Малый Эрмитаж

адрес
Дворцовая наб. 36
Миллионная ул. 37
АрхитекторВаллен-Деламот Ж. Б.; Фельтен Ю. М.; Стасов В. П.; Штакеншнейдер А. И.
годы постройки1762-1769; 1840-1844; 1850-1858
Малый Эрмитаж с Висячим садом

Здание Малого Эрмитажа расположено на участке между Дворцовой набережной и Миллионной улицей рядом с Зимним дворцом. В 1705-1706 годах на участке, который ныне занят южным павильоном Малого Эрмитажа, а также на соседней территории с востока от него, был построен деревянный дом вице-адмирала Крюйса. В 1719-1723 годах на месте северного павильона был построен новый каменный дом Крюйса, старый оказался в глубине двора [5].

Появление здесь другого здания обусловлено желанием Екатерины II пристроить к своей резиденции павильон с Висячим садом. В 1763 году соответствующий проект был составлен архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, в 1764 он начал реализовываться. В процессе строительства проект дорабатывался Ю. М. Фельтеном, который возводил южную часть Висячего сада. В 1765 году ему было велено в корпусе со стороны Миллионной улицы обустроить помещения для фаворита императрицы графа Г. Г. Орлова. Я. Штелин свидетельствовал:

"Рядом с новым императорским Зимним дворцом был сооружён висячий сад. Но среди лета, в отсутствие Двора, эта постройка была переделана. Открытый на юг фасад верхнего сада исчез, и на его месте поздней осенью было закончено сооружение каменного здания, отделанного снаружи в виде решётки и представляющего собой нечто совсем новое, а именно каменный трельяж. В начале осени очень много народа работало для ускорения строительства также по воскресеньям и праздничным дням. На следующий год каменный трельяж господина генерала Бецкого, как слишком французский, был опять разобран и дому придан другой, вполне естественный вид" [Цит. по: 4, с. 419].

В XVIII веке здание называли также по фамилии архитектора "Ламотовым павильоном". С Зимним дворцом Малый Эрмитаж связан специальным переходом по арке, сооружённом также Ю. М. Фельтеном. Висячий сад располагается на уровне второго этажа. В 1765 году вокруг него установили деревянную резную ограду. Живописец А. Перезинотти расписал её под натуру, из проволоки сделали древесные сучья, из меди - кленовые листья. Мастер И. Ф. Дункер выполнил из дерева плоды. В сентябре 1766 года для Малого Эрмитажа у А. Перезинотти за 2 000 рублей были приобретены выписанные им из Италии пять плафонов, у столярного мастера Фрейлиха - наборный паркет из разных сортов дерева за 400 рублей. Тогда же в садике поставили мраморные статуи "Скульптура" и "Пиктура" работы скульптора Фальконе.

К достройке северного павильона Малого Эрмитажа приступили после приказа Бецкого Конторе от строения Зимнего каменного дома в феврале 1767 года: "От Невы досталную часть саду и на Неву верхнее строение также с поспешанием исправлять" [Цит. по: 4, с. 420, 421]. Проект северного павильона исполнил Ж. Б. Валлен-Деламот. Исполнен вчерне он был уже к ноябрю 1767 года. Важно отметить, что современники особо отмечали зависимость фасада нового здания от его наполнения. Колонны на фасаде соседнего Зимнего дворца играют только декоративную роль, тогда как колонны северного павильона Малого Эрмитажа действительно несут на себе нагрузку антаблемента. О новом применённом здесь принципе архитектуры в ноябре 1767 года участвовавший в строительстве Игнацио Росси писал Бецкому:

Подъёмный стол в Малом Эрмитаже
"При Зимнем доме аранжереи фасад зделан был лутчим украшением и препорциею и Зимнему дому от Невы реки представляет великолепный вид... Внутреннее же расположение заимствует против наружности также и от величины фасада, почему в оказанной аранжереи зал с залою ж вашего высокопревосходительства точно и сходствовать не может" [Цит. по: 4, с. 421].

