Египетский мост

Египетский мост
Египетский мост

9 августа 1825 года началось строительство цепного моста через реку Фонтанку в створе современного Лермонтовского проспекта. Он был спроектирован инженерами Треттером и Христиановичем. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. Новая переправа стала вторым подобным сооружением через Фонтанку после Пантелеймоновского моста, спроектированного этими же инженерами.

Металлические конструкции и скульптуры были изготовлены на заводе К. Н. Берда. Изначально на заводе было изготовлено два пробных сфинкса. Эти фигуры долгое время были лишними, но сохранились. В 1971 году их отреставрировали и установили на пристани близ Каменноостровского моста. Гранитные устои были выполнены из камней, которые ранее использовались для облицовки канала вокруг Михайловского замка. По своей сути конструкция цепного Египетского моста являлась облегчённой копией конструкции Пантелеймоновского. Здесь было три поддерживающие цепи, а не пять.

Рядом с мостовыми устоями на чугунных пьедесталах были установлены чугунные сфинксы работы академика П. П. Соколова. На головах у сфинксов крепились шестигранные фонари. Чугунные порталы моста были украшены росписями в египетском стиле и иероглифами. Отдельные элементы орнамента были позолочены. Благодаря такому оформлению переправа приобрела соответствующее название - Египетский мост. Интересно, что автор сфинксов Павел Петрович Соколов является автором и других известных петербургских мостовых скульптур - грифонов Банковского моста и львов моста Львиного. Все эти переправы строились примерно в одни и те же годы.

Движение по Егопетскому мосту было открыто 25 августа 1826 года, в восемь часов пополудни.

Египетский мост неофициально называли "поющим". "Петербургская газета" 18 января 1901 года писала:

«Поющий мост. Оказывается, что и такой есть в Петербурге. Это Египетский. Он, как известно, цепной системы, и, когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки. Не поет ли уже он себе погребальную песню?» [Цит. по: 1, с. 87]
Египетский мост
Египетский мост

20 января 1905 года через Египетский мост проходил кавалерийский эскадрон, а навстречу ему - 11 саней с возницами. Мост затрещал и рухнул. В воде оказались все кроме двух всадников и трёх лошадей. Подоспевшие пожарные помогли пострадавшим выбраться на берег. Позже в полиции выяснилось, что пострадал один кавалерист, женщина и девочка. Погибших к счастью не оказалось. Газета "Новости дня" так описала это событие:

Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конного-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилёвской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми (упали) в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лёд и оказалась на дне реки. <...> К 2-м часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приёмные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьёзно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции. <...>

Обрушение Египетского моста многим показалось более чем странным. Ведь последние его ремонты дважды проходили в 1904 году, и один раз - в январе 1905 года. После обследования конструкций появилась официальная причина происшествия - плохое качество железа и наличие в металле одного из звеньев цепи внутренней раковины. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде. В школьных учебниках обрушение Египетского моста с тех пор приводится как доказательство эффекта резонанса. А в воинском уставе "благодаря" аварии появилась новая команда "идти не в ногу", которая отдаётся строю перед началом движения по любому мосту. Тем не менее, точной причины происшедшего так и не найдено. Есть свидетельства, что солдаты передвигались по Египетскому мосту не сойдя с лошадей, а значит в ногу они идти не могли, соответственно не могли создать эффекта резонанса.

Существует и ненаучная, мистическая версия причины обрушения Египетского моста. В одном из близлежащих домов якобы жила женщина, которую в свою время обманул один из гвардейских офицеров. Увидя в окне проезжающих по мосту военных, женщина воскликнула: "Чтоб вам, военным, провалиться!". Тут же это и случилось.

После аварии на месте Египетского моста остались гранитные мостовые устои и сфинксы на пьедесталах. Рядом, в створе Усачёва переулка (ныне переулок Макаренко), в том же году был построен деревянный семипролётный мост. Многими этот мост отмечался как крайне неудобный, так как транспорту приходилось с Лермонтовского проспекта сворачивать на узкую набережную. Известно, что перед постройкой нового Египетского моста рассматривалось семнадцать различных его вариантов.

В 1954-1956 годах инженером В. В. Демченко, архитекторами В. С. Васильковским и П. А. Арешевым был построен новый Египетский мост. Его сдали в эксплуатацию 30 декабря 1955 года, а временную деревянную переправу в 1956 году разобрали. Чугунные сфинксы на мостовых устоях были сохранены, к ним добавили стилизованные торшеры-обелиски.

В 1989 году один из сфинксов был сбит в воду машиной. Фигуру отреставрировали и поставили на место. В 2004 году прошла реставрация одной и ремонт остальных скульптур. Выяснилось, что головы сфинксов ранее были вызолочены. В ходе реставрации позолота сфинксов была восстановлена. Торжественное открытие скульптур после реставрации произошло 27 мая 2004 года.

Длина Египетского моста составляет 44 метра, ширина - 27 метров.

Годы постройки:1955
Соединяет:Лермонтовский проспект
Через:Фонтанка

Источники:
ИсточникСтраницыДата обращения
1) (Стр. 85-89) 23.01.2014 г. 15:31

Всего комментариев: 2
Показать/Скрыть комментарии