Мост Александра Невского соединяет правобережный район Санкт-Петербурга с центром города. Его положение между Заневским и Невским проспектами было определено ещё в планах развития города первой половины XX века. Он стал необходим для развития района Малой Охты и других прилегающий территорий. Мост соединил Малую Охту с Васильевским островом посредством трассы Невского проспекта и Дворцового моста.
Перед началом строительства существенно изменил свой облик левый берег Невы. Здесь была создана площадь Александра Невского, для чего были снесены находящиеся на берегу реки кирпичные амбары-зернохранилища и некоторые жилые здания.
Несмотря на сложившуюся практику, проектировать мост было поручено сразу нескольким организациям. В 1959 году был объявлен закрытый конкурс на решение важной градостроительной задачи, которой являлось возведение моста через Неву от площади Александра Невского. В результате было получено несколько проектов, однако полностью жюри ни один из них не удовлетворил. Было решено позволить доработать проекты моста и транспортных развязок двум разным организациям. Руководил проектированием моста инженер А. С. Евдонин, авторами архитектурной части проекта стали архитекторы А. В. Жук, С. Г. Майофис и Ю. И. Синица. Авторы проекта подходов к мосту и туннелей транспортных развязок - инженеры Ленгипроинжпроекта Ю. П. Бойко, А. Д. Гутцайт, Г. С. Осокина. Строительный работы начались в 1960 году.
При строительстве были применены ряд новых технологий. Впервые на 35-метровую глубину зарывали железобетонные оболочки для речных опор. Впервые в конструкции переправы были использованы ванты - натянутые в полых железобетонных конструкциях тросы. Сила их натяжения регулируется специальными приборами с учётом температуры воздуха. В жаркую погоду натяжение ослабевает, в мороз усиливается. Ещё одной особенностью стала конструкция пролётных строений. Они были решены в форме растянутой буквы V, которая ставилась на речной устой. Собирали их на берегу, общий вес каждой такой конструкции составил свыше пяти тысяч тонн.
Внутри пандусов моста Александра Невского создали парковку на 230 машин.
В период строительства мост называли Старо-Невским. 15 мая 1965 года ему дали существующее сейчас название - мост Александра Невского. 1 ноября мост был испытан на прочность проездом по нему группы боевых танков. Для движения мост Александра Невского открыли 5 ноября 1965 года, к 48-й годовщине Октябрьской революции.
До постройки Большого Обуховского моста эта переправа была самой длинной в городе. Длина моста Александра Невского составила 629 метров, а вместе с пандусами - 905,7 метров. Его ширина - 35 метров. Гидропривод обеспечивает подъём 25-метровых крыльев за две минуты.
Несмотря на то что мост строился с применением передовых технологий, его качество оказалось далёким от идеала. Гидроизоляция была выполнена из стекловаты, которая стала растворяться в битуме. Ванты, смазанные пушечным маслом, стали быстро ржаветь и уже через 2 года после начала эксплуатации 56 из них лопнуло. Реконструкция моста тогда произведена не была, а в 1987 году в Неву рухнул 17-тонный противовес разводного пролёта. Из-за этого горожанам пришлось некоторое время переправляться через Неву на пароходике.
Капитальный ремонт разводной и стационарных частей переправы и прилегающих стенок набережных выполнялся с 10 декабря 2000 года по апрель 2001 года. В конструкции моста были заменены 12 километров вантов, вся гидроизоляция. Работы, которыми руководил инженер В. Г. Павлов, проводились по проекту инженера А. А. Журдина. В 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга была выполнена подсветка моста 500 светильниками и 8 прожекторами.