Фасад павильона украшали скульптуры Флоры и Помоны, олицетворяющие богатство растительного мира и земное плодородие [6, с. 269].

В примыкающем с севера к оранжерее зале Екатерина II в сентябре 1768 года приказала: "в новопостроенной при Зимнем доме оранжерее в эрмитаже сделать против царскосельского, чтоб два стола один за другим выходить могли, а в ненадобности пол задвигался" [Там же]. Приказ был выполнен вольными столярными мастерами Иоганом Цунфортом и Христофором Фрейтагом к следующему февралю. Так в Малом Эрмитаже были оборудованы подъёмные столы на шесть приборов, что позволяло императрице и её гостям принимать пищу без присутствия слуг. Это устройство подробно описал Беллерман:

"Столовая устроена так, что слуги находятся этажом ниже. Стол опускается, внизу накрывается и опять поднимается вверх. Гости имеют пред собой только край стола, вся остальная средняя часть опускается. Чтобы это отверстие было видно не слишком долго, сменяются два стола. В то время как едят с одного, слуги накрывают другой, который столь же хорошо, как первый, входит в находящуюся наверху раму и моментально сменяет его. А именно, они двигаются один мимо другого. Точно так же поступают с круглыми подносами, на которых поднимаются наверх напитки и другие письменно затребованные вещи. Всё приводится в движение с помощью колеса, по которому переступают несколько человек. Поскольку здесь не присутствуют слуги и можно кушать в одиночестве по собственному разумению, эта столовая поэтому называется "уединённое место" или "эрмитаж". От неё это название перенесено на всё здание" [Цит. по: 4, с. 421, 422].

В марте 1768 года Бецкой приказал приступить к возведению галереи со стороны Зимнего дворца. Вскоре была построена не только западная, но и восточная галерея. С южной стороны они объединились третьей. В январе 1769 года по требованию хранителя императорских коллекций живописи Л. К. Пфандцельта для установки в галереях картин было изготовлено до ста рам, готовых к золочению.

Строительство северного павильона было завершено в 1769 году. В его центре располагался двусветный зал, украшенный плафоном работы Стефано Торелли и статуями в углах. Между ним и висячим садом находилась оранжерея. Подъёмные столы находились в одном из помещений, примыкавших к залу и оранжерее с востока и запада.

В висячем саде высаживались на клумбах белые и алые розы. Вдоль всего пространства сада росли ряды берёз, подстригаемые в форме пирамид. Летом сад дополнялся экзотическими растениями, которые на зиму убирались в оранжерею.

Первый ужин Екатерины II в новых покоях состоялся 1 февраля 1769 года. Через неделю сюда был приглашён английский посол Чарльз Каткарт:

Малый Эрмитаж
"7-го числа, в Субботу... Ея Императорское Величество... в вечеру в 7-м часу соизволила прибыть во вновь построенный армитаж, куда приглашён был находящийся при Высочайшем дворе Полномочный Английский Посол с супругою, и приезд он имел в покои Его Сиятельства Графа Григорья Григорьевича Орлова, а из оных уже проходил и в армитаж. И до 10-ти часов Ея Императорское Величество соизволила во оном армитаже забавляться в карты, где и вечернее кушанье соизволила кушать с помянутым господином Послом и с супругою его, также и с прочими знатными обоего пола персонами, в 11-ти персонах; для онаго ж стола сервиз употреблялся золочёный; стол кончился в начале 12-го часа пред полуночью" [Цит. по: 4, с. 424].

