Крейсер «Аврора»

1900

Крейсер Аврора
Крейсер Аврора

У Петроградской набережной находится один из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга - крейсер "Аврора".

Корабль был заложен на верфи "Новое адмиралтейство" 23 мая 1897 года. При его строительстве была использована сталь Александровского и Ижорского заводов, которая по своим механическим и химическому составу на то время была одной из лучших в мире. Корпус крейсера защитила бронь, способ изготовления которой разработал инженер И. К. Названов в 1890-х годах. Она обладала пластическими свойствами, предотвращающими её раскалывание при попадании снаряда. Для экономии веса вместо броневого пояса на "Авроре" применили так называемую карапасную палубу, напоминающую панцирь черепахи. Загнутая на скосах к бортам и снижающаяся к носу и корме она должна была рикошетировать снаряды.

Корпус судна ниже ватерлинии был разделён на 14 непроницаемых отсеков, каждый из которых имел автономную систему водооткачки. Их суммарная мощность позволяла откачать воду из всего внутреннего объёма всего за один час. Энергетическая система "Авроры" состояла из трёх паровых машин тройного расширения мощностью 11 610 лошадиных сил, изготовленных на Франко-Русском заводе. Кроме них, Балтийским заводом были поставлены 24 водотрубных паровых котла угольного отопления.

На корабле была электрифицирована система освещения. При помощи электричества приводились в действие водоотливные турбины, вентиляторы корабельных помещений, котельные и машинные отделения. Новшеством стала система рефрижерации провизионной холодильной камеры. "Аврора" стала одним из первых кораблей, на которых установили беспроволочный телеграф. Кроме того, здесь имелась своя телефонная сеть.

Наряду с новшествами, крейсер "Аврора" имел некоторые уже устаревшие агрегаты. В их числе - носовой таран. Для предотвращения обрастания днища водорослями и моллюсками оно было обшито громоздкой деревянной обшивкой с облицовкой медными листами. Старым осталось якорное устройство. Пушки первоначально располагались казематным способом, то есть стреляли через открывающиеся бортовые порты. Из-за этого в ветреную погоду волны заплёскивали орудия и оптические прицелы.

Крейсер "Аврора" спустили на воду в апреле 1900 года.

Корабль был вооружён 75- и 152-миллиметровыми орудиями нового поколения, изготовленными на Обуховском заводе, одним надводным и двумя подводными минными аппаратами калибра 381 миллиметр.

Первый боевой опыт крейсер "Аврора" получил в Цусимском сражении 27 мая 1905 года. Избежав гибели, он прорвался на Филиппинские острова и в 1906 году вернулся в Кронштадт.

Боковой вид крейсера «Аврора»
Боковой вид крейсера «Аврора»

За свою жизнь корабль прошёл более 120 000 миль. Перед революцией крейсер "Аврора" находился в городе, но в октябре 1917 года Временное правительство приняло решение о его выводе из Петрограда. Однако на "Авроре" был избран судовой комитет во главе с большевиками, на мачте был поднят красный флаг и корабль остался в городе. В 21 час 45 минут 25 октября 1917 года из носового орудия крейсера "Авроры" прозвучал знаменитый залп, который послужил сигналом к штурму Зимнего дворца.

С 1918 года крейсер находился в резерве военно-морского флота, его орудия были сняты и переданы на вооружение Волжской флотилии. На корабле установили новые орудия и он вошёл в состав новой эскадры. Бортовые порты на батарейной палубе заделали. Количество установок главного 152-миллиметрового калибра было увеличено с восьми до 14. Их разместили на верхней палубе и прикрыли броневыми щитами. Вместе с ними на крейсере установили шесть зенитных 76-миллиметровых пушек. Была переоборудована и радиостанция. Новинкой для "Авроры" стали гидроакустические приборы для связи с подводными лодками.

В 1940 году "Аврора" швартовалась в Ораниенбауме, где и простояла в течение всей Отечественной войны. Орудия с корабля тогда были установлены на Дудергофских высотах, одно из них установили на броненосец "Балтиец".

