ГЛАВНАЯ // ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА // ЗДАНИЯ

Дача Е. П. Салтыковой

Академика Крылова ул., 4

1837-1843

Дача княгини Елизаветы Павловны Салтыковой на Чёрной речке находится на территории, в 1730-х годах владельцем которой был дипломат петровского времени С. В. Рагузинский. От него имение по наследству перешло племяннику М. И. Владиславичу. С 1743 года владельцем этой земли стал барон Сергей Григорьевич Строганов, затем его сын Александр, внук Павел [1].

В 1827 году в связи с постройкой первого постоянного моста через Большую Невку (Строгановского) дача разделилась на две части. Западная часть усадебного сада перешла дочерям Павла Александровича и Софьи Владимировны Строгановых Елизавете и Аглаиде (Аделаиде). Тогда же Елизавета вышла замуж за князя, штаб-ротмистра лейб-гвардии Гусарского полка Ивана Дмитриевича Салтыкова, внука фельдмаршала светлейшего князя Николая Ивановича Салтыкова. Собственно, дача была завещанием отца дочерям, выдаваемое им при замужестве вместе с тремя миллионами рублей [2, с. 78].

Дачи княгинь А. П. Голицыной и Е. П. Салтыковой
Дачи княгинь А. П. Голицыной и Е. П. Салтыковой

Иван Дмитриевич не отличался крепким здоровьем. Умер он рано, в 1832 году, похоронен был на Лазаревском кладбище. В память о покойном муже Елизавета Петровна решила построить загородный особняк, в котором разместилась бы коллекция князя. Иван Дмитриевич страстно увлекался коллекционированием доспехов и оружия. Стоит отметить, что собрание для него было не просто игрой, не собранием вещей, тешащих самолюбие, а в некотором роде смыслом существования, гарантией принадлежности к исторической эпохе [3, с. 165, 166]. Не удивительно, что для нового дома был выбран готический стиль. Если в пределах Петербурга готика Николаем I не допускалась, то за городом она была вполне возможна.

Для строительства дачи на первом этапе был выбран бывший крепостной Голицыных архитектор Пётр Семёнович Садовников. Зодчий разработал проект здания, состоящий из двух неравных несимметрично расположенных объёмов. Свободная планировка особняков войдёт в широкую практику лишь во второй половине XIX века, так что Садовников здесь опередил своё время [2, с. 84]. Главный восточный фасад обращён на Строгановскую улицу (ныне улица Академика Крылова). С западной стороны был запланирован другой не парадный повседневный вход в усадебный дом. Там же планировалось построить ряд служебных построек. С 1837 по 1840 год Садовников возвёл стены дачи, подвёл их под крышу.

Для окончательной отделки фасадов и работой над интерьерами был приглашён другой более модный и успешный зодчий - Гаральд Эрнестович Боссе. Он, в отличие от Садовникова, был за границей и лично видел европейскую готику. К тому же, княгиня имела своё представление о возможностях Садовникова в области интерьера. Тот в своё время занимался отделкой помещений в усадьбе Строгановых в Марьине, в том числе создал Готический кабинет. Этим, по всей видимости, заказчица не была довольна.

Боссе и Садовников не конкурировали друг с другом. Их отношения здесь скорее следует охарактеризовать как сотрудничество. Боссе в переписке с Елизаветой Павловной обращался к ней и от имени Садовникова. Они вместе работали и над петербургским домом Салтыковых (Большая Морская ул. 51).

Зодчие придали фасадам дачи Е. П. Салтыковой элементы стиля английской архитектуры эпохи Тюдоров, в частности из дворца в Хэмптон Корт (крыло Генриха XVIII) [3, с. 167]. Об этом свидетельствует входная группа в центре главного восточного фасада с эркером на втором этаже, фланкированная двумя деревянными многоярусными готическими башнями. Их два верхних яруса имеют стёкла, возможно, первоначально они были цветными.

Интерьер Кабинета на даче княгини Е. П. Салтыковой
Интерьер Кабинета на даче княгини Е. П. Салтыковой

Строительство дачи Е. П. Салтыковой было завершено к 1843 году [3, с. 166]. Первый этаж был отдан под большие парадные помещения. Второй предназначался для жилья. Сохранилось изображение Кабинета, где разместилась коллекция Ивана Дмитриевича. Это помещение находится справа от парадного входа. Нижняя часть стен, дверные и оконные проёмы были облицованы дубовыми панелями. Над ними стены укрывались тканями. Центральным украшением служил камин из цветного мрамора и резного дерева, рядом с которым и была размещена коллекция оружия Салтыкова. Потолок был разделён на квадраты с лепным рисунком в стиле английских замков эпохи Ренессанса.

Слева от главного входа находилась Большая гостиная (?), равная по площади Кабинету. Её внешний вид также сохранился в рисунке Л. Премацци. Рисунок отображает характер убранства помещения: дерева здесь было гораздо меньше, стены полностью закрывались тканями. Если Кабинет служил "мужским" помещением, то гостиная - скорее "женским", более уютным, тёплым. Этому способствовало наличие в интерьере большого количества тканей, плотных штор, растений. Стены этого помещения были украшены произведениями художников школы Боровиковского. Кстати, Елизавета Павловна тоже, как и муж, занималась коллекционированием - собирала акварели. Изображение Большой гостиной вызывает недоумение расположением камина и окна друг относительно друга. В натуре они могли существовать только на противоположных стенах: камин на западной, окно на восточной. Художник же показывает их на смежных стенах, чего быть не могло. Причина такой ошибки неизвестна.