Так здесь состоялось первое из "малых эрмитажных собраний", которые впоследствии дали название всему зданию - "Малый Эрмитаж". В парадных комнатах Малого Эрмитажа императрица принимала гостей. Здесь устраивались увеселительные вечера, придворные играли в различные игры, ставились пьесы написанные самой Екатериной. Она же составила специальные правила для гостей:

"1. Оставлять все чины вне дверей, равномерно как и шляпы, а наипаче шпаги. 2. Местничество и спесь, или тому что либо подобное, когда бы то случилось, оставлять у дверей. 3. Быть весёлым, однако ж ничего не портить, не ломать, и ничего не грызть. 4. Садиться, стоять, ходить, как заблагорассудится, не смотря ни на кого. 5. Говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих головы не заболели. 6. Спорить без сердца и горячности. 7. Не вздыхать и не зевать. 8. Во всяких затеях другим не препятствовать. 9. Кушать сладко и вкусно, а пить с умеренностью, дабы всякий мог найти ноги свои для выходу из дверей. 10. Сору из избы не выносить, а что войдёт в одно ухо, то бы вышло в другое прежде нежели выступит из дверей" [Цит. по: 4, с. 425].

Нарушителям последнего правила запрещалось посещение следующих вечеров.

Павильонный зал

Картины, скульптуры и другие предметы искусства собранные Екатериной II хранились в галереях Малого Эрмитажа. Это собрание положило начало коллекции самого известного музея в России. Сама идея создания музея пришла к Екатерине в покоях Малого Эрмитажа. В одном из писем она призналась что картинами вместе с ней могут любоваться разве что мыши, и что она желает исправить эту ситуацию. Впоследствии здесь был открыт музей и библиотека. Позже, когда места для коллекции стало не хватать, были построены Большой и Новый Эрмитаж.

Подъёмные столы просуществовали в Малом Эрмитаже до конца XVIII века, когда были разобраны за ненадобностью. В 1799 году кабинет "эрмитаж" был полностью переделан.

В 1840-1844 годах здание перестраивал архитектор В. П. Стасов. В 1850-1858 годах архитектор А. И. Штакеншнейдер переделывал интерьеры. На месте пяти небольших отдельных комнат Малого Эрмитажа им был создан новый зал. Он расположен в северном Павильонном корпусе, из-за чего получил такое же название - Павильонный зал. Окна с одной его стороны выходят на Неву, а с другой - в висячий сад.

По воспоминаниям князя Сергея Михайловича Волконского:

"Как красива в эрмитажном павильоне бальная зала, в мавританском стиле, белая с золотом. Бал в этом зале - одно из самых красивых зрелищ. Зал отделён колоннами от смежной гостиной, и над этими колоннами балкон, с которого можно обозревать обе комнаты - и танцующих на блестящем паркете, и гуляющих по мягкому малиновому ковру гостиной. Из гостиной - открытая дверь в зимний сад, в котором во время балов в спрятанных за зеленью клетках стрекотали канарейки..." [Цит. по: 2, с. 40]

Располагавшиеся в Малом Эрмитаже манеж и конюшни в 1931 году были сданы в аренду Кавалерийской школе ОСОАВИАХИМа. Другие помещения использовались как склады. К 1938 году почти все комнаты Малого Эрмитажа стали служить музейным целям [6, с. 247].

В Павильонном зале Малого Эрмитажа расположены музейные экспонаты, одним из которых являются знаменитые часы "Павлин".

Источники

1 Бузинов В. М.: «Дворцовая площадь : неформальный путеводитель». Издательство «Центрполиграф», 2006 - 301 стр.
2 Соловьёва Т. А.: «Дворцовая набережная». Издательство «Крига», 2005 - 176 стр.
3 Измозик В. С.: «Пешком по Миллионной». Издательство «Знание», 2004 - 200 стр.
4 Малиновский К. В.: «Санкт-Петербург XVIII века». Издательство «Крига», 2008 - 576 стр.
5 Шульц мл. С. С.: «Невская перспектива. От Адмиралтейства до Мойки». Издательство «Издательство Сергея Холодова», 2004 - 912 стр.
6 Веснин С., Мишин С.: «Дом Крюйса // Ленинградская панорама. - 1989. - №11. - С. 26-28». Издательство «», - стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"