Биржа

Здание Биржи является центральной частью ансамбля стрелки Васильевского острова.

Первое здание Биржи, находящееся на стрелке Васильевского острова к востоку от Гостиного двора, было деревянным. Оно было построено здесь ещё в 1730-х годах, после перевода торгового порта с Троицкой площади на Васильевский остров. Это была первая биржа в России.

Биржа Кваренги
Биржа Кваренги

С ростом товарооборота петербургского порта места в старой Бирже стало не хватать. 17 декабря 1781 года был издан императорский указ о строительстве нового каменного здания [3, с. 128]. Его первоначальный проект которого разработал архитектор Джакомо Кваренги. Это стало первой работой зодчего в Петербурге, до того он в течение двух лет работал за пределами города.

Биржу Кваренги начали возводить в 1781 году [2, с. 61]. Она планировалась овальной формы. К двум входам в здание вели две широкие гранитные лестницы перед шестиколонными портиками с фронтонами, завершёнными статуями. Предполагалось, что одним из портиков биржа будет повёрнута в сторону Зимнего дворца.

Архитектор задумывал здание так, чтобы оно наиболее эффектно смотрелось с Дворцовой набережной, а особенно от Зимнего дворца. В связи с этим многие историки обвиняют Кваренги в отказе от создания на стрелке Васильевского острова самостоятельного архитектурного ансамбля. П. Я. Канн в книге "Стрелка Васильевского острова" защищает итальянского зодчего объясняя, что именно Дворцовая набережная в 1770-1780-х годах была главным архитектурным ансамблем на берегах Невы, и именно ему тогда должна была подчиняться Биржа. К началу XIX века это изменилось, что предопределило последующее воплощение Биржи [2, с. 62]. Впрочем, сам Кваренги считал этот проект своей большой неудачей.

Работы над Биржей Кваренги начались в 1784 году и велись весьма медленно. В её основание было вбито около 10 000 свай, на которых успели возвести цоколь и кирпичные стены. Но в 1788 году строительство была остановлено. Формальным поводом для этого стало перераспределение государственных средств в связи с русско-турецкой, а затем русско-шведской войнами.

Между тем, необходимость в новом биржевом здании всё возрастала. Была составлена смета на достройку Биржи. Однако купцы, занимающие часть соседнего пакгауза сообщили, что имеющееся помещение "для биржевых собраний гораздо удобней". Дело было не только в объёме здания. Изменился подход к архитектуре. В начале XIX века возник интерес к ансамблевой застройке, что проявилось в том числе на стрелке Васильевского острова. Недостроенное здание Биржи стояло под деревянным шатром до 1803 года, когда оно было разобрано.

Новый проект Биржи был поручен архитектору Ж. Ф. Тома де Томону, для которого он также стал одним из первых в Петербурге. Первый такой проект был им составлен в 1801 году. Уже в нём зодчий определился с концепцией оформления Биржи двумя ростральными колоннами и чёткой очерченной набережной стрелки.

Проект Биржи. Фасад. Первый вариант
Проект Биржи. Фасад. Первый вариант

В апреле 1801 года "Контора городских строений" пригласила желающих приобрести недостроенное здание Биржи Кваренги. Однако, желающих не нашлось. Тогда Тома де Томону было предложено использовать по возможности стены и фундамент долгостроя. Французский зодчий справедливо считал положение Биржи Кваренги неудачным. Но повинуясь совету Академии художеств, в частности указаниям архитектора А. Д. Захарова, он создал два новых варианта проекта.

