ДК работников связи (Бол. Морская ул. 58)

адрес
Большая Морская ул. 58
Почтамтский пер. 9
АрхитекторБоссе Г. Э.; Рахау К. К.; Гринберг П. М., Райц Г. С.
годы постройки1862-1865, 1929
Реформатская кирха на набережной Мойки

Участок Большой Морской улицы на берегу Мойки за Почтамтским переулком долгое время не был застроен. Здесь находилась пристань для выгрузки строительных материалов, от которой проложенный рядом в 1730-х годах переулок называли Выгрузным (ныне Почтамтсткий).

Прилегающую к пешеходному Почтамтскому мосту территорию в 1845 году занял павильон "временной деревянной диорамы". Некоторое время здесь размещался зверинец Зама. Затем павильоном распоряжались купец Юлиус Гебгардт и его жена Софья (основатели петербургского зоопарка). В 1852 году они держали здесь жирафов и других животных, а спустя шесть лет открыли "кабинет механических автоматов", или детский механический (вероятно кукольный) театр. Это было разрешено городскими властями только на условиях, при которых хозяева обязывались спустя 10 лет при требовании властей снести всё строение. Второй этаж дома был отдан под деревянную галерею, на которой устраивали танцы.

В 1859 году участок на углу Большой Морской улицы и реки Мойки ограждал забор склада строительных материалов при перестройке здания почтамта.

В 1862 году здесь было решено строить Немецко-Реформатскую церковь. До того времени немецкая община пользовалась храмом на Большой Конюшенной улице совместно с французской. Число прихожан постоянно росло, из-за этого было решено проводить отдельные службы для французов и немцев. Французы считались основателями реформатской общины, потому имели право приходить первыми в церковь. Часто их служба затягивалась, что возмущало педантичных немцев. С течением времени возникло решение о строительстве нового храма для немецкой реформатской общины. Старшины немецкой общины Александр Амбургер и Фёдор Гейде обратились к городским властям с просьбой о выделении участка для строительства нового храма на 1 000 человек. В ответ им безвозмездно отдали территорию на углу Большой Морской улицы и Мойки. Для строительства храма старшины заложили приходской дом во 2-й Адмиралтейской части, а также сделали заём на 100 000 рублей.

ДК работников связи

Строительство церкви велось в 1862-1865 годах. Проект здания в традиционном романском стиле принадлежит архитектору Гаральду Эрнестовичу Боссе. Описал он его следующим образом:

"По моему внутреннему убеждению, строгой простоте и духу реформаторского учения более всего соответствует стиль романский. Простота форм, отсутствие штукатурки и орнаментов как нельзя более характеризуют серьёзное назначение постройки. Задающиеся профили весьма практичны в нашем всеразрушающем климате. Романский стиль отлично применим к постройкам большого размера и, кроме того, соответствует имеющемуся у нас под руками материалу, которым обуславливается самый способ конструкции этого стиля... Ограниченные денежные средства, которые мы имели в нашем распоряжении, не допускали возможности строить церковь в другом стиле. Выгода была и та, что кирпичные постройки не требуют усиленного ежегодного ремонта" [Цит. по: 2, с. 198].

Строительными работами руководил Давид Иванович Гримм, так как Боссе к тому времени переселился в Дрезден. Фасады здания были выполнены из красного кирпича без штукатурки. Церковь венчалась высокой башней-колокольней с узкими окнами. На первом этаже церкви размещалась школа и квартира пастора, на втором - двусветный храм. Его украшали витражи, выполненные в рижской мастерской Э. Байермана. В зале был установлен изготовленный под заказ орган.

Соседний деревянный павильон некоторое время сосуществовал рядом с храмом, но танц-класс был закрыт. Зоосад Гебгардтами в 1865 году был открыт там, где сейчас работает Ленинградский зоопарк. Павильон использовался для выставок, позже был сломан. На берегу Мойки между ним и церковью находилась полицейская будка.

В 1872 году в церкви произошёл сильный пожар. Реставрацией здания руководил Карл Карлович Рахау. По его проекту деревянные конструкции крыши и шпиля были заменены на металлические, была увеличена высота колокольни и поднят потолок. После этого храм снова освятили. Долгое время в церкви служил пастор Дальтон, чьими проповедями восхищался А. Н. Бенуа. По заказу общины художником В. А. Серовым был написана его портрет.

К сожалению, в 1929 году здание было перестроено по проекту П. М. Гринберга и Г. С. Райца в стиле конструктивизм. Верхняя часть башни была срезана, на фасаде появились балконы и скульптура. Здесь разместился Дом культуры и техники работников связи, позже переименованный во дворец. При дворце работали кинозал, кружки, библиотека.

Источники

1 Бройтман Л. И., Краснова Е. И.: «Большая Морская улица». Издательство «Центрполиграф», 2005 - 464 стр.
2 Андреева В. И.: «Гаральд Боссе. Архитектурное и графическое наследие». Издательство «Палаццо», 2012 - 224 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"