В 1930-х годах планы развития Ленинграда предусматривали развитие юго-восточной части города. Для этого планировалось строительства ряда новых переправ через Неву. Одна из них должна была связать берега реки у Александро-Невской лавры, вторая - в створе улицы Коллонтай и Большого Смоленского проспекта, третья - в створе Ивановской и Народной улиц. Последняя являлась важной частью центральной дуговой магистрали, соединявшей проспект имени Сталина (сейчас Московский) с юго-восточной частью Ленинграда.
Авторами проекта нового моста стали инженеры Г. П. Передерий, В. И. Кржыжановский и архитекторы А. С. Никольский, К. М. Дмитриев. Строительные работы велись с 1932 года, мост стал первым построенным в Ленинграде в советское время.
Название переправе дала фамилия популярного в то время революционного деятеля Моисея Марковича Гольдшейтна, более известного как В. Володарский. Он был убит в 1918 году в районе будущего моста, а в 1925 году на берегу Невы у Ивановской улицы ему был установлен памятник.
По своему устройству Володарский мост напоминал Большеохтинский, здесь были применены арки с ездой по низу. Русло Невы оказалось перекрыто тремя пролётами, с разводным центральным. По мосту проложили трамвайную линию. Открыто движение по новой переправе было 18 ноября 1936 года.
При строительстве моста был применён ряд новых инженерных решений. Впервые были организованы двухуровневые развязки на набережных, впоследствии такие же стали появляться в Москве. При сооружении разводного пролёта была применена электросварка, что стало первым опытом применения электросварки в столь крупных сооружениях. Железобетонные гибкие арки к месту строительства доставляли на специально для этого спроектированных понтонах. Вес каждой детали составлял более 4 000 тонн. Транспортировкой арок Володарского моста руководил известный судостроитель и математик А. Н. Крылов. Архитектурный облик переправы соответствовал популярному тогда стилю конструктивизм.
Торжественное открытие Володарского моста состоялось 6 ноября 1936 года, в дни празднования годовщины Октябрьской революции.
Во время Великой Отечественной войны был разработан проект перестройки моста в железнодорожную переправу. Он должен был стать дублёром Финляндского железнодорожного моста.
В 1970-1971 годах проходила реконструкция моста с заменой его устаревших деталей.
Ночью 10 сентября 1985 года во время проводки плавучего дока был повреждён разводной пролёт Володарского моста. Сразу опустить его не удалось. После ремонтных работ пролёт свели, но в дальнейшем здесь стали возникать схожие аварии.
Общий вид моста Володарского с массивными железобетонными арками оказался крайне непопулярен среди ленинградских архитекторов второй половины XX века. Кроме того, железобетонная конструкция испытывала огромное перенапряжение. Возникла необходимость в коренной перестройке переправы.
Проект реконструкции Володарского моста разработали инженер Н. Г. Тихомиров и архитектор Ю. И. Синица. Прорабатывался проект с сохранением облика моста, но принят он не был. От старого сооружения остались только опоры, которые сделали шире и надёжнее. Старые мостовые пролёты отбуксировали выше по течению Невы в район деревни Новосаратовка. Там они находятся и сейчас, старый мост теперь находится на суше.
Высоту мостовых опор увеличили на 4 метра, общая ширина моста достигла 36 метров. Длина новой переправы (без подъездов) - 332,3 метра [1].
Для реконструкции Володарского моста ниже по течению Невы соорудили временную переправу. Работы по её созданию начались в 1986 году, сам мост закрыли для движения в 1988 году. По временному мосту было разрешено двигаться только автобусам городских маршрутов и автомобилям экстренных служб.
Для трамваев была построена специальная эстакада, что стало последним крупным инженерным сооружением в городе для рельсового транспорта.
Новый Володарский мост был открыт в 1993 году. Он получил в два раза большую пропускную способность. Многие крупногабаритные суда стали проходить под ним и без разводки центрального пролёта. Предлагалось мост переименовать в Российский, что не было сделано.
В 2003 году проходила очередная реконструкция Володарского моста. Она была связана с возросшим потоком грузового транспорта, который превышал установленные нормы. Нагрузка на Володарский мост сократилась только с введением в строй в 2005 году нового Вантового моста.