14). Его фасад украшен двенадцатью колоннами, в честь победы в войне 1812 года.
Часть дома, выходящую на Невский проспект, в 1820-х годах занимала скульптурная мастерская Винченцо Мадерни. Здесь выполнялись отделочные работы для интерьеров, впервые именно в этой мастерской был использован малахит. В доме на Невском проспекте в 1806-1831 годах работала книжная лавка, библиотека и типография "Адольф Плюшар" (на четвёртом этаже), где впервые были выпущены "Ревизор" Н. В. Гоголя и первый перевод "Фауста" Гёте, "Панорама Санкт-Петербурга" А. П. Башуцкого. В 1830-х годах типография Плюшара считалась лучшей в России.
В части здания по Большой Морской улице располагался ресторан "Talon" (1810-е - 1825 год). В этом ресторане бывал А. С. Пушкин, сюда заходил его литературный герой Евгений Онегин ("к Talon помчался: он уверен, что там уж ждёт его Каверин").
С января 1822 года в доме Косиковского можно было посетить "Оптическую панораму" госпожи де Латур. После её закрытия здесь неоднократно появлялись другие косморамы, часто выступали кукольные театры. Из последних особенную популярность снискал театр Дарьи Антоновны Гобе, дававший представления несколько лет подряд.
В 1826 году в доме Косиковского демонстрировалась модель Санкт-Петербурга в 1/240 натуральной величины. Её создал венецианский дворянин Антуан де Росси на основе полученного в Главном штабе плана города. Одним из руководителей создания модели был архитектор А. К. Кавос. Модель для удобства состояла из отдельных частей, которые на месте выставки собирались вместе. В собранном виде она имела размеры 23х39 метров. Фасады домов делались из толстого картона, а крыши из свинца. Нева и каналы, сделанные из жести, заполнялись водой. Большого успеха эта модель не получила. В Петербурге в это время было не до зрелищ (последствия восстания декабристов), цена за вход была большой - 5 рублей с человека. Владелец панорамы Антуан де Росси вскоре увёз её за границу.
Обитателем дома Косиковского в 1821-1825 годах был журналист Николай Иванович Греч. В типографии Плюшара печаталась его газета "Северная пчела". Летом 1825 года у Греча останавливался поэт и декабрист В. К. Кюхельбекер. Весной 1828 года здесь поселился А. С. Грибоедов. В снятой на верхнем этаже квартире он разместил огромный рояль, который по возможности возил с собой. У Грибоедова несколько раз гостил А. С. Пушкин. Отсюда в июне того же года Грибоедов уехал в Тегеран, где вскоре погиб. В 1830-1839 годах в доме на Невском находилась редакция журнала "Отечественные записки" А. А. Краевского. Во время холерной эпидемии 1831 года на третьем этаже над аптекой Типмера было выделено помещение для совещания врачей.
А. И. Косиковский умер в 1838 году. От него дом №15 перешёл вдове Татьяне Николаевне Косиковской и их четырём сыновьям. Спустя четыре года владельцем здания был штабс-капитан Косиковский. В 1854 году - майор Владимир Андреевич Косиковский и его супруга Александра Егоровна. Через ещё два года - наследники майора Владимира и надворного советника Всеволода Косиковских. В 1851 году в доме Косиковских открылся магазин фортепьянного фабриканта Лихтенталя. При нём был устроено "Малое мещанское общество", дававшее в Большом зале концерты. На этих концертах выступали Ференц Лист, Антон Рубинштейн, Адрен Серве, Людвиг Маурер, пел хор цыган.
В 1858 году участок приобрели братья Григорий и Степан Петровичи Елисеевы, за год до того основавшие фамильный торговый дом "Братья Елисеевы". Григорий вскоре переехал в дом на Васильевском острове, а здесь остался жить Степан. Новый хозяин затеял долгую и масштабную перестройку здания. Она проводилась в 1858-1870 годах по проекту архитектора Николая Павловича Гребёнки. Ему помогал архитектор Григорий Иванович Карпов, который частично изменил форму окон со стороны Невского проспекта. Колонны в центре фасада по Невскому проспекту были заменены на пилоны. Гребёнка перестроил Большой зал, расширил дворовые флигели, надстроил четвёртым этажом корпус со стороны Мойки. Фасад этого корпуса был переделан в эклектичных формах.
