Путеводитель по Невскому проспекту. 1. От Адмиралтейства до канала Грибоедова

PDF-версия путеводителя
(26Мб)

Длина маршрута: 1,75 км.

Места для посещения: Строгановский дворец, Казанский собор.

Достопримечательности на маршруте:

При клике по карте откроется интерактивная google-карта в новой вкладке браузера:

Карта прогулки по Невскому проспекту
  1. Невский проспект. Дом №1
  2. Дом Вавельберга (№7-9)
  3. Дом №6
  4. Дом №8
  5. Дом №10
  6. Блокадная надпись. Дом №14
  7. Дом Чичерина (Елисеевых)
  8. Дом Котоминых (№18)
  9. Голландская церковь
  10. Дом Мертенса (№21)
  11. Строгановский дворец
  12. Немецкая церковь святого Петра
  13. Дом немецкой церкви (№22)
  14. Дом немецкой церкви (№24)
  15. Невский Атриум (№25)
  16. Дом №26
  17. Дом Зингера (Дом книги)
  18. Казанский собор
  19. Торговый центр "Тщеславие"
  20. Банковский мост

Невский проспект

Невский проспект – главная и одна из самых старых магистралей Санкт-Петербурга. На карте города она появилась уже в 1710-1712 годах в качестве дороги, соединяющей Адмиралтейство и Александро-Невский монастырь.

Существует легенда, которая гласит о том, что Пётр I желал сделать Невский проспект прямым как стрела. Собственно говоря, само слово «проспект» получилось из слова «першпектива», что обозначает прямую без поворотов улицу. По этой легенде строители ошиблись, в результате чего получился излом в районе площади Восстания. Пётр I был так разгневан, что высек рабочих на месте этого поворота.

На самом деле эта история не имеет ничего общего с правдой. В 1710 году была проложена магистраль от Адмиралтейства только до старого Новгородского тракта, который проходил по трассе современного Лиговского проспекта. Её назвали Большая першпектива. А спустя два года был основан Александро-Невский монастырь, который тогда же соединили другой дорогой с Новгородским трактом. Вот она то и стала Невской першпективой. И только в 1737 году их объединили в одну магистраль с общим названием. Таким образом, Невский проспект берёт название от монастыря (ныне лавры), монастырь от имени святого князя Александра Невского, а вот он уже от реки Невы.

Банки на Невском проспекте

Изначально Невский проспект был обыкновенной въездной дорогой в город. Но постепенно Петербург рос. Граница города отодвигалась дальше от Мойки к Фонтанке, затем и за неё. К концу XIX века начальные кварталы Невского стали деловым центром города. Здесь обосновались офисы крупнейших банков. Это было обусловлено близостью к министерству финансов, работающему в здании Главного штаба на Дворцовой площади. Тогда, когда интернет ещё не был придуман, а телефонизация только началась, было критически важно находиться физически близко к центру принятия решений.

Невский пр., 1. Здание Санкт-Петербургского частного коммерческого банка
Невский пр., 1. Здание Санкт-Петербургского частного коммерческого банка

Именно поэтому здесь, в начале Невского проспекта так много банков. Вот дом №1 – здание Санкт-Петербургского частного коммерческого банка (1). Оно построено в 1910-1911 годах для самого первого частного банка России, основанного ещё в 1864 году. А в XVIII-XIX веках много десятилетий здесь работал отель «Лондон», один из главных петербургских отелей того времени.

Невский пр. 7-9. Дом Вавельберга
Невский пр. 7-9. Дом Вавельберга

Дом №7-9 – банкирский дом Вавельбергов (2), обосновавшийся здесь в 1911-1912 годах. Это массивное тёмное здание, полностью облицованное гранитом, буквально задавило перекрёсток Невского проспекта и Малой Морской улицы. Так строили банки в начале XX века. Такие здания символизировали надёжность, устойчивость. В отличие от современных стеклянных банковских офисов, олицетворяющих прозрачность и открытость для клиентов.

Говорят, что когда банкир Вавельберг принимал у строителей это здание, он долго ходил по дому, искал недостатки. Он сделал лишь одно замечание, заметив на входной табличке надпись «Толкать от себя». Он попросил её переделать, так как его принципом было «Тянуть к себе».

Гербы Вавельбергов и Медичи
Гербы Вавельбергов (слева) и Медичи (справа)

Если посмотреть на дом со стороны Малой Морской улицы, то на уровне четвёртого этажа можно увидеть фамильный герб Вавельбергов. Некоторыми деталями он похож на герб итальянского семейства Медичи, с которыми, по всей видимости, выходцы из польских евреев Вавельберги себя сопоставляли. На щите герба Вавельбергов три шара - по количеству братьев. Основатель династии был врачом, поэтому считается, что шары – это «пилюли». У Медичи, предки которых тоже были медиками, на гербе пять шаров.

