Медный всадник (Памятник Петру I)

1782.08.07

Фальконе Э. М.

Открытие памятника Петру I
Открытие памятника Петру I

Памятник Петру I ("Медный всадник") расположен в центре Сенатской площади. Автор скульптуры - французский скульптор Этьен-Морис Фальконе.

Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России - Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив "Медный всадник" ближе к Неве.

По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.

Фальконе было уже пятьдесят лет. До поездки в Россию он был известен как автор таких признанных обществом скульптурных произведений, как "Милон Кротонский, разрывающий пасть льва", восемь скульптур для церкви Святого Роха, "Амур", "Купальщица", "Пигмалион и Галатея", "Зима". Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве.

Когда поступило приглашение в Россию для возведении в её столице нового грандиозного памятника, Фальконе не раздумывая в августе 1766 года подписал контракт [2, с. 458]. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из "главным образом конной статуи колоссального размера". Скульптор обязывался создать эскиз композиции и выполнить памятник в натуре. При этом он освобождался от каких-либо других заказов. Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 000 ливров), другие мастера просили в два раза больше.

Памятник Петру Великому
Памятник Петру Великому

Из Парижа в Санкт-Петербург Фальконе отправился в сопровождении скульптора-резчика Фонтэна и семнадцатилетней ученицы Мари-Анн Колло. Для встречи Фальконе в Риге и его сопровождении в столицу был отправлен капитан полка Канцелярии от строений М. де Ласкари. Впоследствии, он постоянно сотрудничал с французом и сыграл важную роль в создании памятника Петру I.

Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору. Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И. И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом. Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый - на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.

Фальконе же задумал совсем иное. В письме к Дидро он упомянул о зарождении идеи памятника Петру I:

"День, когда на углу вашего стола я набросал героя и его скакуна, преодолевающих эмблематическую скалу, и вы были довольны моей идеей, мы не догадывались, что я столь удачно встречусь со своим героем. Он не увидит свою статую; но если бы он мог её видеть, я верю, что он, быть может, нашёл бы там отблеск чувства, которое бы оживило её" [Цит. по: 2, с. 457].

Несмотря на давление со стороны заказчика, французский скульптор на пути к реализации своей идеи проявил упрямство и настойчивость. Скульптор писал:

"Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей".
Медный всадник зимой
Медный всадник зимой

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И. И. Бецкому:

"Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?"

Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро:

"Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски".

Над моделью "Медного всадника" Фальконе работал три года. Она велась в мастерской у скульптора, который квартировал в доме генерал-майора Альбрехта (дом №8 по Малой Морской улице). Во дворе этого дома можно было наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую "орловскую" породу. Эту часть работы Фальконе описал так:

"Когда я задумал вылепить его, как он завершает свой галоп, вставая на дыбы, этого не было в моей памяти, ещё меньше в моём воображении, что-бы я мог на него полагаться. Чтобы создать точную модель, я советовался с природой. Для этого я велел построить площадку, которой я придал тот же наклон, который должен был иметь мой постамент. Несколько дюймов больше или меньше в наклоне произвели бы значительные изменения в движении животного. Я заставил скакать всадника 1-е - не один раз, а более ста, 2-е - различными приёмами, 3-е - на разных лошадях" [Цит по: 2, с. 459].

В феврале 1767 года Канцелярия строения домов и садов распорядилась приступить к разборке Временного Зимнего дворца на Невском проспекте для освобождения места под мастерскую Фальконе, где бы он приступил к отливке скульптуры. Для создания настоящей большой модели была сооружена большая мастерская. Оставшийся от Временного Зимнего дворца каменный корпус бывшей дворцовой кухни был приспособлен под жильё Фальконе, в который скульптор переехал в ноябре и прожил до своего отъезда во Францию. Рядом со своим казённым домом француз распорядился построить ещё один сарай и другие необходимые мастерские.