Пройдя через тамбур прямо, можно было попасть в коридор с нишей, а затем, если повернуть направо, в Музыкальный зал, вытянутый вдоль южного фасада и имеющий выход на террасу (эркер).

Из коридора узкая лестница ведёт на второй этаж, где находились несколько скромных жилых комнат, а также ещё одна лестница, по которой можно было попасть на третий этаж или мезонин, практически незаметный из парка. При оборудовании лестниц было использовано художественное уральское литьё строгановских заводов.

Неподалёку от главного здания дачи Е. П. Салтыковой были построены три одноэтажных служебных флигеля, также в готическом стиле. Они сохранились, ныне имеют адреса по улице Савушкина (дома №6, 10). Дача была окружена пейзажным парком. К главному входу ведут ворота, представляющие собой две тюдоровские башни с зубцами и четырьмя бойницами.

Садовников строил также и усадебный дом для сестры Елизаветы Аделаиды, но он до наших дней не сохранился.

После смерти Елизаветы Павловны в 1868 году её дача перешла единственному сыну Николаю Ивановичу. Он был женат на Анне Сергеевне Долгорукой - их дачи на Чёрной речке были рядом. Николай Иванович служил при дворе по егермейстерской и церемонимейстерской частям, где достиг высших должностей и званий. Последний владелец дачи Салтыковых - внук её первой хозяйки Иван Николаевич Салтыков. В 1916 году он был генерал-майором свиты Николая II. В 1909 и 1911 годах высочайше утверждался петербургским губернским предводителем дворянства. Был гласным Петроградской городской думы. Супругой Ивана Николаевича была дворянка Екатерина Константиновна Решетникова.

При Иване Николаевиче Салтыкове на даче соорудили оранжереи. Хозяин пытался извлечь из недвижимости максимальный доход. Здесь выращивались цветы для его петербургского дома на Дворцовой набережной и для продажи на скачках, в ресторанах. Работники салтыковских оранжерей поставляли цветы соседним дачникам, за отдельную плату ухаживали за их хозяйством. Они выращивали бегонию, гиацинты, тюльпаны, туберозы, азалии, рододендроны, бархатцы, любелию. Рассада приобреталась в садоводстве И. Д. Чистова (угол 3-й линии ВО и Камкой улицы) и за границей. Управляющим оранжереями служил Иван Карлович N, садовником был Павел Сивяков [2, с. 87].

Оставленная последним владельцем дача в советское время была занята филиалом больницы участников революции. В 1924 году здесь разместилась молочная ферма, в 1930-х годах - начальная школа. После 1935 года - вновь больница, в 1946 году - профилакторий, в 1950-х годах родильное, а затем туберкулёзное отделение больницы. На сайте citywalls имеются сведения о том, что и в 1920-х годах на даче Салтыковых был роддом.

При строительстве по соседству в 1979-1980 годах вестибюля станции метро "Чёрная Речка" дача использовалась как прорабская. Сооружение наклонного хода метрополитена привело к подвижке и усадке грунтов, из-за чего фундамент особняка сместился, оказался несколько перекошен.

Что делать с разрушающимся "охраняемым государством памятником архитектуры XIX века" никто из ответственных лиц не знал. Как часто происходит в таких случаях, объект после ухода метростроевцев был оставлен открытым. Из дачи Е. П. Салтыковой исчезли остатки паркета, элементов декора, каминов. В конце концов зимой 1986-1987 годов она сгорела. Впрочем, горела она, по всей видимости, и в 1970-х годах. Это заметно благодаря тому, что дача Е. П. Салтыковой в 1979 году была выбрана местом съёмок одного из эпизодов фильма о Шерлоке Холмсе "Кровавая надпись". В бывшем Музыкальном зале Хоуп (Николай Караченцов) расправился с Дреббером. Интерьеры помещения, запечатлённого в фильме, ясно дают понять, что здесь раньше бушевал пожар. Герои Василия Ливанова (Шерлок Холмс) и Виталия Соломина (доктора Ватсона) ходили вокруг особняка, так что в фильм попали и сама дача Салтыковой, и окружающий её парк с воротами, и даже забор, окружавший тогда строительную площадку метро.

Возрождение дачи Е. П. Салтыковой произошло благодаря фирме "Бурда Моден", на средства которой в 1991-1996 годах был восстановлен особняк [2, с. 89]. Предприниматели открыли здесь своё представительство и магазин-салон. Интерьеры были частично воссозданы по сохранившимся фрагментам и чертежам. От прежнего убранства остались лишь отреставрированные плафоны потолков залов первого этажа. Всё остальное, в том числе металлическая лестница, новодел. Въездные ворота также были отреставрированы, но по всей видимости, несколько смещены. Под ними теперь находится подземный пешеходный перевод. Ограда вокруг дачи стала заметно выше.

Источники:

  1. Александрова Е. Л., Фёдоров В. М. Каменный Нос - Старая и Новая Деревни у Чёрной речки // История Петербурга. - 2006. - № 1(29). - С. 37-42
  2. Векслер А. Ф. Считаются и все те работы, которые были начаты г-ном Садовниковым // Старый Петербург. Поиски, находки, события [сборник статей]. - ГМИ СПБ. - 2009. - С. 78-96
  3. Кузнецов С. О. Строгановский сад. О почти исчезнувшем памятнике. - СПб : Коло, 2012. - С. 158-178

Источники:
ИсточникСтраницыДата обращения
1) 07.09.2017 г. 12:43


Новые картины и фото