Первые два этажа дома Вавельбергов предназначались под офисы. Верхние три – жилые, большую часть которых занимала квартира владельцев банка. Жить и работать в одном доме – очень удобно.

Дома №6-14

Пока вы стоите на углу Невского и Малой Морской посмотрите на дом №6 (3). Здесь в начале XIX века жил друг Пушкина Сергей Соболевский.

Сергей Александрович Соболевский
Сергей Александрович Соболевский

Он был известен среди современников острыми эпиграммами. Так Марии Сергеевне Неклюдовой он посвятил такие строки: "Создав огромных пару глаз, Бог к ним потом приделал Вас". Соболевскому неоднократно удавалось отговаривать Пушкина от дуэлей. Наверняка, он мог бы отговорить товарища и в феврале 1837 года, но тогда не был в Петербурге. А перед этим, летом 1836 года, пока семья Соболевского жила на даче, в его квартире до переезда в служебное жильё, обитал ставший знаменитым благодаря картине "Последний день Помпеи" художник Карл Брюллов.

Невский пр. 8
Невский пр. 8

Над витринами первого этажа соседнего дома №8 (4) висит сделанная под старину вывеска «Лавка художника». Это одно из петербургских торговых заведений, не менявших свой профиль ещё с дореволюционной эпохи. Оно появилось ещё в 1908 году, и с того времени здесь можно приобрести картины профессоров и студентов Академии художеств. Чем не отличный запоминающийся сувенир из Санкт-Петербурга? Кстати, цены на картины тут самые разные, в том числе и вполне себе демократичные.

Перед «Лавкой художника» в первом этаже дома №8 долгое время работал фирменный магазин «Сан-Галли». Когда-то этот бренд был всемирно известен. Чугунно-литейное производства Франца Карловича Сан-Галли, располагавшееся на Лиговском проспекте, поставляло свою продукцию во многие страны. Именно на этом предприятии была изобретена чугунная батарея для водяного отопления помещений.

Невский пр. 10
Невский пр. 10

Следующий дом №10 (5) – редкий пример дома, сохранившего свой фасад с момента своей постройки в 1760-х годах. Все другие здания на Невском рано или поздно меняли свой облик. Лишь Строгановский дворец, о котором пойдёт речь далее, за исключением некоторых деталей, может похвастаться тем же. Но тот является представителем стиля барокко, тогда как тут перед нами строгий классицизм.

Орест Эдуардович Веймар
Орест Эдуардович Веймар

Самым известным обитателем дома №10 является Орест Эдуардович Веймар. Известный врач-ортопед организовал здесь свою клинику, услугами которой пользовались самые разные слои населения. Орест Эдуардович был видным благотворителем, лечил за свой счёт бедных петербуржцев, сам из своего кармана оплачивал их лекарства. Был героем русско-турецкой войны, возглавлял военно-полевой госпиталь цесаревны Марии Фёдоровны. На этой почве он был обласкан властями, награждён несколькими орденами.

А когда стало известно, что Орест попал под арест с обвинением в терроризме – общественность была в шоке. Оказалось, что горячо любимый императором врач прятал у себя Веру Засулич, стрелявшую в градоначальника Трепова. Он же покупал оружие, из которого народоволец Соловьёв стрелял в Александра II на Дворцовой площади. Когда Соловьёва поймали и изъяли у него орудие покушения, то по номеру «ствола» определили место его продажи. А там следователям рассказали о покупателе.

В 1881 году Ореста Веймара сослали на каторгу в Сибирь на 10 лет. Когда спустя несколько лет к нему приезжали с предложением о покаянии и возвращении в Санкт-Петербург, он утверждал, что и теперь сделал бы тоже самое – убил царя. До освобождения Веймар не дожил, скончавшись в 1885 году.

Невский пр. 14
Невский пр. 14

Дом №12 - банк «Юнкер и К», также построенный в начале 1910-х годов. На месте соседнего дома №14 (6) так же должны были построить банк. Старый доходный дом к 1914 году успели разобрать, но с началом Первой мировой войны строительство было заморожено. А после 1917 года банку здесь уже не суждено было появиться. Зато в 1939 году здесь открыли школу. Лицевой корпус был возведён всего за 53 дня по новаторской технологии. Правда, дом №14 более известен другим. Именно на его фасаде в 1960-х годах была воссоздана надпись: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!».