Для помощи в работе над большой моделью памятника Петру I к Фальконе в Санкт-Петербург по рекомндации Дидро были присланы ещё два французских скульптора - Симоне и Вандадриссе. Но вспыльчивый мастер не смог найти общего языка с помощниками, прогнал их, и всё сделанное ими переделал своими руками. Работа над моделью была начата 1 февраля 1768 года, а окончена - в июле 1769. До следующего мая её переводили в гипс и отделывали.

С 19 мая в течение двух недель модель памятника Петру I была открыта для всеобщего обозрения. В мастерскую Фальконе хлынула толпа людей. О модели высказывались самые разные мнения. Болезненно реагирующему на критику Фальктоне Екатерина II советовала: "Смейтесь над глупцами и идите своею дорогою". Но положительных отзывов было гораздо больше. Среди высоко оценивших работу скульптора были французский посланник де Корберон, английский путешественник Н. Рэксел, преподаватель великого князя Павла Петровича А. Николаи, учитель Фальконе скульптор Ж.-Б. Лемуан, которому ученик прислал небольшую модель монумента.

Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову "Медного всадника". Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Назревал скандал, но Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров.

Памятник Петру I (Медный всадник) ночью
Памятник Петру I (Медный всадник) ночью

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.

Первоначально о монолите Фальконе даже не мечтал, собираясь создать постамент из нескольких частей. Но гранитный монолит всё-таки был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. В Контору строения о находке в начале сентября 1768 года сообщил крестьянин Семён Григорьевич Вишняков. Для проверки пригодности камня к нему отправился де Ласкари вместе с Вишняковым, которые обнаружили огромную скалу, глубоко погрузившуюся в землю. Из её расщелины шириной почти в полметра, заполненной землёй, росли пять берёз до семи метров высотой. По местным преданиям когда-то в скалу попала молния. Среди местных жителей её прозвали "Гром-камень". За находку Контора строения наградила Вишнякова 100 премией размером в 100 рублей.

По возвращении в Петербург де Ласкари подготовил примерный план транспортировки камня в город. Ему же принадлежит идея создания постамента из единого камня, что подтвердил и сам Фальконе:

"Я полагал, что этот пьедестал будет сооружён из хорошо подогнанных частей, и модели всех профилей, которые я сделал, оставались довольно долго в моей мастерской, чтобы свидетельствовать, что монолитный камень был далёк от моих желаний. Но мне предложили его, я восхитился, и я сказал: привозите, пьедестал будет более прочным" [Цит. по: 2, с. 463].

Первоначальный вес монолита - около 2 000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7 000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран способ, предложенный всё тем же де Ласкари. Правда в народе ходили слухи, что он перекупил идею у какого-то русского купца. Но Фальконе писал Екатерине II:

"Г. Ласкари один изобрёл средства и сочинил машину для перенесения скалы, которая должна служить подножием статуи, он руководил один, без малейшего участия кого-либо кроме него" [Цит. по: 2, с. 464].
Памятник Петру I (Медный всадник)
Памятник Петру I (Медный всадник)

Работы по подготовке скалы к перемещению начались 26 сентября 1768 года. Рядом с ней построили казармы для 400 рабочих, а затем до берега Финского залива прорубили просеку шириной 40 метров. Далее раскопали скалу, которая ушла в глубь земли на пять метров. От неё отделили отколотую ударом молнии часть, которую поделили ещё на две части. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн.

12 марта 1769 году "гром-камень" рычагами водрузили на деревянную платформу. Дальнейшие работы по укреплению грунта проводилась летом 1769 года. С наступлением зимы, когда проложенная дорога промёрзла на полтора метра, скалу при помощи огромных домкратов приподняли, платформу заменили специальной машиной, созданной специально для перевозки столь необычного груза. Машина представляла собой платформу, опиравшуюся на 30 металлических шаров. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью.

Первоначально шары сделали из чугуна. Над де Ласкари смеялись, не веря в возможность "передвижения скалы при помощи яиц". И смеялись не без основания, так как чугунные шары действительно раздавились под тяжестью груза. Но вылитые после этого детали из бронзы с задачей справились.

Перемещение скалы началось 15 ноября. Просека была извилистой. Перевозка груза продолжались и в мороз и в жару. Работали сотни людей. Прямо на камне находилась кузница, где готовили необходимые инструменты.

