Мост Белинского (Симеоновский)

Адрес
Фонтанка
Симеоновский мост через Фонтанку

Первый мост через Фонтанку в створе современной улицы Белинского начал возводиться одновременно с соседней каменной Симеоновской церковью в 1731 году. Изначально его хотели сделать полностью наплавным. Но судя по доношению архитектора М. Г. Земцова и инженера Германа ван Болеса наплавным он стал только в центральной части. Из-за низкого уровня воды вместо шести барок здесь использовали только три, тогда как со стороны берегов появились мостовые пролёты на свайных основаниях.

Уже в апреле 1732 года все три барки утонули, из-за чего в августе было решено забить в реку новые сваи и положить по ним постоянное перекрытие с повышением в центре для возможности прохода небольших лодок. Окончательно мост был достроен к декабрю. Через три года переправа потребовала ремонта. К январю 1736 года ван Болес докладывал, что по приказу Канцелярии от строений:

"велено против церкви святого и праведного Симеона Богоприимца и святыя Анны пророчицы чрез Фантанную речку мост посредине проход за ускостию переделать ибо в летнее время всякие суда проходят весма плохо, отчего де и сваи многие подрублены; того б ради розломав длиною на четырнатцать сажен и вновь зделать помянутую средину с мачтовым проходом шире на сажен, старых свай один ряд вытаскав вон и вместо оных побить новые, в другой ряд шесть свай, на оные покласть брусья, поверх оных положить длинные брёвна и намостить барочными досками в длину и поперёг, на низу в средине подвесть кокоры и прибить гвоздьми, в мачтовом проходе зделать затворы, прибить ко оным петли и колца и к тому строению потребно материалов, а имянно брёвен длиною семисаженных толщиною семи и осми вершков четырнатцать, длиною четырёхсаженных толщиною пяти и шести вершков восемь... железа на болты семь пуд выбрав от старого подъёмного мосту от еловой рощи отобранного железа переправлять" [Цит. по: 1, с. 398].

Таким образом, здесь появился мост с мачтовым проёмом. По умолчанию этот проём закрывался щитом, а при необходимости проводки мачтового судна щит отодвигался.

Мост Белинского

Спустя всего четыре года Канцелярия от строений вновь констатировала ветхость Симеоновского моста. Историк К. В. Малиновский в книге "Санкт-Петербург XVIII века" пишет, что реконструкция переправы проводилась в 1750 году, но скорее всего здесь в книгу вкралась опечатка. Ремонт моста требовался в том числе из-за близости Летнего дворца Елизаветы Петровны. Значит переправа не могла целое десятилетие оставаться без ремонта. Вероятнее всего в июне именно 1740 года ван Болес подал в Канцелярию рапорт, в котором изложил особенности проводимых работ:

"длиною на осмидесяти саженях и по длине оной побить круглые сваи на каждой сажени по одному ряду, шириною свая от сваи на полсажени и со обоих сторон також и в дугах обшить досками и раскрасить пристойными красками. На сваи насадить брусья и на них продолные и паки поперечные вместо пластин брусья ж и сверх оных брусьев наслать в один ряд барочными досками, потом верхние и нижние на перила брусья отобрав столярную работою и с тумбами и на них точёные вазы поставить против приложенного чертежа" [Цит. по: 1, с. 399].

Следующая реконструкция Симеоновского моста состоялась в 1785 году по проекту архитектора Перроне. У нового сооружения стало три пролёта. Опоры моста и боковые пролёты построили из камня, а средний разводной пролёт - из дерева. На быках моста находились гранитные башни с разводными механизмами. Симеоновский мост стал первым из семи однотипных мостов через Фонтанку.

В 1859 году деревянный пролёт был заменён гранитным, башни с разводными механизмами ликвидировали. В 1890 году для расширения проезжей части тротуары разместили на кронштейнах, укреплённых по бокам основной конструкции. Симеоновский мост стал единственным из перестроенных мостов через Фонтанку, сохранивший очертания своих пролётов.

6 октября 1923 года мост переименовали в мост Белинского. Новое название переправе было дано в память о литературном критике, жившем неподалёку (наб. р. Фонтанки, дома №17 и 40).

В 1988 году была предпринята попытка вернуть мосту Белинского прежний исторический облик: восстановить гранитные башни, старинные перила и светильники. Однако дальше разработки проекта дело не пошло.

В 1999 году проходила капитальная реставрация моста Белинского.

Длина моста Белинского составляет 56 метров, ширина - 19,06 метров.

Источники

1 Антонов Б. И.: «Мосты Санкт-Петербурга». Издательство «Глагол», 2002 - 192 стр.
2 Малиновский К. В.: «Санкт-Петербург XVIII века». Издательство «Крига», 2008 - 576 стр.
Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"