Ледокол "Красин"

Адрес
Лейтенанта Шмидта набережная
Автор
Ледокол Красин

Корабль, известный всему миру как ледокол "Красин", был спущен на воду в январе 1917 года. Он был построен в Англии по заказу российского Морского министерства при участии русских инженеров. Его первое имя - "Святогор".

Осенью 1917 года "Святогор" был отправлен в Архангельск. В связи с угрозой захвата Архангельска англичанами в 1918 году корабль был затоплен в фарватере Северной Двины. Англичане успешно его подняли, после чего "Святогор" под английским флагом базировался в Норвегии.

В 1921 году корабль был выкуплен Наркоматом внешней торговли РСФСР. Инициатива такой покупки исходила от советского полномочного представителя, государственного деятеля Леонида Борисовича Красина. Его именем ледокол и был назван в 1927 году.

Летом 1928 года ледокол "Красин" участвовал в спасении участников полёта дирижабля "Италия". На этом дирижабле полярный исследователь У. Нобиле собирался достичь Северного полюса, что закончилось падением во льды Арктики и спасательной экспедицией нескольких стран. Первой подошедшей к льдине с потерпевшими оказалась советская экспедиция на ледоколе "Красин". На обратном пути ледокол предотвратил гибель немецкого парохода "Монте-Сервантес" с 1818 пассажирами на борту, потерпевшего аварию при столкновении с айсбергом.

В конце 1920-х - 1930-х годах ледокол "Красин" обеспечивал судоходство на Балтийском и Белом морях, служил научно-исследовательским судном. Во время Великой Отечественной войны он участвовал в проводке конвоев, использовался как грузовое судно. В 1942 году ледокол "Красин" был в составе полярного конвоя PQ-15.

До 1952 года ледокол "Красин" оставался самым мощным в мире. В 1952-1959 годах он проходил модернизацию, до 1970-х годов работал в Арктике как научно-исследовательсткое судно и плавучая электростанция. В 1992 году корабль был передан Международному фонду истории науки в Санкт-Петербурге. К 1996 году был произведён ремонт, после чего ледокол "Красин" пришвартовался к причалу на набережной Лейтенанта Шмидта. В настоящее время статус корабля - филиал Музея мирового океана "ледокол "Красин".

    Биография ледокола "Красин":
  • 1916, 21 января - начало строительства ледокола
  • 1916, 1 октября - ледокол "Святогор" зачислен в списки военной флотилии Северного Ледовитого океана
  • 1917, 31 марта - на "Святогоре" поднят Андреевский флаг
  • 1918 - по распоряжению революционного правительства затоплен в устье Северной Двины, поднят англичанами, перешёл в собственность Великобритании, ходил под норвежским флагом
  • 1920 - арендован Советским правительством для спасения ледокола "Соловей Будимирович"
  • 1921 - выкуплен у британского правительства при участии Л. Б. Красина и А. Н. Крылова
  • 1927 - ледоколу присвоено новое имя "Красин"
  • 1922 - 1928 - работает на Балтике
  • 1928 - спасение экспедиции У. Нобиле (Италия) и пассажирского судна "Монте Сервантес" (Германия)
  • 1928 - 1934 - работает в Арктике
  • 1934 - участвует в спасении п/х "Челюскин"
  • 1937 - 1941 - производит ледовую проводку транспортных судов
  • 1941 - 1942 - из Владивостока пересекает Тихий океан, проходит Панамский канал, прибывает в порт Галифакс (Канада)
  • 1942 - следует в Рейкьявик (Исландия)
  • 1942 - в составе союзного конвоя из 20 судов PQ-15 приходит в Мурманск
  • 1942 - 1943 - производит ледовую проводку конвоев в Белом и Карском морях
  • 1943 - возвращается во Владивосток, завершая кругосветное плавание, начатое в 1941 году
  • 1943 - 1950 - работа в Восточном секторе Арктики
  • 1950 - 1956 - работает в Мурманском пароходстве
  • 1956 - 1959 - проходит модернизацию на верфи г. Висмара (ГДР)
  • 1959 - 1972 - осуществляет ледовую проводку транспортных судов по Северному морскому пути
  • 1972 - 1989 - передан Министерству геологии СССР, обеспечивает работу научно-исследовательских экспедиций в Арктике
  • 1992 - присвоен статус памятника истории государственного значения "Красин"
  • 1995 - открыта первая музейная экспозиция
  • 2004, 10 февраля - переданна баланс Музея Мирового океана, организован Филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге "Ледокол "Красин"
  • 2007, 31 марта - на ледоколе вновь поднят Андреевский флаг
  • 2008 - 80 лет со дня спасения экспедиции У. Нобиле и триумфального возвращения в Ленинград
    Тактико-технические характеристики:
  • Тип: линейный ледокол
  • Название: "Красин"
  • Место постройки: г. Ньюкасл, Англия, верфь "Армстронг, Витворд и К"
  • Длина, ширина: 99,8 м, 21,8 м
  • Осадка: в грузу/без груза 7/9 м
  • Водоизмещение: стационарное/полное 8330/10200 тонн
  • Скорость: максимальная/экономичная 16/15 узлов
  • Дальность плавания: 6800 миль
  • Энергетические средства: 10000 л.с. - 3 ПМ х 3350 л.с.
  • Экипаж всего: 112 человек
  • Автономность: 56 суток
  • Запас топлива: 2993 тонн