48 каменотёсов продолжали придавать "гром-камню" необходимую форму. По расчётам Фальконе его высота должна была уменьшиться на 80 сантиметров, а длина на 3 метра. Чуть позже он приказал сколоть с него ещё один слой в 80 сантиметров. Многим стало казаться, что скала, с таким трудом перемещаемая в Петербурга, превратится в обычный пьедестал привычных размеров. Екатерина II решила умерить пыл скульптора и запретила дальнейшее уменьшение камня. В результате его длина составила 13,5 метров, ширина 6,5 метров, высота - 4. Работы по обтёсыванию "гром-камня" производились под руководством каменных дел мастера Джованни Джеронимо Руска.

На происходящее действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки. 20 января 1770 года сюда приехала и Екатерина II, в присутствии которой скалу передвинули на 25 метров. В честь необыкновенной транспортной операции императрица повелела отчеканить медаль, на которой написано "Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770".

По суше скалу перетаскивали до 27 марта. На берегу залива к этому времени была построена дамба, уходящая в мелководье почти на 900 метров. Только там можно было перегрузить скалу на специальное плоскодонное судно - прам, способное перевозить груз весом более 2 500 тонн. У дамбы судно погрузили на дно на глубину 3,5 метра, после чего произвели погрузку камня. При попытке поднять корабль, из воды поднялись только его нос и корма. Середина же осталась лежать на дне под тяжестью "гром-камня". Прам пришлось снова затопить, что снова дало благодатную почву для противников де Ласкари. Всё лето продолжались попытки поднять груз, завершившиеся удачей только после находки де Ласкари ещё одного удачного инженерного решения задачи. Он предложил подложить под камень две толстые продольные балки, которые распределили вес скалы по всему кораблю равномерно. Только после этого прам наконец-то всплыл.

Прам двигался по Финскому заливу при помощи силы 300 гребцов. Он проплыл по Малой Неве между Васильевским и Санктпетербургским островами затем вошёл в Большую Неву. 22 сентября, в годовщину коронации Екатерины II, прам находился напротив Зимнего дворца. На следующий день, 23 сентября 1770 года, скала прибыла к Сенатской площади. 11 октября "гром-камень" был перемещён на 43 метра по суше, превратившись в пьедестал для памятника Петру I. Ещё летом 1768 года здесь был сооружён фундамент из 76 свай.

Поэт Василий Рубин в этом же году написал:

Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Прешла во град Петров чрез Невския пучины
И пала под стопы Великого Петра.

Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими - не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции Б. Эрсман. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся.

Екатерина II рекомендовала Фальконе самому приняться за отливку. В конце концов скульптор изучил соответствующую литературу и принял предложение императрицы. В помощники себе он взял пушечных дел мастерм Емельяна Хайлова. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать "Медного всадника" в 1774 году.

Перед этим, в марте 1773 года в отставку подал де Ласкари. Фальконе был очень разочарован увольнением де Ласкари и просил Екатерину II вернуть талантливого инженера в свою команду. Но императрицу так настроили против него, что заступничество скульптора оказалось бесполезным. На место де Ласкари были назначены архитектор Ю. М. Фельтен и асессор К. Крок.

Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры.

Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке.

Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:

"24 августа 1775 года Фальконе вылил здесь статую Петра Великого на коне. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было. Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами".

Вторая отливка была произведена 4 июля 1777 года. Последующая отделка момумента продолжалась ещё один год. В об этих событиях на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года".

Неудача с отливкой статуи и последующие промедления в её исправлении испортили отношение императрицы и скульптора. Фальконе несколько раз обещал Екатерине завершить работу в ближайшее время, но постоянно нарушал свои обещания. В помощь к французу был приглашён часовых дел мастер А. Сандоц, восстанавливавший тогда после пожара часы на колокольне Петропавловского собора. Сандонц тщательно отчеканил поверхность памятника, фактически выполнив работу скульптора.