Семья Елисеева занимала помещения в корпусе со стороны Мойки. С 1860 по 1914 год в корпусе со стороны Невского проспекта размещалось Благородное собрание. Здесь читал лекции композитор А. Н. Серов, читали свои произведения Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин. Среди почётных членов были П. А. Вяземский, Ф. В. Булгарин, Н. Б. Юсупов, Ф. Ф. Трепов и другие. В благородном собрании давало концерты созданное А. Г. Рубинштейном Русское музыкальное общество.
10 января 1862 года в доме Елисеевых открылось воссозданное распущенное за год до этого "Общество любителей шахматной игры". Среди участников общества были Н. Г. Чернышевский, Д. И. Менделеев. Вскоре в 3-е отделение стали приходить сообщения о том, что в клубе "иногда ораторствует Чернышевский, ведутся рассуждения о конституции, а шахматами и не пахнет" [2, с. 35]. Летом клуб был закрыт.
После смерти Степана Петровича в 1879 году хозяином дома стал его сын Пётр Степанович Елисеев - крупный банкир. В 1901 году после кончины Петра Степановича владение перешло его наследнику, новому Степану Петровичу Елисееву, продолжившему дело отца. Степан вместе со своей супругой Варварой Сергеевной затеяли полную перестройку своих жилых покоев со стороны Мойки. В 1902-1904 годах этим занимался архитектор А. К. Гаммерштедт, создавший интерьеры в разных исторических стилях.
Оформлением интерьеров занимались западноевропейские фирмы. Сохранившиеся до наших дней хрустальные торшеры в Большом зале создал французский завод "Баккара". Деревянные резные части декора и оформление двух лестниц выполнила фабрика Гаральда Германовича Бюхтгера. Библиотека Елисеевых была оформлена в стиле модерн. Здесь сохранилась мебель из красного дерева, выполненная Эженом Валленом. Потолок библиотеки украсил плафон работы В. Измайловича. На камине в Ореховой столовой была создана сцена рыцарского турнира, устроенного французским королём Генрихом II летом 1559 года в честь бракосочетания дочери. Один из витражей Ореховой столовой изображает сцену явления французскому королю Филиппу IV Красивому оленя с крестом между рогами во время охоты осенью 1314 года. На других витражах показаны профили королей Франции Генриха II и Дианы де Пуатье. Елисеевы были знакомы с французским скульптором Огюстом Роденом. Все произведения Родена, экспонируемые ныне в Эрмитаже, попали в музей из дома С. П. Елисеева.
Со стороны Большой Морской улицы находился модный ресторан "Кюба", а на втором и третьем этажах - меблированные комнаты О. Н. Мухиной. В 1903 году в них останавливались Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин. Здесь Шаляпин неоднократно встречался с А. И. Куприным. С этим домом связан рассказ Куприна "Гоголь-моголь".
Перед революцией в доме Елисеевых работали банковская контора "Георг Верблюнер и К", с 1914 года - Центральный банк Общества взаимного кредита. Для последнего в доме производились некоторые перестройки. После 1917 года Елисеевы уехали из России.
В 1919 году дом Елисеевых по инициативе А. М. Горького стал Домом искусств (ДИСК). В помещениях с окнами на Мойку и во двор жили и работали Н. С. Гумилёв, В. Рождественский, К. Петров-Водкин. Кроме писателей в доме Елисеевых жили портные, часовых дел мастера, советские служащие, бывшая прислуга прежних владельцев дома.
С бумагой в Доме искусств было весьма туго. К счастью, в нижнем этаже удалось найти склад бухгалтерских книг. На вырванных из гроссбухов листах рождались первые произведения советской литературы. А. С. Грин написал здесь "Алые паруса". Жизнь в Доме искусств отобразила писательница Ольга Форш в своём романе "Сумашедший корабль".
По понедельникам в Доме искусств устраивались литературные вечера. На первом их них в январе 1920 года выступил М. Горький. Позже К. Чуковский читал здесь свои статьи, а кроме того выступали А. А. Блок, А. Белый, А. А. Ахматова, Ф. Соллогуб, М. М. Зощенко, юрист А. Ф. Кони.
В сентябре 1920 года в доме №15 был устроен банкет в честь прибывшего в Петроград Г. Уэллса. В декабре в Доме искусств остановился приехавший из Москвы В. В. Маяковский. В течение двух часов он читал ещё не опубликованную поэму "150 000 000" и агитстихи. Эти вечера проводились в неотапливаемом парадном Белом зале на третьем этаже. Другие встречи обитатели Дома искусств предпочитали проводить в просторной елисеевской кухне, в которой работала печь.