Блокадная надпись
Невский пр. 14, блокадная надпись

Действительно, именно солнечная сторона Невского проспекта во время блокады была наиболее опасна. Дело в том, что окружавшие Ленинград с севера финны город не бомбили. А вот немцы с юга его обстреливали регулярно. Траектория снарядов получалась таковой, что они, летев с юга на север, ложились именно на северную сторону улиц.

Дом Чичерина (Елисеевых)

Пройдём немного вперёд – на перекрёсток Невского проспекта и Большой Морской улицы. Участок домов №13 и 15 по Невскому проспекту в середине XVIII века занимал временный Зимний дворец, сооружённый для того, чтобы императрице Елизавете Петровне было где жить во время строительство Зимнего дворца на Дворцовой площади. Этот временный Зимний дворец интересен также тем, что имеющийся при нём театр стал первым профессиональным театром в России. Не зря на афишах Александринского театра, который считает себя его преемником, указано: «Основан в 1756 году».

Временный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны
Временный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны

Пока здесь жила Елизавета Петровна, по Невскому проспекту запрещалось носить покойников. Она так их боялась, что издала такой специальный указ. Однажды заболевшего князя Чеглокова отправили из дворца восвояси, чтобы он ненароком здесь же не умер. А когда во временном Зимнем дворце 25 декабря 1761 года скончалась сама Елизавета, то в её гардеробе обнаружили несколько тысяч платьев. По разным источникам - от трёх до 15 тысяч. Дочь Петра не носила два раза одно и то же платье. Не повторялась она и в смысле места своего ночлега. Боязнь дворцовых переворотов вынуждала императрицу спать каждый раз в новом помещении. Прислуга ежедневно перетаскивала её кровать из одной комнаты в другую. А перед самим сном особо приближённые к ней дамы были обязаны чесать Елизавете пятки.

Невский пр. 15
Невский пр. 15

После сноса Временного Зимнего дворца на углу Невского и Мойки для петербургского генерал-полицмейстера Николая Ивановича Чичерина был построен новый дом (7). Когда им владел князь Куракин, здесь начал свою деловую карьеру видный государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский. В пушкинскую эпоху тут работал ресторан «Талон». В Евгении Онегине читаем: «В Талон помчался! Он уверен, что там уж ждёт его Каверин». Отсюда же из России в Персию уехал Александр Сергеевич Грибоедов, где впоследствии был жестоко убит. Последний дореволюционный владелец здания – Степан Григорьевич Елисеев, один из владельцев Елисеевского магазина на Невском.

В 1920-е годы в доме №15 обосновался Дом Искусств, где давали жильё многим петроградским писателям. Александр Грин именно здесь написал «Алые паруса». Сюда на встречу с петроградскими писателями приезжал Герберт Уэллс. Здесь был арестован Николай Гумилёв. Жизнь в "ДИСКе", как для простоты называли это заведение, описала Ольга Форш в романе «Сумасшедший корабль».

В те же годы тут работал кинотеатр «Светлая лента». В нём показывали чёрно-белые немые фильмы, а тапёром несколько месяцев работал студент ленинградской консерватории Дима Шостакович. Говорят, что его уволили за то, что он играл не то, что полагается по сценарию, а то, что сам сочинил перед этим. Позже место «Светлой ленты» занял кинотеатр «Баррикада».

Дом Котоминых (№18)

Невский пр. 18. Дом Котоминых
Невский пр. 18. Дом Котоминых

На другой стороне Невского проспекта стоит дом №18, известный как дом купцов Котоминых (8). Эти выходцы из ярославских крестьян помогли своим землякам Елисеевым. Именно напротив окон дома Котоминых Елисеевы начали свой бизнес, продавая с лотков диковинные фрукты. Затем они сняли здесь лавку, ставшую их первым магазином, где они торговали колониальными товарами.

На другой стороне этого дома есть одно из самых известных и старых петербургских заведений. Совсем чуть-чуть пройдём в сторону Мойки. Обратите внимание на «Литературное кафе», вход в которое находится в нише за решёткой. Пройдите туда – вы увидите прозрачный саркофаг, в который помещена… ступень. Гранитная ступень, которая должна быть у входа в дом. А в окне напротив сидит фигура Александра Сергеевича Пушкина.

Дело в том, что ступень эта была найдена на своём историческом месте при реконструкции тротуаров Невского проспекта в 2000-х годах. Это сейчас вход в дом расположен ниже проезжей части. А при жизни Пушкина сюда надо было подняться по трём ступенькам. Вот их и нашёл хозяин кафе, когда был снят культурный слой. Он, помня о легенде, согласно которой в находившееся здесь заведение поэт пришёл перед дуэлью, понял, что это последние ступени по которым шёл Пушкин самостоятельно. На Мойку 12 его смертельно раненого уже несли на руках. Поэтому хозяин кафе и решил таким вот образом сохранить для потомков эту последнюю помнящую Пушкина петербургскую ступень.

