Балтийский вокзал (наб. Обводного кан. 120)

адрес
Обводного кан. наб. 120
АрхитекторКракау А. И.
годы постройки1853-1857
Балтийский вокзал

Здание Балтийского вокзала было построено в 1853-1857 годах для железной дороги, соединившей Санкт-Петербург с Петергофом. Этот железнодорожный узел строился во время Крымской войны. Из-за нехватки государственных средств его возводили на частные деньги. Их выделил барон А. Штиглиц, который надеялся получить в итоге солидную прибыль.

Проект здания вокзала разработал архитектор А. И. Кракау. Он взял за основу часть здания Восточного вокзала в Париже, изменив форму кровли с полукруглой на двускатную. В левом флигеле разместились царские апартаменты, в правом - помещения для обычных пассажиров. Под дебаркадером было обустроено два пути и три платформы. В витраже центрального фасада поместили уличные часы фирмы "Павел Буре".

Планировка левого флигеля создавалась намеренно изолированной от остального пространства станции. Это облегчало охрану царской семьи.

Ширина здания Балтийского вокзала составила 56,6 метров. Расстояние между правым и левым павильоном - 24 метра. К каждому павильону вёл отдельный пандус с въездами под арку.

Открытие движения по новой железной дороге состоялось 21 июля 1857 года. На торжественной церемонии собралась большая толпа, среди участников был и барон Штиглиц. Вокзал был назван Петергофским. 7 июня 1864 года отсюда отправился первый поезд до Ораниенбаума.

В 1860-1870 годах Петергофская железная дорога была соединена с Гатчиной, Нарвой и Ревелем. 19 декабря 1872 года на вокзал прибыл первый поезд из Ревеля, с этого времени вокзал стал называться Балтийским.

Балтийский вокзал стал одним из мест противостояния Военно-революционного комитета и Временного правительства в 1917 году. От ВРК сюда были отправлены 150 солдат Измайловского полка для контроля за отправлением поездов, телефоном и телеграфом. Временное правительство 25 октября отправило к Балтийскому вокзалу юнкеров. После прибытия подкрепления красногвардейцев Путиловского завода и Путиловской верфи атака юнкеров была отбита.

Значение Балтийского вокзала возросло с ростом пригородных перевозок. Большое количество пассажиров стремилось попасть в парки Петергофа и Ораниенбаума. В 1931-1932 годах проходила реконструкция вокзала. Из-под купола были убраны железнодорожные пути, на их месте появился зал для пассажиров. Все платформы стали упираться в общую площадку с указателями поездов. Вход в здание был сделан не через боковые павильоны, а с центра. Тогда же была проведена электрификация железной дороги. В январе 1933 года от Балтийского вокзала отправилась первая электричка.

В 1955 году по проекту М. К. Бенуа, А. И. Кубасова и Ф. Ф. Олейника к левому крылу вокзала был пристроен павильон станции метро "Балтийская". Над входами в вестибюль были размещены скульптурные медальоны с изображением флотоводцев Ф. Ф. Ушакова, М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, П. С. Нахимова и С. О. Макарова. Проект предусматривал такой же павильон с правой стороны от вокзала, где планировалось разместить ресторан и ряд других помещений. Но он так и не был реализован.

Источники

1 Фролов А. И.: «Вокзалы Санкт-Петербурга». Издательство «Глагол», 2003 - 128 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"