17 ноября 1948 года крейсер "Аврора" поставили на "вечную стоянку" у причальной стенки Большой Невки. А в 1956 году на его борту открылся музей - филиал Центрального военно-морского музея.

К 70-летию Октябрьской революции крейсер "Аврора" было решено капитально отремонтировать. Соответствующий технический проект составлялся четыре года. При этом было изучено более 1 200 архивных дел, просмотрено 400 фотографий. Корпус исследовался методом ультразвуковой дефектоскопии. Оказалось, что к этому времени в критическом состоянии была вся подводная часть судна. Его днище было целиком заменено на новое. Вместе с тем, были сохранены уникальные литые бронзовые форштевень и ахтерштевень с пером руля.

При ремонте корабля были сохранено всё верхнепалубное оборудование: артиллерийские установки, рубки и мостики, прожектора, шлюпки, якоря и швартовые устройства, грузовые приспособления, мачты, рангоут и такелаж, дымовые трубы, световые люки, вентиляционные раструбы, системы погрузки угля, а также деревянный (тиковый) настил верхней палубы и полубака.

Внутренние объёмы крейсера были в значительной мере воссозданы.

В восстановлении символа города участвовали 26 ленинградских предприятий и 10 из других городов. Генеральным исполнителем работ стал судостроительный завод имени А. А. Жданова.


Источники:
ИсточникСтраницыДата обращения
1) 13.01.2014 г. 19:16

Комментарии

 
#33 Николай 22.07.2007 18:45
Хм... прошу заметить никогда Нахимовцы дежурство около "Авроры" не несли! Крейсер "Аврора" в настоящее время являеться боевой еденицей флота, и на ней несут службу матросы срочной службы.. они и стоят у трапа!
 
 
#32 Андрюха 22.07.2007 18:46
Конечно служат там матросы я сам служил на нем 2001-2003год пацаны, моего призыва это я старшина 1 ст. Никифоров Андрюха (Юрист) из Красноярска звоните тел. 89029291837, так охота вас увидеть всех помните как мы "летали" а потом как наши караси "летали" Я не забуду это никогда Привет всем кто помнит меня а отдельно мичманам Ротанову, Падалко,Исаеву и командиру крейсера Бажанову
 
 
#31 Николай Панасенков 22.07.2007 18:46
Мне 24 и мало где был. Я скажу просто... в питере был в первый раз, этой осенью. Дождь, грязь,но мне понровилось. А крейсер... нет слов. Народ хватет сидеть дома. Ведь так много мест на земле которые обезательно нужно посмотреть. Удачи........
 
 
#30 Аврора 22.07.2007 18:47
Сегодня были на Экскурсии по Авроре! Все безумно красиво и интересно! Отдельное спасибо Матросу за автограф и фото! Аврора это наша гордость! Так держать
 
 
#29 Светлана 22.07.2007 18:47
Были в январе в Питере. Прекрасный город, к сожалению на крейсер не попали но много фотографировали Аврору. Мне кажется очень здорово, что ее отстояли не сплавили. Сегодня пыталась в книжном найти книги про "Аврору", вы удивитесь, огромный магазин, искали с 2мя менеджерами, НО ни одной книги, лишь только в детской энциклопедии есть строчек 20 и все. Ужасно, обидно. Народ мы забываем свою историю. Один мой знакомый вообще был уверен, что "Аврора" стреляла лишь один раз по зимнему. Обидно за историю..........
 