Восстановить расположение императрицы Фальконе так и не удалось. Пребывание в Петербурге его всё больше тяготило. В начале сентября 1778 года он уничтожил малую модель памятника и вместе с Мари-Анн Колло покинул город. Впоследствии он больше не создал ни одной скульптуры.

Под руководством Фельтена пьедесталу была придана окончательная форма. Установкой "Медного всадника" на постамент руководил архитектор Ф. Г. Гордеев. После этого к скульптуре приделали голову всадника, под ноги коня посместили выполненную Гордеевым змею.

По повелению Екатерины II на постаменте начертано: "Екатерина II Петру I". Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам.

Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей. С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия. Военным парадом управлял князь А. М. Голицын. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала сигнал к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной.

По случаю открытия монумента императрица издала манифест о прощении всех приговорённых к смертной казни и телесному наказанию, прекращении всех уголовных дел, продолжавшихся более 10 лет, освобождении всех содержащихся под стражей более 10 лет за казённые и частные долги. Из долговой тюрьмы тогда был освобождён откупщик И. И. Голиков, который дал себе зарок собрать материалы для истории Петра Великого. Так после многолетних поисков появилась 30-томная работа "Деяния Петра Великого".

В память об открытии монумента была выпущена серебряная медаль с его изображением. Три экземпляра этой медали сделали из золота. Одну золотую и одну серебряную медаль Екатерина II отправила Фальконе, который получил их из рук князя Д. А. Голицына в 1783 году.

Сразу после появления на Сенатской площади "Медного всадника" площадь была названа Петровской. Таковой она именовалась в официальных документах. Но на словах горожане часто продолжали называть площадь по старому - Сенатской.

Многими петербуржцами памятник Петру I был сразу принят весьма положительно. Князь Трубецкой писал своей дочери:

"Монумент Пётр Великий украшение городу великое сделал, и я уже третий раз, как объезжаю его и не могу ещё наудовольствоваться. Ездил нарочно на Васильевский остров, смотреть и оттудова - совершенно хорошо" [Цит. по: 1, с. 36].

"Медным всадником" скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А. С. Пушкин. Между тем, на самом деле она выполнена из бронзы. Но выражение "Медный всадник" стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.

Вес "Медного всадника" - 8 тонн, высота - более 5 метров.

Памятник Петру I был местом официальных церемоний, связанных с юбилеем города и его основателя. 16 мая 1803 года рядом с ним, на Сенатской площади, происходила торжественная церемония празднования 100-летия Петербурга. К монументу приходил 107-летний старец, который помнил императора. Маршем мимо бронзового Петра прошли 20 солдат. У памятника был учреждён особый воинский пост дежурства солдат. Он сохранялся на Сенатской площади до той поры, пока был в военно-морском ведомстве. С переводом поста в 1866 году в городское ведомство его упразднили.

Вокруг монумента была установлена ограда. Несколько позже по углам расставили четыре канделябра. Два из них в 1874 году по указанию Городской думы были перенесены на Казанскую площадь.

30 мая 1872 года у "Медного всадника" торжественно отметили 200-летия со дня рождения Петра I. По указу Александра II праздненства проводили по всей России. В Петербурге же к памятнику привезли ботик Петра I, произвели торжественный молебен и военный парад. По этому случаю на Сенатской площади установили скамейки для зрителей. Мест не хватало, любопытствующие пользовались окнами здания Сената. Люди даже забирались на крышу.

Первую реставрацию памятника осуществили в 1909 году. Созданная для этого комиссия составила протокол, согласно которому "при вскрытии большого заденанного отверстия в крупе лошади выяснилось, что в задних ногах имеется солидный кованый каркас, тщательно запаянный, вследствие чего вода в него не проникала и оставалась в брюхе коня" [Цит. по: 1, с. 48]. Из брюха лошади было выкачано 125 вёдер воды.

Во время блокады Ленинграда "Медный всадник" был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.

При реставрации "Медного всадника" в 1976 году проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса. Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газету от 3 сентября 1976 года.