Русские зодчие, в частности А. Д. Захаров и А. Н. Воронихин) оказали французу большую творческую помощь. Первый из них предложил спроектировать биржевой зал большим, недели чем первоначально предлагал Тома де Томон. Захаров же утверждал, что предложенный Томоном только верхний свет в зале "совсем не по здешнему климату". Он предлагал сделать более широкий вход, чтобы "из залы открыть более виду как на берег, так и на площадь". Вместе с тем, Тома де Томону удалось отстоять своё мнение относительно строительства Биржи на новом месте. Всё это в итоге привело к созданию четвёртого варианта, утверждённого Александром I 26 февраля 1804 года. [3, с. 134]

Сразу после утверждения проекта недостроенное здание Кваренги было разобрано, началось строительство нового. Церемония его закладки состоялась 23 июня 1805 года при личном присутствии императора. В церемонии участвовали Тома де Томон и Захаров. Впрочем, первому отдавалась главная роль, тогда как второй должен был только поднести лопатки членам царской фамилии. Последующий обед был устроен, по всей видимости, в биржевом зале соседнего пакгауза.

Работы над новой Биржей велись одновременно с общим переустройством стрелки Васильевского острова. Для этого была создана специальная "Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем". Ей руководил министр коммерции граф Н. П. Румянцев.

При разборке Биржи Кваренги удалось сохранить около 2 000 000 кирпичей, использованных в новом здании. Это составило примерно 20% от всего необходимого объёма. Гранитные базы колонн недостроя 6 июля 1805 года оказались в ведении генерал-адъютанта графа Комаровского для строительства манежа Конногвардейского полка. [3, с. 139]

Для создания скульптурного оформления Биржи Комиссия обратилась в Академию художеств. Её совет решил поручить этот заказ скульпторам Ф. Ф. Щедрину и И. П. Прокофьеву. Однако, запрошенные ими цены показались Комиссии слишком высокими. Заказ был выставлен на торги. Желающие исполнить скульптурные группы для Биржи за меньшую стоимость нашлись, но их имена для истории остались неизвестными. Документы называют только авторов скульптуры из алебастра для биржевого зала. Ими стали И. Камберлен и Ж. Тибо [3, с. 141, 142]. Эти сведения привёл В. К. Шуйский в своей монографии "Тома де Томон" [3]. Иногда краеведческие источники называют скульпторами Биржи всё же Щедрина и Прокофьева. [2, с. 66]

Над главным входом со стороны Невы помещена композиция "Нептун с двумя реками". Существует предположение, что эти две реки - Нева и Волхов. "Навигация с Меркурием и двумя реками" установлена на противоположном фасаде. Символика последней до конца не выяснена. Некоторые историки считают, что фигура Навигации на самом деле является богиней - покровительницей города.

В основном здание было завершено к 1810 году. 25 декабря 1811 года последовал указ, которым было велено "закрыть строительную комиссию, а новое биржевое здание со всеми оными принадлежностями, ростральными колоннами, площадью и набережной, сдать в ведение министра финансов" [3, с. 142]. В связи с завершением работ Тома де Томон получит орден Св. Владимира 4-й степени, а ответственные за возведение Биржи чиновники - перстни с драгоценными камнями.

В начале 1812 года министр финансов Д. А. Гурьев предписал Петербургской таможне принять Биржу. В процессе приёмки обнаружились недоделки, которые устранялись ещё два года. Однако, и в 1814 году открытие Биржи не состоялось, так как ещё продолжалась война с Францией.

Официальное открытие Биржи состоялось лишь 15 июля 1816 года. К этому времени Тома де Томона уже не было в живых. Торжественная церемония носила характер национального праздника. По этому случаю архитектор Луиджи Руска составил проект украшения Биржи.

Стрелка Васильевского острова и Биржа, 1816 г.
Стрелка Васильевского острова и Биржа, 1816 г.

Здание Биржи (его размеры 69 х 44,5 метра) покоится на высоком гранитном стилобате. Оно окружено колоннадой из 44 мощных колонн. К восточному и западному фасадам ведут лестницы 40-метровой ширины.

Основной объём здания Биржи занимает зал площадью около 900 кв. м. и высотой 25 метров. Его пол и стены облицованы мраморными плитами. Зал украшен скульптурными изображениями Времени, Изобилия, Правосудия, Торговли, Коммерции, Мореплавания.