 
#28 ЛЮБИТЕЛЬ ФЛОТА 22.07.2007 18:48
В ЦУСИМСКОМ БОЮ НА "АВРОРЕ" ПОГИБ ЕЕ КОМАНДИР ЕГОРЬЕВ; КРЕЙСЕР ПОЛУЧИЛ МНОГО ПОВРЕЖЕНИЙ(ОСОБ ЕННО НИЖЕ ВАТЕРЛИНИИ); БЫЛ ИНТЕРНИРОВАН В МАНИЛЕ, НО НЕ ПОЗОРНО СДАЛСЯ(КАК ЭТО СДЕЛАЛИ НЕКОТОРЫЕ КОРАБЛИ ЭСКАДРЫ). "АВРОРА"-КОРАБЛЬ-ГЕРОЙ, НО НЕ ЗНАМЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО БЕСПРЕДЕЛА, А СИМВОЛ МУЖЕСТВА И СТОЙКОСТИ НАШЕГО НАРОДА.
 
 
#27 Даша 22.07.2007 18:48
Видела Аврору в эту субботу...Она-просто красавица! Да, и матросы там стоят правда у трапа!!! Говорят, что там даже и не плохо служить, многие ребята хотели бы туда попасть!
 
 
#26 Олег 25.09.2007 11:35
Николаю, о нынешних матросах с Авроры:
... стоят у трапа, сидят на кнехтах и практически висят на леерах. За этой музейной службой даже КУ почитать не могут, бедные. :-)
 
 
#25 Тайфун 31.12.2007 13:53
Насколько мне известно,настоя щий крейсер погиб и покоится на дне,об этом говорилось в документальном фильме,если не ошибаюсь,даже показывали останки под водой,по нему была сделана копия крейсера который вы и видите на сейчас на фото.
 
 
#24 Александр 02.02.2008 19:16
"Насколько мне известно,настоя щий крейсер погиб и покоится на дне,об этом говорилось в документальном фильме,если не ошибаюсь,даже показывали останки под водой,по нему была сделана копия крейсера который вы и видите на сейчас на фото."
На самом деле Аврора настоящая, точнее наполовину подлиная. В 1984-87гг был произведен капитальный ремонт. В результате крейсер потерял родную подводную часть корпуса. В отличие от "доремонтного корабля" нынешняя Аврора собрана на сварке. Даже оригинальная верхняя часть корпуса и надстройки собирались воедино с новоделом на сварке. Но внешний вид остался почти без изменений. На оригинале корпус ниже ватерлинии был обшит тиковым деревом и медью, а сейчас только сталь. Еслибы воссоздали всю обшивку, то вообще ничего бы видно не было. И хорошо было бы замаскировать все сварные швы. А оригинальных механизмов на корабле почти не осталось. Нет погребов боезапаса, элеваторов подачи снарядов (нужны хотябы их макеты). "Котельное отделение" находится на месте бывшего машинного. Таких вещей очень много. Понятно, что сохранить корабль 100 лет почти невозможно, но хочется все таки чтобы Аврора приблизилась К своему нормальному состоянию.
 
 
#23 Ольга Петровна 06.07.2008 19:04
Дорогие мои!
Нынешний год - юбилейный: 105-летие вступление в строй бронепалубного крейсера I ранга "Аврора" и 155- летие выхода из Кронштадта для защиты камчатских берегов России фрегата "Аврора".
Старшая "Аврора" - это трехмачтовый парусный фрегат, отличившийся в боевых действиях на дальневосточном театре в период Крымской войны в 1853-1856 годах. Построен фрегат был на Охтинской верфи. При спуске его на воду император Николай I заметил, что корабль носит имя одной из красивейших женщин Петербурга.
Ее звали Аврора Карловны Демидова- Карамзина.
 
 
#22 Насими 10.07.2008 11:26
Нынешний Санкт-Пететбург,а в прошлом Ленинград,во времена Великой Отечественной войны просто не мог попасть к фашистам в зубы.И знаете почему,ведь у этого города есть великая история,прекрас ная истроия,и дух великого крейсера "Авроры"...Посетив крейсе наверно до конца жизни буду под впечатлением этого красавца...
 
 
#21 Евгений 21.07.2008 22:05
Я по нему гулял и каждое утро на зарядке мимо пробегаем хочу всех поздравить с наступающим праздником
 
 
#20 Инчик 17.11.2008 13:36
Аврора настоящая!!!Сег одня как раз в новостях обсуждалась эта тема,а всем кто не верит может сходить в музей и убедиться.
 
