Ещё при Петре I в 1714 году в Петербург прибыл первый слон - подарок русскому царю от персидского шаха. К 1730-м годам их было уже несколько и жили они на "Зверовом дворе" на берегу Фонтанки. В сентябре 1741 года императорский двор получил в подарок ещё 14 слонов, из-за чего потребовалось оборудовать специальное место для этих огромных животных. Канцелярия от строений выбрала место, которое "сверх Лигова канала, при бассейне, песчано, высоко и обросло сосновым лесом". Здесь, на северной стороне будущей площади Восстания, в 1744 году появился "Слоновый двор". [1, с. 9]
Территорию обнесли оградой, на воротах повесили табличку с надписью "Слоновая её величества охота". Вокруг ограды постоянно толпился народ. Здесь с возов шла торговля разной снедью.
Животных содержали в огромных сараях со стенами из дубовых брёвен. Кормили их сахарным тростником, пшеничной мукой. В еду слонам добавляли корицу, орехи, гвоздику... Полагалось им даже виноградное вино - до 40 вёдер в год. Впрочем, поставляемые на Слоновый двор редкие продукты, скорее всего расходовались отнюдь не на нужды животных, а расходились по хозяйствам обслуживающего персонала.
Поначалу вход простым людям сюда был закрыт. Обыватели могли видеть слонов только во время их прогулок к пруду, вырытому там, где теперь стоят корпуса больницы Раухфуса (Лиговский пр. 8). Позже животных стали выводить в город для показа публике. Их выводили гулять к Неве по просеке, ставшей впоследствии Слоновой улицей (ныне Суворовский проспект). За слонами постоянно следовала толпа зевак. Указывая на их бесцельное времяпрепровождение, петербуржцы стали говорить - "слоняются".
В 1778 году Слоновый двор перевели в Царское Село. На освободившемся месте появились каретные сараи, рядом с ними - жилые деревянные дома. К площади они выходили деревянными заборами.
Судьбу всей площади изменило появление здесь Николаевского (ныне Московского) вокзала. Перед его строительством в 1844 году архитектор Н. Е. Ефимов разработал проект планировки площади. На её северной стороне им был размечен большой участок, который Николай I безвозмездно отдал купцу Понамарёву "с товарищами" для строительства на их деньги гостиницы и торговых заведений. Стройку им было велено начать в том же 1845 году, а завершить все работы спустя три года. Понамарёв свои обязанности не выполнил, участок был передан графу Стенбок-Фермору.
Проект четырёхэтажного здания Стенбок-Фермора, строившегося на его средства, выполнил архитектор А. П. Гемилиан. На подписанных им чертежах присутствует надпись "Смотрел Желязевич". Строя гостиницу у железнодорожной станции, граф видел её не просто отелем, а увеселительным заведением с казино, залами для маскарадов. Император не одобрил такой подход к делу, из-за чего Стенбок-Фермор быстро отель продал. Однако, за гостиницей тогда закрепилось название "Знаменский вокзал". Вокзалом первоначально называли не железнодорожную станцию, а увеселительное заведение при ней. Так всегда было в Англии, а в России слово "вокзал" быстро закрепилось на любой станцией как таковой.
В 1860 году новая владелица участка княгиня Вачнадзе открыла в "Знаменском вокзале" гостиницу на 85 номеров. С этого времени и ведёт свою историю гостиница, сразу ставшая одной из самых крупных в Санкт-Петербурге. Некоторое время статусу "вокзала" она продолжала соответствовать, так как здесь был зимний сад, танцевальный зал. В гостинице устраивались концерты, на которых выступали знаменитые отечественные и зарубежные артисты. Однако, увеселительная функция отеля постепенно затухала, так как её владельцев всё больше интересовал доход, зависящий от количества номеров.
Здание гостиницы неоднократно перестраивалось. В 1878 году для потомственного почётного гражданина Н. В. Тулякова архитектором И. И. Климовым на здании был надстроен пятый этаж, тогда же был изменён фасад. В 1895-1900 годах по проекту А. С. Хренова гостиница стала шестиэтажной с куполом посередине. Количество номеров тогда достигло 150, большинство из которых было отделано с роскошью для богатых путешественников. Отель был оборудован рестораном на 500 мест - самым большим в столице. К этому времени гостиница называлась "Большой Северной".
В конце 1920-х годов архитектор А. И. Гегелло упростил облик фасада, придав ему конструктивистские черты.
В годы Великой Отечественной войны здание гостиницы было отдано сотрудникам трамвайного депо в качестве стационара [1, с. 62]. Оно стояло холодным, без отопления, однако работники трамвая и троллейбуса восстановили отопительную систему, оборудовали кухню. Стационар принимал до 400 человек, он спас множество человек от голодной смерти.
В 1960-1961 годах строители треста №16 Главленинградстроя присоединили к гостинице соседнее здание по Лиговскому проспекту (дом №10-12).
Фасад гостиницы "Октябрьская" в 1970-х годах был приближен к историческому отделочниками треста Фасадремстрой-1. Строительные леса со здания были сняты 7 ноября 1979 года [1, с. 85]. Осуществлённый тогда капитальный ремонт здания был проведён по проекту института Ленгипрострой (главный архитектор - В. Н. Питанин). При этих работах был укреплён фундамент, значительная часть стен была укреплена железобетонными конструкциями, заменены пришедшие в негодность перекрытия. В отеле остались только одно- и двухместные номера. Вместе с филиалами "Северная" и "Московская" гостиница имела почти 2 500 мест.
После реконструкции 1970-х годов фасад гостиницы "Октябрьская" был выкрашен в соответствии с Московским вокзалом в светло-зелёный цвет. Уже в наше время она стала светло-бежевой.