Биржевой мост

Адрес
Малая Нева
Биржевой мост

Строительство моста через Малую Неву около стрелки Васильевского острова до конца XIX века не было возможным из-за существования рядом на берегу Малой Невы Торгового порта. Мост мешал бы проходу судов. После перевода в 1885 году порта на Гутуевский остров возведению моста ничто не мешало.

Первый деревянный мост здесь был построен в 1894 году по проекту инженера Н. М. Мазурова. Предлагалось назвать его именем Петра Великого. Но Городская дума решила, что малый мост на соответствует величию императора [2, с. 101]. Переправу назвали скромнее - Биржевой мост, по располагающемуся рядом зданию Биржи. Это была деревянная 25-пролётная переправа длиной 328 метров, шириной 21,4 метра, с разводным 14-метровым разводным пролётом в центре. Трасса деревянного Биржевого моста пролегала по оси Зоологического переулка.

О строительстве здесь нового постоянного моста стали говорить в 1914 году. Планировалось возвести его на 70 метров ниже по течению Малой Невы. Из-за начала Первой Мировой войны это не было сделано.

В 1917 году Биржевой мост был капитально отремонтирован, после чего его передали в ведение Городской управы. В 1918 году его переименовали в мост Строителей. Следующие ремонты деревянной переправы осуществлялись в 1930 и 1947 годах. Во время последнего из этих ремонтов его сузили до 18,1 метров.

К середине XX века пропускная способность моста Строителей перестала соответствовать возросшей транспортной нагрузке. Кроме того, весной 1957 года переправа была повреждена ледоходом. Было принято решение о строительстве нового постоянного моста.

Такой мост был построен в 1960 году по проекту инженеров В. В. Демченко и Б. Б. Левина, архитекторов Л. А. Носкова и П. А. Арешева. Он был сооружён на 70 метров ниже прежнего деревянного, как и предлагалось ранее. Новая трасса моста соответствовала скорректированной планировке всего этого района. Изменилась линия берега стрелки Васильевского острова. Была перестроена начинающаяся у моста набережная Макарова. За счёт засыпки мелководного участка Невы на пересечении Мытнинской набережной и проспекта Добролюбова была создана небольшая предмостная площадь. Мост Строителей вместе с Дворцовым мостом составил единую симметричную относительно стрелки Васильевского острова композицию.

Длина новой переправы составила 239 метров, а ширина - 27 метров.

В 1989 году мосту вернули прежнее название - Биржевой мост.

Источники

1 Антонов Б. И.: «Мосты Санкт-Петербурга». Издательство «Глагол», 2002 - 192 стр.
2 Канн П. Я.: «Стрелка Васильевского острова». Издательство «Лениздат», 1973 - 144 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"