Тучков мост

Адрес
Малая Нева
Тучков мост

Первый мост, соединяющий Васильевский остров и Петроградскую сторону через Малую Неву, был построен в 1758 году и назван Никольским. Это была наплавная плашкоутная переправа, которая в мелководной части крепилась на сваи. Её оконечность со стороны Петроградского острова проходила через остров Тучков Буян и отделявший его проток, также крепилась на сваях. Никольский мост был самым длинным петербургским мостом XVIII века, его длина составляла 890 метров.

Строительство этого моста велось Компанией, в которую входили четыре купца. За эту работу они получили "в вечное и потомственное содержание" несколько мостов в Санкт-Петербурге. Возглавлял Компанию лесопромышленник Авраам Тучков, владевший находившимися по соседству складами древесины. По его имени позже была названа переправа. Также существует версия, что мост носит имя строившего его инженера - А. В. Тучкова.

В 1833-1835 году Тучков мост был перестроен в деревянную многопролётную переправу на свайных основаниях с двукрылым разводным пролётом. В 1850 году у моста на правом берегу стали делать насыпь для устройства парка, но из-за начавшейся войны эти работы не были завершены.

К концу XIX века Тучков мост стал требовать капитального ремонта. Газета "Петербургский листок" от 26 сентября 1899 года писала:

«Состояние мостов через реки и каналы все еще тревожит управу, и она продолжает входить с различными представлениями о переустройстве и капитальном ремонте то того, то другого из заподозренных в неблагополучии мостов. Очередь дошла и до Тучкова моста... не только он сам требует больших переделок, но необходимо расширить и укрепить ту дамбу, в которую он упирается. Всего же на перестройку моста управа просит Думу ассигновать 112 500 рублей и на уширение дамбы — 25 500 рублей» [Цит. по: 1, с. 49].
Тучков мост

Газета "Новое время" от 26 октября 1908 года писала:

«Полицейским обходом была обнаружена под Тучковым мостом приютившаяся там компания из шести человек детей в возрасте от 8 до 12 лет. Дети расположились под мостом на ночлег, натаскивая себе для постели старых рогож и сухих листьев. При опросе несчастных оказалось, что за исключением только одного, дети местожительства своих родителей не знают и занимаются нищенством. Один мальчик передан полициею своим родителям, которые вместе с тем привлекаются к ответственности. Остальные дети переданы в Комитет по призрению нищих...» [Там же].

В советское время Тучков мост собирались переименовать. Но в правительственные круги пустили мнение, что переправа на самом деле названа в честь одного из героев войны 1812 года. Благодаря этому мост не был переименован.

В 1948 году деревянные пролётные строения были заменены металлическими конструкциями. К 1960 году Тучков мост имел 20 пролётов, из которых один был разводным и два - судоходными. Его длина составляла 257 метров, ширина - 19 метров.

Новый Тучков мост был построен в 1962-1965 годах по проекту инженеров В. В, Демченко, Б. Б. Левина и архитекторов П. А. Арешева, Л. А. Носкова. Его длина теперь составляет 226,2 метров, а ширина - 36 метров. В период его строительства существовала временная деревянная переправа. При строительстве моста Тучкова дамба была расширена за счёт засыпки части русла реки Ждановки. Набережная Макарова была расширена на 42 метра, за счёт чего удалось создать небольшую предмостную площадь.

Источники

1 Антонов Б. И.: «Мосты Санкт-Петербурга». Издательство «Глагол», 2002 - 192 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"