Вид на Мойку с Зелёного моста
Вид на Мойку с Зелёного моста

Теперь остановимся на Зелёном мосту. Отсюда открывается вид на типичный для центра Петербурга пейзаж – вода и гранит, плотная застройка набережных. С этой же стороны дома Котоминых висит вывеска «Вольф и Беранже». Она принадлежит той самой кондитерской, в которую пришёл Пушкин перед дуэлью с Дантесом. Здесь он встретился со своим секундантом Константином Данзасом и на санях поехал на Чёрную Речку.

Этот многим известный со школьной скамьи факт, кстати, может быть и не факт. Среди авторитетных историков существует мнение, что история с кондитерской была придумана Данзасом на допросе, дабы «отмазаться» от наказания за участие в дуэли. Якобы, здесь Александр Сергеевич застал его случайно и упросил быть с ним на Чёрной Речке. Но на самом деле Данзас обо всём знал заранее, и им совершенно необязательно было здесь пересекаться.

Кстати, заведение на углу Мойки и Невского в доме Котоминых трагически связано не только с Пушкиным. К 1896 году здесь работал ресторан Лернера. Сюда, после одного из концертов, пришёл на ужин Пётр Ильич Чайковский. Спустя всего несколько дней он заболел и умер. Официальная версия – умер от ходившей тогда по Петербургу холеры.

По городу тогда ходили слухи, что знаменитого композитора здесь отравили. Якобы, он попросил стакан кипячёной воды. Ему сказали, что таковой нет, есть простая. Выпив простой, Чайковский и заразился смертельной болезнью. Впрочем, эту историю опровергает брал Петра Ильича Модест, который был с ним на ужине в ресторане Лернера и в деталях всё помнивший.

Голландская церковь

Невский пр. 20. Голландская церковь
Невский пр. 20. Голландская церковь

В чём точно не приходится сомневаться, так это в том, что соперником по дуэли с Александром Сергеевичем Пушкиным был Дантес, который в 1833 году поселился в доме №20 – доме Голландской церкви (9). На храм это здание отсюда с Зелёного моста ну совсем не похоже. Только когда мы перейдём на другую сторону Невского проспекта, увидим купол над портиком в центре здания. Голландцы встроили свой главный петербургский храм буквально в доходный дом, максимально используя полезную площадь участка для извлечения из него прибыли.

Барон Геккерн и Дантес
Барон Геккерн и Дантес

Как только это здание было введено в строй, здесь поселился голландский посол барон Геккерн со своим приёмным сыном Жоржем Дантесом. Не секретом для петербуржцев были определённые нетрадиционные отношения между ними. Это особенно бесило Пушкина, за сестрой жены которого ухаживал Дантес. А уж когда состоялась их свадьба…

Давайте перейдём через набережную Мойки. И сразу спустимся по лестнице в подвальное помещение дома №20, где работает ресторан. Обратите внимание на сводчатые потолки при входе в ресторанный зал. Такие своды типичны для XVIII века, тогда как Голландская церковь перестраивалась в XIX столетии. Очевидно, что фундаменты, части стен стоявшего здесь ранее дома были использованы, включены в новую постройку. А стоял тут аж с 1715 года первый на Невском проспекте каменный (то есть кирпичный) дом француза Дюпре, у которого квартировался архитектор Леблон. Вот эти то самые первые кирпичные своды на Невском мы здесь и видим.

Строгановский дворец

Невский пр. 17. Строгановский дворец
Невский пр. 17. Строгановский дворец

Через дорогу напротив Голландской церкви стоит Строгановский дворец (11). Это одно из самых старых зданий на Невском проспекте. Строилось оно с 1752 по 1754 год по проекту придворного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Несмотря на то, что этот итальянский зодчий работал на царскую семью, для барона Сергея Григорьевича Строганова было сделано исключение. Его семья была очень богата, так как владела соляными приисками. А соль в то время была единственным консервантом, так что была нужна в каждом хозяйстве.

Танцевальный зал Строгановского дворца
Танцевальный зал Строгановского дворца

Обратите внимание на фасад дворца со стороны Мойки. Именно за этими окнами находится танцевальный зал – единственный оригинальный парадный расстрелиевский интерьер, дошедший до нашего времени. Одни помещения со временем переделывались из-за новых веяний моды, другие страдали от пожаров или бесхозяйственности. А вот этот зал уцелел.

Виртуальная панорама танцевального зала: https://virtual.rusmuseumvrm.ru/.../pano.php?onstart=loadpano(hotspots/8.xml)

Под окнами второго этажа со стороны Невского проспекта находятся медальоны с барельефами, изображающими голову мужчины. Кто это точно не известно. Возможно, что это портрет Сергея Григорьевича Строганова. Или автопортрет самого Растрелли.

