Фейерверки и салюты в Санкт-Петербурге

Каких только нововведений не придумал Пётр I! При нём поменялась мода на одежду, мужчины начали брить бороды. Поменялось летоисчисление, введён новый алфавит. Появились и новые развлечения. Пётр стал проводить ассамблеи. Праздники же стали сопровождаться потешными огнями – фейерверками.

Строго говоря, первый фейерверк в России состоялся ещё 1674 году в Устюге. Но тогда, при царе Алексее Михайловиче, это был только первый опыт завезённого из Голландии развлечения. Сын же царя Пётр "загорелся" такой потехой так, что ввёл это в традицию. Свою любовь к огню Пётр I настойчиво прививал соотечественникам. Искусство фейерверков, до того развивавшееся веками в Азии и Европе, стремительно получало развитие в петровской России, а особенно часто стали устраивать фейерверки в Санкт-Петербурге.

Основатель Петербурга сам лично занимался изготовлением фейерверков. В Центральном государственном архиве сохранились записи императора о том, как снаряжать «бураки», «светящиеся ядра», делать составы «белого и синего огней». В его делах хранится рукописная книга «Известное описание, выбранное из лучших авторов или творцов, как к потешным, также и воинским фейерверкам различные составы сочинять».

Генерал Гордон писал, что Петр «на масленице непременно спускал блестящие фейерверки, которые всегда сам устраивал собственными руками, изготовляя на Потешном дворе ракеты, звезды, колеса, шутихи, огненные картины».

Первой специализированной организацией, занимавшейся устройством фейерверков в Петербурге стала особая бомбардирская рота Преображенского полка, к которому был приписан и сам Пётр I. Эти бомбардиры подчинялись артиллерийскому ведомству, которое возглавлял шотландец Яков Брюс. Он же возглавлял строительство Охтинских пороховых заводов, на которых потом изготавливались русские фейерверки.

Искусство «потешных огней» получило основательную научную и производственную базу. Этим вопросом активно занималась Российская Академия наук. Причём и после Петра I академики продолжали свои изыскания. Любовь к огненным забавам была присуща не только основателю Петербурга, но и другим императорам.

При императрице Анне Иоанновне на стрелке Васильевского острова был создан даже целый "театр фейерверков", представляющий из себя специальный помост для запуска огненных спектаклей.

Фейерверк в честь Анны Иоанновны
Фейерверк в честь Анны Иоанновны

К устройству иллюминаций и к сочинению программ фейерверков привлекались не только учёные из Академии наук, но и архитекторы, живописцы, скульпторы и множество мастеров разных специальностей. В 1730-х годах оформлением петергофских иллюминаций занимался архитектор Михаил Земцов, художники Л. Каравак, И. Вишняков, Л. Гаврилов, М. Негрубов, Л. Федоров.

Большую любовь к фейерверкам Пётр I привил своей дочери Елизавете. Она, будучи на троне, продолжала развивать искусство потешных огней, являясь постоянным заказчиком фейерверков. При ней к разработке новых огненных технологий, а также к организации петербургских фейерверков был привлечён М. В. Ломоносов.

В елизаветинскую эпоху характерным для фейерверочных спектаклей и иллюминаций стало создание образов садов. На гравюрах, запечатлевших эти зрелища, воспроизведены перголы, аллеи, парковые дорожки, павильоны, фонтаны и другие парковые сооружения, создаваемые огнями. Именно виды парков формировали образ «страны блаженства», расцветающей под мудрым управлением дочери Петра.

Впечатляющий фейерверк состоялся 1 января 1756 года. Огненную композицию выполнили в виде храма: «по обе стороны храма четыре части света взирают с удивлением и почтением на оный храм и на стоящую перед ним Россию, а именно… Европа, на белом тельце сидящая, в веселом образе, изъявляющем желание ея к снисканию у России дружества. Азия… подносит восточные свои сокровища; по другую сторону Америка с открытым до половины лицом, стоящая на одном колене. Африка, показывающая на себе вид превеликого удивления». В 1758 году в Петербурге было представлено три больших фейерверка.

Относительно любви Екатерины II к фейерверкам существуют разные мнения. Одни исследователи считают, что она была к ним не столь страстна. Большие государственные зрелища при Екатерине II становились редкостью. Пышное декоративное искусство фейерверков постепенно угасало. Переход от эпохи к барокко к классицизму, от регулярных парков к пейзажным, отказ от «насилия воды» (фонтанов) – всё это было в одном русле с отказом и от рукотворных огненных фонтанов.

Но другие историки указывают на то, что во время коронации Екатерины II в 1762 году состоялся большой фейерверк в Москве. В 1772 году в Царском селе явилась вдруг «страшная огнедышащая гора, с текущею в нее огненной рекою». А в 1775 году на Ходынке в Москве по случаю заключенного с Турцией мира дано огненное представление. Затем был выстроен «великолепный и разновидный павильон», составленный из 42 тысяч ракет!

Сопровождаемые иллюминацией и фейерверком праздники продолжали удивлять, в том числе и иностранцев. Например английский путешественник Натаниэль Уильям Рэксоль, первый посетивший Россию в «гранд-туре», в 1774 году писал: «иллюминации и фейерверки в Петергофе превосходили все, которые я до сих пор видывал. В устройстве иллюминаций, как и фейерверков всевозможных родов, русские перещеголяли все европейские народы». В 1850 году бенгальские огни и «букеты» устраивал в Петергофе полковник Константин Иванович Константинов, талантливый военный инженер, ученый и изобретатель. В следующем году за устройство бенгальских огней был награжден Макар Федосеевич Шишко, талантливый химик и пиротехник, который «обладал забытым даром елизаветинской эпохи — устраивать фейерверки».

В советское время вновь изменилась мода проведения государственных праздников. Иллюминация окончательно стала электрической. Фейерверки превратились в большие салюты. Начало традиции давать артиллерийский салют относят к 5 августа 1943 года, когда у фашистов были отвоёваны Белгород и Орёл. Но тогда это событие состоялось в Москве. А в Ленинграде первый артиллерийский салют был дан 27 января 1944 года в честь полного освобождения города от блокады. Из частных традиций можно вспомнить разве что бенгальские огни - обязательный новогодний атрибут.

Салют в Ленинграде 27 января 1944 года

Постсоветская эпоха соединила как государственную традицию салютов, так и дореволюционную моду на частные фейерверки. В Петербурге теперь можно посмотреть на салют не только в день Победы 9 мая. Особенно грандиозным зрелищем является праздник «Алые паруса», который обязательно сопровождается огненными спецэффектами. Сами же петербуржцы активно запускают салюты в новогоднюю ночь и на дни рождения. Особенно популярен заказ фейерверков на свадьбу.

Александр Чернега
Член правления санкт-петербургского союза краеведов,
автор сайта "Прогулки по Петербургу"