Биржа предназначалась для совершения оптовых сделок с купцами, прибывающими в Санкт-Петербург. Как раз с 1730-х по 1880-е годы рядом был порт. О Бирже писали:

"Внутренняя зала есть одна из прекраснейших в столице по обширности своей и пропорции... Вход в оную со всех четырёх сторон, по коим расположены восемь комнат. В иных из сих комнат поставлены столы с чернильницами и бумагою, прибиты разные объявления и постановления; в других продаются мелочные товары, как-то: вещи, нужные для шкиперов, ножи, самовары, чайники, пробошники, прохладительные питья и проч. Ежедневно в три часа по полудни собирается в залу русское и иностранное купечество со всего Петербурга. Здесь человеку даром не скажешь слова. Когда говорит, то идёт торг, когда схватятся руками, то дело решено и - кораблю плыть в Новый Йорк или за мыс Доброй Надежды. Людей множество, но тихо; кругом жужжат, но не слышно громкого слова. Пробы товаров передаются от одного другому: их нюхают, пробуют на зуб, трут в руках, рассматривают на свет и - идут в другую комнату заключать условие". [Цит. по: 2, с. 67, 70]

Деятельность Биржи управлялась специальным биржевым комитетом, который руководствовался правительственными распоряжениями. С появлением в России процентных бумаг здесь стали производиться и фондовые сделки. В 1900 году товарная и фондовая биржи разделились, но продолжили работать в одном здании. Биржевые собрания проводились ежедневно [1, с. 44].

После вывода торгового порта со стрелки Васильевского острова Биржа потеряла свою изначальную функцию. В 1889 году здесь состоялась первая в России промышленная выставка. Тогда здесь были представлены товары только отечественного производства.

Биржа, 2007 г.
Биржа, 2007 г.

В 1913-1915 годах по проекту Ф. И. Лидваля и М. М. Перетятковича проводилась реконструкция здания Биржи. Деревянный свод главного операционного зала был заменён железобетонным. Оформление осталось прежним. В зале было устроено калориферное отопление, в связи с чем разобрали печи. Частично был перепланирован цокольный этаж и перестроены лестничные клетки.

С 1918 года здесь работал клуб моряков, где перед матросами выступали нарком просвещения А. В. Луначарский и другие деятели культуры. 635 членов клуба изучали профессии штурманов, электромехаников, моторных механиков. В начале 1920-х годов в Бирже разместилась Торговая палата Северо-Западной области с музеем, вскоре сменившаяся биржей чернорабочих. В 1930 году Биржу передали Академии наук. В 1935 году здание реставрировалось. Позже здесь работали Совет по изучению производственных сил СССР, Энергетический институт, Всесоюзный трест "Союзформлитьё" и другие организации.

В 1939 году здание Биржи было передано Центральному Военно-Морскому музею. История самого музея начинается с 1709 года, когда Пётр I приказал собирать коллекции, отражающие историю русского флота. В собрании музея находится более 1 700 моделей кораблей, как старинных, так и самых современных, схемы и макеты сражений, боевые знамёна, образцы оружия. В числе экспонатов - "Дедушка русского флота" ботик Петра I. Экспозиции Военно-Морского музея открылись в здании Биржи в феврале 1941 года. [2, с. 132]

На рубеже 2000-2010-х годов было принято решение о переводе Центрального Военно-Морского музея из здания Биржи на новую площадку. Для этого несколько лет реконструировался комплекс Морских казарм на Крюковом канале. В 2012 году состоялся переезд музея. Здание Биржи оказалось бесхозным. В настоящее время оно принадлежит Государственному Эрмитажу.

Адрес:Биржевая пл., 4
Годы постройки:1805-1816
Архитекторы:Тома-де-Томон Ж.
Ближайшие станции метро:Василеостровская, Адмиралтейская

Источники:
ИсточникСтраницыДата обращения
1) (Стр. 38-44) 29.11.2012 г. 00:29
2) (Стр. 61-71‚ 115‚ 116‚ 129-133) 03.08.2014 г. 15:33
3) 13.08.2014 г. 16:17

Всего комментариев: 6
Показать/Скрыть комментарии