Перед 300-летием Петербурга памятник был в очередной раз отреставрирован. Скульптуру очистили от патины, вокруг монумента установили невысокую ограду.

В советское время укоренилась традиция, согласно которой молодожёны возлагают цветы к подножию "Медного всадника" - основателю Петербурга. Иногда она соблюдается и в наше время.

Этьен-Морис Фальконе задумывал "Медный всадник" без ограды. Но она всё же была создана, до наших дней не сохранилась. "Благодаря" вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, вскоре может быть реализована идея восстановления ограды.


Источники:
ИсточникСтраницыДата обращения
1) (Стр. 31-51) 04.06.2012 г. 16:48
2) (Стр. 456-476) 16.11.2013 г. 23:27
3) 24.06.2014 г. 15:16

Комментарии

 
#53 iron 22.07.2007 18:37
После Авроры главная достопримечател ьность города.
 
 
#52 miss 13.12.2007 14:13
По списку самых знаменитых памятников - Медный всадник раньше Авроры. Петербуржцы скорее вспомнят Медный всадник, чем Аврору.
 
 
#51 Dima 15.02.2008 20:17
Я петербуржец и не могу расставить достопримечател ьности города по рангу. Они единый архитектурный ансамбль. Так и Медный всадник совместно с Адмиралтейством , зданием Сената и Синода и Исаакиевским собором, и, а чуть дальше Зимний дворец с Дворцовой площадью, Александрийским столбом и аркой Главного штаба, рядом стрелка Васильевского острова с Ростральными колонами и зданием бывшей Фондовой биржи, Петропавловская крепость. Дальше Летний сад... Вобщем это надо видеть. Все очень красиво и днем и вечером
 
 
#50 Ольга 13.04.2008 15:09
когда пишешь про памятники в городе лучше писать про "Медного всадника"потому,что здесь все доступно показоно и ясно!!!!
 
 
#49 Алексей 30.04.2008 19:42
Я восхищаюсь историей этого памятника.
 
 
#48 Орлова 03.05.2008 09:38
пока "Медный всадник" стоит на месте, нашему городу ничего не угрожает. Тень Петра охраняет Санкт-Петербург.
 
 
#47 Дима 21.05.2008 15:17
Я не знал что его история такая интересная,рань ше не увлекался а сейчас.
 
 
#46 Ирина 10.06.2008 13:06
Нельзя сравнивать Аврору с Медным всадником,они совершенно разные...По-моему они оба-достойные символы города!
 
 
#45 Савиных Анна 26.07.2008 19:38
Как пройти к Медному всаднику?
 
 
#44 Elen 22.08.2008 08:53
Пётр, повёрнут и указывает рукой в сторону Швеции. Толи правда, толи очередная легенда. Но говорят, что со стороны Швеции стоит похожий памятник их королю и указывает как раз в нашу сторону.
 
 
#43 алексей из Вероны 02.10.2008 07:36
Подскажите, ради Христа, в 50-х годах стояли ли скамейки в непосредственно й близости от памятника (около ограды, которая есть и сейчас)? У меня в памяти (в башке - то есть) фотография, где моя мам в 50-х.. и, вроде бы, есть скамейки...
Спасибо! :sad:
 
 
#42 Катенька 12.10.2008 07:45
Плиз...подскажите...какая уникальность у Медного всадника???
 
 
#41 Anastasiya 16.10.2008 13:34
Elen!Это не легенда-это правда!Такой памятник действительно существует и посвящен кажется Карлу четвёртому ;-)
 
 
#40 Сёма 23.10.2008 15:17
а почему "Медного всадника" называют медным , хотя он сделан из бронзы
 
 
#39 Алёнка 27.10.2008 06:55
"Медный всадник" - это самое прекрасное произведение искусства!!! :roll:
 
 
#38 Альбиночкка 17.11.2008 09:37
:cry: Классный памятник!Даже плакать хочется хочу в живую посмотреть!
 
