Наб. кан. Грибоедова, 9 / Малая Конюшенная ул. 6

адрес
Грибоедова кан. наб. 9
Малая Конюшенная ул. 4
Чебоксарский пер. 2
АрхитекторБуржуа А. К.
годы постройки1838-1851; 1930-е
наб. кан. Грибоедова, 9

Участок дома №9 на набережной канала Грибоедова (№4 по Малой Конюшенной улице) с 1720-х годов принадлежал Придворному конюшенному ведомству. Здесь располагались различные жилые и хозяйственные постройки. Существующий сейчас дом построен в 1838-1851 годах архитектором Конюшенной конторы А. К. Буржуа. Одновременно с ним строился и дом №2 по Малой Конюшенной улице. Эти здания представляли собой единый комплекс с общим двором. Первоначально они были трёхэтажными.

Первоначально в первых двух этажах дома №9 располагался придворный госпиталь, на третьем - квартиры его персонала. Этот госпиталь называли Конюшенным лазаретом.

В 1882 году этот дом был передан Придворному музыкальному хору. Так тогда называли Придворный оркестр, предназначавшийся для обслуживания императорского двора. Часть его составляли музыкальные команды Кавалергардского и лейб-гвардии Конного полков.

До передачи здания Придворному музыкальному хору здание представляло из себя два отдельных корпуса (№1 и №9). При передаче их новому владельцу корпуса объединили в единое строение с фасадами по Екатерининскому каналу (ныне каналу Грибоедова), Чебоксарскому переулку и Малой Конюшенной улице.

Первый этаж корпуса №1 занимали экипажные сараи, на втором этаже располагались 10 квартир, на третьем - 8. Первый этаж корпуса №9 занимали 10 квартир и покойницкая, второй - 10 квартир, третий - девять квартир, четвёртый - 12. Заведующий хором, его помощник и капельмейстеры жили в больших квартирах, тогда как остальные музыканты обитали в квартирах с двумя-тремя комнатами и кухней. На втором этаже корпуса №1 селились в основном бездетные, а семейные - в корпусе №9 и на третьем этаже корпуса №1. Жилья не хватало, поэтому вскоре хору были выделены ещё 24 квартиры в соседнем корпусе №8.

С момента основания 16 июля 1882 года и до 1917 года начальником оркестра являлся барон Константин Карлович Штакельберг. Первым капельмейстером хора был австриец Мартин Григорьевич Франк, затем им стал композитор Герман Карлович Флиге. После его смерти в 1907 году капельмейстером Придворного хора стал Г. И. Варлих. При его руководстве в 1896 году коллектив получил официальное название "Придворный оркестр"

С 1893 года по субботам в "репетиционной зале" дома №9, располагавшейся в перестроенных экипажных сараях корпуса вдоль Екатерининского канала и рассчитанной на 250 мест, проходили генеральные репетиции. К ним допускались лица из высшего петербургского общества и дипломатического корпуса. Зала представляла из себя вытянутое помещение с весьма плохой акустикой. В 1902 году тут начали проводить концерты под названием "Оркестровые собрания музыкальных новостей". Организовывались они нерегулярно, завершились в 1916 году.

Жилья музыкантам не хватало даже после передачи им помещений в корпусе №8. Для увеличения полезной площади Штакельберг предполагал перестройку зданий. Соответствующий проект разработал гражданский инженер Гейслер. Он предложил надстроить здания ещё двумя этажами с устройством концертного и репетиционного залов. Работы обошлись бы в 450 000 рублей, при этом всё равно бы не хватало 25 квартир. Из-за высокой стоимости проект реализован не был. Хору предлагалось выкупить дом Франка (Гороховая ул. 44), но и это сделано не было.

После Февральской революции 1917 года Придворный оркестр стал Государственным оркестром, ставший первым советским государственным симфоническим коллективом. До 1921 года он существовал на правах самоуправления, после чего перешёл под начало Петроградской филармонии.

Идея надстройки дома была осуществлена в 1930-х годах, когда для писательского жилищного кооператива его всё-таки надстроили двумя этажами. Здание было капитально отреставрировано, здесь разместили жилые квартиры и писательские кабинеты. В "писательском доме" жили О. Д. Форш, В. Я. Шишков, В. А. Каверин, Е. Л. Шварц, Ю. П. Герман, В. А. Рождественский, Б. В. Томашевский. Литераторы называли своё жилище "наш небоскрёб", "недоскрёб".

В 1935 году в восьмикомнатной квартире №122 поселился Михаил Михайлович Зощенко. В это время он уже был знаменитым сатириком. В 1946 году писателя подвергли репрессиям, исключили из Союза писателей СССР. Из-за возникших после этого крупных долгов Зощенко пришлось переехать в более скромную двухкомнатную квартиру №119. Здесь он прожил до своей смерти в 1958 году.

Ольга Дмитриевна Форш переехала в дом №9 из Царского Села в 1929 году и жила здесь до 1954 года. Гостившая у неё художница М. Ф. Яльцева так описывала её жилище:

"Комната Ольги Дмитриевны состояла из двух помещений: большой комнаты и маленького коридорчика, который Ольга Дмитриевна называла "предбанником". В комнате стояли два круглых стола, на которых были разложены нужные книги. За столами Ольга Дмитриевна работала, а на столике возле тахты тоже лежали книги, видимо она просматривала, когда ложилась спать. Ещё в комнате было маленькое бюро с закрывающей полки ребристой крышкой. Вот и вся обстановка её рабочей и одновременно жилой комнаты. Над тахтой висели на стене дорогие гравюры." [Цит. по: 1, с. 166, 167]

В доме с писательской надстройкой прошли детские годы писателя и режиссёра Михаила Михайловича Козакова, сына писателя М. Э. Козакова [1, с. 218].

По стечению обстоятельств долгое время кабинет М. М. Зощенко оставался нетронутым, в соседней комнате жил сын писателя. А в 1988 году было принято решение об открытии здесь музея-квартиры М. М. Зощенко на правах филиала Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского. Открыт музей был в 1992 году.

Источники

1 Аксельрод В. И., Манькова А. А.: «Конюшенная площадь и Малая Конюшенная улица». Издательство «Центрполиграф», 2011 - 349 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"