Семья Строгановых славилась тем, что много жертвовала на благотворительность. Во дворе Строгановского дворца раз в неделю устраивались открытые обеды, которые совершенно бесплатно мог посетить любой желающий. На деньги Строгановых строились храмы. В частности, Казанский собор на Невском проспекте, до которого скоро мы дойдём.

Строгановский дворец с 1992 года работает в качестве филиала Государственного Русского музея. Здесь восстановлены почти все парадные интерьеры. Их можно увидеть во время экскурсии, которую я рекомендую посетить.

Так как мы находимся на чётной стороне Невского проспекта, для входа в Строгановский дворец надо пересечь дорогу. Ближайший пешеходный переход расположен на углу Невского и Большой Конюшенной улицы.

Невский пр. 21. Дом Мертенса
Невский пр. 21. Дом Мертенса

Когда вы окажетесь у перехода, поднимите голову выше, обратите внимание на надпись «Дом Мертенса» на доме №21 (10). Этот дом был построен в 1911-1912 годах по заказу владельца меховой фабрики господина Мертенса, работавшей здесь же в дворовых корпусах. Лицевой корпус являлся её фирменным магазином.

Относительно заказчика строительства и вывески на фасаде здания существует анекдот. Согласно ему, хозяин меховой фабрики любил кутить в ресторанах на Большой Конюшенной улице. Доводил он себя до такого состояния, при котором его друзьям приходилось приводить товарища домой в беспамятстве. Вот для того, чтобы господин Мертенс всегда знал куда ему идти, и была заказана надпись на доме в створе Большой Конюшенной улицы.

    Режим работы музея в Строгановском дворце
  • Понедельник, среда, пятница, суббота: 10:00 – 18:00
  • Четверг: 13:00 – 21:00
  • Воскресенье: 10:00 – 21:00
  • Вторник: выходной
    Цена билетов в Строгановском дворце для граждан РФ, республики Беларусь, Казахстана и Киргизстана. 2020 год:
  • Взрослые посетители: 350 рублей
  • Школьники старше 16 лет, студенты, пенсионеры: 170 рублей
  • Дети до 16 лет, многодетные семьи: бесплатно

Для владельцев единой карты петербуржца действует скидка 5% от стоимости билета.

    Цена билетов в Строгановском дворце для иностранцев, 2020 год:
  • Взрослые посетители: 500 рублей
  • Школьники старше 16 лет, студенты, пенсионеры: 250 рублей
    Цена билетов с экскурсионным обслуживанием:
  • Взрослые посетители: 500 рублей
  • Школьники, студенты, пенсионеры и инвалиды: 250 рублей
    Время начало экскурсий для одиночных посетителей:
  • Понедельник, среда, пятница: 12:00, 14:00, 16:00, 18:00, 19:00
  • Четверг: 14:00, 16:00, 18:00, 20:00
  • Суббота, воскресенье: каждый час с 12:00 до 19:00

Также вы можете заказать индивидуальную экскурсию по Строгановскому дворцу. Для группы до пяти человек её стоимость составит 3500 рублей. Продолжительность - 1,5 часа. О такой экскурсии надо договариваться по телефону +7 812 314-34-48. При наличии свободного гида экскурсия может быть организована в день обращения.

Виртуальный тур по Строгановскому дворцу: https://virtual.rusmuseumvrm.ru/strog_palace/

В арке Строгановского дворца со стороны Невского проспекта находится вход в магазин «Музей шоколада». Здесь можно приобрести фигурки из шоколада, выполненные в виде петербургских достопримечательностей. Употреблять их в пищу рекомендуется только в течение полугода после изготовления. После они становятся простым сувениром.

Невский пр. 23
Невский пр. 23

От Строгановского дворца пойдём дальше по Невскому проспекту, мимо дома Мертенса. На доме №23 вы заметите старую вывеску «Салон Буре». В XIX веке здесь работал магазин про продаже часов «Павел Буре». Любители хоккея, которые помнят звезду российского хоккея 90-х годов Павла Буре, должны удивиться такому совпадению. Но это не совпадение. Прапрадед хоккеиста Максимилиан Буре был родным братом владельца магазина часов. Такое обстоятельство дополняет фирменный магазин хоккейного клуба «СКА», работающий в доме №23 в настоящее время.

