Здание англиканской церкви

адрес
Английская наб. 56
АрхитекторКваренги Дж.; Болтенгаген Ф. К.
годы постройкинач. XVIII в.; 1815-1816; 1870-е
Английская наб., 56

Участок дома №56 по Английской набережной в начале XVIII века Петром I был отдан фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву. После смерти Шереметева в 1719 году владение перешло его среднему сыну Петру, которому тогда исполнилось только шесть лет. В отличие от отца успеха на военной службе он не достиг. В карьере Петру Борисовичу способствовала женитьба на княжне Варваре Алексеевне Черкасской. При императрице Елизавете Петровне он стал генерал-аншефом, при Петре III - оберкамергером, при Екатерине II - сенатором.

Записанный на Петра Борисовича дом в 1723 году начал сдаваться в наём английским купцам, которые тогда основали в Петербурге свою общину. Особняк Шереметева они приспособили под церковь, сведения о которой можно найти в реестре домов 1738 года. В 1753 году Пётр Борисович продал особняк английскому консулу. первая официальная служба в англиканской церкви состоялась 6 марта 1754 года.

Главную часть англиканской церкви занимал большой двусветный зал. Перед резным алтарём из красного дерева находились четыре колонны, кафедра и ведущая к ней лестница. Напротив кафедры находились места для английского посланника со свитой. Зал был оборудован органом. В конце XVIII века место посланника занимал американец Джон Адамс, а затем его сын. Старший Адамс впоследствии стал вторым президентом США, а его сын - шестым.

К 1810-м годам численность английской общины в Петербурге значительно выросла. Церковное здание стало необходимо реконструировать. Для этих работ в 1815 году был приглашён архитектор Джакомо Кваренги, англиканская церковь стала его последним проектом. Кваренги выполнил задание в свойственном себе стиле. Все строения на участке, в том числе со стороны Галерной улицы, были оформлены в стиле строгого классицизма. Переработан был и главный церковный зал. Его украшением стала копия картины П. Рубенса "Снятие с креста", ныне хранящаяся в Эрмитаже. Первый этаж был приспособлен под квартиры служителей.

На фронтоне главного фасада англиканской церкви были установлены три статуи - "Вера", "Надежда" и "Любовь". По центру здания на постаментах - фигуры львов.

За работу Кваренги получил крупное денежное вознаграждение и вазу с выгравированной датой окончания работ - "1816 год".

Несколько позднее во дворе англиканской церкви сыном Кваренги была построена небольшая часовня.

Спустя пол столетия для очередной реконструкции храма английская община пригласила гражданского инженера Фёдора Карловича Болтенгагена. Его проект реконструкции был утверждён в 1876 году. Болтенгаген сохранил общий замысел Кваренги. Но он убрал с главного фасада окна третьего яруса, увеличил по высоте окна второго, установив в них витражи. Таким образом здание стало выглядеть не трёх, а двухэтажным. Стены были обработаны рустом. Со стороны Галерной улицы исчез забор с воротами, на его месте появился жилой трёхэтажный дом с центральной въездной аркой. Главный церковный зал с двух сторон по всей длине украсили пилястры. По ширине зала установили колонны.

Новое оформление церковного зала стало необычным для храмов вообще, не только для англиканских. Живописью были покрыты нижняя часть пилястр и колонн, верхняя часть стен, потолок. Пилястры и колонны расписаны цветами, листьями лавра, плодами шиповника, граната и другими узорами. Ближайшие к алтарю пилястры украшены виноградной лозой, а колонны - колосьями пшеницы. Вероятно, такое оформление символизирует райский сад.

Витражи для зала англиканской церкви привезены из Англии. Они воспроизводят образы двенадцати апостолов и английских святых.

Спустя 20 лет на алтарной стене появилась мозаика "Христос Вседержитель". С двух сторон от него - "Благовещение" и "Рождество Христово". На другой стене было помещено четвёртое изображение - "Жёны-мироносицы". Все мозаики выполнены в римской технике. Три из них, вероятно, английской работы. "Жёны-мироносицы", вероятно, создал русский мастер А. А. Фролов.

Почти одновременно с появлением в англиканской церкви мозаики храму были подарены два витража с изображениями покровителя Англии Святого Георгия и Святой Елизаветы. Подарки сделали богатый прихожанин А. Ф. Кларк (владелец дома №38 по Английской набережной) и "приход Чарльза Вудбина". Для установки этих витражей были пробиты оконные проёмы с южной стороны церковного зала между мозаикой "Жёны-мироносицы" и органом.

Не так давно удалось установить автора витражей. Выяснилось, что это единственный в России образец английского витражного искусства конца XIX века. Его изготовила фирма Heaton, Butler and Bayhe. По всей видимости их выполнил мастер Роберт Тюрнхил Байе.

В конце XIX века на стенах зала англиканской церкви стали появляться таблички в память о наиболее заслуженных или влиятельных прихожанах.

Церковный орган изготовлен в 1877 году фирмой Brindley & Foster в Шеффилде. Он появился здесь при реконструкции храма Болтенгагеном.

В настоящее время здание англиканской церкви принадлежит Санкт-Петербургской Консерватории. В 2000 году была начала капитальная реставрация храма, не завершённая до сих пор.

Источники

1 Соловьёва Т. А.: «Английская набережная». Издательство «Бельведер», 2004 - 336 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"