Проспект Стачек

Кировский завод

История проспекта начинается с создания Петергофской дороги, вылетной магистрали из Петербурга в западном направлении. Начиналась дорога от Екатерингофа (двор Екатерины) - усадьбы жены Петра I Екатерины Алексеевны, там где сейчас проходит Лифляндская улица. Однако в XVIII веке дорога отступила на километр восточнее. Движение по ней значительно увеличилось, когда в 1771 году была учреждена суточная почта. Имелось в виду, что она в течении дня доставляла почту из Петербурга в Петергоф. От Нарвской заставы здесь проходил тракт, ведущий в Нарву и Ревель (г. Таллин). В 1780-е годы деревянные верстовые столбы заменены мраморными пирамидами проекта А. Ринальди, где указывалось число вёрст от почтамта. До наших дней дошёл один из них, рядом с Детским парком имени 9 Января.

Вдоль дороги строились усадьбы, к началу XIX века на ней располагалось 167 дач. На всём протяжении дорога проходила по зелёной местности и была очень красива. Бывавшие здесь иностранцы сравнивали её с дорогой от Парижа до Версаля. Один из усадебных дворцов того времени дошёл до наших дней - дворец Е. Р. Дашковой.

В районе жилгородка Кировского завода в 1761 году было завершено строительство графа К. Е. Сиверса по проекту Ф. Б. Растрелли. В конце века дворец перестроен И. Е. Старовым. Сейчас это Дом культуры "Кировец" (пр. Стачек, 158).

Вестибюль ст. м. Кировский завод

В начале Петергофской дороги в XVIII веке располагались деревни Волынская, Тентелевка, Емельяновка, Автово. В 1801 году в этот район из Кронштадта был переведён чугунолитейный завод. С 1868 года он стал называться по имени владельца - Путиловским. Именно здесь стали работать жители местных деревень. В 1870-е года Путиловский завод связали железной дорогой с другими заводами и основными железнодорожными магистралями. Тогда же через дорогу был сооружён мост.

Начинается проспект Стачек от одноименной площади. В 1920-1930-х годах здесь распланировали крупный общественный центр в который стала входить площадь Стачек, и новая - Кировская. В этом районе были построены жилые дома для рабочих Путиловского завода. По левую сторону от проспекта между площадями начинается Тракторная улица. На одной оси с ней расположен дом № 5 (1925-1927 года, архитектор А. С. Никольский). Это здание предназначалось для школы им. Х-летия Октября. Общий план этого здания напоминает серп и молот, политически верные в то время символы. В этой школе учились Зина Портнова и В. Ф. Белоусов, Герои Советского Союза, чьими именами названы улицы в Кировском районе. Гостями здесь были М. Горький и А. В. Луначарский. За школой от проспекта отходит проезд к дому №19 по улице Косинова, это первое лечебное учреждение построенное в Ленинграде после 1917 года, Нарвский профилакторий. Сейчас это городская больница. Далее проспект пересекает Кировскую площадь.

За Кировской площадью слева расположен Детский Парк им. 9 Января. Его заложили в 1 мая 1920 года в день первого коммунистического субботника.

пр. Стачек, 67

В 1923 году проспект получил существующее сейчас название. Оно напоминает о событиях трёх русских революций, начинавшихся именно с этой рабочей окраины города. В 1920-х годах для рабочих Кировского завода по проектам А. С. Никольского А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевского и Г. А. Симонова по проспекту были построены новые жилые дома (№33, 42).

В 1930-1935 годах по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского построено здание ДК им. И. И. Газа. В 1930-х годах началась застройка проспекта к югу от Кировской площади. Проект застройки района разрабатывали Н. Троцкий и Л. Ильин. Проект Троцкого предполагал полную перепланировку района, от него было решено отказаться. В дальнейшем в застройке придерживались плана главного архитектора города - Л. Ильина. В тоже время застраивался и район Автово. По проспекту Стачек в 1937-1941 годах был построен дом №82. В его создании под руководством А. А. Оля участвовали В. Ф. Белов, В. А. Каменский и Л. Е. Лесс. После Великой Отечественной Войны руководство застройкой этого района отошло В. А. Каменскому.

Во 1941-1944 годах за территорией Кировского завода начиналась фронтовая территория. На левой стороне проспекта за улицей Морской пехоты во время обороны Ленинграда сооружён дот, сохранившийся как памятник до наших дней. В 1951 году здесь установлен танк КВ-85.