Дома немецкой церкви

Немецкая протестантская церковь святого Петра
Немецкая протестантская церковь святого Петра

На другой стороне Невского проспекта чуть в глубине видно здание немецкой протестантской церкви святого Петра (12). В дореволюционном Петербурге жило очень много переселенцев из немецких земель. Это был их главный храм. За ним находится одно из старейших школьных зданий Петербурга – школа №222, известная как «Петришуле». Сама же церковь в советское время была переоборудована под бассейн. В конце XX века здание было возвращено прихожанам.

Александр Филиппович Смирдин
Александр Филиппович Смирдин

Немецкая церковь стоит в глубине между домами №22 и 24. В левом из них (13) в 1832 году открылась книжная лавка Александра Филипповича Смирдина. Его магазин был одним из самых известных в Петербурге. Многие писатели современники Смирдина водили с ним знакомство, были частыми гостями Александра Филипповича. Он был человеком весьма широкой души. Платил писателям огромные гонорары. Так Пушкин получал от Смирдина за каждую строку аж по червонцу! Вообще, среди дворян считалось постыдным получать деньги за своё творчество. Пушкин возражал: "Не продаётся вдохновенье. Но можно рукопись продать!". Он стал по сути первым профессиональным русским писателем, который регулярно получал за свои рукописи щедрые гонорары.

Новоселье «Лавки Смирдина»
Новоселье «Лавки Смирдина»

Крылову Смирдиным было выплачено 40 000 рублей ассигнациями за право издать сборник его басен. Выпущено было 44 000 экземпляров. Продавались они в лавке Смирдина не по обычной цене для таких книг - 15 рублей, а всего по 4 рубля, что обеспечило им большой спрос. Расточительство Смирдина не прошло для него даром. Он разорился, последние годы жизни проведя в нищете.

В доме №24 (14) в 1841 году было открыто первое в России кафе "Доминик", просуществовавшее здесь вплоть до 1917 года.

Оба церковных дома изначально имели только три этажа. Такая высота позволяла видеть башни немецкого храма издалека, они были выше соседних зданий. Руководство причта неоднократно получало предложения об их надстройке и выгодной аренде. В начале XX века "бабло победило архитектуру", оба дома подросли до пяти этажей.

Двор бизнес-центра «Невский Атриум»
Двор бизнес-центра «Невский Атриум»

Дом №25 (15) находится на углу Невского проспекта и Казанской улицы. Строился он для причта Казанского собора. В 1990-х годах здание реконструировалось. Тогда здесь появился очень уютный, симпатичный двор-атриум, на который я рекомендую взглянуть. Для этого нужно пройти через вход бизнес-центра «Атриум», который находится со стороны Казанской улицы.

Дом №26 (16) интересен тем, что здесь в 1882-1891 годах работала первая в России телефонная станция.

Дом Зингера (Дом книги)

Невский пр. 28. Дом Зингера (Дом книги)
Невский пр. 28. Дом Зингера (Дом книги)

Дом №28 (17) отличается изысканным фасадом в стиле модерн. Как понятно из его названия, заказчиком строительства этого дома стала всемирно известная фирма Зингер, чьи швейные машинки были в то время обязательным атрибутом большинства хозяек.

Руководство компании желало построить в столице России самое высокое здание, которое стало бы для них отличной рекламой. Перед этим компания Зингер построила небоскрёб в Нью-Йорке, который некоторое время являлся там самым высоким зданием. Но в Петербурге работал высотный регламент, который ограничивал высоту общественных зданий 24 саженями – высотой Зимнего дворца. В то время нарушить высотный регламент, или пролоббировать в нём нужное изменение было, в отличие от нынешнего времени, невозможно.

Чтобы хоть как-то найти компромисс, представители компании «Зингер» обратились к петербургскому зодчему Павлу Юльевичу Сюзору, у которого были связи среди профильных чиновников. Сюзор переработал проект американского архитектора Эрнста Флагга. Фасад в целом остался прежним. Но угол дома Зингера стал акцентирован высокой вычурной башней с глобусом, олицетворяющим всемирный масштаб деятельности фирмы. Кроме того, над шестым этажом появился мансардный этаж, в котором поместились не технические службы, а полноценные офисы.

Дом компании Зингер, построенный в 1904-1906 годах, встретил неоднозначную реакцию архитектурных критиков. Многим не понравилось появление в центре города напротив классического Казанского собора такого заметного здания с современным фасадом. Однако, спустя много десятилетий, диссонанса мы уже не замечаем, а только восхищаемся его видом.

В 1919 году здесь был открыт самый крупный в России книжный универмаг. С той поры здание получило второе название – Дом книги. И сейчас книжный магазин занимает здесь три этажа. А помещения выше, в том числе прямо под куполом, занимает офис социальной сети Вконтакте.