Оцените статью

1 1 1 1 1 Рейтинг 0%
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"

Комментарии

Людмила
18 ноября 2013
Всем здравствуйте! Я была на Ледоколе "Красин" в день его 96 годовщины - 31 марта 2013 года. Я снимала видео как поднимали Андреевский флаг, меня провели по всему "Красину", рассказали о его походе во время спасения экспедиции У. Нобиле в 1928 г. Я спускалась во "внутренности" ледокола, увидела всё своими глазами и всё время снимала на видео. А потом смонтировала, добавила музыку и получился замечательный фильм об этом легендарном ледоколе. Мой фильм скопировали капитан, директор музея, и другие моряки, которые сейчас несут службу на ледоколе-музее - мой фильм им понравился. Так же, я побывала и в Котке на ледоколе "Тармо" - порадовало, что там висит фотография нашего ледокола "Красин" - значит, знают финны и помнят... А насчёт приведений - ерунда, по крайней мере я их там не видела, хоть и заглянула во все уголки судна.
Mike Hewitt G4AYO
18 января 2012
Please can you tell me the radio callsign(s) of the Krasin?

Callsign of the Chelyuskin was RAEM.

очень спсибо!

73 Mike/G4AYO
Алексей
23 июня 2010
В Таллине тоже есть ледокол Суур-Тыыл, вроде как ровесник "Красину". А насчет призрака, строился то он в Англии, наверняка там им и обзавелся.
Kapral
04 марта 2010
Если уж говорить точно, то "Святогор/Красин"- старейший арктический ледокол.
"Тармо" - портовый.
В РФ есть и ледокол-музей "Ангара" - речной ледокол.
Атомоход "Ленин" - тоже музей, не полностью, но музей.
Roobit
21 февраля 2010
"Это единственный в мире ледокол-музей."
Это не правда. Даже недалеко от Петербурга, в Котке (Финляндия) есть ледокол-музей (Тармо, постройки 1907 года, самый старый ледокол в мире, кстати - и самый старый ледокол музей). Ледоколов-музеев несколько - от Швеции до Канады. Так что правильнее сказать, это единственный ледокол-музей в РФ.
Татьяна
14 февраля 2010
Говорят в машинном отделении ледокола появляется белое облако - местный призрак. Иногда грохочет там чем-нибудь. Хозяйничает в общем
Кисуля
14 февраля 2010
А что за легенда про призрака?=)
Татьяна
19 октября 2009
Была на этом ледоколе. Впечатляет его героическая история. Рассказали легенду о живущем в машинном отделении призраке

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить