Ледокол "Красин"

Адрес
Лейтенанта Шмидта набережная
Автор
Ледокол Красин

Корабль, известный всему миру как ледокол "Красин", был спущен на воду в январе 1917 года. Он был построен в Англии по заказу российского Морского министерства при участии русских инженеров. Его первое имя - "Святогор".

Осенью 1917 года "Святогор" был отправлен в Архангельск. В связи с угрозой захвата Архангельска англичанами в 1918 году корабль был затоплен в фарватере Северной Двины. Англичане успешно его подняли, после чего "Святогор" под английским флагом базировался в Норвегии.

В 1921 году корабль был выкуплен Наркоматом внешней торговли РСФСР. Инициатива такой покупки исходила от советского полномочного представителя, государственного деятеля Леонида Борисовича Красина. Его именем ледокол и был назван в 1927 году.

Летом 1928 года ледокол "Красин" участвовал в спасении участников полёта дирижабля "Италия". На этом дирижабле полярный исследователь У. Нобиле собирался достичь Северного полюса, что закончилось падением во льды Арктики и спасательной экспедицией нескольких стран. Первой подошедшей к льдине с потерпевшими оказалась советская экспедиция на ледоколе "Красин". На обратном пути ледокол предотвратил гибель немецкого парохода "Монте-Сервантес" с 1818 пассажирами на борту, потерпевшего аварию при столкновении с айсбергом.

В конце 1920-х - 1930-х годах ледокол "Красин" обеспечивал судоходство на Балтийском и Белом морях, служил научно-исследовательским судном. Во время Великой Отечественной войны он участвовал в проводке конвоев, использовался как грузовое судно. В 1942 году ледокол "Красин" был в составе полярного конвоя PQ-15.

До 1952 года ледокол "Красин" оставался самым мощным в мире. В 1952-1959 годах он проходил модернизацию, до 1970-х годов работал в Арктике как научно-исследовательсткое судно и плавучая электростанция. В 1992 году корабль был передан Международному фонду истории науки в Санкт-Петербурге. К 1996 году был произведён ремонт, после чего ледокол "Красин" пришвартовался к причалу на набережной Лейтенанта Шмидта. В настоящее время статус корабля - филиал Музея мирового океана "ледокол "Красин".

    Биография ледокола "Красин":
  • 1916, 21 января - начало строительства ледокола
  • 1916, 1 октября - ледокол "Святогор" зачислен в списки военной флотилии Северного Ледовитого океана
  • 1917, 31 марта - на "Святогоре" поднят Андреевский флаг
  • 1918 - по распоряжению революционного правительства затоплен в устье Северной Двины, поднят англичанами, перешёл в собственность Великобритании, ходил под норвежским флагом
  • 1920 - арендован Советским правительством для спасения ледокола "Соловей Будимирович"
  • 1921 - выкуплен у британского правительства при участии Л. Б. Красина и А. Н. Крылова
  • 1927 - ледоколу присвоено новое имя "Красин"
  • 1922 - 1928 - работает на Балтике
  • 1928 - спасение экспедиции У. Нобиле (Италия) и пассажирского судна "Монте Сервантес" (Германия)
  • 1928 - 1934 - работает в Арктике
  • 1934 - участвует в спасении п/х "Челюскин"
  • 1937 - 1941 - производит ледовую проводку транспортных судов
  • 1941 - 1942 - из Владивостока пересекает Тихий океан, проходит Панамский канал, прибывает в порт Галифакс (Канада)
  • 1942 - следует в Рейкьявик (Исландия)
  • 1942 - в составе союзного конвоя из 20 судов PQ-15 приходит в Мурманск
  • 1942 - 1943 - производит ледовую проводку конвоев в Белом и Карском морях
  • 1943 - возвращается во Владивосток, завершая кругосветное плавание, начатое в 1941 году
  • 1943 - 1950 - работа в Восточном секторе Арктики
  • 1950 - 1956 - работает в Мурманском пароходстве
  • 1956 - 1959 - проходит модернизацию на верфи г. Висмара (ГДР)
  • 1959 - 1972 - осуществляет ледовую проводку транспортных судов по Северному морскому пути
  • 1972 - 1989 - передан Министерству геологии СССР, обеспечивает работу научно-исследовательских экспедиций в Арктике
  • 1992 - присвоен статус памятника истории государственного значения "Красин"
  • 1995 - открыта первая музейная экспозиция
  • 2004, 10 февраля - переданна баланс Музея Мирового океана, организован Филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге "Ледокол "Красин"
  • 2007, 31 марта - на ледоколе вновь поднят Андреевский флаг
  • 2008 - 80 лет со дня спасения экспедиции У. Нобиле и триумфального возвращения в Ленинград
    Тактико-технические характеристики:
  • Тип: линейный ледокол
  • Название: "Красин"
  • Место постройки: г. Ньюкасл, Англия, верфь "Армстронг, Витворд и К"
  • Длина, ширина: 99,8 м, 21,8 м
  • Осадка: в грузу/без груза 7/9 м
  • Водоизмещение: стационарное/полное 8330/10200 тонн
  • Скорость: максимальная/экономичная 16/15 узлов
  • Дальность плавания: 6800 миль
  • Энергетические средства: 10000 л.с. - 3 ПМ х 3350 л.с.
  • Экипаж всего: 112 человек
  • Автономность: 56 суток
  • Запас топлива: 2993 тонн
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"