 
#37 Лёля 25.11.2008 02:11
Петербург -- удивительный город! Влюбилась в него с первого взгляда! И "Медный всадник"..мм...очень красиво... на фоне него сфоталасЬ))))
 
 
#36 Grey 14.12.2008 05:12
Петербург для меня стал городом моей мечты........
посетив его этим летом, я до сих пор вспоминаю эти восхитительные просторы северной столицы..........
а памятник -медный всадник, у меня всегда ассоциируется с самым прекрасным моментом в моей жизни, когда моя мечта сбылась!!!
 
 
#35 Дэй-Тян 18.12.2008 09:18
Паметник оч красив зимой) :oops:
 
 
#34 Sandra 21.01.2009 09:01
Безумно люблю Питер, дворцы, мосты, улочки, старые двух- и трехэтажные дома, даже камешки на мостовой! Атмосфера в нем такая легкая, творческая, приятная. Как счастливы те, кто живут в этом потрясающем городе!
 
 
#33 вероника 25.01.2009 10:47
Классно! я прочитала, узнала столько интереснаго об этом памятнике, что прямо захватывает дух!!! мне очень понравилась эта история! :lol:
 
 
#32 Дмитрий Ромаев 28.02.2009 10:48
Не очень понятно, почему "Медный всадник" именно медный, почему Пушкин использовал именно этот эпитет, вед отлит он из бронзы?? И вообще насколько я помню, изначально повесть называлась "Петербургская повесть". А ведь это ключевой момент, т.к. именно под этим именем памятник известен во всем мире.
 
 
#31 Анна Пономарёва 01.04.2009 09:08
КЛАСС! ЗДЕСЬ СТОЛЬКО ВСЕГО ИНТЕРЕСНОГО! И ТО ЧТО МНЕ НУЖНО! НАМ НА УРОКЕ ИМЕННО ПРО ЭТО ЗАДАЛИ РАССКАЗЫВАТЬ! ВААЩЕ КЛАСС! КРУТО! :P :lol: ;-) :-) :D
 
 
#30 Колян 10.04.2009 07:09
я помню как мы там фоткались)))суп ер))) :-) ;-)
 
 
#29 Светик 10.04.2009 08:27
:-) :lol: :roll:
Мне очень нравится МЕДНЫЙ ВСАДНИК!!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!
 
 
#28 коля 13.04.2009 09:29
медный всадник, конечно, замечательная скульптура, которую создал ночью Фальконе, работая с натурщицей... :lol:
 
 
#27 NICK 13.04.2009 09:35
даааа, памятник хорош во всех отношениях: :-x Вот фраза моего знакомого друга, которой там быть и жить: " Я прохожу мимо этой скульптуры уже 16 лет( когда был маленьким я в коляске проезжал); такой скульптор как Фальконе должен жить и по сей день, но его к сожалению нет...". :cry: :cry: :cry: 8)
 
 
#26 Таиска 01.10.2009 14:37
Клёвый памятник !Помоему самый даже интиресный и не обычный!
 
 
#25 Дмитрий 12.10.2009 08:46
Ну а самое главное не написали. За , что он был возведён
 
 
#24 Дмитрий 18.11.2009 00:59
Классный памятник петру первому!
 
 
#23 Елена 11.02.2010 10:41
Очень хочу в Питер)
Воронеж...
 
 
#22 artur 19.02.2010 02:48
памятник мечты
 
 
#21 Катя 02.04.2010 14:21
Обожаю Питер!!! Была там всего-то один раз и с первого взгляда влюбилась в этот город и первая моя ассоциация когда я слышу слова "Санкт-Петербург..." - это МЕДНЫЙ ВСАДНИК! У меня даже магнитик с ним есть ))))
 
 
#20 Настя 03.04.2010 12:31
Очень хорошая статья. Я сдаю экзамены в художественный школе по билетам. Статья очень помогла. Спасибо автору)
 
 
#19 Маруся 25.04.2010 12:14
Подскажите пожалуйста на какую глубину камень под всадником врыт в землю. Заранее спасибо.
 