Казанский собор

Казанский собор
Казанский собор

За домом №25 к Невскому проспекту протягивает свои знаменитые колоннады Казанский кафедральный собор (18). Он является действующим храмом, посещение которого я рекомендую не только верующим, но и простым туристам-атеистам. Дело в том, что собор Казанской иконы божией матери является мемориальным храмом, посвящённым Отечественной войне 1812 года. В нём находится могила великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова.

Вообще, здесь, на этом участке Невского проспекта с 1730-х годов существовал другой храм – церковь Рождества богородицы. Она была чем-то похожа на Петропавловский собор. Её высокая колокольня была заметной доминантой Невского проспекта.

Павел I принял решение о её сносе и строительстве на этом месте нового храма, напоминающего собор святого Петра в Риме. По задумке императора, Казанский собор должен был стать главным православным храмом. Делать его копией, пусть и не точной, главного католического храма – это был настоящий вызов православной общественности. Вероятно, такое решение было продиктовано желанием Павла I объединить разные христианские конфессии.

Казанский собор возводился с 1801 по 1811 год. Его архитектором стал русский зодчий Андрей Никифорович Воронихин, бывший крепостной графа Александра Сергеевича Строганова, обитателя Строгановского дворца на Невском. Граф Строганов возглавлял строительную комиссию, жертвовал свои собственные деньги на стройку. Именно по его протекции Воронихин был выбран главным архитектором. Против этого выступали многие дворяне, считавшие, что простолюдин, бывший крепостной не достоин такой чести. Но понимание воронихинского таланта Строгановым совпало с желанием Павла I поступить по своему, не так как этого требует элита.

Воронихин создал Казанский собор отнюдь не копией ватиканского храма. Если там перед собором находится замкнутая колоннада вокруг круглой площади, то здесь архитектор объединил здание с Невским проспектом, создав полукружие из колонн. Боковые арки позволяют участвовать в этом градостроительном ансамбле Казанской улице и набережной канала Грибоедова, которые проходят под ними.

К аркам прислонены пустые постаменты. Сюда по задумке Воронихина должны были быть установлены фигуры архангелов Гавриила и Михаила. Их создание в камне затянулось, поэтому сюда поначалу поставили фигуры из известняка. Но как известно, ничего не бывает более постоянным чем временное. Новые фигуры так и не создали. А гипсовые не выдержали влажного петербургского климата, их пришлось убрать.

Памятник М. И. Кутузову
Памятник М. И. Кутузову

К 25-летию Отечественной войны в 1837 году рядом с Казанским собором были установлены памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Их автор скульптор Михаил Козловский. Это первые памятники в Петербурге, которые показывают исторических личностей такими, какими они были при жизни. До этого было принято изображать персонажей только аллегорически. Например, памятник Суворову выполнен в виде бога войны Марса. «Медный всадник» от Петра I имеет лишь голову, тогда как одет он в одежду, в которой император никогда не мог быть. А здесь перед Казанским собором полководцы выполнены с точным портретным сходством, в своих парадных мундирах.

Причт Казанского собора просил Павла I устроить здесь отдельно стоящую колокольню, что требовала православная традиция. Но Павел отказал в этом, так как таковой нет в Ватикане. Звонница разместилась на крыше арки над Казанской улицей. Разглядеть её с улицы весьма затруднительно, так что она олицетворяет пословицу "Слышу звон, да не знаю где он".

Православная традиция требовала также и того, чтобы вход в храм был с запада, а алтарь с востока. Но в таком случае, и площадь перед Казанским собором должна была появиться с запада, на Казанской улице, а не на Невском проспекте. Воронихин решил эту проблему. Он создал сразу две площади и два входа.

Площадь со стороны Невского проспекта названа Казанской. Когда-то это было пустое пространство, которое во второй половине XIX века стало часто использоваться в качестве места для политических демонстраций. Дабы усложнить жизнь митингующим, руководство города устроило здесь сквер с фонтаном. Впрочем, митинги напротив Казанского всё равно не прекращались.

Войдём в Казанский собор со стороны Казанской площади. Интерьер впечатляет своими масштабами. Главная святыня храма Казанская икона божией матери находится слева от главного иконостаса. К ней всегда стоит очередь.

Иконостас Казанского собора и очередь к Казанской иконе
Иконостас Казанского собора и очередь к Казанской иконе

Иконостас Казанского собора выглядит не так, как его задумывал Воронихин. Заметьте, что полукруглое навершие иконостаса закрывает часть росписи потолка. Так конечно не должно быть. Дело в том, что родной воронихинский иконостас был ниже. Но он просуществовал в Казанском соборе не долго. Его заменили новым, на который казаки атамана Платова пожертвовали серебро, отвоёванное у французов, которые в свою очередь было награблено ими в ходе войны.