пр. Стачек, 45

Заметным зданием является дом №28 с башней. Построен он в 1950-е годы по проекту В. А. Каменского и А. В. Модзалевского. Дома №32, 34 и 36 построены по проекту трёх архитекторов-женщин: В. А. Кардоковой, Г. Л. Ашрапян и О. С. Яковлевой. Здания несколько сузили проспект, на их месте ранее проходил тротуар.

В 1951-1952 годах был застроен район вдоль проспекта Стачек за улицей Зенитчиков. По проекту В. А. Каменского и Г. Л. Ашрапян были построены дома №67/1 и 67/3. В 1952 году квартал получил всесоюзную архитектурную премию.

В 1954 году по проекту В. Д. Кирхголиани старый железнодорожный мост был реконструирован в новый мост-виадук. В 1955 году была открыта первая линия Ленинградского метрополитена. Она связала центр города с Кировским районом. На трассе проспекта Стачек были открыты станции "Нарвская", "Кировский завод" и "Автово".

В 1955-1960 годы строились здания на Комсомольской площади. В 1962 году перед ДК Газа установили памятник-бюст И. И. Газа.

В 1961 году между Нарвским универмагом и школой Х-летия Октября был построен дом №1/3. В 1960-1961 годах построен дом №75 (проект В. А. Каменского и Н. З. Матусевича).

В 1966 году открыт Автобусный парк №5, располагавшийся тогда на самой окраине города. В 1950-х годах территория города проходила только до железнодорожный путей у станции Автово.

За Комсомольской площадью вдоль проспекта Стачек разбит сквер. Здесь в 1968 году был установлен памятник "Героическому комсомолу".

В 1999-2000 годах у проходной Кировского завода был построен новый выставочный зал. В 2003 году за станцией метро "Автово" был построен виадук через железнодорожные пути. С виадуком под проспектом был сооружён и подземный пешеходный переход.

Проспект Стачек, за пересекающим его проспектом Маршала Жукова, продолжается Петергофским шоссе.


Оцените статью

1 1 1 1 1 Рейтинг 0%
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"

Комментарии

Александр
29 марта 2012
Дом по адресу Стачек 82 построен после войны, автор путает с соседними - 80 и 84
Галина Николаевна
12 октября 2011
Не совсем представляю о каком доме идет речь. Если это здание напротив метро Кировский з-д и торцом выходит к пр.Стачек, то до революции там была школа для детей рабочих Путиловского з-да. Там, кстати, учился и Вася Алексеев, именем которого названа близлежащая улица. Что там было во время войны и перед войной не знаю. А в 60-70г.г ХХ в. там была больница или поликлиника от завода. Дело в том, что территория з-да до войны была значительно меньше и дом этот стоял далеко от з-да. По мере расширения з-да он оказался на заводской территории и стал ее частью. Если я о том доме говорю.
lesjaa
12 октября 2011
Здравствуйте, скажите пожалуйсто , в годы войны по адресу пр. Стачек, д. 47/49 был ведь жилой дом, а каким образом это здание стало заводом? спасибо за ответ!
Дмитрий
14 января 2011
"между Нарвским универмагом" - ошибка, речь идет о Кировском универмаге.
Галина Николаевна
17 марта 2009
Решетка вокруг парка 9 января до революции стояла возле Зимнего двоца со стороны Адмиралтейства. Автор ее знаменитый архитектор Мельцер. На международной промышленной выставке в Париже она завоевала первое место.
Галина Николаевна
17 марта 2009
После революции церковь закрыли и перестроили под клуб, а в 1951 г.разместили там райпромкомбинат. Когда стали устанавливать прессы наткнулись на чугунную плиту, прикрывавшую гробы. И, хотя на плите была соответствующая надпись, останки были уничтожены. Бывший хозяин завода не вызывал тогда уважения. Церковь сохранилось в сильно изуродованном виде и даже благодаря энтузиастам действует.
Галина Николаевна
17 марта 2009
Хозяин Путиловского завода Николай Иванович Путилов умирает в 1880 году. Согласно его завещанию, тело его, а затем его жены, было погребено на территории завода, на взморье с видом на морской канал, создателем которого он был. В 1900 г. напротив Путиловского завода, на углу современной улицы Возрождения, на средства рабочих была построена церковь. Храв возводился по проекту архитектора В.А.Косякова и был освящен во имя Николая Чудотворца и императрицы Александры. В 1907 г. останки четы Путиловых были перенесены в этот храм.

Добавить комментарий

Внимание! Из-за большого количества спама на сайте работает режим премодерации комментариев. С момента его создания до публикации на сайте может пройти несколько часов. Прошу отнестись к этому с пониманием.
Защитный код
Обновить