 
#18 Инна 22.09.2010 10:57
Долго искала стоящую информацию про этот памятник)
Спасибо автору. За мою 5-ку:)
 
 
#17 GoodVampire 25.09.2010 14:07
Очень интересная и познавательная информация. Еще спасибо за подписи к фотографиям, теперь знаю, как их подписать в своей презентации по литературе. Надеюсь на высокую оценку, благодаря вам, конечно!
 
 
#16 Анна 05.10.2010 06:05
Большое спасибо за интересно изложенный материал.На Украине введен новый предмет в школе художественная культура.Помню себя школьницей и свои незабываемые впечатления от поездки в Ленинград. У моих сегоднишних учеников такой возможности маловато.Благодаря статье есть возможность заинтересовать, разбудить желание побывать в прекрасном городе.
 
 
#15 Витя 11.10.2010 12:01
да помойму класный сайт.
Все очень подробно написано спасибо.
Благодоря вам я получил 3 пятерки.
 
 
#14 Екатерина 12.10.2010 10:24
Спасибо большое за инфо, экскурсионная карточка готова!
 
 
#13 соня 25.10.2010 05:32
а что прикольная статья.... ахах.... Хочу в Петербург посмотреть в живую на "Медного всадника"...
я думаю что в действительност и на него смотреть гораздо интересней......не так ли...??????
 
 
#12 Светлана 25.10.2010 10:27
Спасибо огромное Александру Викторовичу, за такой полный рассказ, после которого нет необходимости лопатить интернет в поисках дополнительной информации. Спасибо )))
 
 
#11 Леонид 10.11.2010 11:41
Цитирую Сёма:
а почему "Медного всадника" называют медным , хотя он сделан из бронзы

Сёма,ты ошибаешся-часть его сделана из меди, часть-из бронзы и железа
 
 
#10 олег 06.04.2011 15:36
прошу расшифровать римские цифры на камне
 
 
#9 Алексей 17.04.2011 17:25
Олег, римские цифры обозначают год открытия монумента, расшифровать их довольно просто (ниже приводится соответствие между арабскими и римскими цифрами):
1 I
5 V
10 X
50 L
100 C
500 D
1000 M
Таким образом, MDCCLXXXII означает 1782.
 
 
#8 Кристина 17.05.2011 09:29
Спасибо за статью! Было бы очень хорошо, если бы ещё ссылку на источники давали.
 
 
#7 полина 23.05.2011 04:21
Отсель грозить мы будем шведу.сдесь будет город заложён назло надменому саседу. Природой здесь на суждено в европу прорубить окно, ногою твёрдо стать при море............
 
 
#6 Сумкин 23.08.2011 23:39
Скажите,товарищ и! Вот на руке Петра птичка сидит... Это что за пернатое, и что символизирует?
 
 
#5 Константин Англинов 08.09.2011 02:48
В контакте есть группа "Мистика и курьёзы Петербурга (путеводитель). Там в теме "Медный всадник: курьез или мистика" сказано, что Медным А. С. Пушкин назвал памятник потому, что бронза состоит из олова и меди. Будто Пушкин вынул из "бронозового императора" "оловянного солдатика", получив Медный толоконный Лоб, который и бегал по городу за Евгением. Это действительно так?
 
 
#4 Александр 16.12.2011 10:06
Очень познавательно, но остался вопрос? Если постамент высечен из цельного куска камня то почему спереди и с обратной стороны к нему пристыкованы отдельные куски. Или это трещины возникшие позже. Экскурсовод утверждал, что это от ударов молнии. Как-то не верится.
 
 
#3 Павел 21.12.2011 12:27
Я бесконечно счастлив ,что живу в таком прекрасном городе, как Санкт-Петербург.
 
 
#2 Англинов Константин 11.03.2012 09:44
Спасибо, уважаемый Александр Викторович, за статью. Если будет возможность, поясните, пожалуйста, правда ли, что место Памятника сопряжено с осью бывшего здесь моста? Иного объяснения найти не могу. Заранее спасибо.
 
 
#1 Никита 03.05.2012 09:18
спасибо тем кто написал этот рассказ с помощью его я получил 5
 

Добавить комментарий



Новые картины и фото