В советское время серебряный иконостас был отправлен на переплавку, металл был продан. В храме был открыт музей истории религии и атеизма. А в 1990-х годах, когда собор был возвращён верующим, было решено воссоздать иконостас не по проекту Воронихина, а другой, который просуществовал здесь большее время.

Могила М. И. Кутузова
Могила М. И. Кутузова

Если стоять спиной к иконостасу, то по правую руку вы увидите могилу великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Рядом с ней висят копии ключей от городов, взятых русской армией в войне с Наполеоном.

Ограда Воронихинского сквера
Ограда Воронихинского сквера

Выйти из храма я предлагаю через двери напротив главного иконостаса. Мы окажемся у второй площади, с западной стороны Казанского собора. Она в середине XIX века превратилась в сквер. Воронихинский сквер украшен одной из самых, на мой взгляд, красивых оград в Петербурге. Обязательно зайдите сюда и полюбуйтесь этой оградой.

В процессе строительства Казанского собора Андрей Воронихин задумал создать полукруглую колоннаду и с противоположной стороны здания. Он даже составил соответствующий проект. Но для этого нужно было бы выкупить несколько участков у частных лиц, денег на что из-за подготовки к войне с Францией не было. В общем-то, в 1811 году строительство Казанского собора не было завершено, а только приостановлено. Но продолжить его так и не довелось. Можно себе представить, каким грандиозным был бы главный петербургский храм, если бы колоннады у него были две. Но и с одной он производит достойное впечатление.

Торговый центр "Тщеславие"

Торговый центр «Vanity Opera»
Торговый центр «Vanity Opera»

За Воронихинским сквером на Казанской улице находится торговый центр, закладка которого была приурочена к 300-летию Санкт-Петербурга. Многие считают, что его современный облик входит в противоречие с классическим фасадом Казанского собора. Впрочем, стеклянный фасад лишает здание собственного лица, не оттеняя собой знаменитый храм. Части фасада, которые всё-таки надо было облицовывать камнем, покрыты иранским травертином. Этот материал максимально похож на пудостский известняк, которым покрыт Казанский собор. К сожалению, использовать точно такой же известняк сейчас нет возможности, так как карьеры давно затоплены, а вода изменила характеристики камня.

Этот торговый центр носит название "Vanity Opera". Когда-то его якорным арендатором была сеть модных бутиков "Vanity", название которой с английского языка переводится как "тщеславие". И действительно, открывшийся в начале 1990-х годов бизнес обслуживал элиту Санкт-Петербурга, позволяя ей покупать здесь на родине одежду всемирно известных брендов Prada, Dior, Dolce & Gabbana и других.

Людмила Ануфриева
Людмила Ануфриева

Магазин на Казанской хозяйка "тщеславия" Людмила Ануфриева рассматривала как главный в сети, вложила сюда огромные деньги, взятые в кредит. Практически сразу после открытия к ней пришёл один из банкиров и потребовал 8 000 000 евро вернуть буквально на следующий день. Конечно, в обороте фирмы таких средств не было. В результате сеть обанкротилась, её буквально "отжали" у основателя. Людмила Ануфриева тогда была "в положении". Проблемы в бизнесе, обнаруженная у неё тогда же серьёзная болезнь, потеря ребёнка - всё это не сломило женщину, у которой очевидно, очень сильный характер. Болезнь она победила. Живёт она теперь в Милане, работая местным модным консультантом у наших соотечественников.

На крыше торгового центра работает ресторан сети «Ginza» с впечатляющим панорамным видом на окрестности храма. Если ваш бюджет позволяет посетить сие заведение, то советую сделать это.

Банковский мост

Банковский мост
Банковский мост

Пройдём за Казанским собором до канала Грибоедова. Посмотрите направо, в сторону от Невского проспекта. Наш взгляд упирается в поворот набережной и Банковский мост, украшенный фигурами львов с золотыми крыльями. Они давно стали одним из символов Петербурга.

Можно проследить логическую связь между грифонами и местом их нахождения. Рядом с Банковским мостом находится здание, которое было построено в 1783-1790 годах по проекту Джакомо Кваренги для Ассигнационного банка. Здесь на берегу Екатерининского (ныне Грибоедова) канала находилось хранилище денег. Согласно древним мифам пещеры с сокровищами охраняли как раз таки грифоны.

В бывшем Ассигнационном банке теперь работает Санкт-Петербургский Государственный Экономический университет (ФИНЭК). Среди студентов ходит анекдот, согласно которому если по мосту пройдёт пятикурсница-девственница, то либо разрушится мост, либо грифоны улетят. Но мост до сих пор стоит, а грифоны сидят на своём месте...

Здесь мы завершим первую часть прогулки по Невскому проспекту.

Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"