Большой Конюшенный мост

Адрес
Мойка
Конюшенный мост через Мойку у Мошкова переулка

Первый мост через Мойку между современными Мошковым и Конюшенным переулками был построен в 1753 году. Он представлял из себя деревянную переправу, созданную по типовому для того времени проекту инженера Германа ван Болеса. Мост имел разводной средний пролёт для провода мачтовых судов. Его опоры были обшиты деревом и выкрашены "под камень". Благодаря располагающейся рядом Греческой слободе он стал называться Греческим.

Весной 1827 года началось проектирование нового моста. Император Николай I пожелал видеть здесь "...всю возможную прочность и всю возможную красивость..." Инженерами Адамом и Треттером был создан проект металлической переправы с каменными устоями. Е. А. Адам и Г. М. Треттер выполняли свои самостоятельные проекты, заказанные им почти одновременно. В итоге 15 сентября 1827 года был принят проект Адама, но и после этого инженером несколько раз разрабатывались другие проекты сооружения моста. Из-за многочисленных пересмотров проекта сооружение переправы затянулось на полтора года. Строительные работы были начаты 1 апреля, движение по новому Большому Конюшенному мосту было открыто 6 декабря 1828 года.

При строительстве Большого Конюшенного моста были использованы уже готовые тюбинги, предназначавшиеся изначально для строительства Мало-Конюшенного моста. Инженером П. П. Базеном в проект было внесено изменение, позволившее уменьшить массу мостовых строений: в боковых плоскостях тюбингов были выполнены отверстия эллиптической формы.

Большой Конюшенный мост

Название переправе было дано по находящемуся на берегу Мойки Конюшенному двору. Е. А. Адам так описал результат произведённых работ:

"...быки составлены из старых камней от ломки набережных и остатков прежних работ по Суворовскому мосту, но был произведен подбор их по цвету и по высоте... Что касается до внешних узоров — карнизов, фризов, кронштейнов, решеток и пр., то справедливость требует, чтобы я засвидетельствовал... отличное искусство, с которым оные отлиты в казенном литейном заводе..." [Цит. по: 1, с. 60]

В 1935 году возникла необходимость в капитальном ремонте Большого Конюшенного моста. По проекту инженеров М. И. Жданова и А. Д. Саперштейна над чугунным перекрытием был создан железобетонный свод, который снял со старой конструкции большую нагрузку. Благодаря этому Большой Конюшенный мост сохранил свои богато украшенные чугунные конструкции. В 1951 году под руководством архитектора А. Л. Ротача проводилась реставрация оригинальных фонарей и перил. Последняя реставрация переправы прошла в 2000 году.

Длина Большого Конюшенного моста составляет 28,8 метров, ширина - 11,61 метров.

Источники

1 Зуев Г. И.: «Течёт река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта». Издательство «Центрполиграф», 2012 - 640 стр.
2 Антонов Б. И.: «Мосты Санкт-Петербурга». Издательство «Глагол», 2002 - 192 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"