Быт Дома искусств в голодные 1920-е годы стороннему наблюдателю мог показаться невероятным. Георгий Иванов в книге "Китайские тени" описал его:
Дамы и господа буржуазного вида продвигаются по ярко освещённой лестнице. Они чинно снимают шубы и идут дальше через какие-то блестящие помещения. Всюду зеркала. Дамы пудрятся, кавалеры поправляют ладонью и без того прилизанные проборы. Сдержанный говор шелест шёлка, запах духов...
Ночь, холод, нищета, 1920 год!
Чтобы убедиться, что это общество - не выходцы из другого мира, а настоящие советские петербуржцы - достаточно было поглядеть на их сапоги или руки. У большинства сапоги в заплатах, руки, почерневшие от кухни и чёрной работы. Но губы улыбаются, манеры изящны, всё - словно играют роль...
Так и было. Раз в неделю советские граждане, вымывшись и нарядившись, собирались и играли в "старое время". На час-два один снова был знаменитым адвокатом, другой - светлейшим князем. Назывались эти "птиже" пятницами Дома искусств" [Цит. по: 6, с. 487].
Маленькую узкую комнату в Доме искусств занимал писатель Михаил Слонимский. По субботам у него собирались молодые писатели и поэты, старшему из которых было 29, младшему - 19 лет. Они образовали кружок "Серапионовы братья". Среди них были Н. Тихонов, М. Зощенко, В. Каверин, Вс. Иванов и другие.
Со стороны улицы Герцена (Большой Морской) находился магазин Дома Искусств. В нём продавались старые книги, рисунки и литографии. За прилавком часто стояли сами жильцы дома. Магазин называли "Лавкой писателей". Дом искусств устраивал выставки картин (Замирайло, Петрова-Водкина, Александра Бенуа и других). Ежедневно здесь читались лекции по вопросам литературы и искусства, проводились музыкальные вечера.
3 августа 1921 года здесь был арестован Николай Гумилёв.
После закрытия ДИСКа в 1923 году здесь открылся кинотеатр "Светлая лента", с 1931 - "Баррикада". В 1920-е годы "немые" фильмы сопровождались "живой" музыкой. В "Светлой ленте" пианистом-тапером работал студент консерватории Дмитрий Шостакович. Проработал он здесь недолго. Дмитрия вскоре уволили за то, что он своей необычной игрой отвлекал зрителей от фильма. В 1920-х годах здесь работали Хореографический техникум, Деловой клуб руководителей промышленных и торговых предприятий, комиссионный магазин, столовая. Позже - Клуб работников социалистической промышленности, "Союз воинствующих безбожников", Дом партийного просвещения.
В конце 1990-х годов большую часть дома Елисеевых приобрёл Центр Гуманитарного и Делового Сотрудничества, возглавляемый Александром Иосифовичем Ебралидзе. 20 июля 2000 года губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым был подписан инвестиционный договор, согласно которому ЦГДС обязывался капитально отремонтировать здание, отреставрировать сохранившие исторический облик помещения. Дом Елисеевых было решено превратить в "Елисеев Палас отель".
Проект реконструкции дома №15 составило архитектурное бюро "Альменда". Главным архитектором проекта стала Наталья Абрамовна Васильева. Внутренний двор дома Елисеевых был превращён в атриум, архитектурное решение которого разработал Игорь Вячеславович Ерохов с коллегами. Пол атриума набрали из итальянских и португальских мраморов со вставками серого кварцита. Реставрационные работы проводились под руководством сотрудников ЦГДС Бориса Вениаминовича Петрова и Евгения Михайловича Пучнина. Консультантом по основным строительным вопросам выступил итальянских архитектор Карло Мусса. Главным организатором всех работал стал генеральный директор ЦГДС А. И. Ебралидзе.
Реставраторами были восстановлены интерьеры Ореховой и Музыкальной гостиных, библиотеки, Большого зала, парадной лестницы, вестибюля и других помещений.
В Ореховой гостиной открылся сигарный салон. На третьем этаже дома Елисеевых некоторое время работало казино. Другие помещения были отданы под отель и рестораны. Мебель для отеля была выполнена итальянскими фирмами "Poltrona Frau", "OAK", "Provsi", "Colombo Stile". Светильники изготовлены испанской фирмой "Mariner". Отель был торжественно открыт в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга 24 мая 2003 года в присутствии А. И. Ебралидзе и губернатора города В. Яковлева.