Казанский мост

Казанский мост, 1780-е гг.
Казанский мост, 1780-е гг.

Первая деревянная переправа через реку Кривушу в створе Невского проспекта была построена в 1716 году [2]. В 1737 году её назвали Рождественским мостом по находящейся рядом церкви Рождества Богородицы, позже ставшей Казанским собором.

При прорытии по руслу Кривуши Екатерининского канала в 1766 году старая переправа была заменена на новую каменную однопролётную сводчатую. Строительными работами руководил И. М. Голенищев-Кутузов, отец знаменитого военачальника. Проект нового моста создал инженер В. Назимов. На время создания новой переправы временный мост был построен за Казанским собором, из-за чего проезжающим по Невскому проспекту приходилось делать изрядный крюк.

Тогда же рядом были построены спуски к воде, служащие пристанями для лодок. Своды моста выполнили из кирпича, а фасадные арки сделали из гранита, обработанного "бриллиантовым" рустом. Чугунные перила переправы были такими же, как на набережной Екатерининского канала. Въезд на Казанский мост был довольно крутым.

Казанский мост
Казанский мост

В 1805 году в связи со строительством нового Казанского собора и со значительно возросшим транспортным движением Казанский мост был реконструирован. Согласно императорского указа от 25 октября 1805 года реконструкцией руководил Л. Руска. По проекту архитектора мост расширили до существующих сегодня размеров, он вошёл в состав Казанской площади. Чугунные перила заменили на гранитный парапет. Проезжую часть понизили до уровня мостовой, таким образом мостовое полотно стало продолжением Невского проспекта. Существовавшие рядом спуски к воде были разобраны. После этой реконструкции мост стал называться Казанским и стал одним из самых широких в Санкт-Петербурге (третий по ширине) - 95 метров. При этом его длина составляет всего 17 метров.

В 1880 году тротуары выложили гранитными плитами. В 1912 году было замечено разрушение неизолированного кирпичного свода Казанского моста. Его усилили слоем бетонного покрытия лишь в 1934 году.

Последний капитальный ремонт Казанского моста был произведён в 2002-2003 годах. Главным инженером реконструкции переправы был Анатолий Сычёв. При этих работах была отмечена ветхость свода, разрушение которого достигало половины при его общей толщине в 75 сантиметров. Дополнительным разрушающим свод фактором стала его ширина. Из-за того, что переправа представляет собой по сути длинную трубу, то в ней даже при сильном морозе на улице температура может оставаться плюсовой. Этот перепад температуры негативно влияет на конструкции моста. Большую проблему строителям создали инженерные коммуникации в проезжей части Невского проспекта. Из 45 пар телефонных кабелей, лежащих в арке Казанского моста, самая старая датировалась 1910 годом [3, с. 24]. Тревожить их при укладке гидроизоляции было нельзя, поэтому она была уложена не на сам свод, а в проезжую часть проспекта.

Годы постройки:1766
Соединяет:Невский проспект
Через:Грибоедова канал

Источники:
ИсточникСтраницыДата обращения
1) 28.07.2012 г. 20:42
2) (Стр. 94‚ 95) 23.01.2014 г. 16:19
3) (Стр. 21-24) 05.06.2014 г. 13:55

Всего комментариев: 1
Показать/Скрыть комментарии