 
#19 Дмитрий29 21.11.2008 13:36
Даааааааааа,!!! сам находился с супругой на АВРОРЕ 17.11.2008г. в тот момент и меня засняли именно в машинном отделении, годовщина была...(Авроре). Признаться впечатляют размеры, качество и дух, который воплотили именно в ТО время...
 
 
#18 Артем Ужгород 12.12.2008 12:59
Аврора абсолютно подленная,а как там кто-то говорил:"швы сварочные и все такое..." ето естественно,ско лько ж ему лет...в воде все таки.мой отец учился в военной академии в питере и знает о крейсере все!!!!
 
 
#17 Константин Г. 25.08.2009 10:26
#6 ЛЮБИТЕЛЬ ФЛОТА
2007-07-2221:48:20
....
впринципе все корабли герои, но не герой Адмирал Энквист, который убежал на этом корабле, во время боя!
 
 
#16 Алёна 07.11.2009 05:34
Мой прадед служил на Авроре и у меня мечта детства побывать там...
 
 
#15 лысик 16.11.2009 22:26
А я был на Авроре! и мне оч оч понравилось.
 
 
#14 Проходимец 27.02.2010 11:45
А зимой на экскурсию в Аврору пускают?
 
 
#13 надежда 27.03.2010 14:36
Проходимец задавал вопрос можно ли туда на экскурсию зимой, да можно))))
 
 
#12 Анастасия 17.04.2010 14:48
хм...интересно...а как правильно говорить про крейсер,в мужском роде или в женском???
 
 
#11 Зоя 30.04.2010 07:59
В мужском!!!
 
 
#10 ANM 20.05.2010 07:29
В женском - это в английском языке!
 
 
#9 Евгений 02.06.2010 16:33
все что выше ватерлинии родное остальное восстановлению не подлежало! поэтому срезали и затополи.корпус что под водой новый и орудия не родные но из той же серии и года выпуска.уж я то про свой пароход больше знаю!
 
 
#8 Евгений 02.06.2010 16:59
служил с1988 по 1991 буду рад пообщаться Сизый! 1dinoff@mail.ru
 
 
#7 ваня 11.07.2010 08:34
а я сейсас прохожу службу на крейсере Аврора. И очень очень этим горжусь. А родом из я ГОРОДА-ГЕРОЯ Волгограда. если что-то вам интересно пишите на avrora-ivan@mail.ru
 
 
#6 Natalia Ulfsak 29.08.2010 15:23
Кто все знает - кто был капитаном на Авроре в 1967-1975
 
 
#5 Александр 19.12.2010 10:49
Служил на крейсере Аврора 1986-1971г.г. Спрашивайте.
Отвечу. (ast1949@yandex.ru)
 
 
#4 кирочка 03.02.2011 12:13
Мне очень нравится Аврора кораблик что надо)))))А моя подружка ездила на экскурсию по Авроре ей тоже понравилось надо тоже как нибудь съездить=====))))))
^_^
 
 
#3 eagl2010 13.03.2011 02:59
Я был в Питере, тогда еще Ленинград(это где-то 60-е года),но на Аврору не попали-был ремонт, Что запомнилось -это разводной мост и белые ночи, а очень жаль, так хотелось посмотреть на этот чудо крейсер
 
 
#2 Танюша 05.07.2011 12:15
eagl2010, я была в 85 году, еще ребенком, нас тоже не пустили на аврору..шла реконструкция..а вот в 2011 в июне - заходи не хочу..там прикольно..обязательно съездите...
 
 
#1 юлия 07.04.2012 21:37
Обкакали корабль, ходите за деньги! сегодня ребенок Падолки пришел и сказал, что его выгнали с папиного корабля! наплевательское отношение ко всем, корабль держится на двоих военных Падалко и Исаевом!
 

Добавить комментарий



Новые картины и фото